преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 115

Благодарение Господу, сподобившему маменьку твою и тебя побывать в лавре у преподобного Серия и поклониться его святым мощам. Молитвы его да будут вам в помощь вашему спасению. Весь путь ваш совершили благополучно и без смущения: а по приезде встретили скорбь, от нерасположения С. Т–ой, и о том говорят с укоризною. А ты скорбишь на неё и не имеешь мира и показываешь, что не имеешь плодов монашеских. Пусть думают и говорят как хотят; это служить для нас искусом – видеть своё устроение и постараться исправиться; ведь это Бог попускает, чтоб мы исправились и, видя бы свои немощи, смирялись. Вы иногда говорите лишнее в келлии с кем-нибудь и это выносится, да еще с прибавлением: то и надобно пользоваться уроком – не входить в дела, не касающиеся до вас; довольно с вас пещись о своем спасении, а о других неисправлениях и немощах вы не дадите ответа. Дела как идут, так и идут; вы не можете лучшими сделать их; ответ не на нас. Итак, укорив себя за непонесение, укори себя и за то, что иногда что говорила о ком; а других не вини, ибо Бог попустил им так. Когда так себя поставишь, то и успокоишься. Ведь мы далеки от заповеди Божией: «любите враги ваша» (Матф. 5, 44), а это самое и должно нас смирять. На смирение же Бог призирает.

Ты, Е. И–на, при смущениях твоих, находи врачевство себе в самоукорении и смирении, и самую оную тяжесть потерпи без ропота, да после получишь плод утешения; и те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать, в испытании себя: точно ли мы христиане? Любим ли врагов наших? – и познание в сем нашей немощи. Г. А–на во время борьбы была немощна и побеждалась, но когда прошла буря, конечно, и сама познала своё неустроение и немощь. Вы, понеся оную, слава Богу, успокоились обоюдно.

Наступать на аспида и василиска, и попирать льва и змия дана власть верующим, т. е. на диавола и его силу, и побеждать страсти и грехи всем дана власть, но также верующим; а вера имеет много степеней. Достигшие совершенства оной и мертвые воскрешают, и прочее. Но мы, сознавая свою немощь, должны, во всяком случае, искать помощи Божией, а не надеяться на себя, будто можем что сделать. Да даст Господь нам истинный разум. смирением совершаемый. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 17 августа 1856 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии Борис Александрович Тураев

7. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

9. Sermons – All Saints Антоний, митрополит Су́рожский

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle