преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 285

Горестная кончина брата М. А ... очень для неё прискорбна, и для многих, по участию и по естеству, сожалительна; но можем ли мы проникнуть в бездну судеб Божиих? Как, почему, на что и для чего так сделалось? Такой ужасный конец, и оставшиеся сироты без призрения? Все это известно токмо Единому Богу, пред Которым вся нага и откровенна настоящая и будущая, какь и прошедшая. Можем ли мы знать, для чего такая кончина последовала? Может быть, это происшествие послужит ему ко очищению грехов, в неимущи коих никто не может похвалиться; а другим ожесточённым и нерадящим о спасении примером и учителем к обращению на истинный путь. Bеpa токмо может доставить нам успокоение, и надежда на бесприкладное милоердие Божие к нам, грешным. Не отчаиваясь в милости Божией, надобно молиться о нем, и поминать, но чину матери нашей церкви. А о детях не силен ли Бог промыслить, промышляя о всяком Своём создании? Да, может быть, еще и полезнее устроит; бедность не порок, но еще учительница любомудрию; итак, и об них надобно возложить надежду на всепремудрый, всемогущий и отеческий промысл Божий. Мать А….я не должна безмерно скорбеть и упадать духом, а успокаивать себя верою и надеждою. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: и аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1.). – В настоящем вашем страхе об угрозе сожещи обитель, словеса сии Святаго Духа мотут вас ободрить и воскрилять упованием и надеждою на неусыпающего Стража и Промысленника о всей твари. Ежели кто чем наказуется праведным судом Божиим, то сие служит ко очищению его и к исправлению. Св. Пророк Иона послан был проповедовать Ниневии: три дни и Ниневия превратится (Иоан. 34.), что ж вышло? Ниневитяне покаялись, как повестсвует о сем св. Писаниe, и Господь отвратил гнев Свой от них и помиловал. Не смею сего примера приложить к кому-нибудь, но разумеяй да разумеет!...

В первом же письме извещаешь о покупке келий для Л... М... и М.... Я... Слава Богу, что послал им уголок: остается только «искать царствия Божия и правды Его, то им вся приложится» (Матф. 6, 33.). Ты, описывая её неисправность, невольно высказала и свою страсть и немощь, «она нам досаждает», а мы, видно, еще немощнее переносить оные – то надобно и нам смиряться, ты благоволишь о её немощах, – да смирится; – дай Бог, чтобы это исполнялось, но чтобы не обратилось в навык – леность и нерадение. О. М...ей пишет ко мне из Одессы от 20 февраля, что собирается ехать водою в Севастополь, а лошадей своих продал по дороговизне корма; пишет, что благополучно, только не хвалится своим товарищем; что делать, видно так надобно, к искусу его, понести сию тягость, и избежать мечтания о себе, видя свою немощь!

По человечеству сожалеем о болезни М. И…ии, а по рассуждению видно, что Господь её любит, и хочет ей спастися. Во всяком благе и в здоровье, она не была так смиренна и раскаянна, как ты описываешь: то хотя и были какие недостатки и оскудение в делании духовном, сим болезненным положением они восполнятся; мы так рассуждаем, по мере нашего разума, а Бог более нас весть и любовь Его к нам неограниченна; да укрепит её Господь духовно и телесно. Желатель вашего спасения, многогрешный И. М. 4 марта 1847 года.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle