святитель Марк Эфесский

Назидательные мысли

Когда дурные помыслы овладевают тобой, немедленно старайся противодействовать им чрез собственное сознание и чрез исповедь.

Не стыдись исповедывать твои грехи; ибо, исповедуя их перед Отцем твоим, ты вместе с тем раздробляешь главу дракона.

Если ты хочешь придти к Богу и служить Ему, то приуготовь сердце твое к испытаниям и страданиям.

Ты должен порабощать тело свое постом, бдением, трудом и чтением Божественного Писания.

Ты должен непрестанно хранить в сердце страх Божий, страшиться геенского огня – и жаждать Царствия Небесного.

Ты не должен пресыщать тело свое многими яствами, ибо пресыщенное чрево усыпляет глубоким сном.

Как туман затмевает лучи солнца, так и пресыщение затмевает разум.

Не останавливай своего внимания на постыдных или вредных помышлениях и развлечениях, дабы они не увлекли тебя за собою.

Чем долее образ женщины остается в твоем сердце, тем сильнее воспламеняется страсть.

Избегай сообщества развратных жен, ибо единение с ними, уловив как удицею, увлекает в погибель.

Безопаснее сблизиться с горящим огнем, чем с юною развратною женою; ибо она походит на смертоносный яд.

Берегись обольщаться женскою красотою; она скорее волн морских увлечет тебя на дно.

Не оставайся долго с развратною женщиною, дабы она не возжгла в тебе пламень сладострастия.

Как искра, оставаясь некоторое время в соломе, обращается в пламень, так и возбужденное женщиною воображение порождает страсть.

Возбуждай себя ко всякой полезной деятельности, да будешь кроток, спокоен, долготерпелив и милосерд.

Не прилепляйся к миру – и избегнешь печалей. Презирай его – и будеш всегда радостен.

Не ищи пустой славы, ни наружным видом, ни обращением с людьми, ни в речах, ни в связях своих, ни в силе или власти своей, ни в успехах своих.

Преклоненное к земле гроздие скоро истлевает, так и достоинства погибают, когда они основаны на пустой славе.

Так как дым соломы не есть благовонная жертва – так и приобретение гордой славы не есть добродетель перед Богом.

Чем ты гордишься о человек! Не есть ли ты прах и гной! Отчего ты так высоко несешь чело свое? Не в скором ли времени ты истлеешь!

Когда ты превозносишь себя выше облак – то вспомни вместе с тем, что ты не иное что, как прах и пепел и что ты скоро, как брение и зола, развеешься.

Ты велик и знатен, и честен, о человек, пока Бог тебе вспомоществует. Ты есть творение Божие, – не отклоняйся от Сотворшего тебя.

Бог приидет тебе в помощь. Не отвратись от твоего благодетеля. Добродействуя, благодари Бога, ибо все исходит от Него.

Не развлекайся при чтении Священнаго Писания и не предавайся легко сну.

Побеждай леность молитвою и внимательно обдумывай прочитанное тобою.

Бедный человек собирает себе сокровище на небеси, в блаженной надежде ожидающих его благ.

Помни, о человек, что может быть сегодня или завтра тебе раскроются небеса, и ты узришь ангелов, и предстанешь пред страшным судилищеме Христовым.

Устремляй мысли свои к вратам небесным и призывай Бога до самой смерти, да приимет Он тебя милосердо и отверзет тебе их скоро.

Долу на земле преклоняй рамена и колена пред Богом – и горè возноси душу свою с непрестанными молитвами к Богу.

Поминай грехи свои, готовься на грядущий суд, презирай эту ничтожную жизнь и заботься беспрестанно о будущей.

Помни, сколь часто ты прогневлял Бога делами, словами и мыслями. Борясь день и ночь со львами и драконами, потщись одолевать их.

Ты должен умереть и дать отчет во всех твоих действиях. Блюди в сердце твоем эту память смерти и суда, чрез что можешь приобрести жизнь вечную.

Будь достоянием Божьим и следуй предначертанным заповедям Его.

Оскорбил ли тебя кто или повредил тебе, уповай на Бога и не унывай; терпение щедро вознаграждается.

Восстав рано от сна, принеси утренние молитвы Богу, а с закатом солнца – вечерние.

Когда мы беседуем о предметах духовных, ничто житейское и земное не должно отвлекать нашего сердца.

Все земное должно тогда в нас замолкнуть и лишь слышанию слова Божия должен быть доступен слух наш.

Мы должны быть оживлены благоговейным страхом при чтении Священного Писания; этот страх подобает оному; сами таинства Церкви страшны.

Когда ты с чистым сердцем вступаешь в Церковь – ты вступаешь на путь спасения, а с нечистою совестию – на осуждение и наказание.

Кто яст и пиет недостойным образом Тело и Кровь Иисуса Христа, тот яст и пиет собственное свое осуждение.

Если поругавшийся над царскою порфирою предается наказанию, то не вящшему ли наказанию подлежит тот, кто с нечистою совестью приближается к Божественным тайнам?

Настоящая жизнь наша не есть ли сон? Не есть ли цвет сельный? Источник быстротекущий? Рассказ? Басня?...


Источник: Не изданныя сочинения Марка Ефесскаго [и] Георгия Схолария. Перевел с рукописей Парижской Императорской библиотеки Авраам Норов. СПб.: [В Типографии Департамента Уделов.], 1860. – С. 33–41.

Вам может быть интересно:

1. Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека святитель Марк Эфесский

2. Ответ на предсмертное завещание святителя Марка Ефесского Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Толкование на книгу пророка Софонии святитель Кирилл Александрийский

4. Сто семнадцать глав преподобный Иоанн Карпафский

5. Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо преподобный Максим Грек

6. Слово о Симеоне и Анне священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

7. Поучение святитель Кирилл II, митрополит Ростовский

8. Слово подвижническое преподобный Нил Синайский

9. Научение годичное Студийского монастыря преподобный Феодор Студит

10. Против Иоанна Векка святитель Григорий Палама

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс