преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 53

Сердечно сожалею о столь неожиданной кончине м. Л...; мы обязаны молить Господа об упокоении души её, и возлагать упование на Его щедроты и милосердие; а судить – это не наше дело; мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12). Пишешь о Л... что, говевши, готовилась у тебя в келии и что страх её не проходит; она же не понимает, в чём состоит её гордость? Это такая страсть, что гордые не видят себя сим пороком одержимыми, как и тот старец, из которого велено было исторгнуть душу, понеже и единого часа не упокоил Бога в себе: о сем есть у Петра Дамаскина в 24-м слове; а её гордость доказывается плодами страха и проч., как в 79-м слове св. Исаака Сирина сказано, и у св. Лествичника: «гордых приусрящут случаи страшные». Но Бог силен даровать ей познание своей болезни и потом исцеление. Только мне-то горе, бедному, – о людях рассуждаю, а сам низлежу во всех злых, и гордости не чужд; принимаю от подобных тебе слепцов ублажение на своё осуждение: и ежели бы вам открылись глаза и видели бы хотя часть некую моих злых деяний, то и воззрети бы не восхотели на такое чудовище, и надобно бы было мне умолчать и внимать себе; но не знаю, обычай ли мой лукавый, или тщеславный, под видом пользы якобы ближних, не допускает умолкнуть; оставляю попечение о своей душе, простираюсь о других, и только и знаю, что пишу, хотя и весьма не легко мне сие. Не знаю, что будет.

Описываешь о семействе вашей сотрудницы, о котором ты имеешь попечение в духовном окормлении, какое встретила затруднение со стороны противомудрствующих; что ж делать? Спроси их по совести, они найдут себя правыми и верно обвинят тебя; а я что на это скажу? Включая себя, тебя и их, можно сказать: ослепи бо их злоба их (Прем.2:21): мы все зорки на чуждые немощи, а сами как бы святые; это ясно мне видится на многих и на себе: вещи видятся все в превратном увеличительном виде в ближних, а свои и большие за ничтожные почитаем. Как же ты нас уверишь? Ежели бы мы были, хотя мало, причастницы смирения и любви, то сгорали бы жалостию и самосознанием своих немощей; не имея же сего, невольно стираются выи наши обличением, к нашему смирению. Потщимся не возненавидеть их, а благодарно нести обличения; а между тем подвизайся с ними и с самою, да за праздность не осудишися.

Будьте все мирны и согласны между собою, проводите пост благоговейно, и да сподобит вас Господь встретить праздник Пасхи с сердечною радостию. И. М. 1-го апреля 1850 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle