Бэкон Роджер
Бэкон Роджер – известный средневековый ученый (род. в Ильчестере, в Англии, в 1214; ум. в Оксфорде, в 1294). Принадлежа к зажиточному семейству (хотя и сильно потерпевшему в царствование Генриха III), Б. получил образование в Оксфорде, принял посвящение (1233) и отправился в Париж, где получил степень доктора богословия и за свои блестящие таланты титул doctor mirabilis. В 1250 г. возвратившись в Оксфорд, по совету своего покровителя, Роберта Гросстэта (Капито), он вступил в францисканский орден, – сделав большую ошибку в своей жизни. Слава его быстро распространилась; но вместе с ней распространилась и молва о его волшебстве, и в 1257 г. Бонавентура, генерал его ордена, запретил ему читать лекции и приказал отправиться в Париж, где он десять лет провел в тюремном заключении, пока не освобожден был папой Климентом IV в 1268 г. По возвращении в Оксфорд, он занялся наукой, но в конце следующего десятилетия опять заключен был в тюрьму за свои мнения, и там оставался до 1292. На этот раз он был освобожден из тюрьмы только для того, чтобы умереть. Свои литературные труды он закончил компендиумом богословия. Б. был одной из звезд первой величины. Он отличался практическим умом, и более любил естественные науки, чем метафизические тонкости. Его несчастьем было то, что он родился на несколько столетий слишком рано, хотя во многих отношениях разделял взгляды своего времени, и поэтому не вполне имеет право на те необычайные похвалы и славу, которые рассыпаются ему теперь. Своей славой он особенно обязан своим изобретениям и полезным искусствам. Не только он исправил календарь, и в этом отношении выражал мнение, которое позже подтвердил Коперник, но и изучал перспективу, и по преданию, теперь, впрочем, подвергающемуся сомнению, умел делать зажигательные стекла и изобрел телескоп и порох. Что он, однако, не выходил далеко за пределы знаний своего времени, это показывает его наклонность к астрологии и алхимии. Эти его познания причинили ему много неприятностей, так как в то время всякое необычайное искусство в химии или механике приписывали диаволу. Истинное величие Р. Бэкона проявляется в чудесной широте его учености. Он обнимал весь круг тогдашней учености. В то же время это был человек благочестивый, хотя и отнюдь не слепо преданный римско-катол. церкви: смиренно подчиняясь папе, он, во имя религии, протестовал против испорченности своего времени, и, выдвигая Библию, как высший авторитет в делах веры, выражал сожаление, что ее так мало знают. Подвергаясь нареканиям при жизни, Б. подвергся забвению после своей смерти. Много столетий прошло, прежде чем вообще признали за ним надлежащее значение, и даже теперь еще нет полного издания его сочинений. Его главные сочинения – Орus Majus, Орus Minus, Орus Теrtium, – три больших трактата, которые написаны были в тюрьме, среди великих огорчений, и препровождены по его просьбе тайно Клименту IV. Первое и третье из этих сочинений были изданы в Лондоне в 1733.