игумен Марк (Лозинский)

Беседа Душеспасительная

См. также: Празднословие. №№ 882, 883.

14. Наставление аввы Пимена о чем лучше беседовать юным

См. также: Писание Священное; Юность.

Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: “Если я приду в келию брата или он придет ко мне по какой-либо нужде, позволительно ли беседовать с ним свободно обо всех предметах?” Авва Пимен отвечал: “Не одобряю такого поведения, потому что юность нуждается в самоохранении.” Авва Аммон спросил: “Как поступали старцы в таких случаях?” Авва Пимен отвечал: “Старцы, находясь в преуспеянии, не нуждаются в таком самоохранении: они, не имея ничего чуждого в сердце, не имеют его и в своих устах.” Опять авва Аммон спросил: “Если случится беседовать с братом, из чего лучше заимствовать беседу: из Писания или из отеческих изречений?” Старец отвечал: “Если не можешь молчать, то говори лучше из отеческих изречений, чем из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великой опасностью для души.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 65).

15. Во время душеспасительной беседы около монахов был Ангел; когда же зашел разговор о согрешившем брате, появился нечистый кабан

См. также: Ангел; Осуждение; Празднословие.

Несколько монахов, идя из своих хижин, собрались вместе и беседовали о вере, монашеском подвижничестве и о средствах богоугождения. Два старца из числа беседующих увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии и хвалили беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о неком брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего нечистого кабана и, уразумев свое согрешение, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 457. № 40).

16. Авва Пимен не вступил в беседу о возвышенных предметах, но с радостью стал поучать пришедшего о борьбе со страстями

Некогда один отшельник пошел из своей страны в Египет к авве Пимену. Отшельник начал говорить из Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвратил от него свое лицо и не дал ответа. Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием и сказал брату, который привел его: “Напрасно предпринимал я это путешествие; шел я к старцу ради пользы, а он не хочет и говорить со мной!” Брат пошел к авве Пимену и говорит ему: “Авва, ради тебя пришел этот великий муж, столь славный в своей стране; почему ты не говорил с ним?” Старец отвечает ему: “Он “от вышних” и говорит о небесном, а я “от нижних” и говорю о земном” (Ин. 8:23; ср. Ин. 3:31). Выйдя от него, брат сказал отшельнику: “Старец не вдруг говорит из Писания, но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает.” Сокрушившись, отшельник пошел к старцу и сказал ему: “Что мне делать, авва? Мной овладевают душевные страсти.” Старец с радостью посмотрел на него и сказал: “Теперь хорошо, что ты пришел; теперь отверзи свои уста, и я исполню их благ.” Отшельник, получив великое назидание, говорил: “Подлинно, это – истинный путь!” И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь святого мужа. (Древний патерик. 1914. С. 29. № 9).


Вам может быть интересно:

1. Беседы на книгу Бытия – Беседа LII святитель Иоанн Златоуст

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Умиление святитель Димитрий Ростовский

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Память смертная схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иродион, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

5. Письма – 113. И при зубной боли надо размышлять о грехах своих преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

6. Библейская энциклопедия – Навозные или гнойные ворота архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Письма – 150. Через спор выходят большия неприязни. Тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему. Если находишь для себя болезнь полезной,... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Труд покаяния преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Скорби преподобный Ефрем Сирин

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Едем профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle