Источник

Иакинф (Яцек) Одровонж

Иакинф (Яцек) Одровонж, доминиканец, происходил из старинной и знатной польской фамилии Одровонжей, вышедшей по преданию из Моравии; родился в 1183 г. в селе Камень, принадлежащем к Опольскому княжеству, к епархии Врацлавской. Родители дали сыну приличное его положению образование: по окончании домашнего обучения, для завершения последнего они отправили молодого Иакинфа в Прагу, откуда тот возвратился со степенью доктора utriusque juris. Ученость и набожность молодого доктора побудили его дядю, краковского кафедрального каноника, склонять его к принятию духовного сана. И действительно, вскоре Иакинф был принят Краковским епископом Викентием Кодлубеком в число своих каноников. В 1218 г. Иакинф был в Риме. Здесь он встретился с Домиником, только что получившим от папы Гонория III утверждение ордена. Для пылкого и впечатлительного Иакинфа достаточно было одного знакомства с человеком такого сильного характера и восторженного настроения, как Доминик, чтобы увлечься им. Иакинф поступает в орден и возвращается в Польшу, пылая ревностью распространять орден и осуществлять миссионерские его цели. Еще на пути в Польшу Иакинф успел проявить свою орденскую ревность. В Каринтии в городе Фризане своею проповедью он так привлек к себе жителей, что успел учредить в городе доминиканский конвент с костелом. По возвращении в Краков Иакинф основал в 1220 г. доминиканский монастырь, собрал многочисленную братию, для которой стал образцом подвижничества. Иакинф неутомимо проповедовал, обучал неверующих, исповедовал кающихся, помогал бедным, посещал больных, утешал скорбящих, предавался подвигам поста и молитвы. Слава об Иакинфе распространилась далеко за пределы Польши. Благодаря его трудам в 1228 г. была открыта польская провинция доминиканского ордена. Иакинф был провозглашен «провинциалом» ордена, но скоро отказался от этой должности, чтобы идти на Русь и в другие восточные страны и так осуществить заповедь Доминика – о проповеди народам.

По рассказам историков ордена. Иакинф миссионерствовал в Пруссии, Литве, в Дании, Швеции, Норвегии и особенно на Руси – в Галиции, в Киеве и т.д., почему его называют даже апостолом римского католичества на Руси. На Руси, по сообщениям историков ордена, Иакинф был дважды, доходил со своею проповедью до Тавриды и на восток до Пекина. В Киеве жил при князе Владимире Рюриковиче, яко бы исцелил его дочь, лишенную зрения, и настолько приобрел расположение князя, что тот разрешил ему построить свой монастырь, дозволил проповедовать католическое учение и будто бы сам поклялся в унии с Римом, в унии же крестил и сына своего Станислава (Окольский и др.). Иакинф пробыл в Киеве до нашествия татар, от которых спасся, чудесно удалившись со своими учениками из Киева. Разрушение Киева он описал потом папе. Но более тщательное исследование памятников не подтверждает этих рассказов. Согласно свидетельству польского историка Длугоша, булл папы Григория IX и др. памятников несомненно, что доминиканская миссия существовала и действовала в Галиции, в Киеве и т. д. Может быть даже, что во главе ее стоял сам Иакинф, которого можно признать инициатором доминиканской миссии на Руси, так как его ученики шли на Русь с пропагандою католичества. Но успеха эта миссия не имела. Правда, при упомянутом выше князе Владимире был в Киеве конвент доминиканцев при церкви св. Марии с приором Мартином Сандомирским во главе, но по свидетельству Длугоша (VI кн. его истор.) в 1233 г. Владимир изгнал доминиканцев из Киева, боясь вреда православию от их пропаганды. Сам князь, всегда до самой смерти изображался летописцами, как ревнитель православия и противник унии. Нашествия татар Иакинф также не мог застать, поскольку если и был в Киеве, то лишь до 1233 г.

Последние годы своей жизни Иакинф провел в Кракове, где он умер в 1257 г. со словами увещания о любви к братьям. Вскоре после смерти явилась мысль о его канонизации, но формальный процесс канонизации начался лишь с двадцатых годов XVI ст. при папе Льве X, в целях противодействия распространению в Польше протестантва; лишь в 1594 г. папа Климент VIII определил канонизовать Иакинфа. Память его католическою церковью празднуется 16 авг.

Бор. Груздев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle