Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван)

Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.

В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях:

с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии;

с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии;

с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии;

с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии.

После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией.

С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.

4 марта 1779 года уволен из этого монастыря.

4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии.

7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии.

9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую.

С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским.

5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа.

Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода.

Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

С 1810 года преосвященный Феоктист начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины.

С 1815 года архиепископ Феоктист был избран почётным членом Харьковского университета и членом Академии наук.

В 1817 году владыка Феоктист открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.

Заботился преосвященный Феоктист и о поднятии нравственного уровня духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений. Известен преосвященный Феоктист и как проповедник.

Около 1800 года владыкой Феоктистом был организован кружок учёных мужей, которые занимались переводом сочинений святителя Амвросия Медиоланского. Преосвященный Феоктист вёл миссионерскую работу среди духоборов, много приложил усилий в деле присоединения к Православной Церкви сектантов, а также иноверных.

Труды:

Наставление как обучать детей. Харьков. 1807.

Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний. М. 1809.

Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. М. 1790. Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах. М. 1803. Краткая логика и риторика для дворян. М. 1789.

Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. М. 1799.

Краткое объяснение церковного устава. М. 1800.

Краткие правила ирмолойного пения. М. 1800.

Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. М. 1797.

Рассуждение о божественности христианского учения, М. 1801.

Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов). Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики. Харьков, 1815.

Наставления для священно- церковнослужителей курской епархии, как им обучать детей в домах своих. Харьков, 1807.

Литература:

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 2.

Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 2. / Сост. Н.И. Петров: в 5 т. Киев. 1904, 1906–1908, т. 2.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827.

Лебедев А.С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). Харьков, 1902, стр. 225–286.

Титов Ф.И. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский и Белгородский. Киев. 1894.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 149.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 136.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 302.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 16, 133, 366, 450, 524, 531, 635, 931.

Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 422.

Дело комитета духовных училищ. 1809, № 167.

Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии. Киев. 1911, вып. VIII, стр. 15–128.

Историческое описание Коренной Рождество Богородицкой пустыни. Изд. 5. М. 1898, стр. 12, 15, 18, 29, 87–97.

Русская старина. СПб., 1871, т. 3, стр. 149.

Русская старина. СПб., 1883, апрель, стр. 51: июль, стр. 559.

Русский инок. 1911, вып. 9, май, стр. 45.

Русский паломник. 1911, № 38, стр. 603.

Православный собеседник. Казань. 1909, апрель, стр. 434: июль-август, стр. 210.

Православный собеседник. Казань. 1914, январь, стр. 63.

Русский архив. М. 1870, № 4 и 5, стр. 770.

Русский архив. М. 1895. Кн. 2. № 5, стр. 13.– 1898. Кн. 1, стр. 426.

Русский архив. М. 1916. Кн. 1, стр. 181, 182.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 3, стр. 73.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 420; т. 2, стр. 1243, 1502.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 41 (кн. 82), стр. 924–925.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 375.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 57, 66.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 2, стр. 384, 440.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 89, 156.

Комментарии для сайта Cackle