Феодорит, митрополит Киевский

В 1352 году в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти главы Русской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Руси Феогноста († 1353; память 14/27 марта).

Феодорит добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником великого князя Литовского Ольгерда или же его брата, православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в Константинополе и в нарушение канонических правил был возведён в митрополичий сан Болгарским патриархом Феодосием в Тырнове.

Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит прибыл в Киев и был там принят. Его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей († 1362; память 25 января/7 февраля), недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона Иоанновича Гордого, Константинопольский патриарх с другими иерархами осудил Феодорита и разослал в разные места России послания, убеждая «не принимать его, как низложенного Божественными канонами и Божественным и священным Собором». Феодорит, несмотря на своё низложение патриаршим Собором, все ещё «разбойнически и тирански присваивал себе Киев и находился в нём», хотя в настольной грамоте Константинопольского патриарха Филофея митрополиту Алексию († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) от 30 июня 1354 года Киев сохранялся за русскими митрополитами в качестве первого престола, а город Владимир был утверждён в качестве их местопребывания. «Если же Божией помощью и возвратится Киев в древнее благополучное состояние и будет из него изгнан низложенный Феодорит, так что окажется возможность иметь в Киеве архиерею какое-нибудь успокоение, и тогда пусть останется Владимир за митрополитами русскими в виде собственной их кафедры, только да будет... Киев первым их престолом и первою кафедрою». Вот так произошло перенесение кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир или, точнее, не перенесение кафедры, а только переселение самого митрополита и предоставление ему епархии Владимирской вместе с Киевской.

В июле 1354 года Константинопольский патриарх Филофей вновь писал о самозванце в Россию и убеждал Новгородского владыку не принимать его, напротив, покоряться своему законному первосвятителю Алексию. «Впрочем, – сказано в послании, – если он, Феодорит, отложит совершенно права священно-начальственные, то пусть остаётся только простым христианином. Если же будет упорно стараться удерживать их и пребывать в своём звании, то, кроме того, что он низложен, пусть ещё будет отлучён и чужд христианского звания, равно как и тот, кто будет принимать его в общение или уже теперь принимает».

О дальнейшей судьбе Феодорита сведений не сохранилось, но нет сомнений, что, низложенный и отлучённый патриаршею властью, он всеми был отвергнут в России.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: а 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4. кн. 1. –С. 30–31.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1402.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 318.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 34.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 31, 36–37, 365, 420, 422,

Турилов А.А. Алексий // Православная энциклопедия. М. 2000, т. 1, стр. 638, 639.

Комментарии для сайта Cackle