Источник

Кахетия

Кахетия в древности состояла из трех частей: собственно, Кахетии, Кухетии и Геретии. Эти географические термины известны были арабам в X в. и армянским историкам XI в. Страбон называет Кахетию частью Албании, обнимающей Дагестан и Ширван. Свое название Кахетия получила от Кахоса, мифического родоначальника этой страны. До утверждения в Грузии единодержавия, Кахетия была связана с грузинскою Сомхетией, называемой у армян Гугар (Гугарен – Страбона). Эту часть Иверии грузинские летописцы называют иногда Хунани, Ташири. По словам «Картлис-Цховреба» (груз. летописи), цари таширские были из армян и случалось, что они владели и всею Кахетией. Поэтому сомхетцы иногда именовались кахетинцами. Биограф св. Гоброна епископ Стефан времен Адарнаса Куропалата (881–923 г.) сообщает, что в Ташири была распространена армянская вера, которая переходила и в ту часть Кахетии, которая тогда называлась Камбечовани, а ныне Кизики (Сигнахский уезд Тифлисск. губ.). Об отделении в религиозном отношении этой провинции от Грузин повествует в X в. католикос Арсений в сочинении «О разделении Карталинии и Сомхетии» (Грузии и Армении). Автор начинает историю раскола со времен Халкидонского собора и переходит к попыткам к соединению грузин и армян на нескольких соборах: два в Двине, один в Карну (Карсе), но усилия примирить грузинскую церковь с армянскою оказались тщетными. При Нерсе Ишханели, – продолжает Арсений, – правитель Сомхетии отправился к кавказским горцам, но поспешно вернулся обратно, так как горцы-язычники не приняли его. Тогда он переселился в Камбечовани и водворился в небольшом ущелье, именуемом Сомхетским ущельем, и многих увлек своим учением, заразив страну «плевелами ереси». Кахетия в политическом отношении живет отдельно с VIII в. до начала XI в., когда царь Баграт III (1014–1027 г.) присоединяет к владениям грузино-абхазского царства. Первый правитель Кахетии Григорий (787–827 г.), как и его преемники Ваче и Квирике, именуются (наместниками царя) корикозами. При Квирике II г. Телав в XI в. становится столицей. Последним правителем Кахетии был Агсартан II (1102–1105 г.), при котором Геретия, часть Кахетии, окончательно присоединена к грузинскому царству Давида Возобновителя. При этом царе (1089–1125 г.) в Кахетии организуется высшая школа в Икалто, которою руководит царский духовник католикос Арсений. Но в XV в. Грузия разбилась на четыре самостоятельные царства, из которых одно составила Кахетия. Здесь воцарился Давид, сын Александра (1413–1442 г.). Объединение Карталинского и Кахетинского царств произошло лишь при Ираклие II во второй половине XVIII в. В течение четырехвекового самостоятельного существования Кахетия подверглась неоднократному разорению со стороны персов, уничтожавших, с благосостоянием народа, и его святыни. Шах Аббас в XVII в. разгромил Давидо-Гареджийскую пустынь, основанную в VI в. св. Давидом. Пустынь эта служила центром духовного просвещения Грузии. Немало ценных памятников переписано здесь. Кроме этой пустыни здесь приобрели известность: пустынь Иоанно-Крестительская, монастырь св. Нины в Бодбе, где покоятся останки просветительницы Грузии, Шуамтийский монастырь, Хирский монастырь св. Стефана, из 13 сирийских отцов, Алавердский собор с его знаменитым евангелием XI в., собор Самеба, святитель которого Иосиф Самебели в XVIII в., переселившись в Россию, был епископом Новгородским и принимал участие в печатании грузинских богослужебных книг. По всей Кахетии видны остатки старинных величественных памятников (Непреси, Ниноцлаинда, Рустави, Греми, Логодехи, Телав и др.), уцелевших от разорения лезгин, терзавших эту область в течение XVIII в. Из митрополитов Непресских приобрел известность Амвросий, знаменитый проповедник, а из Бодбийских – Иоанн. Кахетия входила в юрисдикцию карталино-кахетинского католикоса. В настоящее время экзарх Грузии носит звание архиепископа Карталинского и Кахетинского.

[См. и у Брокгауза и Ефрона в «Энц. Словаре» полут. ХХѴIII, стр. 804–805, статью кн. В.И. Масальского и проф. А.А. Цагарели].

А. Хаханов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle