митрополит Мануил (Лемешевский)

Михаил (Грибановский Михаил Михайлович), еп. Таврический и Симферопольский

Родился 2 ноября ст./ст. в 1856 году в семье протоиерея гор. Елатьмы, Тамбовской губернии. По окончании Тамбовской семинарии в 1880 году поступил в СПБ духовную академию, где 14 янв. 1884 г. был пострижен в монашество, 29 янв. – рукоположен в монашество, 8 мая – во иеромонаха.

В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия.

15 авг.назначен исполн.должность доцента СПБ духовной академии.

29 апр. 1887 г. – и.д. инспектора той же академии.

5 апр.1888 года удостоен степени магистра богословия.

10 апр.1888 года возведен в сан архимандрита, а I декабря утвержден в должности инспектора академии.

С 27 авг.1890 года – настоятель посольской церкви в Афинах.

6 авг.1894 года хиротонисан во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии.

С 30 ноября 1895 г. – епископ Каширский, вик.Тульской епархии.

С 19 янв.1897 г. – епископ Таврический и Симферопольский.

Скончался 19 августа 1896 года 42 лет в Крыму от туберкулеза. Пред кончиной приобщился Св.Таин и пособоровался.

Известный духовный писатель.

По натуре был искренний, простой, добрый, умный и своим обаятельным образом, даже людей противоположного миросозерцания, привлекал к себе неотразимо. Верил он глубоко и убежденно, и вера его действовала неотразимо и на молившихся с ним в церкви и на его собеседников. Его чудная служба в церкви, где каждое слово произносилось им ясно и внятно, с теплым чувством, глубокой верой, привлекала толпы. Беседовать же с ним, слышать его умную, искренне убежденную речь – было истинное счастье. Он сумел, несмотря на свой высокий сан, не оттолкнуть от себя даже и самых слабых в вере. Он был доступен для всякого. Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своими кроткими, карими проникновенными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет; а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить, нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры – любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь.

И тем действительнее был его пример, тем глубже западали его слова, что рядом с горячей, неотразимой верой, рядом со смирением и кротким сердцем, с живым интересом к человеку – он соединял глубокий, пытливый ум и солидное образование. Несомненно, Преосв. Михаил был одним из образованнейших людей того времени.

Глубокий знаток Священного Писания, он последние годы с любовью и усидчивым прилежанием работал над обширным трудом о синхронизме евангельских событий, который должен был бы явить его огромную научную эрудицию и проникнутое истинной верой понимание духа и смысла Евангелия. Установить точку зрения истинного христианина, согласную с откровением Христа, и твердо держаться ее при рассмотрении и уяснении научных вопросов и положений – это было всегдашним неуклонным стремлением его. Особенно интересовался он философией и углублялся в исследование самых отвлеченных вопросов. Его кандидатская диссертация написана на тему о философии Гераклита Ефесского, а в магистерской, об «Истине бытия Божия», он, исходя из осторожного и умелого разбора философских положений Канта, искусно и смело указывает и исправляет его ошибку. Но его интерес не ограничивался богословием и философией; всякое движение в любой науке, не противоречившее учению Христа, интересовало и радовало его. Классическая философия и мифология, история и археология, физика и математика, физиология, медицина, явления спиритизма и ясновидения – одинаково интересовали его. Во всем хотел он быть одинаково осведомленным. Но особенной его любовью из наук пользовалась астрономия. С какой радостью углублялся он в изучение звездного мира, с каким восторгом часами созерцал он, в безлунные великолепные южные ночи, красоты неба.

Но и жизнь человеческая привлекала его внимание не менее законов природы и научных открытий. Литературу классическую и современную русскую и иностранную знал он, как немногие, особенно же любил Достоевского. В литературе, как в зеркале, изучал он живого человека. Проницательный ум его, верно направленный познанием Бога, обогащенный солидными знаниями по разнообразным отраслям наук, всегда подсказывал ему разумное, ясное решение по многообразным жизненным вопросам.

Труды:

Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия: «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Истина бытия Божия», 3 апреля 1888 года.

(Магистерская диссертация). СПБ, 1888, «Христ.Чтен.», 1888, т.1, стр.727.

Из писем к о. прот. А.К.Смирнопуло за время с 1887 по 1896 гг. «Христ.Чтен.» 1898, т.II, стр.689.

«Над Евангелием». СПБ, 1896, изд.III.

Полтава, 1911, СПБ, 1911.

Отзыв на труд С.Р. см."Христ.Чтен.» 1898, т.II, стр.752.

«Над Евангелием». «Воскресная ночь». СПБ, 1898.

«Лекция по введению в круг богословских наук».

Казань, 1899.

Письма (архп. Михаила Грибановского к нынешнему архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому).

Симферополь, 1910.

Литература:

«Церк. Вед.» 1894·, № 29, стр.271.

-«- 1895, № 49, стр.431.

-»- 1896, № 19–20, стр.163.

-«- 1897, № 4, стр.25.

«Приб. к «ЦВ» 1898, № 36, стр.1342.

-»- 1898, № 41, стр.1528.

«Церк. Вестн.” 1891, № 8, стр.113.

«Русск. Архив» 1916, KH.I, стр.162, 163, 165–167.

-«- 1916, кн.4, стр.361, 368.

«Изв. Каз. Еп.» 1887, № 10, стр.238.

-»- 1899, № 9, стр.430, Некролог.

«Прав. Собес.» 1899, январь, стр.68.

Булгаков, стр.1410, 1414.

БЭС т.II, стб.1548.

НЭС т.ХХVI, стб.727 и дополн. т.II, стр.195.

«Михаил Преосв. Грибановский, архп. Таврический и Симферопольский». 1856–1698.

(Биографический очерк с портретом и автографом почившего архиепископа).

Полтава, 1911.·

Впечатления от давно прочитанной книги «Над Евангелием». Сведения взяты из мемуаров В.А.Поссе: «Пережитое и продуманное», стр.52.

Ленинград, Гос. Изд.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1898 год'стр.102–103.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 550, стр.84.

«ЖМП» 1958, № 12, стр.47–53 (фото).

Archim. Simon, Bischof Michail Gribanowski, in: StdO 1970,5, 61–64.

Fairy von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen (Berlin 1966),

S.167–180.

K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland (Göttingen 1972),

S. 195.

Werke:

Pis'ma Episkopa Michaila Tavričeskogo (o. Antoniju Chrapovickomu), in: Nadežda, vyp. 7 (1980)150–205.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle