Феодосий, архиепископ Астраханский и Терский (Харитонов Федот Харитонович)

Родился в первой четверти XVI века в селе Яковлевском близ города Ярославля в семье священника. В возрасте двадцати лет женился и был рукоположен во священника к церкви благоверных князей Бориса и Глеба в городе Ярославле архиепископом Ростовским Никандром († 1566). Через шесть лет овдовел и принял монашество в Толгском монастыре Пресвятой Богородицы. Позднее назначен игуменом этого монастыря, постоянно заботился о благолепии и благоустройстве его.

По благословению первого патриарха Московского Иова († 1607; память 19 июня/2 июля, 5/18 апреля) и по воле царя Феодора Иоанновича назначен в город Астрахань игуменом Троицкого монастыря. Ему было дано указание построить в данном монастыре соборную каменную церковь во имя Успения Божией Матери, что он и исполнил.

13 сентября 1602 года церковь была освящена патриархом Иовом. При игумене Феодосии в обители выкопаны пруды, посажено около 160 кедров.

В 1602 году игумен Феодосий был хиротонисан патриархом Иовом во епископа Астраханского.

В 1605 году возведён в сан архиепископа.

Спустя несколько лет после назначения епископа Феодосия в Астрахани происходили большие смятения по поводу признания царём самозванца Лжедмитрия I (в 1605–1606). Епископ Феодосий мужественно, смело обличал самозванца и внушал это народу, за что едва не был убит. Преосвященного заключили под стражу в Троицкий монастырь. После грубых издевательств его отправили в Москву к самозванцу, где святитель в глаза Лжедмитрию заявил, что он не признаёт его царевичем. Однако самозванец не только не убил владыку Феодосия, но не разрешил никому оскорблять его. После этого преосвященный жил у митрополита Казанского Гермогена (впоследствии патриарх; † 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая, 5/18 октября) и без страха изобличал самозванца.

В 1606 году преосвященный Феодосий был послан царём Василием Ивановичем Шуйским и митрополитом Гермогеном в город Углич для перенесения в Москву мощей благоверного царевича Димитрия († 1591; память 15/28 мая, 3/16 июня), за что был вознаграждён царём.

18 декабря 1606 года, возвращаясь из Москвы в Астрахань, владыка Феодосий в пути заболел и в Царицыне скончался. Тело его было оставлено в церкви без погребения.

В 1608 году боярин Фёдор Иванович Шереметев, возвращаясь со своим войском после освобождения Астрахани от изменников, проезжал мимо Царицына. Он взял тело преосвященного Феодосия и привёз в Казань, где митрополит Ефрем († 1613) похоронил его в Спасо-Преображенском монастыре.

В 1617 году святитель явился во сне двум больным женщинам и велел сказать градоначальникам, чтобы тело его из Казани перенесли в Астрахань и положили в соборной церкви. По ходатайству астраханских властей и горожан останки преосвященного Феодосия были отправлены с подобающей честью в Астрахань, где встречены крестным ходом и положены в Астраханском соборе. Мощи почивали под спудом, подавая исцеления всем с верою поклоняющимся им. Со второй половины XVII века архиепископ Феодосий стал почитаться как местный святой.

Литература:

Саввинский И., протоиерей. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существований. – Астрахань, 1903.

Благонравов М. протоиерей. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет её существования с 1602 до 1902 г. Астрахань. 1902.

Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М. 1841.

Матвеев С. Епархия Астраханская и Терская // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1842, ч. XXXIV. Отд. 2, стр. 116.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807– 1815, т. 1, стр. 104.

Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314–1914. Ярославль, 1913, стр. 83–84.

Поликарпов Н.И. Очерк жизни и деятельности святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, к 200-летию со дня его кончины. – Воронеж, 1904, стр. 36.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1394.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 344.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 601.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 309.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 52.

Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918, № 7, стр. 65.

Ярославский первоклассный Толгский монастырь. Ярославль, 1913, стр. 83–84.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 167.

Исторический вестник. СПб., 1904, январь, стр. 255.

Русский паломник. 1903, № 18.

Православный собеседник. Казань. 1907, март, стр. 335.

Журнал Московской Патриархии, – М. 1945, № 12, стр. 44.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 2, стр. 105.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 259.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 357–358.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 2 (кн. 3), стр. 364.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 6, стр. 53, 77, 78, 87, 128.

Платон (Любарский), архиепископ. Иерархии Вятская и Астраханская // Сборник разных исторических статей. М. 1848, стр. 138.

Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992, стр. 130.

Белоброва О.А. Житие Феодосия Астраханского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 3, стр. 393–394.

Ульяновский В.И. Православная Церковь и Лжедмитрий I // Архив русской истории. М. 1993. Вып. 3, стр. 35.

Марков А.С. Пётр Первый и Астрахань. Астрахань, 1994.

Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVI–XVIII вв. Спорные вопросы истории // Россия XV–XVIII столетий: Сборник научных статей / Сост. И.О. Тюменцев. Волгоград; СПб., 2001, стр. 47–75.

Житие Феодосия Астраханского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4, стр. 712.

Комментарии для сайта Cackle