игумен Марк (Лозинский)

Молитва праведника

См. также: Бесстрашие. № 30; Блудная брань. № 63; Вера. № 117; Дерзновение. № 241; Еретик. № 262; Исцеление. № 293; Милостыня. № 458; Наказание. №№ 593, 602; Неплодство. № 647; Помощь Божия. № 792; Пост. № 847; Прозорливость. № 920; Сила Христова. № 1006; Христос. № 1184; Церковь. № 1203; Чародейство. № 1213.

485. Во время молитвы аввы Нонна лучезарная звезда сияла над его головой, а руки были, как горящие лампады

См. также: Праведник.

В киновии святого отца нашего Феодосия рассказывали об авве Нонне: “Однажды ночью, перед тем как ударят в било, лежа на своей кровати, я услыхал, как кто-то восклицал: “Господи, помилуй!” Голос был тихий и умилительный. Насчитав пятьдесят раз “Господи, помилуй,” я захотел посмотреть, кто это молится. Взглянув из окна своей келии, я увидел коленопреклоненного старца, над головой которого сияла лучезарная звезда. При ее свете я и узнал старца.” А другой из старцев той же обители рассказывал об авве Нонне следующее: “Однажды, также до удара в било выйдя из келии, я пошел в храм и вижу: перед храмом стоит старец с воздетыми кверху руками и молится. Руки его сияли, как горящие лампады. Исполнившись страха, я удалился.” (Луг духовный. 1915. С. 125).

486. Авва Геласий воскресил отрока, которого келарь, неосторожно толкнув в гневе, убил

См. также: Воскрешение; Гнев; Праведник.

Однажды принесли для братии рыбу. Повар, приготовив ее, отдал келарю. Келарь по надобности вышел из келарни, оставив рыбу на полу в сосуде и поручив стеречь ее до своего возвращения малолетнему отроку, прислуживавшему авве Геласию. Отрок был побежден вожделением и начал есть рыбу с жадностью. Келарь вернулся, увидел, что отрок ест рыбу, рассердился на него и неосторожно толкнул. Случилось так, что удар пришелся в область сердца. Отрок трудно задышал и умер. Келарь, объятый страхом, положил отрока на свою постель, покрыл, а сам пошел к авве Геласию, пал к его ногам и возвестил о случившемся. Старец повелел ему, никому не говоря об этом, вечером, когда все успокоятся, принести умершего в диаконник и, положив перед жертвенником, уйти. Когда это было исполнено, старец пришел в диаконник и встал на молитву. В определенное время братия собрались для ночного богослужения, к ним вышел старец, за которым шел и отрок. Об этом никто не знал до кончины старца, знали только старец и келарь. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 87. № 3).

487. Авва своей молитвой воздвиг убитого и узнал от него, кто его убийца

См. также: Праведник.

Авва Милисий увидел одного монаха, который был схвачен, как убийца. Старец подошел и стал расспрашивать брата. Узнав, что это клевета, он спросил державших его: “Где убитый?” Ему указали. Старец, приблизившись к убитому, велел всем молиться. Когда же сам он простер свои руки к небу, мертвый встал. Авва спросил его перед всеми: “Скажи мне, кто тебя убил?” Он отвечал: “Я вошел туда-то и отдал деньги тому-то, а он взял и зарезал меня, потом вынес и подбросил в монастырь аввы. Но прошу вас, возьмите у него мои деньги и отдайте их моим детям.” Тогда старец сказал ему: “Пойди и спи, пока придет Господь и разбудит тебя.” (Достопамятные сказания. С. 168. № 1).

488. Помолившись, авва Макарий узнал у мертвеца, где спрятана поклажа, и этим спас вдову умершего и ее детей от рабства

См. также: Праведник; Смирение.

Авва Сисой рассказывал: “Когда я был в скиту с Макарием, пошло нас семеро жать. Одна вдова позади нас собирала колосья и непрестанно плакала. Старец, подозвав владельца поля, спросил его: “Что случилось с этой женщиной, что она непрестанно плачет?” Он ответил: “Муж ее взял у кого-то поклажу и неожиданно умер, не сказав, где положил ее. Хозяин поклажи хочет взять в рабство и ее, и ее детей.” Старец говорит: “Скажи ей, чтобы она пришла к нам, когда мы будем отдыхать в жару.” Когда женщина пришла, старец спросил: “О чем ты все так плачешь?” – “Муж мой взял у одного человека поклажу и умер, не сказав, где положил ее.” Старец сказал ей: “Пойди укажи мне, где ты его похоронила.” И, взяв с собой братию, он пошел с ней. Когда пришли на место, старец сказал ей: “Ты иди домой.” Помолившись вместе с братией, старец воззвал к мертвому: “Где положил ты чужую поклажу?” Мертвый в ответ сказал: “Она спрятана в моем доме, в ногах постели.” Старец говорит ему: “Спи опять до дня Воскресения!” Видя это, братия от страха пали к ногам старца, а он сказал им: “Не ради меня, ибо я – ничто, Бог сделал это дело, а ради вдовицы и ее сирот. А главное в том, что Бог хочет, чтобы душа не грешила, и о чем она ни попросит, все получает.” Потом пошел он к вдовице и сказал ей, где лежит поклажа. Она отдала ее хозяину и освободила себя и своих детей. Все слышавшие об этом прославили Бога.” (Достопамятные сказания. С. 143. № 7).

489. Авва Даниил испросил разрешение неплодства одной женщине; в опровержение клеветы, родившийся двенадцатидневный младенец по просьбе аввы сам указал, кто его отец

См. также: Клевета; Праведник.

Поведал некий отец, что авва Даниил пришел однажды в селение для продажи рукоделия. Молодой человек, житель того селения, упросил его войти к нему в дом и сотворить молитву о его жене, которая была бесплодна. Старец оказал ему послушание, вошел в его дом и помолился о его жене. По благоволению Божию жена его забеременела. Некоторые, чуждые страха Божия, начали злословить: “Молодой человек неспособен к чадорождению! Жена его зачала от аввы Даниила.” Дошли эти толки и до старца. Он послал сказать молодому человеку: “Когда жена твоя родит, извести меня.” Когда жена родила, муж ее пришел в скит и сказал старцу: “Бог по твоим молитвам даровал нам дитя.” Авва сказал ему: “Когда будут крестить дитя, сделай в этот день обед и угощение, позови меня, сродников и своих друзей.” Молодой человек сделал так. Во время обеда, когда все сидели за [столом], старец взял дитя на руки и перед всеми спросил его: “Кто твой отец?” Дитя, показав пальцем на молодого человека, сказало: “Вот мой отец.” Ребенку было двенадцать дней. Все видевшие это прославили Бога, а старец встал из-за стола и удалился в скит. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 91. № 6).

490. Помолившись, авва избавил юного пленника от жестоких сарацин, которые, взбесившись, поразили друг друга мечами

См. также: Праведник; Самопожертвование.

Вот что рассказал нам авва Иордан об авве Николае: “В царствование благоверного императора Маврикия, когда сарацинский предводитель Намес производил грабежи, старец проходил поблизости от Аннона и Эдона. Он увидел трех сарацин и при них – юношу замечательной красоты, лет двадцати. Это был пленник. Завидев его, юноша стал со слезами умолять, чтобы он освободил его. Авва принялся упрашивать сарацин, чтобы они отпустили его. “Не отпустим!” – ответил по-гречески один из них. “Возьмите лучше меня, а его отпустите, – сказал старец. – Ведь он не может вынести горя.” – “Не отпустим!” – “И выкупа не возьмете за него? Отдайте мне его. Я возьму его с собой и принесу вам, что пожелаете.” – “Не можем отдать тебе его, – возразил сарацин, – потому что мы обещали нашему жрецу: если возьмем что-нибудь стоящее, принесем ему для жертвоприношения. А ты лучше уходи, а не то снесем и тебе голову.” Тогда, повергшись перед Богом, старец произнес: “Спасителю наш, Господи Боже, спаси раба Твоего!” И тотчас три сарацина, объятые бешенством, обнажили мечи и изрубили друг друга. Авва взял юношу к себе в пещеру, и он не пожелал уйти от старца, отрекся от мира. Пожив иноком семь лет, он скончался.” (Луг духовный. С. 186).

491. Авва Аполлинарий силой своей молитвы остановил языческое ритуальное шествие; после чего множество язычников уверовало в Истинного Бога и вступило в Церковь

См. также: Идолослужение; Праведник; Язычество.

В окрестностях Фиваиды, в пределах Гермополя, было расположено около десяти языческих поселений. Там процветало сатанинское суеверие. И был весьма обширный храм, в котором стоял истукан. В сопровождении огромной толпы народа жрецы обносили его по селениям, неистовствуя наподобие вакханок. Свое мерзкое служение совершали они, испрашивая дождя. Случилось как раз во время совершения этих бесчинств проходить мимо тех мест блаженному Аполлинарию с несколькими из братии. И увидел он толпы несчастных, – точно злой дух вовлекал их в неистовство. Пожалел их авва и, склонив колена, призвал Господа и Спасителя нашего. И все, кто участвовал в бесовском бесчинстве, остановились вместе с истуканом и не могли продолжать шествие: невидимая сила удерживала их на месте. Весь тот день их опалял нестерпимый зной, и они не знали о причине, преградившей им путь. Языческие жрецы сказали народу: “Вблизи пустыни живет один христианин по имени Аполлинарий. Его это дело. Если он не смилуется, нам не избежать беды.” И сошлось много народу со всех сторон, и стали спрашивать о причине необычайного явления. Участники идолослужения отвечали, что они ничего не знают. “Догадываемся, впрочем, что это дело одного мужа, и просим умолить его” – “Вы правильно рассудили, – отвечали им. – И мы видели его проходящим здесь.” Между тем приложены были огромные усилия, чтобы помочь самим себе. Привели волов, силой которых надеялись было сдвинуть с места истукана. Но ничего не вышло. Все было тщетно. Тогда отправили послов к человеку Божию и дали обещание, если он разрушит их узы, то вместе с тем расторгнет и узы их заблуждения. Авва немедленно пришел к ним и, сотворив молитву, разрешил их. И все бросились к нему, с верой поклоняясь Богу и вознося благодарение. Деревянного истукана предали пламени и последовали за человеком Божиим. Обученные основам веры, они вступили в лоно Церкви Божией. Многие остались с аввой, и даже теперь их можно видеть в обителях. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 37).

492. Помолившись, старец остановил пожар на поле

См. также: Вразумление; Праведник; Чудо.

Авва Феодор, киликиянин, рассказывал нам: “Когда я еще находился в скиту, был там один старец по имени Давид. Однажды он пошел жать вместе с другими иноками. Таков был обычай в скиту – расходиться по селениям на жатву. Он нанялся на поденную работу к одному земледельцу. Однажды, когда около шести часов настал палящий зной, старец, прекратив работу, ушел в какой-то шалаш и присел там. Земледелец, увидев его в шалаше, с гневом сказал: “Что ж ты не жнешь, старик? Или позабыл, что я плачу тебе деньги?” – “Правда твоя! Но настал сильный жар, и зерна пшеницы падают из колосьев на землю. Я пережду немного, пока пройдет жар, чтобы тебе не потерпеть урон,” – “Вставай-ка жать, хоть бы и все сгорело.” – “Ты и в самом деле хочешь, чтобы все погорело?” – спросил старец, “Да! Я ведь сказал тебе!” – ответил с гневом земледелец. Старец встал, – и внезапно запылало поле. Тогда испуганный хозяин бросился в ту сторону, где жали другие иноки, и начал умолять их, чтобы они пришли и упросили старца помолиться и загасить пламя. Те пришли и бросились к ногам старца. “Да ведь он сам пожелал этого,” – сказал старец. Но те продолжали умолять его. Тогда он пошел и, встав между горевшим и негоревшим полем, вознес молитву. Огонь тотчас угас, и нива уцелела. Все удивились и воздали славу Богу.” (Луг духовный. С. 217).

493. Помолившись, авва Виссарион остановил солнце

См. также: Вера; Дерзновение; Праведник.

Однажды авва Виссарион пошел с учеником к некоему старцу. Когда они были еще далеко, солнце начало заходить. Старец, помолившись про себя, сказал вслух: “Господи! Молю Тебя, да встанет солнце, пока я приду к рабу Твоему.” Солнце остановилось и пребыло неподвижным, пока путники не достигли келии старца, к которому шли с целью получения душевной пользы. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 79. № 4).

494. Сотворив молитву, авва Виссарион пошел по реке, как посуху

См. также: Вера; Праведник.

В другое время нужно было авве Виссариону переправиться через реку Хризороя. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы посуху, и вышел на другой берег. В удивлении я (ученик старца. – Ред.) поклонился ему и спросил: “Что чувствовали твои ноги, когда ты шел по воде?” Старец отвечал: “Стопы мои чувствовали воду, а все остальное было сухо.” Таким образом не раз переправлялся он через великую реку Нил. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 79. № 3).

495. Авва Виссарион своей молитвой испросил у Бога в пустыне воды для ученика

См. также: Вера; Праведник.

“Вошел я (авва Дула. – Ред.) к авве Виссариону в келию и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней. После того призвал он меня и сказал: “Следуй за мной.” Мы вышли и пошли в пустыню. Почувствовав жажду, я сказал ему: “Авва, хочу пить!” Старец, взяв мою милоть, отошел на какое-то расстояние и, сотворив молитву, принес мне милоть, полную воды.” (Достопамятные сказания. С. 51. № 4).

496. Авва Виссарион помолился, и морская вода стала пресной

См. также: Вера; Дерзновение; Праведник.

Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал следующее: “Однажды мы шли по морскому берегу. Я почувствовал жажду и сказал авве Виссариону: “Отец! Меня очень томит жажда.” Старец, помолившись, сказал мне: “Напейся из моря.” Морская вода сделалась пресной, я ею утолил жажду и налил воды в сосуд на тот случай, если снова захочу пить. Старец, увидев это, сказал мне: “Для чего ты это сделал?” Я отвечал: “Прости меня, я сделал это из соображения, что мне опять захочется пить.” Старец сказал: “Как здесь – Бог, так и везде – Бог.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 78. № 2).

497. Авва Ксой простер руки к небу, и сразу же пошел дождь

См. также: Вера; Дерзновение; Праведник.

Кто-то из отцов поведал об авве Ксое Фивейском следующее: “Ходил он однажды на Синайскую гору. Возвращаясь оттуда, он встретился с братом, который, воздыхая, сказал ему: “Авва! Страждем от бездождия.” Старец отвечал: “Почему вы не молитесь и не просите Бога?” – “И молимся, и просим, но дождя нет.” – “Видно, вы молитесь неусердно, – отвечал на это старец, – хочешь ли увериться, что это так?” С этими словами он простер руки к небу, начал молиться, и дождь пошел немедленно. Брат, увидев это, пришел в величайшее удивление, пал ниц перед старцем, а тот поспешно удалился. О случившемся брат рассказал всем. Слышавшие прославили Бога.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 308. № 2).

498. Старец-эфиоп во время засухи низвел своей молитвой проливной дождь

См. также: Милосердие; Подвиг; Праведник; Труд.

Случилось великое бездождие, и епископ молил Бога, чтобы послал дождь. И пришел к нему голос: “Пойди с утра к таким-то воротам и первого входящего останови, он помолится – и будет дождь.” Так он и сделал. Выйдя со своим клиром, сел. Входит, наконец, старец-эфиоп, неся вязанку дров, чтобы продать в городе. Епископ остановил его и стал просить: “Помолись, авва, чтобы пошел дождь.” Старец же не хотел, но, понуждаемый, помолился. Потоком полил с неба дождь, и если бы не помолились опять, то и не перестал бы. И епископ попросил старца: “Окажи любовь, авва, и доставь нам пользу, расскажи о своей жизни, чтобы и мы были ревностны.” И сказал старец: “Прости мне, господин. Вот, как видишь, я выхожу, нарублю дров для себя, такую небольшую вязанку, возвращаюсь в селение и продаю ее. Более двух хлебцев не оставляю себе, остальное же отдаю бедным. Сплю при церкви, опять выхожу за город и делаю также. Если же бывает зима, день или два остаюсь голоден, пока не настанет опять хорошая погода, чтобы можно было рубить дрова.” И все, получив великую пользу от делания старца, возвратились, прославляя Бога. (Древний патерик. 1874. С. 462).

499. Отшельник, сотворив молитву, превратил морскую воду в пресную

См. также: Вера; Праведник.

В местности близ святого Иордана жил отшельник, по имени Феодор. Ему необходимо было отправиться в Константинополь, и он сел на корабль. Плавание по морю затянулось, и пресной воды стало не хватать. Матросы и пассажиры пришли в большое уныние и отчаяние. Тогда отшельник простер руки к небу, к Богу, избавляющему от смерти души наши. Сотворив молитву и осенив море крестным знамением, он сказал матросам: “Благословен Господь! Почерпните воды, сколько нужно!” Они наполнили все сосуды пресной водой из моря, и все прославили Бога. (Луг духовный. С. 204).

500. Во время полного оскудения воды на корабле, после четырехдневной молитвы хозяина корабля, пошел дождь и умирающие от жажды были спасены

См. также: Вера; Помощь Божия; Праведник; Чудо.

Отшельник авва Григорий рассказывал нам: “Уезжая из Византии, я сел на корабль. Вместе со мной на том же корабле отплыл на богомолье во Святой Город один писец с женой. Хозяин корабля был человеком богобоязненным и постником. Во время плавания слуги писца тратили воду не жалея. Воды не хватило, и настала для всех нас большая беда. Жалкое это было зрелище! Женщины, дети, младенцы изнемогали от жажды и лежали, как мертвые. В таком бедствии мы пробыли три дня. Надежда на спасение исчезла. Тогда писец, не вынеся горя, извлек меч и порывался умертвить хозяина корабля и матросов. “Это они – виновники нашей гибели, так как не запаслись в достаточном количестве водой,” – говорил он. Я начал его уговаривать: “Не делай этого. Будем лучше молиться Господу нашему Иисусу Христу, Истинному Богу, творящему великая и дивная, им же несть числа. Ты посмотри, и сам хозяин корабля уже третий день постится и молится.” Писец пришел в себя и успокоился. На четвертый день, около шести часов, хозяин вдруг встал и закричал громким голосом: “Слава Тебе, Христе Боже наш!” Так что мы вздрогнули от его крика. “Растяните кожи!” – сказал он. Лишь только разложили кожи, внезапно появилось облако над кораблем и пошел проливной дождь. При этом, что особенно поразительно, корабль шел по ветру, облако следовало за ним, и дождь падал только на корабль.” (Луг духовный. С. 205).

501. Демоны не могли приближаться к пещере аввы Софрония

См. также: Праведник.

Так говорил авва Софроний: “Я молил Господа, чтобы демоны не приближались к моей пещере. И я видел, что они на три стадии подходили к пещере, но не могли приблизиться.” (Луг духовный. С. 189).

502. Преподобный Кирилл вернул к жизни инока, которого не успели причастить

См. также: Праведник; Причастие.

В обитель к преподобному Кириллу Белоезерскому принесли человека, одержимого тяжкой болезнью, который только просил, чтобы его постригли перед смертью. Преподобный облек его в иноческий образ с именем Далмата. Через несколько дней он стал кончаться и просил приобщения Святых Тайн, но священник замедлил с совершением литургии, и когда принес Святые Дары в келию, болящий уже скончался. Смущенный иерей поспешил сказать о том преподобному, и святой Кирилл весьма огорчился. Он сейчас же затворил оконце своей келии и встал на молитву. Немного спустя пришел келейник, служивший Далмату, и, постучав в оконце, сказал блаженному, что Далмат жив еще и просит его причастить. Немедленно послал Кирилл за священником, чтобы приобщить брата, и хотя тот был уверен, что Далмат уже умер, однако же пошел. Сколь велико было его удивление, когда увидел Далмата, сидящего на постели! Как только он приобщился Святых Тайн, стал прощаться со всей братией и тихо отошел ко Господу. (Троицкий патерик. С. 306).

503. Схииеромонах Иисус навел сон на разбойников

См. также: Вор; Праведник.

К старцу-схииеромонаху Иисусу однажды ночью пришли разбойники с намерением обокрасть его, не зная, что у него нечего брать. Притаившись в укромном месте келии, они ждали, чтобы старец ушел в церковь к утреннему богослужению. Старец еще не спал, а стоял на обычном правиле и слышал их приход, или, лучше сказать, прозрел их намерение. Тогда в своей молитве к Богу он присовокупил: “Боже, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу.” Молитва была услышана, и незваные посетители спали в келии старца беспрерывно пять дней и пять ночей, пока сам старец, придя с братией, не разбудил их словами: “Доколе стережете напрасно? Пойдите в дома свои.” Пробудившись, они встали, но идти не могли, потому что немало времени пробыли без пищи. Старец накормил их и отпустил. (Соловецкий патерик. С. 127).

504. Воры, пришедшие в огород старца, два дня простояли неподвижно; разрешенные по его молитве, они год трудились на пользу обители

См. также: Вор; Праведник.

В другое время воры пришли в огород к голгофскому старцу-иеросхимонаху Иисусу. Наполнив свои корзины овощами, они возложили их на себя с намерением унести, но не могли и с места сойти; так и простояли два дня и две ночи неподвижно под тяжелым бременем. Потом начали кричать: “Отче святой, отпусти нас.” На голос пришли некоторые из братии, но не могли сдвинуть их с места. На вопрос иноков: “Когда же вы сюда пришли?” – они отвечали: “Два дня и две ночи стоим здесь.” – “Мы все это время приходили сюда, почему же не видели вас?” – “Да и мы, если бы видели вас, давно уже со слезами просили бы прощения у вашего старца.” Пришел и сам старец и сказал ворам: “Вы всю жизнь, пребывая в праздности, крадете чужие труды, поэтому стойте здесь в праздности все годы вашей жизни.” Со слезами воры умоляли отпустить их, обещая впредь не делать ничего подобного. Старец сказал: “Если хотите трудиться и от трудов своих других питать, то отпущу.” Они с клятвой дали обещание исполнить его волю. Тогда он сказал: “Благословен Бог, укрепляющий вас! Потрудитесь год в этой обители на братию.” После этого разрешил их от невидимых уз своей молитвой, и они, действительно, трудились год в скиту. (Соловецкий патерик. С. 128).

505. Спасение Устюга от страшной грозы и каменного града по молитвам праведного Прокопия Устюжского

См. также: Бедствие стихийное; Гнев Божий; Праведник; Предсказание.

В Житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, среди прочего пишется следующее: “Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом было открыто, и он, придя в церковь, поведал об этом народу и причту и говорил так: “Покайтесь, братья, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града.” Люди не поверили ему и рассуждали: “Человек этот юродивый и разумно никогда не говорит, зачем его слушать?” Святой же не переставал увещевать их: “Бдите, братие, и молитесь, да не впадете в напасть!” – восклицал он. На третий день, выйдя из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его. Тогда он, придя на свое обычное место – паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со слезами умолять Бога за город и за людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: “Что же это такое?” И вот с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля заколебалась и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ вспомнил слова Прокопия о грозящей гибели городу, и тотчас все бросились в соборную церковь Пресвятой Богородицы и со слезами стали просить Господа о помиловании. Вместе с народом пришел и блаженный и, упав перед иконой Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана. Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло Миро, ветер тотчас переменился, тучи отошли к необитаемым местам, и там, над лесом, выпал такой необычайный град, что был подобен камню, и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. Из людей же никто не пострадал, и даже домашний скот остался невредимым.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 811).

506. Мысленно помолившись, подвижник Глинской пустыни схимонах Архипп чудесно осветил ночью опасный участок дороги

См. также: Праведник.

Самым главным доказательством силы молитв глинского отца Архиппа и его святости надобно считать чудесное освещение дороги в 1882 или 1883 году. Однажды, возвращаясь в обитель, отец Архипп и отец Н. очень задержались. Ночь была темная, дорога проходила по краю глубокого оврага. Кучер предлагал сойти, и священник соглашался, но отец Архипп не хотел, он сказал: “Молись Богу, на Него надейся, нас сохранят Ангелы Его.” С этими словами старец склонил голову на правую сторону и мысленно стал молиться. Отцу Н. страшно было ехать в полном мраке при ежеминутной опасности сорваться в пропасть, он мысленно осуждал отца Архиппа и все хотел сойти. Прозревая его мысли, старец сказал: “Сиди, я отвечаю, веруй, Господь не попустит,” – взял отца Н, за руку и держал. “Не придется отвечать: когда ринемся головой вниз, не соберешь и костей,” – размышлял отец Н., но покорился. Вдруг появился какой-то луч и осветил лошадей, повозку и овраг, а все окружающее пространство оставалось по-прежнему во мраке. Отец Н. указал кучеру на чудесное освещение, тот молча кивнул головой, чтобы не прерывать молитвы старца, глаза которого были закрыты. Но как только миновала опасность, отец Архипп открыл глаза, перекрестился и громко прославил Бога, а кучер сказал: “Проехали, батюшка!” С окончанием молитвы старца луч света исчез и воцарилась прежняя непроглядная тьма. Луны вообще не было видно всю дорогу до Глинской пустыни. Это еще более убедило спутников богобоязненного старца в чудесном освещении им дороги по святым молитвам отца Архиппа. (Глинский патерик. С. 301).

507. Глинский старец Феодот во время молитвы был окружен небесным светом

См. также: Благодать; Праведник.

Глинский подвижник старец Макарий, исполнявший в то время должность благочинного, выйдя однажды во время утреннего богослужения из церкви, внезапно увидел над братской кухней столп света. Будучи сам просвещен Духом Божиим и поняв, откуда такое явление, он поспешил тихо пройти в кухонный коридор и приблизился к двери (в ней была щель, образовавшаяся от трения старинной щеколды). Наклонясь к щели, старец Макарий начал всматриваться. Он увидел старца Феодота, стоящего на коленях перед иконой Спасителя с воздетыми вверх руками, и из уст его выходил сноп видимого света, который, простираясь к иконе, разливался и освещал то место стены, где стояла икона. Увидя это, старец Макарий был поражен чудным зрелищем и в страхе отступил назад. С чувством великого благоговения рассказывал он впоследствии о виденном единомысленным собратиям. По примеру старца Макария и другие благоговейные из братии Глинской пустыни удостоились видеть старца Феодота в различных чудесных стояниях. Некоторые видели его во время молитвы освещенным неземным светом. (Глинский патерик. С. 207).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle