Источник

Письмо 52

Пишешь о вновь ищущих иметь к тебе отношение; сама не наскакивай и не ищи быть наставницею; а когда кто ищет и просит сего с верою – нельзя отвергать; вера их и твоё усердие сказать то, что мнишь им полезно, – не на свой разум надеясь, но на Божию помощь; может быть и послужит им во спасение; впрочем, дело покажет, что будет. С... К...ной советую, лучше всех её мнимых подвигов и трудов черноработных и утруждающих, отвергать свою волю и разум; от послушания рождается смирение, а от самочиния гордость; плоды её прелесть и смущение; подобных выскочек юных и я видал, да когда потеряли здоровье и спокойствие, тогда только опомнились; пусть не слушает совета вражия, понуждающего тещи безвременно на высокие подвиги и труды, а лучше смирится за немощь. Прочитал письмо м. Е..., и сердечно пожалел об её бедном устроении; она сама сознается, что от гордости происходит её страхование; так надобно же противоположным средством лечить её болезнь – смиренномудрием сердца. Не придется ли к её устроению св. Исаака Сирина 79 слово? Прочти. А как она предполагает – принимая за истину сущую прелесть – внушение ей, чтобы ехать и не возвращаться в свою обитель, – не получит никакой пользы, но впадет в вящее заблуждение, и даже в роптание и отчаяние, и будет ей даже в тягость жизнь сия; когда уже между знаемых живя и имея какой-нибудь способ к внешней жизни, мятется от внутреннего устроения: а там всего лишась, да ещё на кого нападет: чем думает себя укрепить? Телесные немощи ещё более умножатся, а о душевных не знаю, что и сказать. Сама она говорит, что не может никакого нести послушания, то где же её примут? А жить у старца ещё неудобнее; где она такого найдет? Самонадеянная мысль её очень неосновательна и опасна, выходить без цели и надежды, – везде себя и свои страсти понесет. Мне кажется, побывать в Воронеже и помолить угодника Божия об исцелении болезней душевных и телесных можно, а чтобы где остаться – не советую. Надобно в той обители подвизаться, где Бог ей указал; да надобно смириться во всём, считая себя последнейшею всех, то Бог призрит на смирение её и исцелит. Как жаль, что многие начинают самочинную жизнь, и горькие плоды пожинают впоследствии; но силен Бог наказуемых здесь исцелить для будущей жизни покаянием. Остаюсь желатель вашего спасения, многогрешный И. М. 31 декабря 1849 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle