митрополит Мануил (Лемешевский)

Макарии (Опоцкий), еп. Череповецкий, вик. Новгородской епархии

Родился 16 ноября 1872 года.

Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия.

Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея.

14 сент.1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии.

Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления.

В марте 1924 года православными архиереями был назначен епископом Череповецким, где образовал сектантское общество под маркой «Иоаннитов».

В Череповце обновленцы развернули в 1925 г. усиленную пропаганду своих взглядов; православные ходили на их собрания, участвовали в дебатах и, случалось, переходили в обновленчество. Епископ Макарий «под страхом анафемы» запретил посещать эти собрания. Сам он на епархиальный съезд не явился, несмотря на неоднократные приглашения обновленцев, а прислал заявление, в котором, по поводу программы Собора 1925 года говорил, что православные не могут признать Собора 1923 года, не могут отказаться от патриаршества и согласиться с умалением епископской власти в пользу епархиальных управлений. Условиями соединения ставил «отречение от Собора 1923 года и признание авторитета канонов и правил», а обновленцев объявлял раскольниками, каких можно принимать только через личное покаяние.

Обновленчество в Череповце было настолько сильно, что несмотря на предупреждения епископа Макария, часть верующих, считавших себя православными, явилась на обновленческий съезд и один из них даже был избран делегатом на Собор.

С 1925 по 1928 г. пребывал на покое в Северо-Западной части

России. Здесь он впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м Члене Символа Веры, за что группой православных архиереев был осужден и даже отлучен от Церкви.

Когда он возвратился в Новгородскую епархию, то он, по-видимому, изменил свои неправые взгляды и остался православным епископом.

В 1932 году мы видим его пребывающим на покое и участвующим в православной хиротонии архимандрита Сергия (Васильева) во епископа.

Многие его почитали, приходили к нему за советами.

Есть сведения, что он умер. /По-видимому, не ранее 1937 г./ Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить.

Литература:

«ЖМП» 1932, № 7–8, стр.8.

«Церк. Обновлен.» 1925, № 5, 6, 7, стр.35.

-"- 1925, № 15–16, стр.122.

ФАОС, дело № 117.

ФПС I, № 147, стр.6.

ФПС III, стр.4.

ФАМ I, № 153, стр.12.

ФАМ II, № 3, стр.10.

Кат·-AM № 192.

Кат-ЯВ № 160, стр.75.

«Вестн. Св. Син.» 1926, № 7, стр.9.

Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия, стр.20.

/Газ. «Безбожник», 1938, 21 авг./.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle