преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 40

Со всеми благорасположенными к тебе о Христе сёстрами мира, здравия и спасения желаю. На вопрос твой, что я заметил из слов ……… о житье твоём или переходе, ничего не могу сказать, До сего и материи не доходило; каждая о себе и своих немощах советовала; а когда и доходило слово о соблазне на тебя за отпадении, то я краткими словами отвращал, представляя немощь человеческую и что, видно, воля Божия так устроила на общую пользу; а я к тебе писал чрез Мценск, что какая будет воля Божия, то само дело и устройство обстоятельств покажет тебе: переходить ли, или оставаться; т. е. ежели будет тебе невыносимо и будут гнать – выходи; а когда нет, лучше остаться; или и без того, может быть, здоровье не позволит выехать, хоть бы и гнали; а как ты видишь из писем родных непостоянство и колебание своего духа, то зачем же дерзать, ища мнимого покоя; где иногда встретишь неожиданную невыносимую брань, и будет последняя горше первых. Ты видишь, что мало по малу утишается твоя борьба; когда же будешь сама тише, то и совсем затихнет. К игуменье имей почтение и любовь, понуждая себя к тому, когда нет их; также и всех сестёр считай лучшими себя, тогда они все к тебе умиротворятся; а то, может быть, иногда ты считала себя быть нечто, а других уничижала, то смотрением Божиим и послано, к твоему смиренно, искушение. Е–е же я советовал примириться с тобою, не искать твоего окормления, а просто, сознавшись, просить прощения. Она хотя не с желанием, а намеревалась попросить; не знаю, почему передумала, может быть запрещено ей; она говорила, что просила уже прощение, но просила немым языком, почему и мира не получила; сознаться потому надобно, что тебе всё известно; а может быть и с прибавком, – чего совсем не было; опасалась, что ты не простишь; я говорил, что о сем буду писать. Просила ли она у тебя прощение, или нет, аз о семь вещи не имам, только тебе советую: не взыскивай на ней сего, а оставь, так как мы и сами требуем оставления долгов наших; может быть и она была в таких обстоятельствах, что тесно отовсюду. Разум 95 главы Никиты Стифата (Доброт., част. 4, сотн. 2) высок есть, и не в одном буквальном смысле надобно его принимать; опять же там видятся два устроения: высокое и противоположное – низкое; мы до первого не смеем помыслить себя достигнувших, а от второго блюдися, сколько можно; побеждаясь же страстьми, скорбим и раскаиваемся, желаем положить начало и приступаем яко уязвлении ко Врачу и яко мёртвые к Животворящему; представляя весь свой стыд, осуждая себя, и всю надежду полагая на Ходатая нашего, вземлющего грехи всего миpa и омывшего кровью Своею оные: тогда не в осуждение приемлем, а ежели с дерзостью, и с мнимым твоим достоинством, приступать или с презорством и нерадением о грехах, – отсечёны бывают жизни сея; но не о всех равный суд издается Богом, по непостижимому Его для нас смотрению и судьбам недоведомым.

Желаешь знать о молитве св. Василия Великого, имущей чудное Богословие, та ли она: «Владыко Боже, Отче» и проч.? Я мню, что та самая; но нет ли и во мне лжеиманного разума, мнящего ведети, его же не у позна делом. Когда очищено наше сердце и уготовано к приятию духовных таинств, то и Богословие в нём ясно изобразуется; а когда окамененно, острастованно, паче же ещё и злопомнительно, то какое тут откроется Богословие? В той же главе написано: «обаче да будет душа кроме всякия злобы и злопомнения».



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Sermons – In the name of the Father, the Son and the Holy Ghost. Антоний, митрополит Су́рожский

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Викентий, св. мученик профессор Александр Павлович Лопухин

7. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

8. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

9. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

10. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Киев Михаил Владимирович Толстой

Комментарии для сайта Cackle