Азбука веры Православная библиотека преподобный Максим Грек (Триво́лис) Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную веру христианскую
Распечатать

преподобный Максим Грек (Триво́лис)

Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру

Часто случается вам состязаться с враждебными христианам измаильтянами о благочестивой нашей вере, так как эти ненавистники христиан не только не хотят исповедывать Христа истинным Богом и Сыном Божиим, но еще и надругаются над нами за то, что мы исповедуем Его Сыном Божиим и Богом. Если же хотите заградить им уста и посрамить их, то не приводите им доказательств ни из какого другого боговдохновенного писания, как только из Евангелия, ибо бесовдохновенная их книга, называемая у них «Коран», во многих местах хвалит святое Евангелие, и называет его правильным и святым, и считает ниспосланным с неба. В доказательство того, что Xриcтос есть и истинный Бог, и Сын Божий, каким мы, верующие в Него, признаем Его, как мы веруем в Него и покланяемся Ему, говорите им так со всякою крoтостию и с правильным пониманием: так как и вы признаете что Евангелие наше – справедливо и истинно, то почему не слушаетесь его, когда оно так ясно говорит о Божестве Христовом? Ибо в Евангелии от Иоанна говорится ясно так: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1,1). Видишь ли, как ясно называет Богом Слово Бога Отца, и что Слово изначала всегда было у Бога, то есть неразлучно было от Бога Слово, и что Оно есть Творец и Создатель всего? «Вся, – говорит, – Тем быша» (Ин.1:3), то есть «все видимое и невидимое»1. «И без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3). А чтобы мы не подумали, что Слово Бога Отца есть такое же, как наше, слово, непричастное жизни, разливающееся по воздуху и исчезающее, – святое Евангелие учит нас, говоря: «В том живот бе» (Ин.1:4), то есть в самом Слове Бога заключается жизнь, и Он – «живот» и «свет человекам» (Ин.1:4), верующим в Него. А что Слово Бога Отца пришло в мир сей и соделалось совершенным человеком, кроме греха, то же святое Евангелие говорит далее: «в мире бе, и мир тем бысть, и мир Его не позна, со своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин.1:11), то есть, неверующий народ иудейский. Затем говорит: «и Слово плоть бысть» (Ин.1:14), то есть, облеклось в человеческую плоть и явилось в мир сей по видимому совершенным человеком, разумеваемый же как совершенный Бог. Далее говорит: «елицы же прияша Его», то есть, которые уверовали в Него и исповедуют Его совершенным Богом и совершенным человеком и уповают на Него, «даде им область чадом Божиим быти» (Ин.1:12). Которые же Его отметают и не исповедуют Его Сыном Божиим, те не могут ни быть, ни называться чадами Божиими, по слову того же божественного Евангелия. Вот святое Евангелие показывает, что Xриcтос есть Слово Бога Отца и Творец и Создатель всех видимых и невидимых созданий, что Он – свет и живот человекам, верующим в Него, что пришел уже в мир и облекся в плоть человеческую, Он и пил с людьми и был совершенным человеком. И это – действительно, а не по привидению, как лжесловят некоторые еретики.

Теперь рассмотрим и то, что святое Евангелие называет Его Сыном Божиим, и что правильно ли мы, xристиане, исповедуем и именуем Его Сыном Божиим? Что Он правильно и преподобно именуется Сыном Божиим, явствует из того, что сам Бог Отец в святых Евангелиях именует Его Сыном Своим возлюбленным и свидетельствует это о Нем свыше гласом, который был слышан, когда Он крестился во Иордане реке от Иоанна Предтечи, и вторично, когда преобразился пред учениками Своими на горе Фаворской, когда слышан был с неба глас Божий, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте» (Мф.17:5; Мк.9:7). Если же святое Евангелие показывает, что Бог Отец именует Христа Сыном Своим возлюбленным, то почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства и Божества Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и Богом? Если признаете святое Евангелие правильным и истинным, то верьте и вы и с нами исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть Сын Божий. Имея такое свидетельство Самого Бога Отца, сшедшее с неба, мы, xриcтиaнe, веруя свидетельству Бога Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим, а не рабом и не простым человеком, как вы называете его и этим оказываетесь Его досадителями. Услышим еще и другое евангельское свидетельство и доказательство о Xриcте, что Он, действительно, есть Сын Божий. Князь некоторый иудейский, по имени Никодим, пришел ночью ко Христу, желая услышать от Него какое-либо высокое и дивное учение. Ему Xриcтос так ответил: «тако... возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16), И далее: «не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирoви, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единородного Сына Божия. Сей же есть суд, яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла» (Иоан. 3:17–19). Видишь ли, как явственно Он три раза Сам Себя именует Единородным Сыном Бога Вышнего, что Он – Свет в мир пришел, и что неверующий в Него уже осужден, а верующий не боится осуждения, ибо спасен будет от грядущего праведного и страшного гнева Божия «на сыны непокоривые». Вы же как надеетесь получить спасение в день страшного Его пришествия, когда отметаетесь Божества Его и сыновства? Если вы искренно, а не лицемерно хвалите святое Евангелие и говорите о нем инзиль-хак 2: то перестаньте уже досаждать и хулить Xриcтa, а исповедуйте Его с нами Сыном Божиим, как свидетельствует о Нем святое Евангелие, – если желаете избежать грядущего праведного и страшного гнева Божия «на сыны непокоривые», отрицающихся Единородного Сына и Слова Божия. Также и блаженный Иоанн Креститель и Предтеча Христов свидетельствует в Евангелии от Иоанна ясно и утвердительно о Xриcте, где говорится так: «и свидетельствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем, и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, – то есть Бог Отец, – Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:32–34). Тот же божественный Иоанн говорит о Спасителе Xриcте и следующее: «Грядый свыше, над всеми есть». Это он говорит о Xриcте, а о себе говорит с самоуничижением: «сый от земли, от земли есть, и от земли глаголет», И опять о Xриcте: «Грядый с небесе над всеми есть, И еже виде и слыша, cиe свидетельствует: и свидетельства его никтоже приемлет, Отец бо любит Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:31–36).

Имея такие великие и сильные свидетельства святого Евангелия мы, xриcтиaнe, веруем и исповедуем всею душею и всем сердцем, что Христос есть Сын Божий и Бог, и посредством крещения очищаемся от грехов наших, призывая Отца и Сына и Святого Духа, по заповеди и завещанию Самого Спасителя Христа, Который сказал святым Своим ученикам и апостолам: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19); «иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16). Вы же, агаряне, если, действительно, верите, что Евангелие – истинно и справедливо, и сошло с неба, то почему вы отрекаетесь и не слушаетесь таких сильных евангельских свидетельств и доказательств о Божестве Xриcтовом и не исповедуете Его ни Богом, ни Сыном Бога Вышнего, и не крещаетесь во имя Отца и Сына и Святого Духа? Чем же после того надеетесь спастись? Или тем, что обрезываете, по-иудейски, срамные свои уды и этим думаете спастись? Сильно обманываетесь: это обрезание не приносит теперь никакой пользы. До пришествия Xриcтовa в мир сей, обрезание, совершаемое по закону Моисееву, имело силу, так как совершалось по повелению Божию, и обрезавшиеся имели надежду спасения, но лишь при условии исполнения остальных заповедей Божиих. А с того времени, как Христос пришел и преподал новый и совершеннейший евангельский закон, Моисейское обрезание прекратилось и окончательно упразднено и не имеет уже никакой силы. Ибо с пришествием Истины – Христа, прекратились прообразы, то есть, Моисейские завещания о жертвах и все иудейские обычаи. Также и самое ежедневное омовениe водою срамных ваших членов не очищает душ ваших от плотских ваших нечистот, как и псов никогда не очищает от скверны и мерзкого их смрада то, что они лижут языком свои проходы и срамные уды, ибо они и при этом остаются всегда мерзкими, злосмрадными и нечистыми. Не получаете и вы также отпущения грехов посредством омовения афедронов ваших и срамных членов, ибо этим вы только внешность сткляницы и блюда очищаете, а внутренность их полна всякой нечистоты. Выполощите внутренность чаши, то есть очистите души свои святым крещением, совершаемым во имя Отца и Сына Святого Духа, и тогда души и сердца ваши будут чисты от всякого нечестия, беззакония и всякой нечистоты: так повелевает святое Евангелие, которое вы почитаете и о котором говорите «инзиль-хак», то есть, что оно правильно и истинно. В нем говорится, что Никодиму, князю иудейскому, сам Xриcтос сказал: «Аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия». И опять ему же: «Аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Иоан. 3:3, 5). Почему же так? А потому, что одна вода, без призывания Святой Троицы, только внешнюю грязь тела очищает, а не душевную гнилость. Очистите же душевную вашу проказу святым крещением, совершаемым во имя Отца и Сына Святого Духа, и тогда будете чисты.

Но вы еще говорите, что мы, христиане, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, вводим трех Богов. Не дай Господи! Этого быть не может! Если кто исповедует трех Богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь! Мы знаем единого Бога, Творца и Создателя всего, имеющего Слово и Дух, равночестных и тождественных по Божеству, собезначальных и соприсносущных, ибо никогда Бог не был без Слова и Духа. Такой хулы не будет в нас. Поэтому и говорим: вечен Бог Отец, вечен Сын и Слово Его, и с Ним вечен и Дух Святой, исходящий от Отца. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет сего! Как ум, слово и дух – все три называются одною душою, а не три души; так же круг солнечный, свет и луч – все три составляют одно солнце, а не три солнца: таково и таинство Святой Троицы. Хотя и говорим: Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог и Всесвятой Дух; но эти три – не три Бога, а все три – един Бог, безначальный и бесконечный. Услышьте и другой пример: высокий трехэтажный дом разделяется на три: и подвальная часть есть и называется «дом», и следующий этаж есть и называется «дом», и самая верхняя часть, которую мы называем горницею, также есть и называется «дом»; однако эти три этажа составляют не три дома, а один дом. Также, всякое дерево имеет корень, стебель, ветви; но эти три составляют одно дерево и так называются, а не три дерева. Также и относительно дня: время от утра до завтрака есть и называется «день», время от завтрака до полудня также есть день, и время от полудня до вечера также есть и называется «день»; однако эти три времени дня составляют не три дня, а один день. Так и о Божестве: Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Святой Дух; однако не три Бога, но все три – один Бог, едино царство, едина власть, едина сила. Если же еще не веруете, и таинство cиe, превосходящее всякий ум и всякое слово, не приемлете и уразуметь не можете, то я вам покажу, что и вы, не разумея и не хотя, исповедуете единого Бога триипостасным. Скажите: когда вы исповедуете свое зловерие, то почему подымаете не большой палец, а указательный? Очевидно, потому, что большой палец имеет только два сустава, и потому он не соответствует для изъявления трех Богоначальных Ипостасей. Указательный же палец имеет три сустава, – и как каждый сустав пальца в общем составе называется палец, однако не три пальца, но все эти суставы суть один палец. Вот и вы, сами не понимая и не желая, подниманием указательного пальца, исповедуете трисоставного единого Бога, то есть Святую Троицу. Во имя Ее соизвольте и вы креститься, чтобы сподобиться вам быть верными и родными чадами Сарры, свободной жены патриарха Авраама. Ибо пока вы не крещены, вы – беззаконные чада рабыни Агари, отчужденные и изгнанные от наследия праведного Авраама, и не имеете никакого соучастия с Исааком, сыном свободной.

Мы могли бы предложить вам, для вашего уверения, много и других сильных свидетельств и указаний из книг Моисеевых и пророческих, в удостоверение того, что одна только истинная, непогрешительная и богоугодная вера есть – вера евангельская и апостольская, которую содержат православные христиане. Но, так как вы более всех других книг хвалите Божественное Евангелие и удивляетесь ему, то и мы сделали вам указания из одного только Евангелия, дабы вы не могли сказать, что де вы, xриcтиaне, приводите нам ложные свидетельства и доказательства.

Еще вы поносите нас, говоря: «Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страданий и умертвить бесчестною смертью». Против этого безумного и богоборного прекословия вашего, отвечу вам опять из того же святого Евангелия. Что Xриcтос есть Бог Вседержитель и Творец всего, это мы уже показали приведенными нами евангельскими свидетельствами. А что Он добровольно предал Себя на смерть, а не по причине бессилия человеческого Его естества, иудеи схватили Его и умертвили, и что Он мог в мгновение ока не только Иерусалим и живущих в нем иудеев погубить, но и находящихся по всей вселенной непокорных иудеев сразу истребить, – это мы покажем вам тем же святым Евангелием. Что Он Сам Себя добровольно предал на смерть ради спасения людей, – об этом Он сам свидетельствует, говоря так в Евангелии от Иоанна: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И опять: «Аз есмь пастырь добрый: и душу Мою полагаю за овцы. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю. Сию заповедь приях от Отца Моего» (Иоан. 10:11–18), то есть по совету и изволению Отца Моего небесного Я пришел в мир сей, чтобы чрез Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит: «Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лук. 9:56), «и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20, 28), как и в другом месте говорит: «се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне Человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему.., и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет» (Лук. 18:31–33). А как пророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божя и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это, как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Xриcте Спасителе. Какой срам и какое бесславие Христу и нам: – Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносит неверие учеников Своих, а в лице их всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорит так: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Xриcту, и внити в славу Свою?» (Лк. 24:25–26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страданиях Xриcтовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в Царство Небесное. Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него. Спрашиваем вас: скажите нам, каким святым писаниям последуя, отметаетесь Христова Божества и сыновства, и спасительные страсти Его считаете для Него бесчестием и бесславием, и нас укоряете и поносите? Этого вы показать не можете, ибо Сам Xриcтос опять святым Евангелием Своим заграждает вам уста, говоря: «Ныне прославися Сыне Человеческий, и Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и aбиe прославит Его» (Иоан. 13:31–32). Это Он сказал после того, как Иуда-предатель, встав с вечери, отправился к архиереям иудейским, чтобы предать им Xриcтa, так как они жаждали Его смерти. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, желая пострадать за наше спасение и зная лукавое намерение иудеев с великим веселием воззвал к прочим своим ученикам: «Ныне прославися Сын Человеческий» и прочее. Видите ли, как Он крест, трехдневную смерть Свою и прочие страдания называет и считает Своею славою и славою самого Бога Отца? Как же Он прославился? Прославился тем, что чрез спасительные Его страдания, чрез Воскресение и Вознесение на небо, излилась благодать и преподан дар Святого Духа святым Его ученикам, а чрез них и всем народам, прелесть же богомерзкого идолослужения окончательно прекратилась, и всюду воссиял свет непогрешительного боговедения. В этом заключается слава Христова, то есть в спасении человечества, от которого вы, по великому своему нечувствию, отпадаете без ума. Поймите же, что, иначе говоря, страсти Христовы составляют Его славу, а не бесчестие, как вы неправильно думаете. Какими страшными знамениями прославил Его Отец Его Небесный, после того как Он добровольно предал Себя беззаконным иудеям на распятие! Вися на кресте, по видимому как бездыханный мертвец, Он тотчас превратил день во тьму, так что луна омрачила солнечный свет на три часа, земля вся страшно трепетала, камни распались, гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли и явились многим в святом граде Иeрycaлиме, как написано в святом Евангелии. Поймите же, какова страшная сила Распятого и преданного погребению. Неужели Он не мог и прежде Своего распятия совершить такие страшные знамения и привести в ужас сопротивляющихся Ему и погрузить их в пропасти адовы, как Дафана и Авирона? Воистину мог, как Бог всесильный! Если будучи бездыханным мертвецом, мог явить такие страшные знамения, то тем более мог бы сделать это, будучи жив, но Он хотел не яростию и неудержимым гневом, а кротостию, благостию и долготерпением обратить к Себе и спасти род человеческий.

Итак, познав из бесчисленных чудес, какие сотворил Он Сам в зловерном народе иудейском, и какие совершил чрез учеников Своих по всей вселенной, и из страшных знамений, совершившихся в день распятия Его, благость Его и неисследимую Божественную силу, отступите от сатанинского, преданного вам отцами неверия вашего и приступите с истинным покаянием к Спасителю Христу и Богу всех и просветитесь просвещением непогрешительного богопознания, возьмите на себя иго Его – евангельский закон, и учение истинное и благое, и бремя Его легкое, то есть спасительные Его заповеди, посредством которых души верующих слагают с себя тяжесть многообразного греха и приемлют некрадомое богатство духовных дарований, чрез что соделываются жилищем Божиим, как обещал Сам Господь, говоря: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придема и обитель у него сотворима» (Иоан. 14:23). Итак, если искренно хвалите божественное Xриcтово Евангелие и считаете его правильным и истинным, то позаботьтесь исполнять написанное в нем слово Xриcтово, то есть заповеди Его, повеления и догматы об Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы быть вам отселе домом Святой Троицы и чтобы были изгнаны из вас живущие в сердцах ваших лукавые и нечистые духи.

* * *

1

Символ веры, 1.

2

Инзиль-хак (Коран) – «Евангелие истинно».


Источник: Сочинения преподобнаго Максима Грека в русском переводе / [предисл.: послушник Моисей]. - [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911. - 3 т. / Т. 2. 1910. 332 с. / Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру. 82-92 с.

Комментарии для сайта Cackle