Источник

К Дмитрию Тимофеевичу Мизко

Д. Т. Мизко, родственник по матери знаменитого Могилевского архиепископа Георгия Конисского, род. в 1772 г. в гор. Борзне Черниговской губ., где его отец был священником. Учился в Черниговской семинарии, Киевской академии и Черниговском главном народном училище. Был сначала учителем математики в Черниговской семинарии, затем прошел целый ряд чиновнических должностей, и по выборам, наконец, получил место директора училищ Екатеринославской губернии (1807 г.), на каковом проявил много забот о прочном насаждении просвещения, как в этой губернии, так и в Херсонской, училищами которой управлял четыре года (1809−1813). В 1815 г., по экзамену в Харьковском университете, получил звание лектора изящных наук. Напечатал несколько речей, произнесенных при открытии школ и по другим случаям. Его биография (Памятная записка о жизни Д. Т. Мизко. Одесса, 1849 г.) отмечает, что «он обладал самыми разнообразными, по всем частям, сведениями», и до последних лет жизни обнаруживал интерес к книгам. Выйдя в средине 30 годов в отставку по слабости зрения, Д. Т. Мизко в 1837 г. ослеп совершенно, и последние десять лет жизни († 1847 г.) провел под тяжестью, как этого несчастья, так и других болезней и скорбей. Помещаемый здесь портрет Д. Т. Мизко взят из названной «Памятной записки». Печатаемое письмо к нему архим. Макария было уже издано в 1860 г. (1, 178−188). Здесь оно воспроизводится с маленькими добавлениями из оригинала, хранящегося в библиотеке Казанской дух. семинарии. Им дополняются данные об отношениях архим. Макария ко всему семейству Мизко.

1836 г. Июня 15 д.

Бийск.

21

Достопочтеннейший благотворитель мой Дмитрий Тимофеевич.

Как я Вам объясню те затруднения разнообразные, которые препятствовали доселе ответствовать Вам? И какое для Вас утешение из того произошло бы? Лучше просто скажу: простите ради Бога, и поверьте свидетельству совести, которая облегчает бремя виновности моей, утверждая, что я весьма многократно ответствовал вам в искренних чувствованиях, помышлениях и желаниях, которые предавал Вездесущему и Всеисполняющему Царю небесному. В особенности питательно для души воспоминание о Вас, во время совершения бескровной Жертвы. Я хочу сострадать Вам, а выходит, что сорадуюсь Вам. Я ищу в сердце соболезнования с Вами в тяжком недуге, и обретаю нечто похожее на соутешение паче, нежели на соболезнование. Не соответствует ли это чему-нибудь сокровенному в глубине сердца Вашего? И как Апостол Павел говорит, что он радуется в страданиях, что он тогда наипаче силен, когда немощен, и что поскольку внешний наш человек тлеет, поскольку внутренний обновляется ежедневно, то и в Вас не происходит ли это удивительное противоречие? И если по временам от протяженной и горестной скорби душа забывает, что такое есть радость, то в другие времена не случается ли, что душа не помнить претерпленных ей страданий от радости? Вы знаете, что это оказывается истинным на разных степенях жизни, которыми человеку определено восходить в вечную жизнь. Во-первых, там, где мы отчасти равны с бессловесными животными, отчасти имеем превосходство над ними, а отчасти умалены перед ними. Женщина, говорил Спаситель ученикам Своим перед страданиями, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Теперь пойдемте вверх. Так и вы ныне, Спаситель далее говорит, имеете печаль, но Я увижусь с вами опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас. Это обыкновенное в земной жизни состояние всякой души, принадлежащей Иисусу Христу. Апостолы, разлучаясь с Иисусом, имели печаль, потому что любили Его, и опять, как они любили Его. То, когда Он увиделся с ними, сердце их было объято неизреченной радостью, которой ничто ни прошедшее, ни настоящее, ни будущее не могло нарушить, которая так наполнила сердце их, что и прошедшая печаль, не оставив ничего горестного в воспоминании, сокрылась, размялась, и настоящие опасности со стороны Иудеев исчезли в чувстве их, и не внушали страха, и предсказанные Иисусом Христом страдания, ожидавшие их в вере, или совсем не представлялись воображение их, или казались уже не страданиями, а утешениями. Однако же, когда впоследствии эти страдания постигли их, тогда они действительно по внешнему человеку страдали, а по внутреннему радовались, по внешнему были в убожестве, а по внутреннему не только были богаты сами, но и многих обогащали силой, благостью, премудростью Божиею во Христе Иисусе, по внешнему каждый день умирали, а по внутреннему каждый день восходили выше в той Божественной жизни, которую св. Павел описывает, говоря: «Уже не я живу, но живет во мне Христос, а что теперь живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня, и предавшего Себя за меня». Впрочем, что горько, то горько. И сам Спаситель не показал ли в Себе, чему надлежало повторяться во всех верных, когда вещал ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно», и когда, на кресте вися, возопил: Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил?». Но пойдемте отсюда опять вверх. Видите ли, небесный Сион, на который вам указываете св. Иоанн в Апокалипсисе? Взгляните, и вы увидите там великое множество людей, стоящих перед престолом и Агнцем, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих, и восклицающих громким гласом: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И спросил один из старцев, говоря Иоанну: сии, облеченные в белые одежды, кто, и откуда пришли? Иоанн сказал ему: Господин! ты знаешь. И он сказал ему: это те, которые пришли, претерпев великие скорби. Они вымыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За сие они ныне перед престолом Божиим, и служат Ему день и ночь в храме Его, и сидящий на престоле будет покровом для них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце, и никакой зной, ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод. И Бог отрет все слезы с очей их, и смерти не будет уже. Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее миновало».

Достопочтенный и возлюбленный Господин! Не почерпает ли душа Ваша сладчайших утешений в этом месте Апокалипсиса? И скорби Ваши не получают ли здесь некоторой священной важности и высокого назначения, и достоинства? Этот путь узкий и прискорбный, на который десница Господня поставила Вас в преклонные лета, не явно ли ведет Вас в царство небесное, в великое и торжественное собрание праведников, оправдавшихся не своими деяниями, но праведностью и страданиями Господа Иисуса Христа? Это те, которые пришли, претерпев великие скорби... они вымыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. Не чувствуете ли, что они не чужие для Вас, а братия Ваши? Не принадлежите ли и Вы к святому обществу их? Не к ним ли идете, не с ними ли соединиться поспешаете, претерпевая великие скорби, вымывая одежды, убеляя одежды внутреннего человека Вашего, кровью непорочного и пречистого Агнца Божия Иисуса Христа? Болезни и страдания Ваши что суть, если не муки рождения, за которыми последует радость вечная, уже никем неотъемлемая и ничем ненарушаемая? И вот что значит смерть после того, как Христос воскрес, и смертью Своей нашу смерть попрал! Тогда она соделалась для нас дверью в вечную жизнь, которая одна достойна называться жизнью человек. К этой двери недуги ваши приближают Вас ежеминутно. Вы невольно содрогаетесь и трепещете, это знак, что Вы созданы для бессмертия, и что смерть, разорение и разрушение противны назначению Вашему. Но Вы помните, что теперь ничего не осталось для Вас от смерти, кроме одной личины и тени ее, что сие разорение ведет к воссозданию, и что сие разрушение есть начало восстановления всего существа, искупленного в совершенный порядок Божий, в Божественную гармонию и в блаженство. И человеческий страх пропадает при свете истины Евангельской, как исчезает дым, как тает воск от лица огня. Воображение представляет Вам бесчисленное множество согрешений, содеянных Вами перед Господом. Вы чувствуете все свое недостоинство, всю виновность и безответность свою, и в сокрушении сердца взываете: «Бедный я человек! Кто избавит меня от осуждения на вечное разлучение с Богом, вне которого душа моя не может нигде обрести упокоения, но должна вечно оставаться в тоске, в печали, в терзаниях и мучениях»? Но Вы взираете с верой и любовью на Господа Иисуса Христа распятого, и помышляете: «Се агнец Божий вземляй грех мира! Верую в Тебя, Господи Иисусе Христе, на Тебя уповаю, и Тебе предаю себя со всеми немощами и согрешениями моими». С чувством простосердечного смирения исповедуете Ему, в присутствии пресвитера церковного, все, что еще совесть Вашу тревожит, и Вы чувствуете, что он простил Вас. Вы не чувствуете на себе тяжести согрешений прошедших, Вы победили, и в мирном сознании спасения, совершившегося во глубине души, вкупе с Апостолом восклицаете: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом. Господом нашим! Бог оправдал: кто же нас осуждать может? Господь мой Иисус Христос умер за меня, но и воскрес, и ныне уже не умирает, но одесную Бога пребывая, ходатайствуешь за меня»! Воспевая в сердце своем псалом: «Помилуй мя, Боже», Вы помышляете об окроплении сердца и совести кровью Иисуса Христа, об омовении души от всяких скверн плоти и духа кровью Иисуса Христа. Вы веруете в Сына Божия Иисуса Христа, и получаете свидетельство Духа Святого в сердце, что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает Вас от всякого греха, что, оправдавшись верой, Вы имеете мир с Богом, посредством Господа нашего Иисуса Христа. И что Бог есть не Судья, но милосердый Отец Ваш в единородном Сыне Своем Иисусе Христе.

Достопочтеннейший благотворитель мой. В ожидании блаженной вечности, когда ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, и когда Господь отрет все слезы с очей Ваших, от Вас зависит, чтобы Он и теперь не редко приходил к Вам увидеться и сообщиться с Вами в Божественной Евхаристии. Сие благодатное посещение Спасителя Вашего, будет приносить Вам такую радость, какой мир ни дать Вам, ни отнять у Вас не может, и таким образом чаша горести, которую вкушать Господь благословляете Вам, будет растворяема сладостью не суетных, а Божественных утешений, дабы Вы могли совершить подвиг терпения, и получить венец славы, уготованный побеждающему. Вы умножите благородные увеселения, в особенности, принадлежащие теперешнему состоянию Вашему, когда будете поручать Вашим детям осведомляться, нет ли где весьма бедного человека, которому Вы могли бы помощь подать. В таком случае пусть к Вам приводят нуждающегося дети, а Вы сами подавайте ему милостыню ради Христа. «Торопитесь делать добро» – говаривал бессмертный Суворов наш. Если же и всякому человеку, то наипаче Вам благоразумие предписывает это правило: собирайте себе сокровище на небеси, и украшайте последние дни земного пришествия Вашего благотворениями. Благодарите, между тем, Бога за многие радости, которыми Вы наслаждались в жизни, и которые можете обретать даже ныне, то в благонравии и успешном стремлении Ваших детей по стезям к просвещению, то в слышании слова Божия, и преимущественно Евангелия и всего Нового Завета, и книги Хвалений, то в делах милосердия, то в молитве и размышлении, то в исповеди и причащении святых Тайн Христовых, то в беседе с искренними друзьями. Благодарите Бога за сии утешения, и таким образом они будут умножаться и освящаться. Они будут угодны и приятны Господу и вкуснее для Вас самих, и как пишут св. Отцы, что в уста благодарящая благодать Божия впадает; то вот самое легкое средство получать от полноты Иисуса Христа благодать на благодать, обогащаться любовью к Богу и к человекам, и быть, если еще не совершенно блаженным, то по крайней мере, весьма часто благополучным среди самых страданий. Благодарите, прилежно учитесь благодарить Господа Бога за Его милостивейшее посещение Вас болезнями. Благоволение и любовь Его к Вам и назначение, приготовление Вас ко входу в царство небесное, куда не может войти ничто нечистое и греховное, очевидны. Ибо Дмитрий Тимофеевич наш ничего теперь не имеет общего с каким-нибудь богачом, которому уже в вечности сказано: «Чадо! помяни, яко приял еси благая в животе твоем», а уже сам похож на Лазаря бедствующего и страждущего. Но дерзай, ученик Иисуса Христа! Страдания настоящей жизни ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в тебе, когда Христос явится как Судья живых и мертвых. Обратите, между тем, особенное внимание на сии изречения Духа Св. в сороковом псалме: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь». Господь да поможет ему на одре болезни его. Все ложе его обратил еси в болезни его, Боже! Так, что оно, быв превращено Тобой, не имеет уже печального вида, но представляет прекрасное и любезное небесам зрелище. От всего убогого сердца моего молю Господа Бога, да будет Он с Вами в скорби, и да чувствуете сердце Ваше, что Господь с Вами в скорби.

Молю благость Его, да возвратит Вам здравие, по человеческим соображениям, весьма благопотребное для детей. Но кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? Предадим сами себя и друг друга Отцу небесному, и покорим желания наши святейшей воле Его по примеру Гефсиманского Страдальца, в молении о чаше смерти лютейшей вещавшего: «Но, не как Я хочу, а как Ты, буди воля Твоя»!

С искренним чувством живейшей благодарности уведомляю вас, достопочтеннейший Дмитрий Тимофеевич, что и деньги в пользу миссии, и бедных между новокрещенными, и преизящные изображения Иисуса Христа, и превосходные стихотворения Степана Дмитриевича,150 получены мной в совершенной целости.

Как принесу вам достойное благодарение? Помолюсь Господу Богу, да воспримет в Свое всемогущее покровительство искренние желания недостоинства моего, относящиеся к болезненному состоянию Вашему, и да приидет на Вас благословение Божие!

С того времени, как по водительству Провидения Божия, вошел я в близкие соотношения с Григорием Тимофеевичем, никогда не отделял Вас и чад, Вам дарованных Богом, от брата Вашего, в моих воспоминаниях, помышлениях, желаниях.

Милостивые государи Николай и Георгий Дмитриевичи! Милостивая государыня Надежда Дмитриевна! Душа моя исполнена приятнейшими чувствами благодарности в отношении к Вам, и всегда радуется, вспоминая о Вас. Я желаю писать к Вам в другое время досуга, а теперь скажу кратко: помните, что Вы ученики Иисуса Христа единородного Сына Божия, и дети Божии. Помните, что Вы облеклись в Иисуса Христа, когда крестились во имя Его. Помните, что Господь Иисус Христос невидимо с Вами во все дни до скончания века. Да ополчатся Ангелы Божии окрест Вас, мои Господни, и возлюбленные во Христе други и братия! Да сохранят Вас невредимыми от соблазнов мира, и наставят Вас радовать сердце родителя Вашего прекрасными успехами в науках и благонравием. Будьте благополучны.

Преданный Вам Архимандрит Макарий.

1836 г. Июня 20 д.

Бийск.

* * *

150

Нечаева, обер-прокурора Св. Синода, печатавшего свои стихи в современных журналах.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle