Послание к чадам своим
Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься [от мира] вследствие зол, которые он творил [раньше], и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу снисходит на него
1. Когда человек обратится к благу, отречется от зла, предаст себя познанию самого себя, начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему печаль о соделанном.
2. А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и любовь к плачу [о грехах своих].
3. Затем [Бог] дарует человеку [еще раз этот] плач, сокрушение [сердечное] и телесное смирение так, чтобы он не следил уже за прегрешениями [других] людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из [бренного] жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред [очами] сердца его также предстают мучения [грешников в аду] и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога.
4. Когда это даруется человеку и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всем, что приносит пользу душе его, тогда [к нему] подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество свое. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашептывая: «Сколько времени еще ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже [стало совсем] немощным?» Также говорят ему: «Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов». [Еще внушают]: «Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?»
5. Если сердце его не приняло [это] ведение от них, то [враги] вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». И напоминают ему о некоторых [иноках], которые согрешили, но не покаялись, засевая душу его тщеславием.
6. Однако [враги не успокаиваются на этом]: они внушают [монаху любовь к] тщетной славе и усердие к делам, понести которые он не в силах: воздержанию от пищи, бдениям и многим другим, перечислить которые невозможно, даруя ему легкость для [свершения] их. Посредством таких дел [бесы] способны сбить [инока с пути праведного], о чем в Книге Притчей предупреждается: Не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27).
7. Если же благой Бог видит, что сердце [монаха] не последовало ни за одним из этих [приражений], потому что [написано]: Искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию, искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда (Пс. 16, 3). Почему сказано «ночью», а не «днем»? – Потому что речь идет о кознях врага, о чем возвещает и [Апостол] Павел, говоря, что мы – не сыны ночи,– но сыны дня (1Фес. 5, 5), поскольку Сын Божий есть день, а диавол – ночь.
8. Если же сердце преодолеет эти искушения и брани, то на [инока] начинает навлекаться брань блуда и сластолюбие к мужчинам. В борениях с этими [искушениями] сердце [часто] ослабевает так, что считает невозможным для себя делом блюсти чистоту свою. А [враги между тем], как было сказано, внушают [монаху помыслы] о продолжительности времени [его трудов] и о прочем.
9. А если сердце изнеможет в этих [борениях] так, что совсем лишится сил в трудах и бранях, то тогда благой и милосердный Бог посылает [монаху] Святую Силу. Он укрепляет сердце его, даруя ему плач, радость и отдохновение так, что [инок] становится сильнее врагов, которые, не желая того, боятся обитающей в нем Силы. Об этом громогласно заявляет и [Апостол] Павел: «Подвизайтесь, и вы примете силу». Это есть та Сила, о которой изрекает и [Апостол] Петр: Наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых (1Пет. 1,4–5).
10. Далее, когда Бог видит, что сердце [подвижника] укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу отнимает от него [Свою] Силу и попускает врагам сражаться с ним посредством [различных видов] невоздержанности, похоти очей, тщеславия и гордыни, так что [человек] оказывается подобным лишенному руля кораблю, который бьется о скалы то там, то здесь.
11. Когда же сердце [инока вновь начинает] изнемогать в этих [бранях и искушениях, исходящих] от врагов, тогда благой Бог, пекущийся о творении Своем, еще раз посылает Святую Силу и укрепляет сердце, душу, тело и остальные части [естества подвижника] членами Утешителя, поскольку [Сам Господь] говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
12. И тогда благой Бог начинает отверзать очи сердца (Еф. 1, 18), дабы человек познал, что Бог есть [именно] Тот, кто укрепляет его. Человек познаёт, что [одному] Богу следует воздавать честь со многим смирением и сокрушением сердечным, как глаголет Давид: Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Ибо смиренномудрие и сокрушение рождаются в сердце от трудов подвизающихся в [духовных] бранях.
13. После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания. Для подвижника становится ясным], что, сколько бы трудов ни понес человек, они ничтожны по сравнению с дарами, данными ему Богом, о чем и Апостол изрекает: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18). После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте.
14. Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он [дарует иноку] великое смирение души, чтобы считал он себя ниже всех [людей] и всякой твари, не обращая никакого внимания на промахи других [братии], но устремляя очи свои [только] на правое. [Еще Утешитель дарует ему] хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.
15. Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение.
16. Однако если сердце его обратится [к Богу] и он усвоит заповеди Духа, то опять обретет познание [о необходимости постоянного] пребывания с Богом. Это и есть отдохновение его, [о котором говорится]: Господи, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu (Пс. 29, 3).
17. Итак, мое [окончательное] мнение следующее: если человек не стяжает великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя [высоко], чтобы [спокойно] переносить [всякое] оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицем своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.