Источник

Самоубийство

См. также: Любовь к ближним. № 388; Милосердие. № 436; Отчаяние. № 693.

978. Спасение святым Макарием женщины, хотевшей утопиться

См. также: Благочестие.

Житель города Унжи, подверженный пьянству, часто, будучи нетрезвым, жестоко бил свою жену Елену, которая не в силах более переносить его жестокости решилась было утопиться в колодце. Но поскольку она была благочестива и имела особенную веру к угоднику Божию Макарию, поставляя всегда в день его памяти трапезу для нищих, то преподобный и не дал ей погубить свою душу. Когда она подошла к колодцу, то внезапно увидела тут же старца-инока и в ужасе отступила. Он сказал ей: “Отойди от колодца и не дерзай исполнить своего злого умысла, чтобы не постигли тебя горькие муки в Вечной Жизни. Я – Макарий Желтоводский, пришедший избавить тебя от потопления и вечной смерти.” Смятенная бросилась к ногам старца, но, когда поднялась с земли, уже не видела его и с миром возвратилась в свой дом. Опомнился и ее муж и оставил нетрезвую жизнь. (Троицкий патерик. С. 353).

979. Подполковник В. Милонов трижды слышал голос, настоятельно призывавший его к самоубийству; когда же офицер перекрестился, голос перестал тревожить его

См. также: Крестное знамение; Мать; Неверие; Родители.

Жизнь послушника Василия Милонова, в миру отставного полковника гвардейской артиллерии, замечательна обращением его из неверующего в верующего и кающегося. По его собственному признанию, в молодости он был вполне неверующий человек и, служа в гвардии в Петербурге, отличался в кругу товарищей разнузданностью нрава. Все святое ему было нипочем: он кощунствовал над святыней, смеялся над всяким выражением христианского благочестия, отрицал саму веру в Бога и вечную будущность человека. Мать его – старушка, женщина глубоко верующая и благочестивая, просила его остепениться, но напрасно. Сын ее продолжал кутить и развратничать, а она молилась за него усердно Богу, и Господь, хотящий всем спастись, внял ее мольбам. Однажды, после попойки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: “Милонов, возьми пистолет и застрелись.” Это его очень изумило: он думал, что кто-то над ним шутит. Осмотрел комнату, никого не нашел и решил, что это игра воображения. Но голос снова ясно послышался из прежнего места и на этот раз весьма настоятельно требовал взять пистолет и застрелиться. Встревоженный, он крикнул денщика и рассказал ему, что слышал уже несколько раз неведомый ему голос из-за печки, призывающий взять пистолет и застрелиться. Денщик – верующий человек – сказал, что это – явно бесовское наваждение. Он посоветовал барину перекреститься и помолиться Богу. Милонов, давно не крестившийся и не молившийся, выбранил денщика за такое предложение, посмеялся над его суеверием и больше не хотел его слушать. Но денщик умолял последовать его совету: когда послышится голос, осенить себя крестным знамением. “Тогда увидите, что и Бог и бес существуют, голос сейчас же прекратится, ибо ясно, что он бесовского происхождения и хочет склонить вас к самоубийству, чтобы погубить вашу душу.” Отпустив денщика и несколько успокоившись, Милонов опять услышал прежний голос из-за печки и решился перекреститься. Голос мгновенно умолк. Это поразило его. Он стал задумываться, вспоминать свою прежнюю жизнь. Невольный ужас напал на него, и он решился навсегда расстаться с прежними привычками и остальные дни свои посвятить покаянию в грехах. Нимало не медля, подал он в отставку и, надев простой овчинный тулуп, пешком пошел в Киев с намерением поступить для покаяния в Киево-Печерскую Лавру. Лаврское начальство затруднилось его принять и заставило лично явиться к митрополиту. Тот очень удивился, видя перед собой полковника в нищенской одежде. Но когда Милонов откровенно рассказал ему свою жизнь, он не советовал оставаться в Лавре, как обители городской и шумной, а велел отправиться в пустынную Глинскую обитель к старцу-игумену Филарету и под его опытным руководством подвизаться для спасения своей души. Милонов так и сделал, пришел в Глинскую пустынь, открылся игумену Филарету и был принят в число братии. (Глинский патерик. С. 227).

980. Спасение святителем Николаем человека от самоубийства

См. также: Видение; Отчаяние; Помощь Божия; Святой; Явление святого.

Один прихожанин рассказал московскому протоиерею И.Г. Виноградову следующее: “Когда я был еще молодым, то ездил от хозяина по фабрикам с обозом и продавал пряжу на большие суммы денег. Однажды, проверяя себя после продажи сырья, я не мог найти ни в пряже, ни в деньгах десяти тысяч рублей. Проверял несколько раз, а все не досчитывался. Смущению моему не было предела. Меня убивала мысль, как я скажу хозяину о недостаче, разве он мне поверит? Сочтет меня вором и если не отдаст под суд, то, по меньшей мере, выгонит меня, как вора. Я буду навсегда заклеймен этим позорным именем, а жену и родившегося у меня сына будут называть “жена вора,” “сын вора.” Все это рисовалось в моем воображении, и я в отчаянии замыслил погубить себя следующим образом. На пути к фабрике, куда ехал с пряжей, мне предстояло переезжать большую реку по мосту. За рекой виднелся мужской Никольский монастырь. Я решил сесть на последнюю подводу и, когда стану переезжать реку, спрыгнуть с воза, броситься под мост и утопиться никем не замеченным. Обоз мой уже приближался к реке. Волнению моему не было предела от невыносимой смертельной тоски и ужаса предстоявшей смерти. В момент таких душевных страданий вдруг со мной свершилось что-то непонятное. Я впал в бессознательное состояние и ясно увидел перед собой в полном святительском облачении Святителя Николая. Он, как попечительный отец, с чувством христианской любви, сказал мне: “Раб Бога Всевышнего Василий! Призови в помощь имя Христа Бога. Осени себя крестным знамением и не губи себя отчаянием, да не будешь вечным рабом диавола на погибель свою. Пряжу на десять тысяч рублей на такой-то фабрике ты отпустил в долг и по действию диавольскому забыл записать.” И когда я пришел в себя после благодатных слов Николая Чудотворца, воз, на котором я лежал, уже стоял напротив святых ворот монастыря, и над ними я увидел изображенного в полный рост Святителя Николая, точно такого же, как только что предстал мне в забытьи. Радости моей не было предела. В душе теплилась неописуемая благодарность к Святителю Христову Николаю за его беспредельную милость ко мне, грешному. Его благодеяния я не забуду до самого предсмертного вздоха.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 74).

981. Спасение Святителем Николаем юноши, предавшегося пороку пьянства и хотевшего окончить жизнь самоубийством

См. также: Видение; Вино; Мать; Помощь Божия; Явление святого.

Своего младшего сына Ивана Ивановича Анна Семеновна устроила в один магазин приказчиком. Перед поступлением сына на работу она сняла с божницы маленькую икону Святителя Христова Николая и, благословляя его, с рыданием сказала: “Тебе, Святитель Божий, отче Николае, поручаю сына своего; сохрани и соблюди его на всех путях его жизни от поспешения диавольского и наставь его на путь спасения.” После того Иван Иванович начал работу в магазине. Первое время он выполнял ее успешно. Но, к сожалению, у него вскоре открылась отцовская слабость к вину. Он запил, потерял место в магазине и в отчаянии решил утопиться. “Мысль о самоубийстве, – рассказывал он впоследствии, – терзала мою душу, понуждая меня безотлагательно совершить задуманное. Накануне того дня, когда я решил утопиться, вижу ночью во сне перед собой Святителя Божия Николая в полном облачении. Сияя небесным светом, он, обращаясь ко мне, строго сказал: “Несчастный, что ты задумал по своему безумию губить себя и быть вечным рабом диавола. Призови в помощь Бога, покайся, не забывай молитвы и любви к своей матери. Иди в Благовещенский собор. Там, при входе в храм, на правой колонне увидишь икону Николая Мирликийского. Поставь ему на последние, имеющиеся у тебя две копейки свечку, а дальнейшую свою жизнь предай воле Божией.” В это мгновение я проснулся и немедленно пошел в Благовещенский собор. Войдя в него, на правой колонне я, действительно, увидел икону Святителя Николая. Когда пристально взглянул на нее, то поражен был сходством иконного изображения и явившегося мне во сне Святителя Божия. Я поставил перед иконой свечу за две копейки и всю утреню и обедню проплакал какими-то теплыми, благодарными слезами к Святителю Николаю, спасшему мою жизнь. Кончилась литургия, выхожу из собора и не знаю, куда мне идти. На паперти чувствую, что кто-то идущий сзади тихо ударяет меня по плечу. Я оглянулся и вижу одного знакомого человека. Я ему когда-то имел счастье сделать доброе дело. Он с видимой радостью говорит мне: “Иван Иванович! Ты мне очень нужен. У меня для тебя есть хорошее место. Пойдем сейчас ко мне, а потом я сведу тебя к твоему будущему хозяину.” Я говорю ему: “Послушай, как ты можешь представлять хозяину в таком ужасном костюме. Он отвернется от меня.” – “Относительно этого не беспокойся. Все, начиная с белья, я дам тебе свое.” У него на квартире я переоделся, и мы с ним пошли смотреть новое место работы. Я был принят на службу с хорошим окладом и квартирой. Так благодаря предстательству и отеческой помощи Святителя Христова Николая и за молитвы дорогой моей матери я устроился чудесным образом.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 128).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle