Глава 38
Первая речь Господа. 1–3. Введение. 4–41. Премудрость Божия в явлениях мира физического.
Иов.38:1. [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал:
Неоднократно высказываемое Иовом желание судиться с Богом (см. Иов 36.20), настойчиво заявленное требование, чтобы ему отвечал сам Господь (Иов 31.35), наконец, осуществляется. Господь отвечает из бури, т. е. обычным образом, указывающим на Его величие и силу. Но если Иов не мог ничего ответить Елиую, то что же скажет он теперь Господу?
Иов.38:2. кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову – полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола (Иов 9.1, 41.14 и д.).
Иов.38:3. Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе («препояшь чресла», ср Иов 12.21). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке (Иов 13.22).
Иов.38:4–38. Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка.
Иов.38:4. где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
Иов.38:5. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
Иов.38:6. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
Иов.38:7. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
Начало установлению гармонии и порядка положено при первоначальном устройстве земли, получившей, подобно зданию, определенные размеры («кто положил меру ей?»), гармоническое распределение частей («кто протягивал по ней вервь?») и известное положение среди других тел в воздушном пространстве (ст. 6, ср. Иов 26.7). Свидетелями проявления этой заложенной в первозданную землю гармонии были не люди, тогда еще не созданные, а утренние звезды. Они первыми увидали земной шар после того, как первобытный мрак сменился светом, и первыми воздали хвалу Создателю (ср. Пс 18.2, 148.3; Сир 43.1). Вместе с ними восклицали от радости, как это бывает при закладке здания (1Ездр. 3.10; Зах 4.7), «сыны Божии» – ангелы (Иов 1.6).
Иов.38:8. Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
Иов.38:9. когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
Иов.38:10. и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,
Иов.38:11. и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
Внесением подобной же гармонии сопровождалось упорядочение водной стихии. Ей, вышедшей из недр земли и готовой разлиться по ее поверхности, были поставлены непреодолимые препятствия в виде берегов, дальше которых она не может идти.
Иов.38:12. Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
Иов.38:13. чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
Иов.38:14. чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
Иов.38:15. и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
Неизменно поддерживается правильный установленный Господом порядок смены тьмы светом (Быт 1.4). Утро наступает в свое время, и его предвестница – заря охватывает при своем появлении своими краями (буквально: «крилами», ср Пс 138.9) землю, на которой покоилась ночь, как покрывало, и, сильно встряхнув его, разгоняет мрак. Гармоническая смена физических явлений служит в то же самое время целям нравственного и эстетического миропорядка. С появлением света прекращаются темные дела нечестивых (ср. Иов 24.13), и бесформенная во время ночи земля с массою утративших свои очертания предметов выступает во всем блеске красоты.
Иов.38:16. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?
Иов.38:17. Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?
Иов.38:18. Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.
Сохраняет свою силу и тот закон, по которому человеку недоступны источники моря, шеол со своими обитателями, и не поддается измерению широта земли.
Иов.38:19. Где путь к жилищу света, и где место тьмы?
Иов.38:20. Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
Равным образом, по установленным от Бога законам, свет и тьма – друг от друга разграниченные (ср. Иов 26.10), введенные в мировую жизнь физические силы.
Иов.38:22. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,
Иов.38:23. которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?
И как свет исполняет не только свое естественное назначение, но и служит целям высшего духовного мира – порядка (ст. 12–13), так точно и громадные запасы (евр. «оцерот» – магазины) снега и града являются в руках Божиих орудием для наказания злых людей (Исх 9.17 и д.).
Иов.38:24. По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?
Известным также законам подчиняется распространение света и направление восточного, сильного (Иов 27.21) ветра, этих двух аналогичных по быстроте стихий.
Иов.38:25. Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии,
Иов.38:26. чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека,
Иов.38:27. чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?
Не человеком установлены законы всех вышеописанных явлений, равным образом делом не его, а мудрого Провидения является орошение дождем необитаемых людьми стран с их растительностью. Благость Господа поддерживает существование своего создания – зелени (самая низшая форма растительного царства; синодальное «травные зародыши»; евр. «деше», «зелень»; ср. Быт 1.11–12).
Иов.38:28. Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?
Для достижения этой благой цели в распоряжении Господа – все нужные средства. Он отец дождя и росы.
Иов.38:29. Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его?
Иов.38:30. Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает.
Ср. Иов 37.10.
Иов.38:31. Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?
На началах строгой гармонии покоится устройство созвездий «Хима» – «Плиад» и «Кесиль» – «Ориона». Первое состоит из 64 главных звезд, из которых видимы простым глазом лишь шесть. Близкие друг к другу, они составляют одну группу и кажутся соединенными самыми тесными связями. Орион – созвездие из 78 звезд, образующих обширный параллелограмм, расположенный наполовину в одном полушарии, наполовину в другом. Как соединить звезды Плиад, так и разъединить две части параллелограмма Ориона выше сил человека.
Иов.38:32. Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?
Такая же правильная закономерность наблюдается в движении созвездия «маззарот». По мнению одних, под «маззарот» разумеется Венера, Юпитер или Марс, и выражение «выводить... в свое время», указывает на их периодические появления. Другие (Делич, Ланге) разумеют под «маз...» 12-ть знаков зодиака. При последнем понимании вышеприведенное выражение получает такой смысл: можешь ли ты для каждого месяца вывести определенный знак зодиака так, чтобы он был видим пред и после солнечного захода. Чтение LXX «μασουρώθ» – оставленное без перевода еврейское название созвездия. «Ас» – большая медведица; дети ее – три звезды, составляющие хвост созвездия.
Иов.38:33. Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?
Не только перечисленные созвездия, но и все вообще небо, – его тела подчинены определенным законам, а, кроме того, находятся в известном отношении с землею, – оказывают на нее влияние (ср. Быт 1.14, 18). Благодаря этому, две сферы приведены в гармонию.
Иов.38:34. Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?
Иов.38:35. Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?
Одним из проявлений такого соотношения является ниспадение дождя на землю в определенное время (ср. Иов 37.6) и явление молнии (выражение: «вот мы», ср. Вар. 3.35).
Иов.38:36. Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?
Еврейское чтение данного стиха представляет два различно понимаемых выражения: «Баттухот» и «секви», в зависимости от чего и весь стих переводится неодинаково. Первому одни экзегеты усвояют значение: «почки» (ср. Пс 50.8), а второе, производя от «сака» («рассматривать»), переводят словом «петух» (Таргум, Вульгата, Делич и др.). Сообразно с этим стих получает такой вид: «Кто вложил мудрость в почки (человека) и кто дал петуху разум?» Другие же (Умбрейт, Ган, Дильман, Ланге) производят «тухот» от арабского «таха» – «облако», а «секви» усвояют смысл «вещи, которую видят», «явления», «метеора». При подобном словопроизводстве данный стих должен читаться так: «кто вложил мудрость в облака и кто дал разум метеорам»? В противоположность чтению Делича, а равно и синодальному, последнее находится в полном согласии с контекстом. Небо с его облаками и метеорами, хочет сказать Господь Иову, повинуется в своих действиях не слепой силе, но исполняют веления Бога. Греко-славянское: «кто же дал есть женам ткания мудрость или испещрения хитрость»; не имеет для себя никакого основания в оригинальном тексте.
Иов.38:37. Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба,
Иов.38:38. когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?
Как исполняющие веления Бога, облака «расчисляются с мудростью», т. е. в известное время являются в известном числе. Сообразно с нуждою их бывает ни больше, ни меньше требуемого количества. Тот же Бог, расчисляющий «облака», «льет из мехов небес», – посылает дождь, который превращает пыльную от жары почву в удобную для возделывания землю.
Иов.38:39. Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,
Иов 39.30. Из чудных дел Божиих в мире неодушевленной природы Иов должен был понять, что она носит следы строгого порядка, закономерного плана. Отмечаемые вслед за этим факты из жизни животных дают понять, что всемогущество Божие соединяется с благостью. Животные – предмет особого попечения и заботы Господа. Вложенные в их природу инстинкты размножения и питания поддерживают бытие, силы тварей и особенности их рода.
Иов.38:39. Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,
Иов.38:40. когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?
Иов.38:41. Кто приготовляет во́рону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?
Благость Божия охраняет жизнь как самых сильных представителей животного царства – львов и их детей, так и слабых – птенцов ворона. Львица и молодые львята, повинуясь вложенному в их природу хищническому инстинкту, сами ловят («покоятся... в засаде») назначенную им Богом добычу (ср. Пс 103.21); находят себе пищу и птенцы ворона. Последние как здесь, так и в параллельных местах (Пс 146.9; Лк 12.24) выставляются предметом особенного божественного покровительства, может быть, потому, что более других птиц бросаются в глаза по своему сиповатому, почти не прекращающемуся, крику.