Михаил Александрович Кальнев

4. О спасающей благодати Божией

«Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).

«Мы веруем, что благодатию Господа Ииcyca Христа спасемся» (Деян. 15:11).

Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободною волею, почему и в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15:14–17), (Втор. 30:19).

Для спасения человека-грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужна Его спасающая благодать.

Что же такое благодать Божия?

«Благодатию» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа (Пс. 64, 103 и 138): Бог «Сам дает всему жизнь, дыхание и все..., ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17:24–28).

По отношению к человеку-грешнику. кроме благодати промыслительной, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна и ведущая его к покаянию. «Никто, говорит Христос, не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65), (Апок. 3:20). «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие (греховные) дела, и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:3–4). Я, говорит ап. Павел, жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее... Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотию и кровию и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1:13–17), (1Пет. 5:10).

Но для спасения человека и призванного уже к покаянию необходима еще благодать «спасительная», то есть совершающая наше спасение очищением нас от грехов, ибо в Царство Небесное «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21:27).

Благодать Божия для души человека, – что воздух для тела его. Как без благодати «промыслительной» нельзя существовать миру, так без благодати «спасительной» нельзя даже покаявшемуся грешнику наследовать жизнь вечную. Для этого и «явилась, учит ап. Павел, благодать Божия спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11), «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе” (Рим. 3:23–24), Который, в силу крестных заслуг Своих, дает нам «дар благодати к оправданию от многих преступлений; ибо если преступлением одного (Адама) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17).

Где нет законного священства, так нет и святых таинств Церкви, в которых подается грешникам благодать Божия, а где нет благодати, там нет и спасения, ибо «мы веруем, учит св. ап. Павел, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян. 15:11).

Объяснения православного:

Сектант:

1) Для спасения человека достаточно одной веры: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47). «Ибо если устами своими будешь исповедовать Ииcyca Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9), (Гал. 3:9), (Деян. 16:31 и др.).

Объяснения православного:

1) В приведенных словах Спасителя совсем не говорится о том, что для спасения человека-грешника достаточно одной лишь веры, без добрых дел, а говорится только о том, что для спасения необходима вера во Христа, как Сына Божия, и в Его искупительные заслуги, как и св. апостол говорит: «Без веры угодить Богу не возможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Сам Спаситель учил, что кроме веры нужны для спасения еще добрые дела и исполнение заповедей Божиих.

«Всякое дерево, не приносящее плода добраго, срубают и бросают в огонь... Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» (Mф. 7:19–23).

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21–23), (1Ин. 2:4, 5, 9–11), (1Ин. 3:18), (Иак. 2 гл.), (Гал. 5:6) и др.

Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1Кор. 13 гл.).

Сектант:

2) Для спасения довольно одной веры, ибо делами человек не спасется: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17); «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20), «ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (ст. 28 и Гал. 2:16).

Объяснения православного:

2) Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из Иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников (Рим. 2:17, 23), (Гал. 5:4 и др), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» (Рим. 1:2). Апостол и пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели»; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Рим. 1:22–32). А Иудеям апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцем всех верующих в необрезании (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность (Рим. 4:11) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» (Рим. 3:29–30).

Нечего Иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхого) не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). «Вы, оправдывавшие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4). Христиане из язычников и иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом» (Рим. 3:9), «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (ст. 23–24).

Таким образом в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились иудеи и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа.

Сектант:

3) Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10).

Объяснения православного:

3) Рожденным от Бога называется человек, получивший прощение грехов и возрождение в таинстве св. Крещения (Ин. 3:5), в котором он «омывается» от грехов (Деян. 2:38), (Деян. 22:16), «освящается» и «оправдывается» пред Богом (1Кор. 6:11). В таких людях живет Христос, если они опять не грешат. Однако и рожденные от Бога, вследствие испорченности человеческой природы, снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, и установлены еще другие таинства – покаяние, (Ин. 20:22–23), причащение (Mф. 26:28) и елеосвящение (Иак. 5:14–15). Св. Апостолы имели несравненно большую веру, чем сектанты; они видимо «рождены были от Бога», получив Св. Духа в день Пятидесятницы, однако признавали себя согрешающими. Так ап. Иоанн говорит о себе и всех верующих: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас; если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8–10).

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9). «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему »(1Ин. 5:18), (1Ин. 3:6).

Ап. Иаков говорит о себе и всех верующих: «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2), ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» (1 гл. 14 ст.).

Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя»? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха.

Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» (Откр. 15:4). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» (1Ин. 2:29). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1Ин. 2:3–5).

Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит, тот по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, «тот лжец и нет в нем истины».

Сектант:

4) Верующий не явится на всеобщий суд; он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Объяснения православного:

4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не придет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственность состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (1Ин. 4:15), а Бог есть жизнь и любовь (1Ин. 1:2), (1Ин. 5:11), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти» (1Ин. 3:14).

Итак ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде пред совестью и пред словом Божиим над теми, кто вере в учете Божие предпочел греховную тьму: «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). А что на суд всеобщий должны явиться все не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «все, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», (Ин. 5:28–29), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).

«Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» (Рим. 14:10–12).

Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то соберутся пред Ним все народы» (Mф. 25:32), а сектанты говорят другое, – говорят, что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены, и за дела свои судимы не будут. Легкая вера!.. Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайныя дела человеков чрез Ииcyca Христа (Рим. 2:16), Который когда придет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» (Еккл. 12:14).

Сектант:

5) Мы веруем, поэтому спасены навсегда и ни грешить, ни погибнуть уже не можем: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27–29).

Объяснения православного:

5) Здесь речь не о том, что овцы Христовы, то есть верующие, не могут уже грешить и погибнуть, а о том, что враг их, диавол и служители его. не могут погубить их для вечной муки, если они желают спастись, ибо Отец Небесный больше всех и никто не может похитить их из руки Его. А что верующие сами, по своей воле, вследствие влечения ко злу греховной их природы могут согрешить и погибнуть, это видно из тех мест св. Писания, где верующие предостерегаются от возможности впасть в согрешение: «Берегитесь, говорит Спаситель, чтобы кто не прельстил вас... И многие лжепророки возстанут и прельстят многих... Претерпевший же до конца спасется»... Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Mф. 24:4, 11–12, 24), (Лк. 21:8 и др.).

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет. 3:17).

Если бы уверовавшие во Христа не могли уже отпасть от Него, то не для чего было бы и предостерегать их от этого, не для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Пример отречения от Христа ап. Петра всегда должно помнить всем верующим и особенно впавшим в духовную гордость и самонадеянность сектантам.

II. Вопросы и ответы православного

1) Что нужно для спасения человека-грешника?

1) а) Прежде всего нужна правильная вера в Троичного Бога и в искупительные заслуги Сына Божия: «Кто не будет веровать, осужден будет» (Mк. 16:15–16): «без веры угодить Богу не возможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Вера должна соединяться с покаянием во грехах своих: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Mк. 1:15).

б) Нужна надежда на спасение, даруемое Господом, ибо кто не надеется на могущество и милосердие Бога, тот и не верует в Него: «Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Возлюбленные, мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин. 3:2–3).

в) Нужна для спасения человека, кроме веры и надежды, любовь, ибо вера без любви ничего не значит (1Кор. 13:2), то есть нужна вера, «действующая любовию» (Гал. 5:6 и 5:22–23).

2) Откуда видно, что, кроме веры, нужны и добрые дела?

2) Из очень многих мест св. Писания. Например, Иисус Христос учил: «Что вы зовете Мена: Господи! Господи! а не делаете того, что Я говорю»? (Лк. 6:46). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» (Mф. 7:19–23 и Ин. 14:21).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославили Отца вашего Небеснаго» (Mф. 5:16).

«Что пользы, бpaтие мои, учит апостол Иаков, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... и бесы веруют и трепещут... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:14–26).

Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1Кор. 13:2).

«Ибо мы Его творение, созданы во Христе на добрыя дела, которыя Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

«Бог воздает каждому по делам его (Рим. 2:6–10); «и изыдут mвopuвшиe добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29), (Откр. 20:13, 22:14).

3) Достаточно ли для спасения веры и добрых дел?

3) Нет, не достаточно! Вера и дела нужны со стороны человека, а со стороны Бога нужна спасительная сила Его, или благодать, очищающая человека от грехов. Вера и добрые дела еще не спасают нас, они только дают нам доступ к спасающей благодати Божией, как и учит ап. Павел: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Котораго верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1–2).

Что мы спасаемся не одною верою и добрыми делами, а благодатию Божиею, это ясно видно из Св. Писания:

«Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатию Господа Ииcyca Христа спасемся, как и они (то есть язычники)» (Деян. 15:11), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23–24).

«Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшаго нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим. 1:8–9).

«Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (Ин. 3:6) и обновления Святым Духом, Котораго излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:4–8).

«Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:6–9 и Рим. 5:15–17).

4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божия?

4) Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (ст. 2), однако он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божией в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Mк. 16:16).

5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия?

5) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее.

6) Что называется таинством?

6) Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия (1Кор. 4:1, Еф. 5:31–32).

7) Сколько всех таинств?

7) Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9:1–6).

8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия?

8) Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека (Ин. 3:1–6), (Деян. 2:38–39), (Деян. 22:16 и др.); в исповеди, или покаянии. где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов (Mф. 16:19, 18:18), (Ин. 20:22–23), (Деян. 3:19, 19: 18); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом (Ин. 6:51–58) и потому получают оставление грехов для вечной жизни (Mф. 26:28), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов (Иак. 5:14–15).

9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах?

9) В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая наши телесные и душевные силы (Деян. 2:38, 8:15–18), (2Кор. 1:21), (Еф. 4:30), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего» (Ин. 15:5); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры.

10) Кто имеет право совершать святые таинства?

10) Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви (1Кор. 4:1, 12:28–30), (Еф. 4:11–13). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану в Авирону (Числ. 16 гл.) «и в упорстве погибает, как Корей» (Иуд. 11 ст. см. Евр. 5:4–5).

11) Спасены ли мы?

11) Да, спасены раз и навсегда, но только от тех грехов, которые, в силу крестных страданий Христа, прощены нам в таинстве св. крещения. Но кроме грехов, прощенных человеку во святом крещении, у него есть много других грехов, совершаемых после крещения в течение всей жизни. Если в этих грехах покаемся, то благодатию Божиею спасемся, а если нет, то погибнем по своей злой воле (Лк. 13:3). Оттого и ап. Иоанн учит, что хотя «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем» (1Ин. 3:2). Окончательно же будут спасены лишь те, кто после всеобщего суда Христова услышат слова Господа: «придите, благословенные Отца Моего! наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Mф. 25:34).

О необходимости для спасения человека благодати Божией учили святые отцы первых веков христианства:

Св. Климент, ученик апостольский, учит: «чрез Него неразумная и омраченная мысль наша восходит в чудный Его свет» (1 Посл. к Кор. § 33).

Св. Ириней пишет: «Будучи сухим деревом, мы никогда не приносили бы плода без небеснаго свободнаго дождя. Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не были сожжены и не стали бесплодными». (Против ересей 3; 17. § 2, 3).

Св. Златоуст учит: «Благодать в своих благодеяниях всегда идет впереди нас» (Толк. на Иоан. 13).

Св. Григорий Богослов в своем слове (31) поучает: «И для добраго хотения нужна помощь Божия, тем более для того, чтобы избрать должное, нужен некий дар человеколюбия Божия, надобно, чтобы было и наше и Божие»; иначе – надобно, чтобы со стороны человека были вера, надежда и добрыя дела, а со вороны Бога спасительная благодать Его.

Итак, если мы спасаемся не верою и добрыми делами, а получаемою чрез них благодатию Божиею, подаваемою нам в святых таинствах Церкви, совершать которые могут только законно рукоположенные пастыри ее, то во всех раскольнических и сектантских обществах, как не имеющих законного священства, нет таинств, нет благодати, нет и спасения. Напрасна их вера, тщетна их надежда, бесплодны их дела: они «остались без Христа, отпали от благодати»! (Гал. 5:4).



Источник: Кальнев М.А. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед. Одесса: «Славянская» тип. Хрисогелос, 1911. – 279 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

8. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

10. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

Комментарии для сайта Cackle