профессор Александр Павлович Лопухин

Вильберфорс Виллиам

Вильберфорс Виллиам – известный английский филантроп, род. в 1759 г.; ум. в Лондоне в 1833 г. По смерти своего отца, он, будучи десятилетним мальчиком, принят был в дом своего дяди, благочестивая жена которого была большой почитательницей Вайтфильда; и хотя его дед, опасавшийся, как бы он не сделался методистом, позволил ему оставаться в семействе дяди только в течение двух лет; однако его религиозные воззрения уже получили определённое направление, из которого и выродилась впоследствии его филантропия. Воспитание своё он получил в Кембридже, в коллегии св. Иоанна; оставил университет, будучи 21 года (1780), и немедленно затем вступил в парламент, где постоянно заседал в качестве члена палаты общин до 1825 г., когда преклонные лета вынудили его удалиться от общественной деятельности. Будучи богат, остроумен и любя общество, он сначала вращался в высшем фешенебельном обществе. Но в 1784 г. и затем в 1785 г. ему пришлось путешествовать по континенту с Исааком Мильнером (см.), его бывшим учителем, и серьёзные разговоры Мильнера о религии направили В. к саморазмышлению. В нем воскресло дремлющее благочестие. Оба они вместе прочитали сочинение Додриджа: «Rise and Рrogress» и в подлиннике изучали Новый Завет. Силам души В. открылось новое направление. Он был обращён (1785) и сделался Веслеем высших классов английского общества и вождём евангелической партии в англиканской церкви. В 1787 г. он основал «Общество для исправления нравов» и в том же году приступил к той большой миссии, которая обессмертила его, именно, к отмене рабства в английских владениях. Отселе вся его жизнь была посвящена этому делу. Этот предмет привлекал его внимание ещё в детстве, и, будучи пятнадцати лет, он уже писал сочинение о нем; но его усилия осуществить мечты своей юности собственно начались, когда ему было 28 лет. Рабовладельцы скоро почувствовали дарования и силу своего антогониста, который порешил бороться, пока не одержит победы. Борьба шла из года в год. Наконец, после 20-тилетних неутомимых усилий, в палату господ лордом Гренвилем был внесён билль об отмене торговли рабами; внесённый 4 февраля 1806 г., он поступил на рассмотрение палаты общин, и при первом чтении 23 февраля и, наконец, 23 марта 1807 г. прошёл, большинством 283 голосов против 16. 25 марта билль получил королевское утверждение, и после 1 января 1808 г. торговля рабами была уже незаконной. В проведении этой меры В., конечно, не оставался без помощи. Сильную поддержку ему оказали Бурк, Питт, Фокс, квакеры и, особенно – Томас Кларксон. Но В. был вождём освободителей, и ему именно принадлежит большая часть этого дела. Когда отмена торговли рабством юридически была достигнута, В. обратил своё внимание к приведению закона в силу и к эмансипации самого раба. В течение остальных лет своей жизни он с большим интересом заботился об интересах негритянской расы и трудился над отменой рабства в других странах. За три дня до своей смерти он имел удовольствие узнать, что отменено и само рабство. Религиозные убеждения этого замечательного человека нашли своё выражение в его книге под заглавием: «Практический взгляд на преобладающую религиозную систему называющих себя христианами в высших и средних классах этой страны, в сопоставлении с действительным христианством», Лондон, 1797. Пять изданий её (в 7,500 экземплярах) разошлось в течение первого полугодия, и затем эта книга была переведена на французский, немецкий, итальянский, испанский и голландский языки, Книга эта оказала огромное влияние на пробуждение искренне-религиозной жизни и на задержку прилива неверия и индифферентизма, особенно в высших классах Англии. Она состоит из семи глав, в которых рассматриваются два вопроса: 1) может ли быть здоровой и достаточной нравственность без веры; 2) достаточно ли христианство соответствует всем потребностям жизни. Но своё христианское настроение он обнаружил не в этой только книге. В 1801 г., с несколькими друзьями, он основал религиозный журнал «Христианский Наблюдатель» и в 1804 г. принимал видное участие в основании «Британского и иностранного Библейского общества». Он всегда был поборником англиканской церкви и, чуждый всякой узкой партийности, с одинаковой ревностью отстаивал права диссентеров и римских католиков. Обладая твёрдым характером и высокими дарованиями, он был вместе с тем одним из передовых общественных ораторов. Он был погребён в Вестминстерском аббатстве. Один из его сыновей, Самуил, сделался епископом оксфордским и впоследствии винчестерским, а трое других – вступили в римско-католическую церковь.



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал - Вячеслав. - 1902. - IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Бентлей профессор Александр Павлович Лопухин

2. Sermons – All Saints Sunday, Diocesan Liturgy Антоний, митрополит Су́рожский

3. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Христианство схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Колмы-горы Святыя Михаил Владимирович Толстой

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Геннадий, Архиепископ митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

10. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви – Я святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс