Источник

Вайтфильд

Вайтфильд Джорж – знаменитый сотрудник Веслея, в деле основания методизма, род. в Глостере в Англии, 1714 г.; ум. в Ньюбюрнпорте в Массачусетсе, 1770 г. Его дед и прадед с отцовской стороны были членами духовенства в государственной английской церкви. Он был младшим членов семьи, состоявшей из шести сыновей и одной дочери. Когда ему было всего два года от рода, отец его умер, а мать его содержала гостиницу. В его записках о годах его юности, изданных в 1740 г., до крайности преувеличены безумства и пороки его юности. Он говорит о себе, что был предан различным видам порочности, увлекался игрой в карты, презирал всякие наставления, и вообще, предавался всевозможным увеселениям. Но его мать все-таки заботилась о его воспитании, и она именно побудила его отправиться в Оксфорд. В 12-летнем возрасте он поступил в грамматическую школу в Глостере, где у него развились ораторские дарования. Через три года он вышел из школы и сделался слугой в гостинице, но в следующем году возвратился в школу, желая подготовиться к поступлению в коллегию. Во время второго пребывания его в школе в нем пробудилась и окрепла религиозность. Он стал внимательнее к своим церковным обязанностям и в 1732 г. отправился в Оксфорд, порешив начать более строгую жизнь. В Оксфорде он познакомился с братьями Веслеями, вступил в знаменитый «священный клуб», строго исполнял его правила, и тогда-то в нем произошёл душевный сильный переворот. Это было в 1735 г., и первый из «оксфордских методистов» «получил обращение». Здоровье его пошатнулось, он на год оставил Оксфорд, но возвратился туда в марте 1736 г. В следующем, июне, месяце он получил рукоположение в диакона; и первую свою проповедь в Глостере молодой диакон произнёс с большим успехом, получив степень кандидата наук от оксфордского университета в том же году. Много времени он проводил среди узников в Оксфорде, проповедовал в Лондоне и других местах и сразу получил большую известность в качестве духовного оратора. Девять проповедей, произнесённых им в первый год по его рукоположении, были изданы. Веслеи просили его прибыть к ним в Георгию; и он, наконец, порешил отправиться туда, но отплыл лишь в начале 1738 г., как раз в то время, когда Джон Веслей возвратился в Англию. В. пробыл несколько месяцев в Георгии, проповедуя с большим успехом. В том же году он отплыл в Англию, чтобы получить рукоположение во священника. Многие из Лондонских церквей он нашёл закрытыми для себя, потому что его считали человеком заблудшимся и фанатиком. Веслеи достигли того душевного мира, которого так долго искали, и весьма ревностно проповедовали учение об оправдании верою; и они увлекли за собою В., который придавал особенное значение учению о «возрождении». Он ревностно проповедовал в тех церквах, которые допускали его, посещая и трудясь среди моравских братьев и религиозных обществ в Лондоне. В начале 1739 г. он имел совещание с Веслеями и другими оксфордскими методистами и в феврале отправился в Бристоль. Не имея доступа в церкви, он проповедовал углекопам на открытом воздухе, делая таким образом нововведение, которое придало особенную силу методистскому движению. В. не имел недостатка в слушателях. Тысячи народа толпились около него. В Рос-Грине, через месяц после его первой проповеди, произнесённой на открытом воздухе, число слушателей его доходило до 20,000 человек. В Кингсвуде он основал школу, которая получила большое значение для методизма. Затем он начал вести жизнь странствующего проповедника. Он посетил Валис и поддержал религиозное движение, уже начатое Гаррисом; побывал в Шотландии, где также проповедовал с большим успехом. Странствуя по Англии, он повсюду привлекал к себе необычайное внимание. Его обвинения против духовенства, как «слепых вождей», ожесточили многих против него; и в 1739 г. появилось до 49 сочинений за и против него. Враждебное настроение предупредило его и в Америке. При втором его посещении колоний, некоторые из епископальных церквей отказались допустить его на свои кафедры; но другие церкви были открыты для него. Он проповедовал в Филадельфии и Нью-Йорке и на своём пути в Георгию повсюду собирал около себя массы народа. Во время посещения им Новой Англии, когда в 1736 г. началось религиозное возрождение, Бостон, быть может, никогда не видел большего религиозного возбуждения. В. семь раз бывал в Америке, и эти его посещения имели важное значение для религиозной жизни страны. В 1741 г. он женился, и у него родился от этого брака сын, который, однако, прожил недолго. Всецело занятый своим проповедничеством, он мало мог пользоваться семейною жизнью. Он проповедовал ежедневно и нередко по три, по четыре раза в день. Последнюю свою проповедь он произнёс в Эксетере в Массачусете за день до своей смерти. Он умер 30 сентября 1770 г.

Проповеди и журналы Вайтфильда были издаваемы в различные периоды в течение его жизни. Собрание его сочинений появилось в Лондоне, в 7 томах, 1771–72 г. Лучшая его биография есть Tierman, Life of George Whitefield, London, 1876, 2 vols 800. См. также Stevens, History of the Religions Movement of the Eighteenth Century called Methodism, П. У., 1859–62. На русском языке см. обстоятельную диссертацию А. Булгакова, Очерки истории методизма. Киев. 1887 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle