Источник

Назарий (Кириллов Николай), митр.Курский и Обоянский

Родился 4 декабря 1850 года в семье священника Донской епархии.

В 1873 году окончил Донскую духовную семинарию.

19 мая 1874 года рукоположен во священника к Николаевской церкви Богаевской станицы и 4 июня назначен законоучителем Богаевского приходского училища.

В 1876 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию, курс которой окончил со степенью кандидата богословия в 1880 году.

С 31 авг.1880 года – учитель Екатеринодарского духовного училища.

С 26 июня 1881года законоучительствовал в Ростове-на-Дону в реальном училище.

С I янв.1883 года – законоучитель Новочеркасской мужской гимназии.

В 1892 году пострижен в монашество и назначен ректором Ставропольской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

24 окт.1893 года хиротонисан во епископа Кирилловского, вик. Новгородской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Александро-Невской Лавре. Чин хиротонии совершали: митр.СПБ Палладий и другие.

13 нояб. 1893 года – епископ Гдовский, вик. С.-Петербургской епархии.

С 21 окт.1897 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский.

С 20 янв.1901 года – епископ Нижегородский и Арзамасский.

Участвовал в освидетельствовании мощей преп. Серафима Саровского.

6 мая 1909 года возведен в сан архиепископа.

С 1909 г. – почетный член Казанской духовной академии.

С 13 авг.1910 г. – архп. Полтавский и Переяславский.

С 8 марта 1913 года – архиепископ Херсонский и Одесский.

28 сент.1917 года уволен на покой с назначением настоятелем Сичонова монастыря г.Москвы.

В 1919 году управлял Курской епархией·

С 1920 года – митрополит Курский и Обоянский.

В 1923 году уволен на покой.

С 1925 по 1928 г· управлял Курской епархией.

В журнале “Вестник Св.Синода“ приводится интересный случай, характеризующий отношение митр.Назария к обновленчеству.

Готовясь к собору 1925 г. и стремясь привлечь к участию на нем и митрополита Назария, обновленцы написали ему “трогательное“ обращение и для вручения его отправили особую делегацию.

Митрополит встретил делегацию словами:

“Грядущего ко мне не иждену вон. Чем могу служить?»

Глава делегации, протоиерей Мусатов, объяснив цель своего посещения, начал читать обращение, которое митр.Назарий комментировал своими репликами. По рассказу Мусатова, происходило так:

“Священный Синод»...начинается чтение...

–  «А разве такой существует? – прерывает митр.Назарий, – я этого не знаю».

“Курское Епархиальное Управление», – читаю я.

–  “А разве такое есть», – возражает митр.Назарий.

“Под председательством архп. Константина»...

–  “Я, – прерывает митр.Назарий, – такого не знаю, я знаю только Константина Константиновича».

Выслушав молча продолжение обращения, митрополит “при видимом спокойствии заговорил довольно резким тоном о событиях и лицах недавнего прошлого» (по-видимому, излив все то, что наболело в его душе), и в заключение сказал:

“Передайте преосвященному епископу Константину, если он хочет соединиться с нами, пусть приходит в нашу Ильинскую церковь, откажется от всего, что связано с собором 1923 г. – это будет зафиксировано известным официальным актом, который и будет препровожден к митрополиту Петру Крутицкому».

На этом переговоры и закончились.

В 1926 году митр.Назарий отслужил панихиду по скончавшемся обновленческом митр.Воронежском Тихоне, б.Курском, но потом по настоянию епископов Павлина и Афанасия покаялся в этом перед народом. (“Вестник Св.Синода» за 1926 г., № 7, стр.8 и №№ 12–13, стр.5).

По сообщению обновленческого журнала «Уральские Церковные Ведомости», когда начался григорианский раскол, митрополит Назарий через своего помощника еп. Серафима твердо держал единство с Патриаршей Церковью.

Потом его помощник, епископ Серафим (Игнатенко) Новооскольский перешел в григорианство, а митрополит Назарий сначала запретил его за это в священнослужении, а затем «ласково» отменил свое распоряжение, заявив, что не хочет влиять ни на чью совесть. («Уральск.Церковные Ведомости» 1928 г., № 5–6, стр.8). Скончался 2 июля 1928 года.

Труды:

Речь при наречении его во епископа.

«Приб. к «ЦВ» 1893 г., №44, стр.1586–1587.

Речь, произнесенная в Одесском кафедральном соборе при вручении жезла новохиротонисанному епископу Прокопию.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 41, стр.1743.

Литература:

«Церк.Ведом.» 1893, № 41, стр.315.

-“- 1893, № 47, стр.353.

-“- 1897, № 44, стр.401.

-“- 1901, № 4, стр.21.

-“- 1909, № 16–19, стр.121.

-“- 1910, № 34, стр.344.

-“- 1913, № II, стр.119.

-“- 1917, № 30, стр.236.

-“- 1917, № 42, стр.379.

«Приб. к «ЦВ» 1893, № 44, стр.1585.

-“- 1897, № 7, стр.257.

-“- 1897, № 9, стр.324.

-“- 1899, № 24, стр.948–950.

-“- 1911, № 28, стр.1230.

«Русск.Паломн” 1911, № 40, стр.636.

-“- 1913, № 13, стр.203.

«Мис.Календ.» 1907, стр.135.

«Прав.Собес.» 1908, май, стр.656.

-“- 1910, дек., стр.6, 781.

-“- 1914, нояб., стр.6 (отчет).

«Церк.Вестн.» 1908, № 31, стр.956, 957.

-“- 1908, № 50, стр.1572.

“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1917 год”, стр.86–87.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 54–5, стр.83.

«Истор.сведения о г.Арзамасе» 1911, стр.45, 279.

«Мисс.Обозрен."1901, II, стр.262.

-“- 1903, № 14, стр.726.

«Отд.Христиан.» 1908, авг.-сент., стр.59.

«Изв.Каз.Еп.» 1913, № 7, стр.249.

-“- 1913, № II, стр.375.

-“- 1913, № 42, стр.1256–1257.

«Урал.Церк.Вед.» 1928, № 5–6, стр.8.

«Вестн.Свящ.Син.Р.П.Ц. за 1916 г., № 7, стр.8.

за 1916 г., № 12–13, стр.5.

Булгаков,стр.1406, 1407, 1410, 1412.

БЭСт.II, стб.1614, 1699.

ФАМ I, № 165, стр.13.

Regel’son 266: Auszug aus dem Brief des Patriarchen Tichon an ihn (1920).

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 15.

A. Levitin – V. Šavrov, Očerki po istorii III, 131


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle