профессор Александр Павлович Лопухин

Иоанникий Руднев митрополит Киевский и Галицкий

Иоанникий Руднев (1822–1900 г.), митрополит Киевский и Галицкий. Сын бедного диакона тульской епархии, м. Иоанникий родился 20 февраля 1826 г. Детство его и первоначальное воспитание в духовных школах тульской епархии прошли среди обстановки скудной материально, но богато исполненной духа церковности и благочестия. «Не роскошною и богатою обстановкой было окружено его детство; много нужд и лишений испытал он в период своего воспитания», – по его буквальному свидетельству. «Еще в детстве от паломников той местности, где родился он и в числе которых была и мать его отца, четыре раза ходившая в Киев на поклонение св. мощам с посохом и с котомкою за плечами, наполненною заготовленными дома сухарями, питался он духом благочестия», – по собственным его словам. Высшее образование м. Иоанникий получил в Киевской Духовной Академии, полный курс которой окончил в 1849 г. первым магистром. Тотчас же по окончании академического курса, он был оставлен на службе при Академии. Но еще раньше оставления при Академии, пред окончанием курса учения, м. Иоанникий, согласно «давнему своему желанию» просил начальство о пострижении его в монашество. 11 октября 1849 г., согласно этому желанию и с разрешения Св. Синода, ректор Киевской Духовной Академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Димитрий (Муретов) сам постриг окончившего курс Академии Иоанна Руднева (мирское имя владыки) в монашество в Киево-Печерской лавре в церкви и пещере преподобного Антония, с наречением ему имени Иоанникия, причем восприемником по монашеству будущего первосвятителя русской церкви был известный подвижник, иеросхимонах Киево-Печерской лавры Парфений. 6 ноября того же года сам приснопамятный Киевский митрополит Филарет рукоположил новопостриженного инока в лаврской церкви святителя Михаила во иеродиакона, а 7 ноября в Феодосиевской дальнепещерной церкви он же посвятил его в иеромонаха. С этого дня и началось редкое служение питомца Киевской Духовной Академии, исполненное разнообразных и великих трудов и заслуг, благословенное от Бога многими добрыми плодами на пользу церкви и отечества. Два периода. – или половины, правда, очень неравные, – можно подмечать в полувековом служении владыки. Первые 15 лет службы своей он посвятил просвещению духовного юношества в качестве наставника и начальника среднего и высших духовно-учебных заведений, а последние 35 лет он служил Церкви Божией в должности епархиального архиерея. В Киевской Духовной Академии, в первый раз, владыка служил в должности наставника (с званием бакалавра, а с 1856 г. профессора), помощника инспектора и инспектора, причем преподавал Свящ. Писание, обличительное богословие и вообще богословские науки. После годичной службы в должности ректора Киевской Духовной Семинарии (1858–1859 г.), владыка снова возвратился под кров родной Академии, в качестве ее ректора, хотя на этот раз служил недолго, менее года. Во время первого своего служения в Киеве м. Иоанникий последовательно проходил также еще следующие должности: члена академического правления внутреннего и внешнего, конференции, духовно-цензурного комитета, члена Киевской духовной консистории, благочинного монастырей Киевской епархии, при чем сам он был настоятелем двух киевских монастырей: Пустынно-Никольского и Братского. 6 октября 1860 г. м. Иоанникий, волею Божией и распоряжением высшего начальства, был призван к управлению С.Петербургскою Духовною Академией, во главе которой и находился до 12 января 1864 г. Будучи ректором столичной Академии, и. Иоанникий исполнял обязанности члена С-Петербургской духовной консистории (до 12 июня 1861 г., пока был архимандритом) и главного наблюдателя за преподаванием закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей. Уже из этого самого общего и краткого очерка первоначального служения м. Иоанникия, видно, как, с одной стороны, промысл Божий, призывая его к исправлению самых разнообразных должностей, тем самым обогащал его опытностью и готовил к более высокому званию и к более широкой деятельности, а с другой стороны, как высшее начальство высоко ценило его «ревностную и полезную»деятельность на самых разнообразных поприщах служения. Служение это было проникнуто и согревалось ревностно о славе веры и Церкви Христовой и глубокою любовью к бедным. В его богословских лекциях сияло полное согласие веры и разума, проникшего в тайны домостроительства Божия. А в отношениях его, как начальника, к своим подчиненным ярко светились правда и милость, любовь к истине и сострадание к бедным и вообще к нуждающимся. Некоторые из бывших питомцев владыки по Киевской Духовной Семинарии и Академии еще доселе живо помнят дела его благотворения и молят Бога за своего милостивого ректора. Памятно для многих также и служение его, как ректора С.-Петербургской Духовной Академии, который «входил во все нужды студентов, многих поддерживал своими собственными средствами и мудро руководил их жизнью и учебными занятиями».

Самостоятельное архиерейское служение м. Иоанникия началось с 12 января 1864 г. Это 35-летнее служение, доблестно пройденное на глазах и на пользу пяти епархий – Саратовской (1864–1873 г.), Нижегородской (1873–1877 г.), Грузинской (1877–1882 г.), Московской (1882–1891 г.) и Киевской (1891–1899 г.), ознаменовано целым многочисленным рядом великих деяний и учреждений духовно-просветительных и человеколюбиво-благотворительных. В Саратове во время своего управления здешнею епархией м. Иоанникий устроил свечной завод, общество взаимопомощи духовенства, учебно-заработный дом для сирот всех сословий, приют для малолетних сирот духовного звания обоего пола, братство св. Креста и духовно-просветительный союз. Первые два учреждения имели своею главною целью обеспечение духовенства и, в частности, улучшение быта воспитанников духовной школы. Высоко ценя пастырское служение и стремясь к тому, чтобы служение это, по возможности, соответствовало своим высоким задачам, м. Иоанникий заботился о том, чтобы и самое приготовление к этому служению было обставлено, по возможности, всеми средствами и всеми удобствами. «Ближайшая цель духовно-учебных заведений», – говорил м. Иоанникий позже, при открытии общежития в московской Духовной Семинарии, – «воспитывать и приготовлять будущих пастырей Церкви Христовой. Никто, конечно, не будет спорить против той очевидной истины, что чем важнее дело или служение, к которому приготовляются, тем продолжительнее и тщательнее должно быть приготовление». С другой стороны, по собственному опыту, – опыту бедного воспитанника духовной школы, некогда подвергавшегося, по недостатку средств, опасности не закончить своего образования, – м. Иоанникий хорошо знал жалкую и бедственную обстановку, в которой воспитывались и приготовлялись тогда будущие пастыри, и потому употреблял все усилия к тому, чтобы облегчить, сделать, по возможности, наиболее благоприятными условия воспитания и образования будущих пастырей Церкви Христовой. «По собственному опыту известна мне вся непривлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений», – говорил однажды в публичном заседании м. Иоанникий. – «Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той непроглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания. Знал я не мало своих сверстников, которые, единственно по недостатку средств каких бы то ни было, даже самых скудных средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, – одни – не докончив его, другие – дошедши до половины пути, а иные – и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть, даже с отступлением от правды законной, не оказало мне помощи и пособия. Все эти грустные явления, повторявшиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться, могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование». Этими высокими и чистыми побуждениями владыка руководствовался во всей своей последующей деятельности на пользу духовенства и, в особенности, духовно-учебных заведений.

Два другие учреждения, устроенные владыкою в Саратове (учебно-заработный дом для детей всех сословий и приют для малолетних сирот духовного звания обоего пола), имели в виду исключительно христианско-человеколюбивые цели, рассчитанные притом не на тесный круг одного духовного сословия, но и на всю вообще саратовскую паству без различия звания и состояния. Православное братство св. Креста было основано м. Иоанникием в Саратове, по примеру древнерусских братских союзов, для борьбы с расколом, которым была очень сильно заражена саратовская епархия. Основатель братства имевшего своею целью наставление ближнего в истинах православной веры, обращение на путь истины уклонившихся от нее и распространение христианского просвещения в духе православной церкви, был главным деятелем в нем, часто являлся на открытых братством собеседованиях, принимал в них личное участие и своим личным примером ободрял, воодушевлял и побуждал других. В тесной связи с братством св. Креста находился и основанный также м. Иоанникием в Саратове духовно-просветительный союз, который имел своею главною целью распространение истинно христианского духовного просвещения между самими православными, особенно в низших классах населения.

Во время сравнительно непродолжительного, трехлетнего служения своего в Нижегородской епархии м. Иоанникий частью усовершил, а большею частью вновь создал следующие просветительно-благотворительные учреждения: братство св. Креста так же, как и в Саратове, для борьбы с расколом, учебно-заработный дом с приютом для сирот духовенства, ремесленное училище для тех из детей духовенства, которые оказывались неспособными к научному образованию (училище было устроено в Оранском монастыре, находившемся под непосредственным управлением владыки), приют для малолетних сирот обоего пола, на который из личных средств основатель пожертвовал до 7.700 рублей, и, наконец, на средства благоустроенного свечного завода открыл при семинарии общежитие, где получали почти бесплатное помещение и содержание 150 бедных воспитанников. Все эти учреждения, благодетельные для нижегородской епархии, были только видимым выражением ревностного служения м. Иоанникия Церкви Христовой и последствием духовно-родственного любвеобильного союза, который связывал архипастыря с нижегородскою паствой. Расставаясь с последней, высокопреосвященный (с 1877 г. архиепископ) Иоанникий, всегда благоговейно преданный воле Божией и скромный в оценке собственных заслуг, произнес, между прочим, следующие знаменательные слова: «Благие предприятия, какие вы приписываете мне одному (и какие выше названы нами), исполнены были мною при помощи Божией, при вашем содействии и при тех добрых отношениях, какие образовались и существовали между мною и вами во все время управления моего нижегородскою паствою. Я один был бы бессилен в достижении высоких целей. Но при вашем усердии и теплом сочувствии к предначертаниям, занимавшим мою душу, я успел достигнуть желанных успехов, которыми Господь благословил наши общие труды».

На новом месте высокого архипастырская служения и среди новых условий жизни церковной и народной раскрылись с новых сторон редкие дарования м. Иоанникия. Непродолжительно было служение его в звании экзарха Грузии (1877–1882 г.), но оно, по справедливости, составило особенный знаменательный период в истории грузинского экзархата за время нахождения его под властью Св. Синода русской церкви. Величайшая заслуга м. Иоанникия, как экзарха Грузии, состояла в том, что он успел водворить мир в столь разноплеменной и легко возбудимой пастве, чувствительной ко всему, какова паства грузинская, сумел сплотить здесь разнообразные классы общества, находившиеся нередко во враждебных друг к другу отношениях. Действуя, как истинно русский человек, архипастырь в то же время сочувственно и сердечно относился ко всему, что было дорого для местной паствы. Так, он, несмотря на свое высокое положение, возраст и многосложность занятий, трудился в это время над изучением грузинского языка употребление которого допустил и при совершении богослужения. Не менее живое и сердечное участие принимал он и в местной Духовной Семинарии, причем неоднократно ходатайствовал пред Св. Синодом об изменении учебной программы тифлисской Духовной Семинарии сообразно с местными требованиями и условиями жизни. Все это располагало грузинскую паству, без различия племенного, любить своего архипастыря и с редкою, в подобных случаях, по своей искренности скорбью провожать его на другое более высокое поприще служения. Рядом и вместе с заботами, имевшими в виду удовлетворение чисто местных, особенных нужд, шла и здесь, е Грузии, деятельность владыки, направленная к распространению света евангельского среди неведущих или неправо ведущих ее и к облегченно тяжелой участи бедных и страждущих. С великою ревностью заботился м. Иоанникий о восстановлении православия среди обитателей древней Иверии. Ему же принадлежит мысль об открытии собеседований о предметах веры при тифлисской Духовной Семинарии для распространяя истинного просвещения среди православных. Эти собеседования были устроены братством св. Ап. Андрея Первозванного, которое получило свое начало также благодаря заботам и по мысли Иоанникия и имело в виду, между прочим, помощь беднейшим воспитанникам тифлисской Духовной Семинарии. Улучшению материального положения духовно-учебных заверений Грузии не мало содействовало также совершенное экзархом Иоанникием преобразование торговли церковными свечами, которая до того времени находилась в руках чиновников, а при нем была передана в распоряжение духовенства. Наконец, одним из самых дорогих и памятных для грузинского экзархата плодов деятельности м. Иоанникия служит женское епархиальное училище, которое и возникло, и устроилось преимущественно заботами его. Пожертвовав единовременно, при основании училища, в пользу его 10.000 р., м. Иоанникий затем во все время своего пребывания в Грузии отдавал все свое жалованье по званию экзарха в пользу училища.

27 июня 1882 г. м. Иоанникий удостоился быть избранным в преемники приснопамятных великих архипастырей московских – Платона, Филарета, Иннокентия и Макария. Основанием для такого избрания великому Царю Миротворцу послужила именно «ревностная попечительность» м. Иоанникия «о благоустроении и духовном просвещении паствы, свидетельством коей служили многие полезные для церкви учреждения в Саратове, Нижнем Новгороде и Тифлисе, им основанные». 9 лет управлял м. Иоанникий Московскою епархией. Управление это оставило глубокие следы по себе и принесло обильные плоды. Выдающимися плодами деятельности м. Иоанникия на пользу Московской епархии были следующие: 1) Кирилло-Мефодиевское братство, основанное владыкою с целью содействовать поддержанию прежних и открытию новых церковно приходских школ в пределах Московской епархии, т. е. другими словами: для распространения истинно христианского православного образовали и просвещения среди русского народа; 2) открытие и устроение второго епархиального женского училища для того, чтобы дать возможность всем священнослужителям Московской епархии воспитывать своих дочерей; 3) учреждение правильных еженедельных, – кроме летних месяцев, – при московской Духовной Семинарии, а также и помимо Семинарии, в присутствии викарного епископа, собеседований с раскольниками; 4) упрочение положения и развитие деятельности московского епархиального свечного завода до такой степени, что он сделался в состоянии ежегодно отчислять значительные суммы на нужды московских духовно-учебных заведений; 5) устроение и открытие, – преимущественно на средства этого завода, – почти бесплатных общежитий при двух Семинариях (Московской и Вифанской, причем здания этой последней были фундаментально перестроены) и некоторых низших духовных училищах Московской епархии и, наконец, 6) учреждение общества взаимопомощи, имеющее в виду обеспечить положение осиротевших, вдовых, престарелых и больных членов духовенства.

Во время служения своего на кафедре московской митрополии м. Иоанникий принимал, самое близкое и живое участие в делах высшего управления русскою церковью, как член Св. Синода. И здесь он не забыл любимых им духовно-учебных заведений, которые он с такою заботливости устроял и усовершал в разных епархиях для того, чтобы сделать их возможно лучшими орудиями приготовления будущих пастырей Церкви. В 1884 г., под руководством и при живейшем участии м. Иоанникия, были преобразованы духовно-учебные заведения, по новому уставу, действующему и доселе.

17 ноября 1891 г. «устроением Божиим» совершилось назначение м. Иоанникия на кафедру Киевской митрополии. Через тридцать один год снова возвратился он туда, где получил высшее образование и где протекли первые «лучшие» годы его служения Церкви Божией. С горячею ревностью и с великою энергией принял в свои руки м. Иоанникий управление старейшею митрополией. 15 декабря 1891 г., приветствуя свою новую паству миром и призывая к миру, любви и единодушному труду на пользу общая служения св. Церкви ближайших своих сотрудников и помощников, м. Иоанникий просил всех пастырей и пасомых, «да не бесплодно будет служение его в пастве киевской». Милостию Божией, восьмилетнее служение м. Иоанникия на кафедре Киевской явилось весьма благоплодным. Заботами архипастыря возникли учреждения, имеющие в виду оказать милость бедным, обеспечить труждающихся, поддержать слабых и улучшить дело воспитания будущих служителей алтаря Господня. Свечной епархиальный завод, ко времени вступления владыки на Киевскую кафедру едва начинавший свое существование и имевший в своем распоряжении 39.315 рублей, благодаря особенной попечительности владыки о нем, к концу его жизни, насчитывал собственная капитала до 300.000 рублей и ныне, по мысли благоустроителя его, оказывает существенную помощь духовно-учебным заведениям Киевской епархии; общества взаимопомощи и по образованию пожарного капитала, вызванный к жизни всецело м. Иоанникием и начавшие свою деятельность ни с чем, кроме благословения Божия и щедрой помощи основателя, теперь насчитывают у себя – первое свыше 148.000 р. и второе свыше 120.000 руб.; женские епархиальные училища получили новое устройство, а одно из них, кроме того, на щедрое пожертвование владыки украсилось благолепным храмом; в самое последнее время жизни м. Иоанникия положено было основание и ныне воздвигнуто прекрасное здание Семинарии, в котором нашли себе помещение все питомцы заведения, приготовляющая будущих пастырей Киевской епархии. Свой 50-летний в 1899 г. юбилей, как венец достославного своего полувекового служения, м. Иоанникий ознаменовал великим благодеянием, на котором. по молитвам самого владыки, всех пастырей и паствы киевской, да почиет благословение Божие, как почило оно на всех других начинаниях его. На пожертвованные им 50.000 рублей в ближайшем будущем, с присоединением к ним других средств, имеет быть устроена епархиальная богадельня для престарелых священно-церковно-служителей, их вдов и сирот. В то же самое время киевское духовенство, столь щедро облагодетельствованное м. Иоанникием, желая достойно ознаменовать его пятидесятилетний юбилей, готовится осуществить заветную мысль м. Иоанникия устроением при двух монастырях Киевской епархии, мужском и женском, профессиональных училищ, по программе двухклассной церковноприходской школы, в которых дети духовенства, не могущие по каким-либо причинам получить воспитание в одном из духовно-учебных заведений, будут обучаться иконописанию и разным доступным ремеслам, могущим материально обеспечить их в жизни. Поистине, достойный венец достославного полувекового служения Церкви Божией.

Трудясь на пользу Киевской епархии, м. Иоанникий в эти последние 8 лет не переставал принимать самое живое и энергичное участие в высшем управлении всею русскою церковью, а 25 декабря 1898 г. державною волею был призван, как первосвятитель русской церкви, и к главному руководству этим управлением в звании первенствующего члена Св. Синода. 7 июня 1900 г. м. Иоанникий тихо почил в Голосеевской пустыни.

В литературе он известен своими многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в «Воскресном Чтении». Все они собраны и напечатаны в книге: «Юбилейный Сборник. Речи, Слова, Беседы и назидательные статьи высокопреосвященного Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого» (издание журнала «Миссионерское Обозрение»).

Таково, в кратких, слабо выраженных чертах, полувековое служение м. Иоанникия Церкви Божией. Все оно, можно сказать, основано и проникнуто следующими тремя редкими и достойными всякого подражания особенностями. Прежде всего, в лице м. Иоанникия мы видим высокий образ ревности о славе веры и Церкви Христовой, – ревности, выразившейся в столь многих учреждениях (братствах), с добрым успехом, при почивающем на них благословении Божием, доселе распространяющих истинно христианское просвещение, или исправляющих заблуждающихся и уклоняющихся от пути истины. В лице его мы видим, далее, образ глубочайшей преданности воле Божией, надежды в милость и помощь Божию и глубочайшего смирения. На всякие благодарения, какие многократно приходилось владыке выслушивать от облагодетельствованных им лиц, учреждений и обществ, он в разных словах, но всегда одно и то же в существе отвечал именно то самое, что он сказал нижегородскому духовенству 26 января 1878 г.: «благие предприятия, которые вы приписываете мне одному, исполнены мною, при помощи Божией, при вашем содействии и при тех добрых отношениях, которые образовались и существуют между мною и вами». Наконец, м. Иоанникий являет нам всем единственный в своем роде пример великого человеколюбия, милости и сострадания к ближним, выразившихся в столь многочисленных учреждениях, имеющих целью помочь бедным, одеть и напитать сирот, поддержать слабых и престарелых, утешить скорбящих, успокоить достойно потрудившихся.

Священник Ф. Титов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle