Иоанн XII
Иоанн XII занимал патриарший константинопольский престол с 1 января 1294 до 21 августа 1304 г. Он был родом из города Созополя, почему и называется созопольским, долго служил священником и был женат, потом оставил жену и вместе с братом и сыном постригся в монахи. Прибыв в Константинополь, он был принят в царский монастырь Архистратига Михаила, нес здесь различные иноческие должности и, наконец, состоял экклисиархом. Это был довольно пожилой и кроткий человек, весьма смиренный и простой. Современный император Михаил Палеолог, виновник лионской унии, пожелал узнать, как к ней относятся монахи его собственного монастыря. Иоанн (в монашестве Косма) оказался в числе противников уник и за это, по распоряжению царя, был заключен в тюрьму, где и переносил большие лишения. Освободившись из тюрьмы по ходатайству александрийского патриарха, И. устроил себе келлию на одном из Принцевых островов и здесь проводил уединенную жизнь. Случайно с ним познакомился великий коноставл Тарханиот Главас, человек добродетельный и расположенный к монахам, сделался его почитателем за истинную аскетическую жизнь и рекомендовал его царю Андронику Палеологу Старшему (1282–1328 г.), Император пожелал увидеть подвижника, а потом отдал ему в управление свои монастырь Богородицы Паммакаристы и сделал своим духовиком. Он оказывал И. великую честь и взирал на него, как на святого. Когда патр. Афанасий I отрекся от престола (16 октября 1293 г.), архиереи, приступив к избранию преемника ему, не могли никого найти достойнее Иоанна: после зимы должна была наступить, по мнению избирателей, приятная весна, после бури – желанная для мореплавателей тишина, после ужасного волнения и беспорядка в делах, ненормальности и порочности жестоких нравов должен быть водвориться тихий и спокойный характер (Георгий Пахимер). Посему все избиратели подали голос в пользу И., отличавшегося многими нравственными достоинствами и достаточно образованная. Время патриаршества И. было весьма тревожное, вследствие существовавшего в церкви раскола арсенитов, поделившего духовенство и народ на две враждебный партии. Раскол, между прочим, поддерживался борьбою между белым и черным духовенством из-за высшего управления в церкви. И., когда был священником, роптал вместе с остальным белым духовенством на предпочтение, которое оказывалось монахам пред последними при замещении высших мест в церкви, признавая такое предпочтение неправильным и противоканоническим, а когда постригся в монахи и сделался патриархом, то и сам стал на сторону иноков, в ущерб белому духовенству. Но этим он и создал себе многочисленных врагов. Втянувшись в борьбу партии, И. имел и другие столкновения. Император Андроник, желая водворить строгую дисциплину в армии, защищавшей восточные пределы империи, назначил ее полководцем Иоанна Тарханиота, принадлежавшего к раскольникам-арсенитам. Патриарх, стоявший во главе строгой церковной партии, заявил императору протест против назначения врага церкви начальником армии и потребовал замены его другим, более достойным, с его точки зрения, лицом. Но протест не имел успеха, так как Тарханиот уже оказал государству важный услуги. Более сильный протест патриарха раздался против брака между шестилетней дочерью царя Симонидой и сорокалетним сербским кралем Урошем, заключенная (1299 г.) по политическим видам. Когда Андроник возвратился из Фессалоники с брачных торжеств, патриарх, возмущенный поступком царя, заключился в монастырь Паммакаристы и отказался от дел. В ответ на просьбу царя о примирении, патриарх принес ему жалобу относительно незаконного брака, чрезвычайных налогов на предметы первой необходимости и относительно невнимательности царя к патриаршим ходатайствам. Лишь уступая усиленным просьбам Андроника и духовенства, И. возвратился в патриархию. Вскоре после столкновения с царем, патриарх вызвал вражду против себя многих епископов, добивавшихся восстановления в правах низложенного ефесского митрополита Иоанна Хилы. Патриарх опять заключился в монастырь Паммакаристы, чем воспользовались его противники и подали императору обвинительный акт, направленный против всей административной системы И. Его обвинили в том, что он нисколько не заботится о поддержании церковных порядков, отменяет своею властью синодальные постановления, делая совершенно противоположные им расположения, по личному усмотрению назначает епископов и сделал экономом патриархии своего сына Ефрема, который и злоупотребляет своим положением. Произведено было формальное расследование жалобы, которая отчасти и подтвердилась, но император настоял на мире, а патриарх сделал уступки, – и соглашение вновь устроилось. Но вслед за тем сторонники Иоанна Хилы распространили гнусную сплетню насчет патриарха, стараясь вывести его из терпения и побудить к отречению от престола. Цель была достигнута: 5 июля 1303 г. патриарх, раздраженный своими противниками во время соборного суда над виновником клеветы, удалился в монастырь Паммакаристы и прислал отсюда императору письменное отречение от престола. «Прошло уже восемь месяцев с тех пор, как я терплю обиды, – писал патриарх царю, – а между тем ни твое святое царство, ни собор не сделали мне никакого удовлетворения». Были сделаны попытки к примирению с патриархом, но они не имели успеха: И. разошелся со всеми и 21 августа 1304 г. принес окончательное отречение от власти, разочаровавшись в возможности умиротворить церковь. Он удалился из столицы в Созополь, где и провел остаток жизни в забвении, жалуясь на несправедливость царя и его личных противников. Как человек, И. отличался нравственными качествами, но не имел крупных административных способностей и, в звании патриарха, оказался ниже требований своего смутного и тревожного времени.
И. И. Соколов