Источник

Вятская епархия

Область нынешней вятской епархии до XIII века была краем инородческим: здесь жили черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. Южная часть области входила в состав болгарского царства. С XIII века на Вятку стали проникать с севера, с Двинской стороны, русские колонисты из Новгородцев, занёсшие таким образом христианство в отдалённую область. До конца XV века В. страна оставалась совершенно независимой ни от кого ни в политическом, ни в церковном отношении. Южная часть её с нашествием татар перешла в их подданство; утвердив свою власть в пределах болгарского царства, татары постепенно расширяли своевлияние и подчинили себе почти всех инородцев, живших на севере нынешней В. области. С покорением Вятки Московскому князю (в 1489 г.), В. область в церковном отношении подчинена была Московскому митрополиту, войдя в состав его митрополии; пространство же к югу В. области осталось за Казанскими татарами. С падением Казани под ударами русского оружия (в 1555 г.) пространство нынешней В. епархии было подчинено власти Московского великого князя и в церковном отношении вошла в состав Казанской епархии, образованной в 1555 году соборным определением по указу царя Иоанна Грозного при митрополите Московском Макарии. Но церковная зависимость Вятки от Казани оказалась существующею только на бумаге. Отделённая от Казани непроходимыми лесами и поселениями хищных в то время племён татар и черемис, Вятка и после 1555 года со всеми церковными нуждами обращается в Москву; в 1598 г. В. протопоп Никольского собора называет себя патриарховым приказчиком; южная же часть нынешней В. губернии с гг. Малмыжем и Уржумом, основанными в 1587 г., сёлами Елабугой и Сарапулом, уже существовавшими в самом начале XVI века, состояла в церковном подчинены Казанскому архиепископу.

По соборному определению 1657 г. волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная В. епархия. В числе мотивов к открытию её приводилось то, что «оная страна грады и места имущи многочоловечны» и что (слова патриарха Никона) «есть тамо не мало останок языческих обычаев, нецыи жь глаголют и идолопоклоннических останков останцы есть». В состав В. епархии вошла В. страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять В. городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того в ведение В. епископа отошла из Новгородской четверти Пермь Великая, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом границами В. епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке р. Сылва, приток Чусовой, на юге – линия от Кукарки к востоку, на западе населённые места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере – верховья Камы и Вычегды. Земли нынешних оханского и осинского уездов Пермской губ., Сарапульского, елабужского и малмыжского, уржумского и яранского (за исключеньем Кукарки) остались по-прежнему в ведении Казанской епархии. Соборным деянием 1657 г. епископу вновь открываемой епархии был дан титул В. и Великопермского. В то время В. епархия заключала в себе 138 церквей.

Первым В. епископом, был епископ Александр, уроженец Соливычегодской, переведённый 5 декабря 1657 г. из Коломенский епархии; большую часть времени он провёл вне своей епархии: приехав в Вятку 4 апр. 1658 г., он в том же году по указу царя выехал в Москву, где и жил 5 1/2 л. – до феврали 1664 г., когда вернулся на Вятку; через 2 года, именно 9 февраля 1666 г. он снова поехал в Москву для соборного деяния на патриарха Никона и вернулся в Вятку лишь 27 ноября 1669 г. 8 января 1674 г. совсем оставил епархию, отписав патриарху, что управлять епархиею более не желаешь, и удалился в Николо-Коряжемский монастырь, где и умер в 1674 г. Епископ Александр, подобно многим своим современникам, принадлежал к числу лиц недовольных предпринятым при патр. Никоне исправлением богослужебных, книг и даже примкнул к кружку, группировавшемуся около протопопов Аввакума и Неронова и, пока не высказан был окончательно голос церкви об исправленных Никоном богослужебных книгах, что совершилось на соборе 1666–1667 г., ратовал в пользу возвращения к старине, выискивая для сего различные теоретические основанья. Преемниками Александра были: 2) Иона, хиротонисан 23 авг. 1674 г. из архимандритов тихвинского монастыря; с 12 марта 1682 г. – архиепископ; скончался 8 окт. 1699 г.; он снискал себе всеобщую любовь и уваженье своей паствы. 3) Дионисий, хиротонисан 4 авг. 1700 г. из игуменов Московского Данилова монастыря, 7 февраля 1718 г. уволен на покой, умер 6 сент. 1721 г. в Московском Даниловом монастыре (в схиме Димитрий). 4) Алексий Титов, 25 янв. 1719 г. переведён из Крутицкой епархии, с 15 февр. 1731 г. архиепископ, 26 сент. 1733 г. переведён в Рязань. Он первый обратил внимание на обращение вотяков в христианство и испросил себе инструкцию на этот предмет у св. синода. 5) Лаврентий Горка, уроженец г. Лаврова (в Польше), обучался в Киевской академии, 26 сент. 1733 г. переведён из Рязани, скончался 9 апр. 1737 г.; несмотря на кратковременность пребывания, успел основать при своём архиерейском доме словено-греко-латинскую школу для детей духовенства В. епархии. 6) Киприан Скрипицын, 31 декабря 1737 г. хиротонисан из архимандритов Чудова монастыря, 18 мая 1739 г. переведён в Коломну (на Вятку он совсем не приезжал, управляя делами В. епархии заочно). 7) Вениамин Сахновский, сын сербского протоиерея из г. Коссовы, образование получил в латинских школах Валахии, 18 мая 1739 г. переведён из Коломенской епархии, а 2 декабря 1742 г. переведён в Воронеж. Он много сделал для обращения вотяков в христианство (см. о нем в статье «Вотяки»). 8) Варлаам Скамницкий, родом малоросиянин, обучался в Киевской академии, хиротонисан 27 февр. 1743 г. из архимандритов Чудовск. 28 февр. 1748 г. перев. в Устюг. 9) Антоний Илляшевич, хиротон. 25 мая 1748 г. из архимандритов Новоспасского монаст., скончался 16 ноября 1755 года. По его смерти Вятка 3 года оставалась без епископа. 10) Варфоломей Любарский, сын священника с. Мены, Черн. губ., обучался в Киевской академии, хиротонисан 19 июня 1758 г. из архимандритов СпасоЯрославского монаст., скончался 5 июня 1774 г. 11) Лаврентий Баранович, сын священника с. Покровского Курской епархии, обучался в Киевской академии, хиротонисан 6 авг. 1774 г. из архимандритов Новгородского Варлаама Хутынского монастыря, скончался 13 марта 1796 года; по высочайшему назначению он присутствовал при открытии Вятского (1780 г.), Пермского (1781 г.), и Уфимского (1782 г.) наместничеств, за что, кроме денежной награды, был удостоен большой золотой медали. При этом епископе В. епархия несколько изменилась в своих границах. Из неё выделены области Пермской губернии и часть Уфимской губ., взамен того к Вятке присоединялись полностью нынешние уезды Елабужский, Яранский, Малмыжский, Уржумский и Сарапульский. Всех церквей в В. епархии числилось в то время 499. За выделением Перми в особую епархии на Вятке епископы стали именоваться Вятскими и Слободскими. 12) Амвросий Яковлев-Орлин, родом из Малоярославца, был ректором Казанской семинарии и затем Московской академии, хиротонисан 1 июня 1796 г. из архимандритов ставропигиального Новоспасского монастыря, 29 янв. 1804 г. переведён в Рязань. 13) Серафим Глаголевский, уроженец Москвы, обучался в славяно-греко-латинской академии, в коей был префектом и ректором; на Вятку переведён 29 янв. 1804 г. из викариев Московских, 7 июля 1805 г. переведён в Смоленск. 14) Гедеон Ильин, сын причетника Московской епархии, обучался в Московской духовной академии, хиротонисан 20 августа 1805 г. из архимандритов Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима), скончался 3 мая 1817 г. 15) Амвросий II Вещезеров, сын свящ. Новгородской епархии, обучался в Александро-Невской семинарии, хиротонисан 15 июля 1817 г. из архимандритов Донского монастыря; 28 окт. 1822 г. переведён в Тобольск архиепископом. 16) Павел Павлов (Морев), сын свящ. села Пятигорского, Архангельской епархии, обучался в Троицко-лаврской семинарии, хиротонисан 27 мая 1823 г. из архимандритов Ростовского Борисоглебского монастыря, 19 марта 1827 г. переведён в Могилев. 17) Кирилл Богословский-Платонов, сын свящ. с. Воздвиженского, Московской епархии, обучался в С.-Петербургской академии, имел степень доктора богословия, 26 марта 1827 г. переведён из викариев Московских, 24 янв. 1832 г. переведён в Каменец-Подольск архиепископом. 18) Иоанникий Образцов, сын причетника Тверской епархии, обучался в С.-Петербургской духовной академии, хиротонисан 3 апр. 1832 г. из архимандритов Нижеломовского монастыря, Пензенской епархии, 16 ноября 1835 г. переведен в Оренбург. 19) Нил Исакович, родом из Могилевской губернии, обучался в С.-Петербургской академии, хиротонисан 8 декабря 1835 г. из ректоров Ярославской семинарии, 23 апр. 1838 г. переведён в Иркутск; при нем были устроены единоверчекие церкви в г. Сарапуле, с. Перевозном, зав. Омутницком и в дер. Шаб. 20) Неофит Соснин, сын ключаря Ярославского собора, обучался в Московской духовной академии, 23 апр. 1838 г. переведён из викариев Тверской епархии, 29 марта 1851 г. переведён в Пермь; при нем основан в г. Вятке Александро-Невский собор, по плану знаменитого архитектора Витберга. 21) Елпидифор Бенедиктов, родом из Ярославской епархии, обучался в С.-Петербургской духовной академии, 29 марта 1851 г. переведён из Каменца Подольского, 7 янв. 1860 г. назначен архиепископом Таврическим и Симферопольским. Во время пребывания преосв. Елпидифора в Петербурге на чреде (в 1859 году) В. епархией управлял викарий Казанской епархии епископ Никодим, проживавший в Вятке с 28 мая 1859 г. по 26 марта 1860 г. 22) Агафангел Соловьёв, родом из Владимирской губернии, обучался в Московской духовной академии, 6 апр. 1860 г. переведён из епископов Ревельских, а 17 июня 1866 г. переведён на Волынь. 23) Христофор Еммаусский, 17 июня 1866 г. переведён из Вологды, а 5 окт. того же года уволен по прошению в Спасосуморинский монастырь с управлением им, скончался 11 авг. 1872 года. 24) Аполлос Беляев, сын свящ. Влад. епархии, 12 дек. 1866 г. переведён из епископов Ладожских, викариев С.-Петербургской епар., 20 апр. 1880 г. произведён в архиепископы, 7 июня 1885 г. уволен на покой в Слободской Крестовоздвиженский монастырь, где и скончался 26 ноября того же года. 25) Макарий, сын свящ. Рязанской еп., оконч. Моск. академию, 7 июня 1885 г. переведён из Нижнего Новгорода, 5 дек. 1887 г. назначен архиепископом Донским. 26) Сергий Серафимов, сын причетника Костромской епархии, 5 дек. 1887 г. переведён в Вятку из епископов Ладожских, 10 августа 1896 г. перемещён в Астрахань. 27) Алексий Опоцкий, сын протоиер. Псковской епархии, образование получил в С.-Петербургской дух. академии, хиротонисан 10 апр. 1894 г. из настоятелей Виленского Святотроицкого монастыря во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, 10 авг. 1896 г. переведён в Вятку, 10 ноября 1901 г. назначен экзархом Грузии. Служение своё в Вятке высокопреосвященный ознаменовал многими делами: устроил библиотеку-читальню, епархиальную богадельню; по его инициативе начато историко­статистическое описание церквей и приходов В. епархии, обращено серьёзное внимание на религиозно-нравственное просвещение инородцев, обитающих в пределах епархии. Преосвященный пользовался в Вятке всеобщею любовно и расположением. 28) Никон (Софийский), урожденец Костромской епархии, окончил С.-Петербургскую духовную академию, 8 окт. 1898 г. назначен епископом Вольским, 6 февр. 1899 г. переведён епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии, в декабре 1901 г. назначен епископом Вятским и Слободским.

Викариатства. По обширности В. епархии, значительной численности в ней населения и отдалённости некоторых уездов её от епархиального города определением св. синода в 1868 г. было учреждено в В. епархии викариатство. Викарий вятской должен был именоваться епископом Сарапульским; местопребывание ему назначено в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Викариями Сарапульскими были: 1) Геннадий Левицкий, сын священника Херсон. г., образование получил в Киевской академии, хиротонисан 21 авг. 1868 г. из членов Петербургской консистории, 24 июня 1872 г. переведён викарием Костромской епархии; 2) Палладий Пьянков, сын протоиерея Пермской еп., образование получил в Московской академии, 24 июня 1872 г. переведён из епископов Кинешемских, 28 февр. 1877 г. назначен епископом Олонецким; 3) Павел Вильчинский, сын свящ. Каменец-Подольской губ., образование получил в Киевской академии, хиротонисан 8 янв. 1878 г. во епископа Сарапульского из ректоров Владимирской семинарии, 4 февр. того же года переведён викарием в Казанскую епархию, епископом Чебоксарским; 4) Нафанаил Леандров, сын свящ. Яросл. епархии, образование получил в Яросл. семинарии, хиротонисан 1 окт. 1878 г. во епископа Сарапульского из архимандритов Ростовского Авраамиевского Богоявленского монастыря, 5 апреля 1882 г. назначен епископом Екатеринбургским; 5) Тихон Донебин, сын диак. Рязанской епархии, образование получил в С.-Петербургской академии, хиротонисан 18 поля 1882 г. во епископа Сарапульского из ректоров кавказской духовной семинарии, 8 марта 1886 г. назначен епископом Енисейским; 6) Никон Богоявленский, сын причетн. Тульской епархии, образование получил в Киевской академии, хиротонисан 10 апр. 1888 г. во епископа Сарапульского из членов Петербургского цензурного комитета; 4 марта 1889 г. назначен епископом Глазовским, вторым викарием В. епархии. При Никоне Сарапульское викариатство подверглось преобразованию. В виду значительной отдалённости приходов и причтов городов Сарапуля, Елабуги и Малмыжа и их уездов от епархиального города, многочисленности обитающих в В. епархии магометан, язычников и раскольников, 4 марта 1889 г. по Высочайшему повеленью учреждено второе викариатство (Глазовское), причём епископ Сарапульский был сделан первым викарием В. епархии; местопребывание ему назначено в г. Сарапуле; ближайшему надзору и духовному руководству его вверены приходы, причты и монастыри городов и уездов Сарапульского, Елабужского и Малмыжского, а равно, находящиеся в городах Сарапуле и Елабуге духовные училища; при викарном епископе учреждено духовное правление, штат которого Высочайше утверждён 18 января 1889 года; в виду отдалённости местопребывания Сарапульского епископа от епархиального архиерея, взаимный отношения их и пределы власти Сарапульского епископа определены особою инструкциею св. синода, преподанною от 16 мая 1889 г. По означенной инструкции епископ Сарапульский, будучи подчинён местному епархиальному архиерею, управляет церквами, монастырями и духовенством городов и уездов Сарапульского, елабужского и малмыжского, а также находящимися в городах Сарапуле и Елабуге духовными училищами на следующих основаньях: он заботится о благолении отправления церковного богослужения и треб духовенством, об охранены паствы от посягательств со стороны лжеучителей, об открыты церковных школ, о миссионерстве в викариатстве. Дело о присоединены к православной церкви раскольников и иноверцев викарий решает окончательно, доводя о них до сведения епархиального архиерея по истечении года; состоящее при викарии духовное правление, действуя по резолюциям викария, приготовляет дела для внесенья в консисторию или к епархиальному архиерею и заменяет для викария консисторию по делам, подлежащим непосредственному его ведению; кандидаты на должность членов и делопроизводителя Сарапульского дух. правления и благочинных в уездах Сарапульском, елабужском и малмыжском избираются непосредственно викарием и представляются им с приложением подробных о них справок епархиальному архиерею на утверждение; викарий окончательно решает дела о приведены в благоустройство церквей, о снабжены их, в случае надобности, сборными книгами (с соблюдением 55 ст. уст. дух. консист.), об определены на места причетнические и посвящены причетников в стихарь, перемещены их с одного места на другое, увольнении их от службы по прошениям, об определены в канцелярские служители духовного правления, об определены в увольнении церковных старость, о пострижении в монашество в случаях требующих разрешения св. синода входить с представлением к епархиальному архиерею; окончательно решаете» также судные дела о причетниках, диаконах и священниках, если по сим делам на виновного налагаются замечание, выговор, денежный штраф до 10 рублей, усугубление надзора и временное испытайте в архиерейском доме без внесения этих мер взыскания в формулярные списки; разрешает браковенчание лиц, недостигших 17 1/2 и 15 1/2 лет или состоящих в родстве до 5 степеней; увольняет священно-церковнослужителей в отпуск на срок не более месяца. Духовными училищами (в Сарапуле и Елабурге) викарий управляет на правах епархиального архиерея; протоколы съездов местных училищных округов утверждаются также викарием. По прочим делам он входить с представлением к епархиальному архиерею. С св. синодом и обер-прокурором оного викарий сносится не иначе, как через посредство епархиального преосвященного. Викарий имеет свою печать с государственным гербом. По преобразованы Сарапульского викариатства – викариями Сарапульскими были: 7) Афанасий Пархомович, сын свящ. Полтавской епархии, обучался в Киевской дух. академии, 4 марта 1889 г. переведён из епископов Новгородсеверских, 8 ноября 1891 года переведён епископом Екатеринбургским; 8) Анастасий Опоцкий, сын протоиерея Псковской епархии, образование получил в С.-Петербургской духовной академии, 17 ноября 1891 года переведён из епископов брестских, 15 мая 1893 г. назначен епископом чебоксарским, викарием Казанской епархии; 9) Алексий Соболев, сын свящ. Нижегородской епархии, образование получил в Нижегородской дух. семинарии, хиротонисан из архимандритов арзамасского Спасо-Преображенского монастыря 6 июня 1893 г. во епископа Сарапульского; 12 июня 1895 г. назначен епископом Вологодским; 10) Никодим Боков, урожденец Тамбовской епархии, образов. получил в Казанской духовной академии, хиротонисан 23 июля 1895 г. во епископа Сарапульского из ректоров симбирской семинарии; 17 декабря 1900 г. переведён в Благовещенск (на Амуре); 11) Владимир Благоразмов, урожденец Пензенской епархии, образование получил в Казанской духовной академии, имеет степень магистра богословия, хиротонисан 2 февр. 1901 г. из старших цензоров С.-Петербургского духовного комитета.

Глазовское викариатство. 4 марта 1889 г. в В. епархии вследствие её обширности и многочисленности нехристианского (магометан и язычников) и неправославного населения учреждено второе викариатство. Второму викарию повелено иметь пребывание в г. Вятке и именоваться епископом глазовским. Глазовскими епископами были: 1) Никон Богоявленский, переименованный 4 марта 1889 г. из епископов Сарапульских (см. о нем выше); 21 авг. 1893 г. назначен епископом угличским, викарием Ярославской епархии: 2) Симеон Покровский, урожденец Енисейской епархии, обучался в Петербургской духовной академии; хиротонисан 31 окт. 1893 г., 12 ноября 1894 г. переведён в Екатеринбурга; 3) Варсанофий Курганов, урожденец Пензенской епархии, образование получил в Казанской духовной академии, имеет степень магистра богословия, 10 дек. 1894 г. переведён из епископов Великоустюжских.

Статистический обзор. В. епархия в настоящее время совпадает с границами губернии, занимает пространство в 134,537 квадр. верст, имеет населения до 3.082,788 (по всеобщей переписи), в том числе православных 2.773,000 обоего пола; в гражданско-административном отношены разделяется на 11 уездов. За 1897 г. среди православного населения было родившихся 83,187 мальчиков, 79,316 девочек, итого 162,503 чел., браком сочетавшихся 60,572 челов., умерших 55,254 м. п., 53,330 ж. п., всего 108,584. Всех церквей в 1897 г. было 751, в том числе: соборов 20, монастырских 22, приходских и ружных 587, домовых и при казённых заведениях 27, единоверческих 12, кладбищенских 54, приписных и упразднённых 29. Кроме того, часовен и молитвенных домов 637. При этих церквах духовенства состояло: протоиереев 41, священников 1,047, диаконов 500, причетников 963. Сверх того уволено по старости и болезни за штат: протоиереев 3, священников 66, диаконов 15, псаломщиков 85. Монастырей в епархии до последнего времени было 9, в том числе мужских 4 н женских 5. Из мужских 2 штатных и 2 заштатных; из женских 1 штатных и 3 заштатных. Мужские штатные: Вятский, Успенский Трифонов, 2 класса, необщежительный; монашествующих по штату положено 20, на лицо с о стоить 12 монахов, 15 послушников; слободской крестовоздвиженский, 3 класса, необщежительный, по штату положено монашествующих 12, на лицо состоит 8 монах., 12 послушников. Женские штатные 2 класса: Вятский Преображенский, необщежительный, по штату монахинь 18, на лицо 12 монахинь и 366 послушн.; Слободской Христорождественский, необщежительный, по штату монах. 18, на лицо состоять 33 мон. и 237 посл. Заштатный мужской монастырь Орловский Спасский, по штату монашествующих 14, на лицо 7 мон. и 8 посл. Нештатный Александро-Невский, общежительный; на лицо состоять 9 мон. и 37 послушн. Нештатные женские общежительные: Елабужский Казанско-Богородицкий (36 мон. и 219 посл.), Сарапульский Благовещенский (8 мон. и 83 поел.), Яранский Знаменско-Мариинский (12 мон. и 233 поел.). В 1898 г. открыть Пророчицкий мужской общежительный монастырь близь гор. Яранска, в 1900 г. Иоанно-Предтеченский Старцево-Горский мужской же общежительный монастырь в Сарапуле и в 1901 г. открыта женская община вблизи с. Арбажа, Котельнического уезда В. губ.

Епархиальное управление. Духовная консистория состоит из 6 членов, помещается в собственной здании; при Сарапульском епископе состоит духовное правление (из 3 членов и делопроизводителя). Благочинных в епархии 54.

Духовно-учебные заведения и церковные школы. Духовная семинария открыта в Вятке преосвященным Лаврентием Горкою в 1735 г. На первых порах было собрано до 400 учащихся. Школа была разделена на 2 отделения: в одном – (верхней школе) преподавал студент Финицкий, в другом (нижней школе) – студент Лещинский – оба выписаны были из Киева. В 1736 г., кроме латинского языка, был введён с разрешения св. синода греческий язык. С течением времени образовались шесть низших классов: 1) фара или аналогия, 2) инфима, 3) грамматика, 4) синтаксима, 5) поэзия и 6) риторика. Философского и богословского классов не было. Школа находилась в непосредственном заведовании В. епископа, которому на первых порах довольно часто приходилось принимать меры против бегства школьников; в 1742 г. была учреждена для заведования делом особая контора. Средствами содержания школы служил хлебный сбор с монастырей (20 доля с приплодного монастырского хлеба). В 1752 г. после пожара учение в семинарии прекратилось и было возобновлено только через 6 лет при епископе Варфоломее Любарском, которым для семинарской библиотеки были выписаны из-за границы избранные церковные и лучшие классические писатели. Помещением для семинары служил Успенский Трифонов монастырь, а с 1795 г. специально для неё выстроенные за городом каменные здания, в которых она помещается и до сих пор. В 1775 г. был открыть при семинары философский класс, в 1779 г. – богословский; в 1780 г. вновь введён греческий язык, в 1781 г. всеобщая история, в 1786 г. рисование и (по образцу народных училищ) изучение правил об обязанностях человека и гражданина, в 1789 г. алгебра с геометрией и еврейский язык, в 1802 г. – французский и немецкий языки, в 1803 г. – медицина, в 1809 г. – церковная архитектура. В 1818 г. в семинары произведена учебная реформа, после которой В. семинария подчиняется общим распоряжениям (по всем семинариям).

Число учащихся в семинары было не всегда одинаково; при основаны семинары было набрано до 400 учен., в 1748 – 1755 гг. это число упало до 90, в 1758 – 1763 гг. оно поднялось снова до 300, а в 1814 г. дошло даже до 770. По отделены духовных училищ от семинары после реформы 1818 г. число учащихся понизилось более чем на 50 %, но потом опять стало возрастать и – в 1848 г. дошло до 560. В настоящее время в семинары 403 учащихся (1899 – 900 уч. г.), в том числе иносословных 44. Фундаментальная библиотека заключает в себе до 8,813 названий (14,487 томов); ученическая до 1,398 названий (2,326 томов). В семинарской библиотеке есть между прочим: Раtrologiae cursus completus (изд. Мigne), пожертвованный епископом Агафангелом. Кроме общих предметов, в семинарии преподаётся татарский и черемисский языки, а в V и VI классах медицина.

Духовных мужских училищ в епархии шесть: вятское с 248 у чащ., в том числе 53 иносословных, глазовское (откр. в 1846 г.), 95 учащ., в том числе 22 иносословных, елабужское, 85 учащ., в том числе 14 иносословн., нолинское, 123 учащ., 23 иносословн., Сарапульское, 102 учащ., в том числе 29 иносословн. и яранское (откр. в 1822 г.), 141 учащ., в том числе 32 иносословн. Всего в духовных училищах обучается до 794 мальч., из них 173 иносословных. При всех училищах имеются общежития, в которых проживало в 1899 – 900 уч. г. 576 человек (или 73 % общего числа учащихся).

Епархиальных женских училищ в епархии два: в Вятке и Елабуге. В. епархиальное училище открыто в 1863 г. 8 октября. В 1881 году В. купцом Я. А. Прозоровым был пожертвован училищу дом, стоимостию свыше 80,0 рублей. Все шесть классов были открыты в 1868 – 69 уч. г. На первых порах помимо общеобразовательных предметов (закона Божия, русск. и церк.-слав. языка и русск. литерат., истории, географии, арифмет., церк. пения, физики), преподавались: рисование и церковная живопись, изложение обязанностей пастыря церкви и законов церковно­гражданских, естественная история животных, растений и ископаемых, преимущественно полезных или вредных, краткая анатомия и физиология, гигиена, патология и терапия, краткое опытное учение о душе и логика, фармакология и уход за больными, краткие сведения из астрономии и геологии, огородничество и садоводство с практическими занятиями в оных, уход за домашним скотом, птицами и пчеловодство, практическое упражнение девиц в домашнем хозяйстве с отчётностью в оном, педагогика и правила благоразумная обращения с людьми каждая возраста, пола и звания, в обществе и вне общества, также приучение старших воспитанниц к надзору за воспитанницами 1 и 2 кл. и к руководствованию в их занятиях. За время с 1869 по 1901 гг. в училище окончили курс 1,700 воспитанниц. В настоящее время (1899 – 1900 гг.) в 6 кл. училища обучается 539 воспит., в том числе 57 иносословных; 488 живут в общежитии. В 1899 – 1900 учебном году поступило на содержание училища 60,847 р., е в том числе от епархиальн. свечн. завода 27,154 р., пансионерских взносов 23,804 р., проц. с запасная капитала 5,729 р., взносов за обучение музыке 2,253 р., за право учения 428 р., из консистории 261 р., из казны 154 р. и разных других 1,064 р. В фундаментальной библиотеке училища состоит книг 2,679 том. (1,626 назв.), в ученическ. 2,832 том. (1,710 названий).

Елабужское епархиальное училище открыто в 1898 году. На устройство училища пот. поч. гражд. Г. Ф. Стахеева в память покойного мужа своего пожертвовала капитал в 200,000 р. и кроме того 6,000 р. на первое обзаведение училища. Елабужский 1-й гильдии купец И. Г. Стахеев уступил для временного помещения училища верхние этажи своих двух домов; с 1899 г. был нанять под училище ещё один дом. В 1900 – 1901 уч. году было уже три класса с 83 учащимися (27 в 1, 24 во 2 и 32 в 3) , из них 68 жили в общежитии; на церковно-епархиальные средства содержались 11 поспит.; инососл. было 8. В 1900 – 1901 уч. г. училище располагало 29,333 р., из них 5,080 р. пансионерских взносов, 10,000 р. от епарх. свечн. завода, 9,200 р. сбора с церквей, 2,000 р. пожертвования Д. М. Назаровой, и, наконец, разных поступлений 661 р. Израсходовано на содержание училища 26,882 р. В библиотеке училища к концу уч. г. было 750 названы в 2,248 томах.

Церковные школы В. епархии находятся в ведены Вятского епархиального училищного совета (в районе 8 уездов) и Сарапульского вознесенского братства (в районе 3 уездов, составляющих Сарапульское викариатство). В ведении вятского совета к 1901 г. состояло школ: второклассных 10, двухклассных 10, одноклассных 360, школ грамоты 393, итого 771, кроме того, при духовной семинары и епархиальном училище существовали две образцовый школы. Из общего числа школ 64 школы было для мальчиков, 174 для девоч. и 535 смешанных. Во всех школах обучалось 28,958 чел., в том числе 18,116 мальч. и 10,842 дев. В числе учащихся было 262 раск., 1 кат., З евр. и 20 язычн. На содержание школ израсходовано 187,043 р. В ведении совета Сарапульского братства были – 1 второклассная, 2 двухклассных, 126 одноклассных, 105 шк. грамоты, а всего 234 школы, из них 18 для мальчиков, 31 для девочек, 185 смешанных. Учащихся насчитывалось 6,719 мальч., 2,804 дев., а всего 9,523 чел., в том числе 9,290 нрав., 145 раск., 3 сект., 1 евр., 28,958 – 38,481. На содержание школ в 1900 г. израсходовано 61,944 р. В каждом уезде В. епархии имеется по 1 уездн. наблюдателю; и кроме того на всю епархию имеется епархиальный наблюдатель, живущий в г. Вятке.

Братства, общества и другие церковно-общественные учреждения. Братство св. и чуд. Николая открыто 31 октября 1882 г. главным миссионером В. епархии протоиереем Стефаном Никифоровичем Кашменским с целью распространения между крестьянами В. губернии сведений об обрядах и догматах православной веры, нужных для мирных беседе с старообрядцами, отпадшими от св. церкви. Главными средствами для достижения этой цели братство поставило: 1) содержание школы, открытой протоиереем Стефаном Кашменским в г. Вятке ещё в 1875 г.; 2) открытие подобных же школ в сёлах и деревнях лучшими учениками братской школы; 3) безмездное распространение через духовенство между прихожанами В. епархии самых кратких сочинений, полезных для мирных бесед с мнимыми старообрядцами. Открытая в 1875 г. прот. Кашменским противораскольническая школа помещалась в его собственной квартире, учителем был сам основатель школы; главным предметом заняты было обличение раскола и краткая история его; попутно сообщались сведения из истории церквей, свящ. истории, литургики, славянской грамматики; ученики обучались также пению. С открытием братства, школа получила собственное помещение, где было устроено и общежитие для учащихся. Устав братства разрешал принимать в школу крестьян не моложе 25 лет и не старше 40 лет. Курс школы трёхгодичный. Главный предмет обучения – обличение раскола: ученики систематически занимаются чтением старопечатных книг и пособий по полемике, также упражняются в примерных диспутах. По окончании курса, ученики определяются учителями в школы, открываемый братством в местностях, заражённых расколом, или же (за последнее время) помощниками учителей и законоучителей церковно-приходских школ. В 1899 –900 уч. г. учащихся в центральной школе было 23 человека, из них 3 обращённые из раскола. В 1892 при центральной школе открыто женское отделение. Поступило 12 девиц в возрасте от 20 до 35 лет. В 1899–900 – обучалось 6 девиц. Начальных школ, содержимых братством, насчитывается в настоящее время 40 с 887 учащимися; из них почти 1/3 часть раскольнические дети. Помимо школьных занятий учителя братских школ ведут мирные собеседования с раскольниками (частный и публичный), убеждают уклонившихся в раскол возвратиться в православие.

Братство содержит также особого противораскольнического миссионера для руководства миссией Сарапульского викариатства и для ведения бесед с раскольниками и сектантами, и организовало бесплатную раздачу книг и брошюр религиозного и противораскольнического содержания. Годовой бюджет братства за последнее время превышает 10,000 р. Всех членов братства 716 человек.

Вятский комитет православного миссионерского общества, открытый 28 мая 1870 года, имеет целью обращать в христианство инородцев, язычников и магометан В. епархии и утверждать обращённых в него черемис, вотяков, татар, бесермян и других в истинах православной веры и в правилах христианской жизни. В В. епархии насчитывается крещённых инородцев до 535,000 чел., магометан до 110,000 и язычников 9,0. Из крещённых некоторые усердно исполняют христианские обязанности, другие же придерживаются ещё язычества; не чуждаясь совершенно православная храма, они не усердно исполняют христианские установления, на исповедь ходят не все, к св. причащению немногие, постов не соблюдаюсь, в христианские праздники работают, а пятницу празднуюсь, усопших родственников стараются поминать не в церкви, а дома; черемисы устраивают но умершими тризну в великий четверг с большим пьянством. Те и другие по долгу живут не венчанными, распутство молодёжи у них не преследуется. Те и другие часто совершаюсь свои языческие моления, сопровождая их принесением в жертву различных животных. Черемисы упорнее держатся своей прежней языческой религии, чем вотяки (о которых помещена статья в этом же томе). Русский язык знаюсь по преимуществу только мужчины. Крещённые татары, кроме учащих и учащихся, мало знакомы с христианским учением; в некоторых приходах среди густого населения магометан они держат св. иконы в сундуках и вынимают их только тогда, когда священник приходит к ним со св. крестом. Крещённые татары говорят более па своём родном языке; русский язык знаюсь мало, а женщины и девицы нисколько. Вследствие этого татары в силу необходимости остаются вне духовно-православная воздействия со стороны приходских священников, не знающих в свою очередь татарская языка. В 1899 году В. комитет насчитывал в В. епархии вотяков – крещ. 360,064, некрещённых 1,723, черемис – крещён. 133,694. некрещённых 7,281, татар – крещ. 14.710, некрещённых свыше 110,0, бесермян 7,978 крещ., пермяков 18,352 крещ., а всего инородцев 653,000, в том числе крещённых 534,803 и некрещённых свыше 119,0 чел. обоего пола. Инородческих приходов в том же году состояло 260. Комитет миссионерского общества насчитывает в настоящее время (в 1900 г.) 400 членов. На средства его содержатся: 1 инородческий епархиальный миссионер, 70 начальных школ с 1,786 уч. м. п. и 334 ж. п. Деятельность комитета особенно усилилась в последние 5 – 6 лет, с вступлением на епархии преосвящ. Алексия: за это время средства комитета с 5,990 р. (в 1896 г.) возросли к 1900 г. до 15,743 р., число школ с 54 (с 1,681 учащ.) возросло до 78 (с 2,100 учащ.), устроено несколько церквей. Преосвященный лично неоднократно предпринимал поездки к инородцам и беседовать с ними по предметам веры.

Отдел Императорского православного палестинскою общества, учреждённый в 1894 г., имеет целью распространять сведения о св. земле через устройство чтений и собеседований и раздачу брошюр, листов и видов св. земли. Членов отдела в 1901 г. – 214. Всех сумм в 1901 году собрано 6,922 р. Чтения устраивались не только в городах, но и в многих сёлах епархии.

Вятская епархиальная библиотека-читальня открыта преосвященным Алексием 10 января 1899 года в здании духовной консистории. К 1901 г. в ней насчитывалось книг и брошюр 3,312 названий (6,068 томов); подписчиков было – 450 (платных 112 и бесплатных 338); в читальне посетителей было 8,155 чел. На содержание библиотеки поступило в 1900 г. 1,426 р.

Взаимовспомогательная касса духовенства В. епархии открыта 20 декабря 1889 года по идее бывшая В. преосвященного Аполлоса. Ровно через 10 лет касса имела взносов духовенства 324,224 р., ак 1901 г. 366,324 р. Средства ныне составляются из разрядных взносов, 2% сборов с церковных сумм, взносов духовенства за пользование казёнными квартирами, за награды, за переход с места на место и посвящение в сан и др. Выдача пенсий началась с 1900; во 2-й половине 1900 состояло 205 пенсионеров.

Попечительство о бедных духовного звания к 1 января 1901 г. имело капитала 210,183 р. Поступление в кассу попечительства за 1900 г. равнялось 33,022 р. Поступления слагаются из пожертвований по особым тетрадям попечительства (1,609 р.) и пригласительным листам (1,191 р.), в церковные кружки (7,031 р.), из церковных прикладных сумм (1,515 р.), 10 % отчислений от церковных заведений (4,539 р.), из доходов от праздных священно – церковнослужительских мест (4,539 р.), из вычетов с получивших награды (438 р.), процентов с капитала, штрафных денег и разных других случайных поступлений. На средства главным образом попечительства преосвященным Алексием учреждена В. епархиальная богадельня для призрения заштатная духовенства и сиротствующих духовного звания. Богадельня открыла свои действия с августа 1901 г., когда было принято на призрение 16 человек.

Епархиальный свечной завод открыть в Вятке по инициативе В. епископа Макария. Постройка здания производилась главным образом с 1 окт. 1886 года в течение года, под руководством прот. Тепляшина и обошлась 22,000 р. В настоящее время заводь вырабатывает свечей до 8,900 пудов исключительно для В. епархии. Годовой оборот завода 297,000 р. Завод имеет для продажи свеч в городе Вятке свечную лавку и до 23 отделений в уездных городах, заводах и больших сёлах. Из прибылей заводь оказывает пособия на нужды просвещения В. епархии, а именно В. епархиальному училищу 26,084 р., елабужскому 10,000, духовной консистории 1,500 р., духовной семинарии 2,580 р. и 6 духовным училищам 420 р. (на содержание инородческих учеников – в каждое училище по 70 р.).

Монастыри. – В. Успенский трифонов мужской монастырь, в г. Вятке, основан преп. Трифоном в 1580 г. В своё время монастырь имел многочисленным вотчины, что в значительной мере способствовало колонизации В. края, до того времени малонаселённая. В этом монастыре с 1752 г. по 1795 г. помещалась В. семинария. В конце 1880-х годов здесь была псаломщическая школа. Теперь существует церковно-приходская школа. Монастырь служит местом пребывания 2-го викария.

Слободской Крестовоздвиженский находится в г. Слободском, в 33 верстах от Вятки. Основан в 1599 г., окончательно устроен пред. Трифоном после 1602 г. При монастыре сущ. церковно-приходская школа.

Орловский Спасский – в г. Орлове, в 55 верстах от г. Вятки, основан в конце XVII столетия. Александро-Невский – близ с. Филенки, в 6 верстах от Вятки, основан иеромонахом Стефаном в 1890 г.

Пророчицкий мужской общежительный монастырь, близ г. Яранска, открыт в сентябре 1898 г. в имении яранской купеческой вдовы Анны Бещевой.

Ионно-Предтеченский, Старцево-Горский мужской общежительный монастырь открыт 24 июня 1900 г. в г. Сарапуле на пожертвовать купца Пименова в размере 20 т. р. Братии: 1 иером., 1 1ерод. и 28 послушников.

Вятский Преображенский монастырь женский – в г. Вятке, основан в 1024 г.

Слободской Христорождественский женский – в г. Слободском, в 33 верстах от Вятки. При монастыре имеется женская второклассная школа и различный мастерские: столярная, в которой п исполняются самими монахинями все столярные монастырские работы; в монастыре 3 храма, 14 жилых кормусов и много надворных по строек, иконописная, рукодельная, чулочная, свечной монастырский завод.

Елабужскгй Казанско-Богородицкий – в г. Елабуге, в 422 верстах от губ. гор.

Сарапульский Благовещенский – в г. Сарапуле, в 583 в. от губ. гор.

Яранский Знаменско-Мортинский – в яранском уезде, в 7 верстах от уездного города и 227 в. от губернского; при монастыре учреждена женская второклассная школа.

Кроме сего, в 1901 г. открыта арбажская женская община, вблизи с. Арбажа котельнического уезда; сестёр в общине 44. Земля в размере 174 десят., и 4,100 р. деньгами пожертвованы общине крест. И. Безденежных.

Литература: «Вятские Епарх. Ведомости» 1863–1901 гг.; – Календари и Памятные книжки В. губернии, с 1860 годов. – Отчёты комитетов и обществ, существующих в В. епархии. – Строев, «Списки иерархов», Спб., 1877. – П. Луппов, «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX в.». Вятка, 1901.–И. Покровский, «Русские епархии в XVI–XIX веках», том I, Казань, 1897 г. – Столетие В. губернии, т. I и II, Вятка, 1881.

П. Луппов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle