Иоанн X
Иоанн X, по фамилии Каматир, был (с 5 авг. 1199 до 26 июня 1206 г.), последим византийским патриархом пред завоеванием Константинополя латинянами (в 1204 г.). Он отличался мудростью, разумом и прекрасным знанием божественных догматов. Управляя церковью в весьма тревожное время, он оказался па высоте призвания, был отличным администратором и с честью представительствовал от имени церкви, когда обстоятельства призывали его на защиту учения и правды церковной. Историк Никита Хониат рассказывает, что казначеи императора Алексея III, сильно нуждавшаяся в деньгах, «наложили руки» на богатого купца Каломодия, пытаясь «обобрать его начисто». Несправедливый арест Каломодия произвел сильное смятение во всем городе, и торговцы толпою бросились за помощью к патриарху И., прося его обратиться с посланием к царю и освободить «похищенную овцу». Патриарх обратился к народу с горячею речью, выразил сочувствие их просьбе и успокоил волнение, а затем написал царю послание, – и Каломодий был освобожден, нисколько не пострадав от похищения. Затем, современник римский папа Иннокентий III, воспользовавшись бедственным положением Византин, затеял церковную унию и обратился с соответствующим приглашением к патриарху. Но последний отверг папское предложение и в своих ответных письмах осудил стремление Рима к господству в церкви и его учение о главенства; папы. Во время И. X византийскую церковь волновало лжеучение Сикидита a том, что «тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа тленны и суть простая жертва без ума и души (θυσι’αν μο’νἀ’νουν καὶ α-‘_γσυχjν), и что в таинстве причащения мы не принимаем целого Христа, но как бы часть Его, а посему раздаваемое в причащении материально, смертно, подвержено осязанию и чувству зрения». Лжеучение встретило сильные возражения и опровержения со стороны защитников нетленности евхаристических даров. Наибольшею ревностью в борьбе с Сикидитом отличался патриарх И. Каматир, который и задался целью исторгнуть с корнем повое лжеучение и положить конец превратным толкам, дабы все взирали на евхаристию, как на таинство. В беседе с противником патриарх старался привести его к убеждению, что вопрос превышает силу логических. доводов и рассудочных доказательств, а в катехизических поучениях к народу, предложенных во время поста, раскрывал мысль о непостижимости тайны человеческим умом. В доказательства нетленности евхаристии патриарх ссылался на учение свв. Кирилла иерусалимского и Иоанна Златоустого. К справедливому мнению патриарха примкнул и император Алексей III, при содействии которого в Константинополе составился собор, определивший «не продолжать исследования о божественной тайне, но всем довольствованным признанием, что в евхаристии есть нетленное тело и кровь Христова, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемая». Противящиеся соборному определению подлежат – клирики лишению сана, а миряне – конфискации имущества и телесному наказанию. Наконец, патриарх издал синодальное определение о том, что одному и тому же лицу запрещается последовательно брать в замужество двух троюродных сестер. Когда латиняне взяли Константинополь, патриарх вышел из столицы, не имея ни дорожной сумы, ни денег в кармане, без жезла и сандалиев, в одном хитоне, – совершенный евангельский Апостол, или лучше – представитель самого Иисуса Христа (Никита Хониат). Патриарх долго и бесприютно странствовал, был и в Никее, а потом поселился в Дидимотихе, где мирно и скончался 26 июня 1206 г.
И. И. Соколов