преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 41

Пишешь, что исполняется твоё желание сидеть в безмолвии с самоукорением; но от плодов видно, что оного нет, – а всё-таки задеваешь по плечу двух дураков; полагаешь начало благо, да худо: и ч. воспоминаешь, и разными пересудами занимаешься. Когда желаешь проходить путь безмолвия, имей в руководство себе послание св. Симеона евхаитского к Иоанну иноку; полагаю, у тебя должно оное быть, не печатное, а в рукописи. Вкратце некоторую материю из оного выписываю: «аще паче всякого человека себе страстеша вменяеши и грешиша, и окаяваеши себя, яко праздноживуща и во всяцем делании твоем смирение и любовь приемлеши. Аще враги любиши, аще ненавидящие любительствуеши, аще злотворящим благодетельствуеши, аще носиши тяготы, аще укоряем и злословим благословляеши, аще вся человеки, яко сам себе, паче же самого себе любиши и проч., по Богу есть дело твоё, и якоже подобает седиши к келлии твоей: аще ли же ни, – смотряй, отче, да не труждаешися во тще».

Это тебе малое от многого; но довлеет и сего, аще трезвишися.

В нечастом хождении к м. игумении должна с нею обясниться откровенно о своей немощи, что не можешь нести того, что монахини их на тебя оскорбляются, и не желаешь служить им к тому поводом, любя и щадя их; а чрез их оскорбления, и ей бывают неприятности; и так как ты чувствуешь себя, что и по слабости здоровья, и по оным причинам не можешь быть способна для неё в чем-нибудь, то испроси мирно дозволения пребывать в своей кельи, не давая вины к оскорблению; в каковой же либо нужде душевной, – да не лишит тебя материнского своего попечения, а дозволите приходить к себе хотя изредка. Это я изложил тебе вкратце, но Сам Бог силен вразумить тебя, как приступить и что говорить, и устроить вся на пользу, аще только по Боге дело твоё.

Св. отцы запрещают верить снам; а паче, когда оные к отчаянию приводят; явно, что от бесов суть. О продолжении жизни не в нашей воле есть; нам дано настоящее время, день и час, на исправления, а о будущем мы не известны; да и будем ли лучше завтра против нынешнего? – Кто знает? Не на дела наши надежду должны мы полагать, но на неизреченное Божие милосердие и на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Коего всесильному покрову вручая тебя и сестёр твоих, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 12 сентября 1842 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Екклесиарх профессор Александр Павлович Лопухин

3. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

4. Письма – 422. О борьбе с плотскими страстями. Св. Отцы запрещают страстным жить уединенно. Молитву надо дочитывать до конца и не обращать внимания... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

5. Устройство христианской церкви в первые два века профессор Василий Никанорович Мышцын

6. Письма о богослужении восточной Кафолической Церкви Андрей Николаевич Муравьёв

7. Послания – Послание 345(533). Чаду Петру преподобный Феодор Студит

8. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

9. Сплоченные Верой, Надеждой, Любовью и Родом протодиакон Сергий Голубцов

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle