игумен Марк (Лозинский)

Слово Божие

См. также: Библия. № 33; Писание Священное. №№ 706–709; Учительство. № 1172.

1018. Наставление старца своему духовному сыну о чтении слова Божия

Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: “Отче! Я брошу читать слово Божие.” – “Что так?” – спросил старец. “Да не понимаю написанного,” – отвечал инок. “Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь или от отцов и учителей Церкви узнаешь или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 113).

1019. Слово Божие отверзает сердце к принятию страха Божия

См. также: Нечувствие; Страх Божий; Чудо.

Поведал авва Иоанн: “Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о “нечувствии” сердца. Старец не знал по-гречески, а переводчика в то время не оказалось. Видя нашу печаль, старец внезапно начал говорить на греческом языке. Вода по своему свойству мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию страха Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 328. № 19).

1020. Старец на примере постепенно вымываемого сосуда объяснил ученику пользу от слышания слова Божия

См. также: Рассудительность; Старец.

Некий брат сказал старцу: “Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню.” У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место.” Сделал это брат один раз по повелению старца и в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда.” Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл.” На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. № 63).

1021. Услыхав в храме призыв слова Божия к покаянию, скоморох Вавила оставил беззаконную жизнь, постригся и затворился в келии

См. также: Покаяние.

В городе Тарсе Киликийском жил скоморох, по имени Вавила. Он имел беззаконное сожитие с двумя женами и по делам своим был сосудом диавола. Ему однажды пришлось быть в церкви, и когда он услышал чтение Евангелия, то слова “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 4:17) произвели необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться. Придя из церкви домой, он позвал обеих жен и сказал им: “Вы знаете, как я скверно жил с вами. Теперь я хочу загладить свои грехи, оставить мир и уйти в монахи. Вот и имение мое вам, возьмите его и разделите между собой поровну, а я пойду в монастырь.” Что же жены Вавилы? О, поистине, вера от слышания, а слышание от слова Божия! (Рим. 10:17). Они, как бы одними устами отвечая, сказали ему: “При беззаконной жизни ты не гнал нас, зачем же теперь гонишь? Или один спастись хочешь? Нет, как были мы тебе сообщниками в беззаконии, так сейчас хотим быть сообщниками и в спасении. Не отвергай же нас и сделай участницами твоих добрых дел.” После этого Вавила ушел, постригся в монахи и затворился в столпе. Жены же его, раздав все имение бедным, также постриглись и затворились в одной келии. И вот, говорит повествователь, бывший прежде скоморохом и великим грешником Вавила стал “муж умилен, полн страха Божия, смирен и кроток, многим на пользу быв, и, Богу угодив, в вечную преставился жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 500).

1022. Услышав в храме слово Божие, преподобный Никита оставил порочную жизнь, ушел в монастырь и за многие подвиги стяжал дар чудотворения

Преподобный отец наш Никита, память которого Святая Церковь совершает 24 мая, родился и был воспитан в городе Переяславле-Залесском. Смолоду он не отличался благочестием. Был суров, обидчив, производил мятежи, многие скорби наносил людям, привлекал к судам, грабил. И каков был сам, таких имел и друзей. Однажды во время вечерни он вошел в церковь. Там он услышал следующие слова Писания: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло” (Ис. 1:16), – и пр. Эти слова произвели такое действие на Никиту, что он пришел в ужас и, возвратившись домой, провел всю ночь без сна, все думая о том, что слышал. Утром он был все еще в ужасе, а потом, придя в себя, вздохнул от всего сердца и сказал: “Увы мне, много, много я согрешил!” И вышел из дома, молясь и плача. Затем он пришел в один из монастырей, пал в ноги игумену и сказал: “Спаси душу погибающую!” Игумен дал ему епитимию, и он три дня стоял у монастырских ворот, плача и исповедуя свои грехи всем входившим и выходившим. Потом он вошел совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться. За многие подвиги в обители он получил от Бога дар чудотворений. И многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 707).

1023. Два инока читали в гостинице Евангелие; грешница подошла к ним; услышанное ею так подействовало на нее, что она раскаялась в прежней жизни и поступила в монастырь

См. также: Грешница; Евангелие.

Два инока однажды пошли из пустыни в город Таре и на пути остановились на ночлег в гостинице. Тут встретили они одну жену, великую грешницу, и, увидя ее, в смущении сели. Затем один из них достал из дорожной сумки Евангелие и стал читать. Грешница, услышав чтение, подошла к читавшему, села возле него и стала внимательно слушать. Однако через некоторое время чтец оттолкнул ее от себя и с сердцем сказал: “Что может быть хуже этого, грешница бесстыдная, что ты не постыдилась прийти сюда и сесть близ нас?” Но с укором монах опоздал. Перед ним была уже, как покажет дальнейшее, не великая грешница, а женщина, искренно раскаявшаяся и всем сердцем обратившаяся ко Христу. И ее сделало такой не что иное, как, может быть, слушание ею со смирением и благоговением Божественного слова Христа Спасителя! И она на укор инока отвечала: “Не гнушайся меня, отче, ибо я хотя и великая грешница, но верую, что и меня не отринет Владыка, Господь Бог всех, как не отринул Он и пришедшую к Нему блудницу.” – “Да ведь та-то от Христа не возвратилась на грех,” – сказал монах. “И я не возвращусь на грех, – отвечала жена, – а вы меня на покаяние наставьте.” Тогда иноки сказали: “Наставим, если будешь нас слушать.” После этого женщина бросила все и пошла за старцами. Они же привели ее в женский монастырь и там постригли в иноческий образ. И затем, заключает сказание, женщина пребыла в покаянии до старости и многий разум стяжала. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 49).


Вам может быть интересно:

1. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Сомнения схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Огласительные поучения и завещание – Поучение 83 преподобный Феодор Студит

3. Душеполезные поучения – НАЧАЛЬСТВО преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 80. О единомыслии преподобный Антиох Палестинский

5. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 828. преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

6. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – V. Схолии проф. Попова к творениям блаж. Диадоха, их прототипы и источники. профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

7. Из Румелии – Акарнания. 25 июня 1865. Пятница. архимандрит Антонин (Капустин)

8. Индийские письма – Пандава, градоначальник Бенареса, пишет Раме Ямуне Сисодии святитель Николай Сербский

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VIII – Кальнофойский профессор Александр Павлович Лопухин

10. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Юность святитель Димитрий Ростовский

Комментарии для сайта Cackle