Источник

Викарий

Викарий – от латинск. vicarius, что значит заместитель. Первоначально название это появилось для одной из римских государственных должностей – начальника диэцеза (diоеcеsis), который назначался императором и в пределах своего диэцеза пользовался теми же правами, которыми в префектуре пользовался префект, за исключением права отрешать от должностей начальников провинций (на которые делились диэцезы); по при префекте викарий терял все свои права. Точно такой же характер должность викария приобрела затем и в церкви христианской и, между прочим, в римской церкви сам папа получил название викария Иисуса Христа. В свою очередь, папы стали назначать себе заместителей в тех местах, которые были отдалены от Рима. Заместители эти с V века стали называться часагн aроstolici, или legatinatii. В начале же IV в. появились так назыв. хорепископы (Анк. соб. (314–15 г.) пр. 13; антиох. (341 г.) прав. 10; I всел. соб. (8), которые имели право поставлять только иподиаконов, чтецов, певцов и заклинателей; рукополагать же пресвитеров и диаконов они могли только с утверждения епископов; кроме того, им поручалось наблюдение за поведением сельского духовенства, принимать отзывы от пресвитеров об нижних членах причта (Васил. Вел., 89), они же испытывали желающих поступить в клир, имели попечение о бедных и исполняли разные поручения своего епархиального епископа. О дальнейшем развитии этой должности в церкви римско-католической см. Deneubourg, Etude canonique sur les vicaires paroissiaux, Paris. 1871. В древне-русской церкви при епископе состоял наместник, бывший представителем его в области суда и администрации. Первоначально это было лицо духовное, но затем, с развитием светских должностей при епископе, им могло быть и лицо светское. В XIV в. такими наместниками, но с саном епископа, были: при Феогносте – св. Алексий еписк. Владимирский, при Алексие – Афанасий еписк. Волынский. Стоглавый собор дал помощника Московскому митрополиту (а затем – патриарху) – епископа Сарского и Подонского, переименованного после в митрополита Крутицкого, который после падения Сарайской орды жил в Москве на Крутицах. На соборе 1667 г. было предположено дать викариев 4 митрополитам, но это предположение не осуществилось, как затем не осуществился и проект верховного совета – отдать епархии членов святейшего синода в управление особым викариям. В 1698 г. Петр Вел. дозволил Киевск. митр. Варлааму избрать себе «для слабости здоровья» особого коадъютора с тем, чтобы этим правом пользовались и преемники Варлаама. Но впервые название викариев было введено в 1708 г., когда митрополиту Новгородскому был назначен помощник с титулом викария Корельского и Ладожского. Штат викарных архиереев учреждён был только, при имп. Екатерине II (26 февр. 1764 г.). И, наконец, 17 декабря 1865 г. викариатства дозволено учреждать везде, где для содержания их найдутся достаточные монастыри. В настоящее время в российской правосл. церкви состоит викариев: при 3 митрополитах по 3, при 5 епарх. архиереях – по 2, при 31 – совсем нет викариев, а при остальных – по одному. Все викарии состоят в непосредственном ведении епархиальных архиереев, от которых и зависит определение рода их дел и круга «действий. Некоторые из них, впрочем, пользуются большими полномочиями. Таковы: епископ Люблинский, управляющий бывшей греко-униатской епархией в Холме; епископ Ревельский, живущий и действующий в Японии; епископ Великоустюжский. О канонич. значении викариев см. Суворов, Курс церк. права. Ярославль. 1890 г. Часть 2-я.

Н. М.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle