преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 135

Смотри, какое есть училище благочестия: – обитель, даёт видеть свои грехи и познавать, хотя отчасти, немощи. Ты, бывши в мире, мечтала о себе, что имеешь любовь Божию, которая есть глава всех добродетелей и совершенство; а теперь познала, что ещё ничто, но и больше сего должна познать, когда будешь как должно смиряться, не языком и пером, а сердечно; грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего, взывает св. Давид (Псал. 18. 13. 14.). Всякий случай тебе будет показывать, и книги почитывай; прочти св. Марка подвижника, он тебе много доставит пользы.

Ты назвала «мирским языком» злопамятство от оскорбленного самолюбия: можно назвать и просто гордость: ибо они имеют между собою мало различия, или больше согласия. От чего происходит гнев и ярость? Конечно от гордости; ибо тут нет и следа смирения: одно слово делает возмущение в сердце: у св. отцов найдешь всему причиною гордость. Ты думала, великое дело сделала: воспитала и просватала, да ещё из монастыря; за первое от Бога должно ожидать награды, а за второе вряд ли: вот же тебе и воздаяние – терпи! Она судьбой своей недовольна, потому, может быть, и скорбит на тебя; а тебе, должно себя укорять, а не её, что бывши в монастыре, вступила не в своё дело, сделалась свахою: пожалуй на меня скорби, что кормлю тебя сухариками; но мне хочется, чтобы ты нашла себя виновною, а не правою; тогда и злоба упразднится. Добре, что мы познаем свои страсти, но этого мало, надобно их исторгнуть: а какого это стоит труда? Но треба смирения, молитвы и Божией помощи: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Псал. 24, 18.), и паки: благо Мне, яко смирил Мя еси, яко да научуся оправданием (заповедям, повелениям, законоположениям) Твоим (Псал. 118, 71.). Везде нужно смирение. И св. Пророк говорит о себе: прежде даже не смиритимися, аз прегреших (Псал. 118, 07.) и: сердца, сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Псал. 50, 19, и: близ Господь сокрушённых сердцем, и смиренные духом спасет (Псал. 33, 19.), Хоть бы имели и великие исправления, а если не имеем сердца сокрушенна и смиренна, суетно наше делание. Когда будешь иметь сие уготование, то и покой будет с тобою: уготовихся и не смутихся (Псал. 118, 60.), уготовихся смирением, видя своё ничтожество, и не смутихся при нанесенном оскорблении; много есть подобных пластырей для исцеления наших душевных болезней, но оставлю тебе самой испытать оное. Ты говоришь: я всех люблю, и этим себя обольщаешь. Любишь до тех пор, пока тебя не копнуть, какая же это любовь? Господь премилосердый да вразумит тебя, и укрепит в пути истинном, а не заблудном, и Он же силен простить твои грехи. Коего покрову поручая тебя остаюсь недостойный твой богомолец многогрешный иеромонах Макарий.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle