Азбука веры Православная библиотека иеромонах Серафим (Роуз) Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви

Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви

Источник

Слишком часто мы, православные христиане, «пренебрегаем» великими людьми среди нас, недооцениваем пока они с нами. И даже когда они нас покидают, не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению.

Архиепископ Аверкий был одним из последних духовных столпов Православия в XX веке – не только столпом Русской Православной Церкви Заграницей, и не только Русскаго Православия, но именно всей Православной Церкви XX столетия.

Родился Александр Павлович Таушев (мирское имя и отчество владыки) 19 октября / 1 ноября 1906 года в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ея монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. Еще в нежном возрасте Александра привлекали книги духовнаго содержания, такия как «Невидимая брань» и уже с семи-восьми лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и тяготение к монашеству.

Во время гражданской войны, с тяжестью на душе, семья Таушевых покинула родину. Семья поселилась в болгарском городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. В эти годы, самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и его настоятель, о. Иоанн Слунин.

Тогда, в 1925 году, в Варну приехал архиерей, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский – строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с владыкой Феофаном, у молодого студента появилось решительное стремление к монашеству. С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на богословский факультет Софийскаго государственнаго университета, который он блестяще закончил в 1930 году, а затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви.

В 1931 Александр там принял постриг. Через год он был рукоположен в иеромонаха и начал обслуживать местные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевскаго монастыря близ села Изы. Вскоре он также принял на себя обязанность редактора епархиальнаго издания и преподавателя катехизиса в средних школах.

Когда Карпатскую Русь оккупировали мадьяры в 1940 году, о. Аверкий отправился в Белград и там состоял на службе при первосвятителе Русской Зарубежной Церкви митрополите Анастасии. Он преподавал пастырское богословие и гомилетику на Миссионерско-пастырских курсах и вел курс лекций для мирян о духовной жизни.

Когда Архиерейский Синод был перемещен в Мюнхен в 1945 году, о. Аверкий переехал вместе с ним и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 году Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительскаго комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архимандрит Аверкий прибыл в США и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Новаго Завета, литургики и гомилетики. В 1952 г. он был утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 г. назначен викарным архиереем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии с титулом Сиракузский и Троицкий. В 1960 г., после кончины архиепископа Виталия, стал настоятелем Свято-Троицкой обители, а в 1967 г. стал епархиальным архиереем Сиракузско-Троицкой епархии. Совмещая эти три должности, Владыка Аверкий до своей смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии, так и всех людей, читающих монастырския издания, содержание которых отличалось своим благочестием и строгим богословием. За эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство.

Проповеди владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь». В число написанных им книг входят учебники по гомилетике и толкованию Священнаго Писания в двух томах, его «Слова и речи» и жизнеописание и письма его возлюбленнаго аввы – архиепископа Феофана Полтавскаго.

Все письменные труды архиепископа Аверкия проникнуты – любовью к Божией истине, праведной ревностью, выражающей эту любовь и набатным призывом – всем этому следовать.

Обильный поток, которым его златыя уста изливали сладкий мед чистаго Православия, особенно в последние годы его жизни, в какой-то мере скрывал от нас редкость и даже уникальность его учения в наши лукавые дни. Мы настолько привыкли к его огненным и смелым словам, что не заметили, что он едва ли не единственнный иерарх из всех поместных Православных Церквей, с такой смелостью и с такой стойкостью защищающий Православие.

В ранние века у Церкви было много святых отцов, пишущих в защиту Православия или против многочисленных ересей, которыя, по одиночке или все вместе, нападали на Церковь. Но в дни, когда православные христиане теряют «вкус» Православия и почти все Поместныя Церкви поддаются отступлению нашего времени, его голос был почти единственным, который, с такой силой и смелостью несмотря на его телесныя немощи, постоянно продолжал говорить правду. Действительно, в век, когда наша вера все более охладевает, он явился выразителем и защитником Православия.

Его взгляд на современный мир, будучи вдохновленным Священным Писанием и святыми отцами Церкви, всегда был трезв и точен. Архиепископ Аверкий учил, что мы живем в век апостасии – отступничества от истиннаго Христианства, когда «тайна беззакония» входит в последнюю стадию подготовки к пришествию «человека греха» – антихриста (2Сол. 2, 3). Он особенно ярко проследил развитие апостасии со времен раскола Римской Церкви (1054 г.), через эру возрождения, реформации и гуманизма французской революции, материализма XIX века и коммунизма завершившееся российской революцией 1917 года. Эта революция сняла последнюю преграду к тайне беззакония и пришествию антихриста. Он пишет: «быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века Христианства». Бывая порой явным и открытым, как, например, в коммунистических странах, гонение на Христианство в наши дни внешне тщательно прикрывается. «Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на Христианство... Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежняго открытаго гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью».

Владыка Аверкий часто цитирует слова святителя Феофана Затворника о последних временах: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное».

Касательно исполнения этих слов в наши дни, архиепископ Аверкий пишет: «Христианский мир представляет собою ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшаго религиозно-нравственнаго падения». Прельщение мирским комфортом и благополучием отдаляет души людей от Бога. «Слуги антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а жили так, как будто Его вовсе нет. Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых «свободных» странах, где нет открытаго кроваваго гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, «как он хочет» представляет собою еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе.

«Вся современная культура, направленная на чисто-земныя достижения, и связанный с нею бешеный водоворот жизни, держат человека в постоянной суете и разсеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает». Вся современная жизнь на общественном уровне является подготовкой к пришествию антихриста: «Все, что происходит теперь на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, с тех пор, как повержена во прах наша Православная Россия, и есть ни что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущаго антихриста его будущаго царства». И в этой работе одинаково принимают участие как те, кто отреклись от Христа, так и те, кто носит имя «христиан».

После того, как архиепископ Аверкий изображает мрачную картину настоящаго и будущаго, он призывает православных христиан к борьбе против духа мира сего во зле лежащаго. «Все желающие сохранить верность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя от всякаго увлечения земными благами, от обольщения ими. Крайне опасно поддаваться всяким стремлениям сделать себе карьеру, создать славное имя, приобрести власть и влияние в обществе, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортом».

Для желающих бороться за сохранение своей веры архиепископ Аверкий предлагает трезвый и воодушевляющий путь исповедничества: «Сейчас время исповедничества – твердаго стояния, если понадобится даже до смерти, за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайнам нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущаго антихриста. Мы должны быть истинными христианами, не поддаваясь духу времени и делая Церковь центром нашей жизни. Воздавая благодарность Господу Богу за существование нашей Русской Православной Церкви Заграницей, не запятнавшей себя подчинением темным антихристовым силам, действующим в современном мире, мы должны быть верными и преданными чадами ея, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ея, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нея». Мы должны вести сознательную молитвенную жизнь, получать питание от чтения Священнаго Писания и творений свв. отцов и черпать силы в таинстве покаяния и причащения.

Несмотря на обманчивыя обещания современнаго «прогресса», путь, который предстоит нам пройти – путь страдания: «Господь ясно сказал, что не «прогресс» нас ожидает, а все большия и большия скорби и бедствия, вследствие «умножения беззакония» и «оскудения любви», и что, когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (Ср. Лук. 18, 8).

Сила истинных христиан в предстоящия страшныя времена в постоянном ожидании Второго пришествия Христова: «Дух постояннаго ожидания Второго пришествия Христова это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшаго ко Господу: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). А противопопожный сему дух есть несомненно дух антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности не узнать антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться прельстить, если возможно, и избранных (Матф. 24, 24). Мысль об этом, однако, не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – восклонитеся, – говорит об этом Сам Господь: и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лук. 21, 28).

Архиепископ Аверкий умел внять не только нашим любопытствующим умам, но, главное, нашим верующим сердцам. Он был православным ученым в непрерывной традиции святоотеческой мысли, которая дошла до нас от древних отцов до наших дней, и которую он впитал больше всего от своих учителей – Феофана Затворника XIX века († 1894 г.) и Феофана Полтавскаго XX века († 1940 г.). Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас.

В наши жалкия времена немного осталось святых. Но даже если мы не видим среди нас таких стойких и праведных как владыка Аверкий, его учение остается с нами и может быть руководящим лучем в все более темные наступающие дни, которые он предвидел – дни, когда Церкви может быть придется убежать в пустыню, как Жене в книге Откровения – Церкви последних времен (Ср. Откр.12).


Источник: Апокалипсис в учение древнего Христианства. / Архиеп. Аверкий (Таушев). Иероманах Серафим (Роуз). / Издательский Дом «Русский Паломник». Москва, 2008. 262 с. / Об авторе. (Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви). 9-16 с. ISBN 5-98644-010-2

Комментарии для сайта Cackle