архимандрит Макарий (Веретенников)

Святая мученица Наталия

12 августа 2012 г.

Конец III, начало IV века – время последнего гонения на христиан в Римской империи. Историк А. П. Лебедев пишет: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим”1. Воздвигнуто это гонение было первоначально императором Диоклетианом и продолжено его соправителями, одним из них был Максимиан (ум. 310). Когда он прибыл в Никомидию Вифинскую, то повелел разыскивать христиан, чтобы предать их казни. При этом было схвачено 23 христианина и отведены в темницу. Здесь к ним обратился язычник по имени Адриан, бывший одним из начальников. В результате общения с заключенными его коснулась благодать Божия и он стал христианином. Это вызвало к нему со стороны язычников большое озлобление, и он сразу был схвачен. Обо всем этом сообщили его жене – Наталии. Она была уже христианкой, но скрывала это от мужа. В проложном житии святых очень трогательно говорится, что святая “бысть с жалостию рада”2. Так, узнав, что ее муж уверовал в истинного Бога, она возрадовалась душой и стала приходить в темницу и служить ему, укрепляя его на перенесение предстоящих страданий. В житии говорится, что своего мужа святая Наталия “жалостолюбно ублажаше и непоколебима к нашествию мукам терпети увещаше”3. В службе сделано поэтическое сравнение: “Адама супружница из рая изгна советом змииным; Наталия же Адриана в рай премудро введе, священными беседами”4. Ниже в службе воспевается забота и милосердное служение святой: “Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице”5. Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице (†ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам.

Мощи святой мученицы Наталии

Можно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжаласлужение Евангельских жен-миро­носиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении “Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова <…> всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа”6.

Мученик Адриан пострадал в возрасте двадцати восьми лет, оставив ради Христа свои мирские богатства. Тела всех мучеников были перевезены затем в Византию. Благочестивая Наталия после мученической кончины своего мужа хранила как великую святыню часть его святых мощей – его руку. Она достойно сохраняла супружескую верность и после страданий супруга, когда ее пытались сосватать: “…не предала еси целомудрия твоего”7 – говорится в службе. Для этого она покинула Никомидию, отправившись с другими христианами в Византию, где находилась гробница ее мужа. При этом она дважды сподобилась чудесным образом узреть святого Адриана. Явившийся мученик возвестил ей радость, что Господь принимает ее в Свои Небесные обители. Находясь рядом с гробом своего супруга, она, уснув телесным сном, перешла в жизнь вечную.

Собор святого Лоренцо Великого в Милане

Церковь почитает святую Наталию вместе с ее супругом как мученицу, которая, сострадая ему, явила мужество веры “по чувству и по трудам”8. Святая Наталия “окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови”9. В некоторых древних Месяцесловах указана дата ее кончины – 1 декабря10. Их житие было написано “не ранее пятого столетия”11. В конце VI, начале VII века мощи мученика Адриана 8 сентября были перенесены в Рим и, как пишет архиепископ Сергий, “находятся в церкви его имени на форуме римском”12.Мощи же мученицы Наталии почивают ныне в миланском соборе святого Лоренцо Великого.

Мученик Адриан добровольно присоединился к уже схваченным христианам, но, по Евангельскому слову, он, однако, пострадал первым (Мф 19:30) и его имя сохранилось в церковной памяти. Святые мученики-супруги являют пример ревности в вере, семейной верности и преданности друг другу. В акафисте им говорится: “Радуйтеся, супрузи блаженнии, на земли в любви поживши и по смерти не разлучившиися”13. В службе они прославляются также как супружеская двоица: “О вожделенная двоица и возлюбленная Христу… Но, о двоице святая, о нас Богу молитеся”14.

* * *

1

Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в Греко-римском мире при Константине Великом. Изд. 2. СПб., 2003. С. 117–118.

2

Пролог. Кн. 2: Март – Август. М., 2002. Л. 371 об.

3

Там же.

4

Третья стихира на Господи воззвах // Минея Август. М., 1989. Ч. 3. С. 91.

5

Третий тропарь пятой песни канона на утрени // Минея Август. Ч. 3. С. 96.

6

Триодь цветная. М., 1975. Л. 70 об.

7

Третий тропарь седьмой песни канона на утрени // Минея Август. Ч. 3. С. 97. Славник на стиховне, как указано в Минее, написан гимнографом Ефремом Карией. Он был современником Константинопольского Патриарха Фотия (857–867, 877–886) и был епископом в Кари (Архиепископ Филарет (Гуми­левский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 293–294).

8

Истомин Н. Страдания святых мучеников Адриана и Наталии. Изд. 4. М., 1895. С. 31.

9

Страдание святых мучеников Адриана и Наталии. М., 1995. С. 31; Избранные жития святых жен I-X вв. М., 2002. С. 585.

10

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1–2. М., 1997. С. 340.

11

Там же. С. 340.

12

Там же. С. 340.

13

Акафистник. Т. 2. М., 1991. С. 214.

14

Славник на Господи воззвах // Минея Август. Ч. 3. С. 92. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72.


Источник: Журнал «Альфа и Омега»

Вам может быть интересно:

1. Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского архимандрит Макарий (Веретенников)

2. Жизнь Стефенса Иван Васильевич Киреевский

3. Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла священномученик Пимен (Белоликов)

4. Черты из жития св. праведного Филарета Милостивого в жизни Филарета, митрополита Московского: (к 25-летию со дня кончины) профессор Иван Николаевич Корсунский

5. Об архимандрите Киприане протопресвитер Борис Бобринский

6. Греческое "житие" св. Климента еп. Словенского профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

7. Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского профессор Николай Иванович Барсов

8. Житие свщмч. Григория, патриарха Константинопольского протоиерей Александр Горский

9. Святость Руси профессор Константин Ефимович Скурат

10. Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской епископ Николай Мефонский

Комментарии для сайта Cackle