Десять глав о добродетели и пороке
Сочинение «Десять глав о добродетели и пороке» написаны в 630-634 гг. Представляет собой компиляцию из трудов прп. Максима Исповедника.
Центральная тема произведения – значение страданий и подвигов в духовной жизни человека.
Прп. Максим пишет, что жизнь христианина – это непрекращающаяся «арена борьбы» между добродетелью и завистью (пороком). Он подчеркивает, что духовный подвиг (аскетическое делание) есть постоянное борение в трудах, которое ведет к обретению бесстрастия – особого состояния души, при котором она, очистившись от страстей, соединяется с Богом любовью и освобождается от привязанности к телу и миру.
Преподобный понимает страдание не как наказания, а как средство очищения души от скверны греха и возрастания в добродетели. Страдания христианина – это не бессмысленные муки, а участие в страданиях Самого Христа. Как Бог, ставший человеком, претерпел плотью, так и верующий, сострадая Ему, удостаивается причастия Его славе (Рим.8:17). Параллель между Адамом (через наслаждение потерявшим рай) и Христом (через мучение открывшим рай) показывает искупительный смысл страдания.
Прп. Максим подчеркивает, что Бог врачует болезни души не одним универсальным средством, а подбирает каждому человеку индивидуальное «лекарство» – те страдания и испытания, которые необходимы именно ему для исцеления и духовного роста. В этом проявляется бесконечное милосердие и мудрость Божиего Промысла. Только душа, непоколебимая в испытаниях, способна принять вселение Бога.
1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
2. Подвиг добродетели есть постоянное борение в трудах, и мужественно выдержавшим их он приносит победный венец – бесстрастие души, благодаря которому она, соединившись с Богом любовью, в своем внутреннем расположении удаляется от тела и мира. Ибо телесные мучения укрепляют душу стойких.
3. Изначала похищенные прелестью наслаждения, мы предпочли смерть подлинно сущей жизни. И поэтому мы с благодарением несем телесный труд, умерщвляющий это наслаждение, чтобы, самой кончиной его упразднив вместе с ним и смерть, получить обратно вернувшуюся к нам жизнь, [некогда] проданную наслаждению, а [теперь] выкупленную малыми трудами плоти.
4. Если плоть благоденствует, то обычно приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает, добродетели, естественно, присуще возрастать. И мы должны мужественно переносить страдание плоти, поскольку оно очищает скверну души и обеспечивает будущую славу. Ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело, предлагая всем одно и то же лекарство, – и Бог не врачует болезни души одним только способом исцеления, годным для всех, но делает [людей] здоровыми, пользуясь лекарством, подобающим для каждого в отдельности. И мы, исцеляемые, возблагодарим [Его], даже если случается нам претерпевать мучения, ибо блаженна конечная цель [врачевания].
6. Ничто так не изобличает внутреннее расположение души, как возрастание плотских страданий. Ибо если она поддается им, то являет себя любящей плоть больше Бога, а если пребывает непоколебимой в потрясениях их, то показывает себя чтущей добродетель паче плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение Бога, Который ради нее претерпел наши страдания и Который [победно] возвещает [ей], как некогда возвещал [Своим] ученикам: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
7. Если все святые были причастниками воспитующего наказания, то и мы, воспитываемые вместе с ними, возблагодарим [Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками их славы. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6; Притч. 3:11–12).
8. Адам, приняв наслаждение, предложенное [ему] ребром [его], извел человечество из рая, а Христос мучением [от ран, нанесенных] копией, рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь рая. Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее наслаждение. Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах, а наслаждение выводит и удаляет от них.
9. Если Бог, ставший человеком, страдает плотью, то разве не будет радоваться страждущий, имея Бога Сопричастником в страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство [Небесное] тому, кому сострадает. Истину говорит [Апостол]: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17).
10. Если непременно должно мучиться, вследствие примешанного праотцом к [человеческому] естеству наслаждения, то перенесем мужественно временные страдания, притупляющие в нас жало наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно влечет.
