Источник

Иисус (Иешу) Столпник

Иисус (Иешу) Столпник. – С именем Иисуса Столпника известна одна небольшая по объему, но замечательная по содержанию сирийская хроника начала VI в. Она написана в форме послания к какому-то архимандриту Сергию и содержит в себе рассказ о бедствиях, постигших восточный диоцез и главным образом город Едессу между 495 и 507 годами нашей эры. Основною темой служит греко-персидская война при Анастасии и Каваде; в длинную цепь военных известий вплетены сообщения о разных физических бедствиях в виде голода, мора, землетрясений и проч. В церковно-историческом отношении хроника помогает выяснить ту политическую и общественно-бытовую почву, на которой в ближайшие затем годы развилось монофизитское движение, закончившееся образованием иаковитской церкви. Несмотря на нравоучительную цель рассказа, объективность и литературный вкус автора сближают его произведете больше с новейшими научными работами, чем с тенденциозными и мифическими писаниями того времени. Драгоценны по точности и подробности бытовые его известия: для описания голода он дает подробный список цен для продуктов на рынке Едессы. Хроника Иисусу не принадлежит, и автор ее в действительности остается неизвестным. По-видимому им был один из «профессоров» едесской школы (как это можно заключить из его упоминаний о «братьях школы нашей» и об «ученых») и постоянный житель Едессы. Его догматическое положение различно определялось Ассеманом, Мартэном и Райтом. По-видимому, он не был ни православным, ни монофизитом, так как с равным почитанием относится и к Филоксену иерапольскому – знаменитому вождю монофизитов, и к пострадавшему от них за православие Флавиану патриарху антиохийскому. Вероятно, он принадлежал к числу нейтральных, избегавших мешаться в религиозные споры, чему вполне соответствовала и его политическая бесцветность, которую он обосновал для себя на словах пророка: «Смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть» (Ам.5:13).

Послание к Сергию сохранено нам в приписываемой Дионисию телль-махрскому большой хронике (cod. Vaticanus 162), в состав которой и вошло целиком; отсюда оно впервые было опубликовано в извлечениях Ассеманом в 1 томе его Вibliоtheca Orientalis, потом дважды было издано сполна: сначала аббатом Мартэном (с французским переводом), а затем В. Райтом (с английским переводом), оба раза с именем Иисуса Столпника. Основанием, по которому послание приписывалось Иисусу, была запись в конце его с призванием милости Божией на «мар Иешу Столпника из монастыря Зукнин, который написал сие писание хроники». В 1896 г. парижский ориенталист аббат Но доказал, что хроника Дионисию не принадлежит и что запись в конце послания нужно относить не к посланию, а ко всей хронике. Таким образом И. Столпник является автором не малой хроники – послания, а неправильно приписывавшейся Дионисию всей большой хроники. Эта последняя обнимает собою время от Авраама до 776 г. по р. Хр. и разделяется на 4 части, из которых первая (до Константина В.) издана Тулльбергом в 1850 г., а последняя (от Иустина II до 775 г.) – Шабо в 1895 г.; вторая и третья остаются неизданными. Подлинный И. Столпник жил, таким образом, в конце VIII в.; он был монах Зукнинского монастыря близ Амиды в Месопотамии и, несомненно, монофизит. Его литературная манера, сводящаяся к грубой и неумелой компиляции, обнаруживает в авторе человека достаточно невежественного, но использованный им материал громаден: компиляция И. Столпника сохранила нам несколько утраченных памятников, – мелкие, как послание к Сергию, целиком, а более крупные, как церковную историю Иоанна ефесского, в отрывках.

А. Дьяконов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle