Очерк истории Русской Церкви в период до-татарский
Содержание
I. Состояние церкви по внешнему составу А) Состояние иерархии Б) Состояние паствы II. Состояние церкви по внутреннему устройству А) Состояние духовного просвещения и учения Б) Состояние богослужения В) Состояние управления III. Состояние церкви по вере и нравственности А) Общий взгляд на это состояние Б) Состояние святых обителей и подвижничества В) Лица, известные по своей святости
Церковь Христова, судя по существу ее, может быть рассматриваема в истории с трех сторон: а) во внешнем своем составе, как общество Христиан, подобно всякому другому обществу, состоящее из двоякого рода членов: из священноначальствующих и подчиненных, иерархии и паствы, клира и народа; б) со стороны внутреннего устройства, или тех, Богодарованных ей, средств, которыми пользуется она для достижения своей цели, именно: учения, священнодействий и управления; в) наконец, со стороны большего или меньшего приближения ее к этой цели, которая есть воспитание людей в вере и благочестии и приведение их к вечному блаженству. Следовательно, предмет как общей церковной истории, так и Русской в особенности, если обозначить его раздельно, будет: I) состояние Церкви, в известное время, по внешнему составу, II) состояние Церкви по внутреннему устройству, и III) состояние Церкви по вере и нравственности1. Приспособительно к этому общему плану постараемся сделать и предпринятый нами очерк.
* * *
Само собой разумеется, что предмет церковной истории может быть разделен и иначе, как действительно и разделяется многими историками. Важно при этом только то, чтобы предмет был обнят весь и не была забыта какая-либо его стороны, чтобы каждой его части дано было свое приличнейшее место, и все было представлено в надлежащем, истинном свете.