архимандрит Макарий (Веретенников)

Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был митрополит Московский Макарий († 1563; память 30 декабря). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что середина XVI века может быть названа временем митрополита Макария1. Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви в 1547, 1549 годах, на которых было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как их тогда называли2. Кроме того, в течение своей жизни он постоянно общался с подвижниками-современниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых3. Прошло немало времени, и в 1988 году, в дни празднования тысячелетия Крещения Руси, святитель Макарий был канонизован.

Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в истории канонизация святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников митрополита Макария. Среди них преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; память 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама.

Он родился, очевидно, в правление Великого князя Василия III (1505–1533). Его отец скончался в монашеском звании – инок Александр, мать, очевидно, – Ксения4. Будущего святителя при Крещении назвали Василием5. Его монашеский путь начался в Стефано-Махрищском монастыре. Здесь ранее подвизался его прадед – иеромонах Серапион, который помнил преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку. Монашеский постриг будущего святителя совершил, очевидно, игумен Иона, который более тридцати лет управлял обителью. После его кончины в 1557 году Махрищским настоятелем был поставлен игумен Варлаам. В то время в монастыре было около шестидесяти человек братии. В день памяти преподобного Стефана, 14 июля 1557 года, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев. Чудесным образом все были накормлены. Таким образом, начало настоятельства нового игумена, совпавшее по времени с голодом на Руси6, ознаменовалось дивной помощью обители от ее святого основателя.

А вскоре последовало открытие мощей преподобного Стефана Махрищского. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма7. При копании рвов для нового храма совершилось обретение святых мощей преподобного. Игумен Варлаам сообщил об этом митрополиту Московскому Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников8. Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие преподобного Стефана описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и митрополиту Макарию. По благословению митрополита Макария этот труд рассматривал игумен Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; память 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь и на месте доработал Житие преподобного, составив также и службу ему. Митрополит Макарий благословил затем соборне их употребление, что явилось канонизацией преподобного Стефана9.

В 1558 году был освящен новый храм. Царь Иоанн Грозный прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия – облачения на престол. Этот и другие вклады свидетельствуют о почитании царем сподвижника Радонежского чудотворца преподобного Стефана Махрищского. При игумене Варлааме в обитель делались вклады, а также было приобретено недвижимое имущество10. Деятельный игумен Варлаам соорудил также келлии для монастырской братии. Согласно Вкладной монастырской книге игумен Варлаам в 1559 году ездил «ко Государю бити челом и звати к празднику, и великий Государь приказал дать 5 рублей братии на милостину. Того ж года игумен был у Государя со святою водою, за что пожаловал Царь 5 рублей»11.

В 1560 году по благословению митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана, учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом великомученика и Победоносца Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и келлии12. «Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия»13. Позднее, при освящении построенного храма, на праздник Покрова, получил исцеление страдавший глухотой некто Михаил14. Авнежская обитель, возрожденная игуменом Варлаамом, была затем приписана к Махрищскому монастырю, а преподобные Григорий и Кассиан были причислены к лику святых15.

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572)16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти»17. Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря.

Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен18. 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других19. В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему»20. Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида»21. В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

Об участии епископа Варлаама в некоторых важнейших церковно-государственных событиях того времени свидетельствуют различные документы и памятники письменности. В 1571 году Собор иерархов Русской Церкви ручался пред царем за князя И. Ф. Мстиславского. На документе имеется подпись Суздальского Владыки22. И. Ф. Мстиславский был троюродным братом царя и возглавлял земщину. После сожжения Москвы крымским ханом он был обвинен в измене. «Но Грозный пощадил Мстиславского... Мстиславский был освобожден из-под стражи после того, как за него поручились священный Собор и бояре»23.

29 апреля 1572 годом датируется Соборный приговор, разрешивший в четвертый раз царю Иоанну Грозному вступление в брак с А. В. Колтовской. В принятии соборного решения принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам24. Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви митрополита Антония (1572–1581)25, в которой принимал участие епископ Варлаам. Митрополит Антоний 20 декабря 1575 года дал жалованную грамоту епископу Варлааму26. Можно предположить, что позднее епископ Варлаам был участником интронизации митрополита Дионисия (1581–1586).

9 октября 1572 года, при митрополите Антонии, в Москве был принят приговор Собора об ограничении права распоряжения вотчинами, в числе участников которого мог быть Суздальский епископ Варлаам27. Спустя несколько лет последовал новый Соборный приговор. Как отмечает ученый канонист А. Павлов, итогом «всех мероприятий Иоанна IV и вместе последним законодательным словом древней, допетровской Руси по вопросу о церковных и монастырских вотчинах был Соборный приговор 15 января 1580 года»28. Соборный приговор зафиксировал имущественное положение Церкви, ограничив на будущее увеличение ее недвижимых имуществ. Документ был скреплен печатями всех иерархов – участников Собора. Печать епископа Варлаама была традиционно черновосковой и имела надпись: «Божиею милостию смиренный епископ Варлам Суздалский и Торусский»29.

Сохранились также свидетельства о епархиальной деятельности епископа Варлаама. Он рукополагал духовенство для своей епархии, давая ему ставленные грамоты, или же подтверждал грамоты, данные ранее30. Вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама одна вдова сделала вклад «в дом Пречистые Богородицы Суздальскому епископу Варламу». При этом она писала в грамоте: «А меня, Еуфросинью, владыке Варламу пожаловать, в девич монастырь устроить. А пошлет Бог по мою душу грешную, и владыке Варламу пожаловать, велеть написать в вечный и в вседневны Сенаники с моими родители вместе за тот же вклад, или по нем иные епискуп будет в Суздале»31. «Суздаль и Владимир в начале 1576 года составляли часть великого княжения Симеона Бекбулатовича, а осенью 1576 года именно на эти территории Иваном Грозным был выдан ряд щедрых тарханных грамот»32. В 1576 году на праздник Благовещения во время пожара у него сгорела государева жалованная грамота, и в 1578 году царь Иоанн Грозный дал святителю новую жалованную грамоту, освобождающую от пошлин владычные вотчины33. Данная грамота дает некоторое представление о владениях Суздальской кафедры и податях, платившихся в то время. Известны вклады, которые давались на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале при епископе Варлааме34.

Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. Его творение называется «О изобретении стихир, и канона, и жития преподобныя княжны Евфросинии без вести бывше много лет». В иллюминированных списках жития встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие преподобной Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет житие и канон преподобной Евфросинии царю Иоанну Грозному»35. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 годах случайно найдено было Варлаамом в Махрищском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий «для преписания чудес»36. После этого святитель направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и митрополиту Антонию «божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобныя Еоуфросинии»37. «Дошедшие до нас сведения показывают, что сам Варлаам не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей»38. Созванный митрополитом Антонием (1572–1581) Собор причислил к лику святых преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; память 25 сентября).

Как иерарх, он участвовал в местной канонизации родственника святителя Макария, преподобного Иосифа Волоцкого39. В рукописном Обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века имеется сведение, что 20 декабря 1578 года Собор при участии всех русских архиереев уложил «праздновати и пети в обители Пречистые Богородици началнику святыя обители сея, преподобному отцу нашему игумену Иосифу, еже есть близ города Волоколамскаго... доколе и монастырь Пречистыа стоит»40.

О епископе Варлааме говорится: «О нем свидетельство в житии преподобныя княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы, и на покровах шитых святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских»41. Это позволяет предположить, что старанием святителя Варлаама были изготовлены названные покрова на гробницы святых иерархов, предшественников епископа Варлаама.

В 1581 году город Псков, дом Пресвятой Троицы, выдержал героическую осаду польских войск во главе с королем Стефаном Баторием. Узнав об отходе вражеских войск, которые не смогли взять Псков, царь Иоанн Грозный воздал хвалу Богу. «Пресвещенному же Митрополиту в царьствующем граде Москве повеле повседневъныя молебны пети, такоже и во всех архиепискупях и епискупях сицевое молебное совершающе»42. В начале 1582 года последовало заключение Ям-Запольского мира с Речью Посполитой. Его заключению предшествовала пребывание в 1581 году в Московской Руси иезуита Антонио Поссевино, который выполнял посреднические функции при заключении мира с Речью Посполитой. Известен его конфессиональный диспут с царем Иоанном Грозным. При этом монах-иезуит отмечал: «Великий князь вызвал шесть епископов, на считая Митрополита, как для Богослужения, так и для беседы со мной о религии»43. Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле.

В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви44. Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)»45.

В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес)46. Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей»47. В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов48.

Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий»49. Как собеседник святителя, епископ Варлаам в своей деятельности продолжал его усилия по канонизации святых. Будучи Махрищским игуменом, он проявил усердие в прославлении основателя обители, на Суздальской кафедре он заботится о канонизации преподобной Евфросинии Суздальской. Его архиерейство пришлось на время трех Первосвятителей и на сложные годы в истории государства.

Память о святителе Варлааме сохранялась в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин у его погребения всегда совершались панихиды. Позднее на вклад царя Алексея Михайловича в 1670 году на гробницу святителю Варлааму в монастыре был устроен покров из «однорядного» сукна с крестом из белого атласа, а также поставили «свечу деревянную, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой Лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому»50. В XIX веке в окрестностях монастыря совершались крестные ходы с Тихвинским образом Божией Матери, принесенным в обитель святителем Варлаамом. На месте его погребения была поставлена гробница преподобного Стефана, которая в 1906 году была отреставрирована. Рядом с ней находился архиерейский жезл святителя.

Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал с 1993 года возрождаться, постепенно стала возрождаться и память о святителе Варлааме. В 2000 году, 14 июля, в день памяти преподобного Стефана Махрищского, он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии51, ему был составлен тропарь, кондак и молитва. Имя епископа Варлаама включено в состав Собора Владимирских святых (празднование 23 июня). На иконе, находящейся в Махрищском монастыре, святитель Варлаам изображен вместе с ее основателем – преподобным Стефаном.

* * *

1

Макарий, игумен. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики// Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (См.: Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.) // Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.) // Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000) // Макариевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18).

2

Макарий, архимандрит. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV – XVI веков. М., 1998. С. 5–22.

3

См.: Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. № 4 (11). С. 158–172.

4

Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10.

5

Поминовение святителя Варлаама творилось в Махрищском монастыре в день его кончины и на память трех святителей (Леонид, архимандрит. Указ. соч. С. 11). Учитывая, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное имя, можно предположить, что в миру его звали Василием.

6

27 февраля 1557 года митрополит Макарий написал грамоту в Великий Новгород о совершении молебнов по случаю голода (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 366–370. № 221). Следует отметить, что с XI и по XVII век, то есть «за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет» (Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. С. 194).

7

Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря. Сергиев Посад, 1914. С. 27; Клыгин Д. Житие преподобного Стефана Махрищского. История текста. Церковноисторическое значение. Сергиев Посад, 2000. С. 116 (машинопись).

8

Там же; см. также: Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 339.

9

Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 279–280; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 543; Белоброва О. А.; Соколова Л. В. Иоасаф (XVI) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 1: А-К. Л., 1988. С. 407–408. См. также: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е. М., 1903. С. 113.

10

Историческое описание Махрищского монастыря. Сергиев Посад, 1906. С. 28; Леонид, архимандрит. Указ соч. С. 9–10, 11, 25–27. В 1563 году, еще до выхода «Апостола» 1564 года, в монастырь было дано вкладом «напрестольное Евангелие тетр печатное» по монахе Мисаиле Сукине (Леонид, архимандрит. Указ. соч. С. 9). Данное сведение монастырского Синодика чрезвычайно важно, так как свидетельствует о распространении безвыходных изданий. Инок Мисаил неоднократно называется в «Повести о кончине князя Василия III» (ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 557–563).

11

Там же. С. 23–24.

12

Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного мужского монастыря. С. 30–31; Троицкий Патерик... С. 328; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи с библиографическим указателем. [Ч.] 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. С. 44.

13

Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда, 1880. С. 100.

14

Там же. С.100; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 33.

15

Голубинский Е. Е. Указ соч. С. 112.

16

О митрополите Кирилле см.: Макарий, архимандрит. Митрополит Кирилл III (1568–1572) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 99–106.

17

Сборник РИО. СПб., 1892. Т. 71. С. 673.

18

Хорошкевич А. Л. «Измена» Пимена и поход Ивана Грозного на Новгород // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию Валентина Лаврентьевича Янина. М., 1999. С. 225–230.

19

Зимин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 263–269.

20

Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова /С латинского перевел И. А. Тихомиров // ЧОИДР. М., 1876. Кн. 3. Материалы иностранные. С. 29.

21

ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 226. См. также: Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. С. 145–146; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 32–35.

22

Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 564. См также: Опись архива Посольского приказа 1626 года. М., 1977. Ч. 1. С. 67–68.

23

Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 430. См. также: Зимин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 277.

24

ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284; ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 139, 140.

25

См. о нем: Макарий, архимандрит. Неизвестные страницы жизни митрополита Антония // Московский журнал. История Государства Российского. М., 2000. № 1. С. 18–19.

26

Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI – начала XVII века // Русский дипломатарий. М., 1999. Вып. 5. С. 83.

27

Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 56; Российское законодательство X-XX веков. Т. 3: Акты Земских Соборов. М., 1985. С. 26. «После января 1580 года выдача тарханных грамот монастырям с освобождением от основных поземельных налогов почти полностью исчезает из практики московского правительства. Пожалуй, последнее из наиболее щедрых пожалований отражено в грамоте 9 февраля на владения Спасо-Евфимиева монастыря» (Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С. 151).

28

Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. 1: Попытки к обращению в государственную собственность поземельных владений Русской Церкви в XVI веке (1503–1580). Одесса, 1871. С. 142.

29

Законодательные акты Русского государства... С. 57; Собрание государственных грамот... С. 586. Об этом Соборе см.: Черепнин Л. В. Земские Соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 120–125.

30

РИБ. Т. 32: Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 294–295.

31

Маштафаров А. В. Указ. соч. С. 80.

32

Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 226.

33

АИ. Т. 1. С. 366–368. № 200; Маштафаров А. В. Указ. соч. С.83–87.

34

Маштафаров А. В. Указ. соч. С. 79–81.

35

Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 99. Табл. XV. См также: Грибов Ю. А. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII века // Русская книжность: Вопросы источниковедения и палеографии (Труды ГИМ. Вып. 95). М., 1998. С. 78–141.

36

Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых... С. 285. Упомянутый старец Савватий был уроженцем Суздаля и «около 1563 года побывал в Суздале и унес с собой Житие преподобной Евфросинии» (Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские литературные памятники XIV-XVI веков. М., 1982. С. 53). П. Строев называет старца Савватия махрищским игуменом после 1571 года (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 238). Ранее он был строителем Авнежской обители: 1554–1563 (Там же. Стб. 759).

37

Георгиевский В. Указ. соч. Прил. С. 67; Дмитриева Р. П. Варлаам (ум. 1586 г.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А-К. Л., 1988. С. 105–107.

38

Дмитриева Р. П. Варлаам (ум. 1586 г.). С. 106. См также: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. М., 2001. С. 375–376.

39

Генеалогическую таблицу святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого см.: Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 133.

40

[Горский А., прот.; Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3: Книги богослужебные. М., 1869. Ч. 1. С. 394; Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 506. См. также: Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 115–116. Келейное почитание преподобного Иосифа началось в Волоцкой обители еще ранее, по благословению митрополита Макария (Макарий, игумен. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков // ЖМП. 1986. № 11. С.74).

41

Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВМОИДР. М., 1855. Кн. 22. Материалы. С. 31.

42

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 472; Русские повести XV-XVI веков. Л., 1958. С. 163.

43

Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 52. Д. Горсей пишет об удивлении царя, что европейские государи признают верховенство Римского папы. «Все это, только более пространно, он приказал изложить своим митрополитам, архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам папскому нунцию патеру Антонио Поссевино... великому иезуиту, у входа в собор Пречистой... в Москве» (Горсей Д. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 92). Ко времени святительства епископа Варлаама, который был поставлен 4 июня 1570 года, относится еще один богословский диспут, проходивший 10 мая между царем Иоанном Грозным и пастором Яном Ракитою. А 18 июня пастору был вручен «письменный трактат царя, содержащий резкую критику протестантского вероучения» (Зимин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 263). В нем в стиле Грозного дана оценка западным исповеданиям: «...яко латыни – прелесть, тако и вы – тьма» (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11: XVI век. СПб., 2001. С. 248).

44

ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 231.

45

Черепнин Л. В. Земские Соборы... С. 130; Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 61; Российское законодательство... С. 31. Этим же днем датируется подтверждение царем Феодором грамоты, данной ранее святителю его отцом Иоанном Грозным (АИ. Т. 1. С. 368).

46

Историческое описание Махрищского монастыря. С. 24.

47

Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь... С. 10–11. Этой же даты кончины святителя Варлаама придерживается В. Шереметевский (Шереметевский В. Варлаам // Русский биографический словарь. Т. Вавила-Витгенштейн. М., 2000. С. 90). Иногда называется другая дата кончины святителя Варлаама. В другом своем труде архимандрит Леонид (Кавелин) датирует кончину святителя Варлаама 1586 годом (Святая Русь. СПб., 1891. С. 178). П. Строев также называет 1586 год: «Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского м(о)н(ас)т(ы)ря; + 1586 и погребен в Махрищском» монастыре (Строев. П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 655. См. также: Сергий, архиепископ (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 553; Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 357).

48

Историк пишет: «В тех случаях, когда епископы отказывались от кафедр и удалялись с них, у нас было поступаемо сообразно с 2-м правилом Собора во храме Премудрости, которое говорит: «Аще который епископ или кто иный архиерейскаго сана восхощет снити в монашеское житие и стати на место покаяния, таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства», т.е. что удалившиеся с кафедр архиереи, слагая архиерейство, становились простыми монахами» (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1911. Т. 2. Ч. 2. С. 36).

49

РГБ. Ф. 256. № 365. Сборник XVII в. Л. 320.

50

Леонид, архимандрит. Надписи Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1881. С. 50; Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь... С. 22.

51

О принципах прославления святых к местному почитанию см.: Георгий, архимандрит. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1999. № 3 (21). С.186–193.


Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам. // Журнал Московской Патриархии. 2002. №. 7.

Комментарии для сайта Cackle