Источник

НАЧАЛО БУКВЫ Π

Глава 1-я – об играх позорищных

Ищи 1-ю главу буквы Q; в 15-й гл. буквы Μ 27-е (22-е) правило VII Собора и 7-ю гл. буквы Γ.

Глава 2-я – о клириках, ядущих в гостинице.

Ищи 7-ю главу буквы Κ.

Глава 3-я – об отречении епископов.

Ищи 28-ю главу буквы Ε.

Глава 4-я – о женах, избравших девство.

Ищи 15-ю главу буквы Μ.

Глава 5-я – о посте в пяток.

Ищи 4-ю главу буквы Ν.

Глава 6-я – о доверении

Доверение есть отдача кому-либо чего-нибудь на сохранение.

Если принявший на сохранение вещь погубит ее вследствие нападения разбойников, то не отвечает за потерю ее перед наследниками: ибо принимающий на сохранение преследуется только за коварство, нерадение и небрежность, если ясно не было обусловлено и другого чего-либо.

Глава 7-я – о Святой Пасхе

Предприняв, по мере своего разумения и сил, изложение различных предметов, которые исследует предлежащая Синтагма – чтобы не опустить ничего из посильного для нас – неужели оставим без внимания Святую Пасху, в которую совершилось самое главное в домостроительстве нашего спасения – чтобы не привести в ясность для неведущих определения относительно ее и их причины? И кто может упрекнуть нас за это? Итак, прежде нежели предложим церковные определения о Пасхе, мне кажется, нужно войти в некоторые предварительные рассуждения об этом предмете. При этом мы отнюдь не будем терять из виду Пасху ветхозаконную: ибо образы должны вести к разумению того, как осуществилась истина.

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март». В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа;336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

Посему ученейшие из иудеев, особенно те, которые жили в Иудее, каковы были Иосиф и Филон, мужи, в любомудрии достигшие совершенства, думали, что Пасху законную не должно совершать прежде равноденствия. Они говорили, что пасхальные жертвы337 заколать должно всем в одно время, после весеннего равноденствия, около половины первого месяца. Но невежествующие из евреев, живущие в рассеянии по вселенной, по неразумению считают первым месяцем тот, в который случается быть весеннему равноденствию, нисколько не заботясь о том, прежде или после его возсияет луна полным своим светом, ни о том, вполне ли вступило солнце в знак равноденствия или нет. Поэтому многие неосторожно совершали Пасху еще до равноденствия. О них-то, мне кажется, и определяет 7-е правило божественных апостолов, угрожая извержением из сана, если кто из принадлежащих к клиру будет праздновать святый день Пасхи вместе с иудеями, прежде весеннего равноденствия: именно, правило повелевает так наказывать не просто празднующего Пасху с иудеями, но прибавляет: «Празднующего с иудеями прежде весеннего равноденствия». Случается же, что во время пятого кругообращения луны, которому по необходимости соответствует основание 28-е (так обыкновенно называют излишнее число дней после 12 кругообращений луны), когда луна точно начинает делаться полною около 17-го числа марта, – иудеи совершенно безрассудно и опрометчиво в это время совершают праздник. Мы видим, что и ныне делают это иудеи, обитающие в наших городах. Но мы для своей собственной безопасности, оставляя иудеев, поступающих неблагочестно, переходим к следующему лунному месяцу, которого дни исчисляются в Апреле: в это время наша Пасха обыкновенно отдаляется от иудейской на большое расстояние дней. Так святые отцы весьма ясно и тщательно наблюдали законоположения божественных Апостолов, всего более заботясь поставить твердую преграду относительно того, чтобы, когда иудеи совершают Пасху после весеннего равноденствия, не праздновать вместе с ними. Это запрещает и первое правило Антиохийского собора, тщательно, как кажется, изъясняя смысл (указанного) Апостольского правила; потому что оно полагает два ограничения относительно Пасхи: а) не праздновать вместе с иудеями и б) ожидать весеннего равноденствия. За сими же по необходимости следуют два другие ограничения: в) совершать праздник в первое после равноденствия полнолуние, однако же г) и после равноденствия не вообще в какой бы то ни было день, но именно в первый после полнолуния день седмицы. Такие ограничительные определения соблюдаются твердо и доныне; но день воскресный после полнолуния у нас часто переносится на следующую седмицу по той причине, что мы каждый год прилагаем к Пасхе ветхозаветной два дня, и после них доходим до дня воскресного. И это случилось не по неведению и не по неискусству отцов, положивших о Пасхе такой закон, а причина сего переложения дней заключается в самом течении луны: так как годовое движение совершается в триста шестьдесят пять дней и почти с четвертью дня, как было сказано выше, средние же кругообращения луны в период 19-ти лет, исчисляемых с прибавлением в каждый четвертый год еще одного дня, восстановляются не в точности, а без 3-х лепт шестидесятых первых и без 37-ми шестидесятых вторых лепт одного дня: то, по сей причине, 304 года, однако же опять неполных, но без 57-ми лепт шестидесятых первых и без 52-х шестидесятых вторых дня, что уже весьма близко к целому дню, – совершается сказанное выше восстановление. Поэтому, при определении времени ветхозаветной Пасхи, справедливо прилагаются после полнолуния два дня; так как полнолуние не может в точности попадать на определенный отцами день, от того, что в 304 года теряется, как сказано, почти целый день. Таким образом, время, определенное для Пасхи, и движение светил произвели изъясненную выше несообразность. Впрочем, это нисколько не вредит благочестию, а еще и весьма ему способствует; потому что из сего еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою Пасхою и нашею; ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня. Посему-то конечно отцы перенесли и день Пасхи на воскресение: они почитали справедливым отвращаться от богоборного и безпразднственного праздника иудеев, и по возможности на дальнейшие расстояния отдаляться нашею Пасхою от их Пасхи. Это мы пространнее объясним впоследствии, где изложены будут и законы как равноденствия, так и полнолуний, в подробности. Там же покажем, в какие годы ясно открывается различие соединений.

Для чего Пасха бывает после равноденствия?

Но хорошо исследовать: для чего повелено нам совершать Пасху после весеннего равноденствия. Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, – ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновение: ибо хотя еще в четвертый день новосозданные светила осветили мир, однако им не было повелено поступить движением вперед, как это происходит ныне во вселенной. Солнце, вступив в первый равноденственный отдел Зодиака, стояло на первом градусе овна; а луна стала на диаметрально противоположной стороне, против осеннего равноденствия, в знаке весов, нисколько не забегая к солнцу, как обыкновенно она течет ныне, ибо иначе в ней не сохранилось бы полного сияния. Между тем Бог не хотел показать нам в начале ничего несовершенного во всем том, что Он сотворил; и луна, быв обращена к солнцу всею своею поверхностию, видимою нами, тогда была вполне освещена, хотя впоследствии, с различием движения своего, показывает нам различные виды своих освещений. Итак, оба светила, сияя полным светом и оставаясь в равном соотношении одно к другому, двигались таким образом со всею вселенною, и через то как бы ожидали конца сотворения всего сущего. В день шестой рукою Божиею созидается человек, в такое время, когда равноденствие еще оставалось в полной силе, и луна, стоя прямо против солнца, обилием своего блеска почти равнялась ему. И не прилично бы было ни первому человеку быть созданным прежде равноденствия, когда все еще покрыто было мраком, человеку, который по великому сродству со светом не без основания называется светом даже и от тех, кои отчуждены от света благочестия, ни светилам умалить приличествующую им красоту, на тот раз, когда они должны были сопровождать долженствовавшего быть царем твари; кроме сего, и самое время, которое отселе воспринимало свое начало, должно было начать дни и ночи, только лишь созданные, равенством, потому, что равенство по природе первее неравенства, как положение первее отрицания, бытие – лишения; и Бог сим научал, чтобы мы ставили закон равенства, на коем утверждены все добродетели, выше всякого излишества и неравенства. Когда же, после седьмого дня, светила, как бы выпущенные из затвора, начали свое течение то, по неравномерной скорости движения, тотчас и произошли уклонения. Но как Господь благоволительно предопределил исправить человека после грехопадения его: то прилично было совершить воссоздание его в то же самое время, когда он первоначально создан, т.е. во время равноденствия. И как после сего свет благочестия долженствовал возрастать, а тьма нечестия умаляться: то не без основания совершается спасительная Пасха после равноденствия, когда свет дня прибавляется, а мрак ночи убавляется. Однако же не всегда бывает Пасха в тот самый день, когда совершил спасение наше Господь; потому что для сего надлежит сойтись многому воедино, а именно: не только полнолуние, которое обычно бывает в 14-й день луны, должно сойтись с равноденствием, но требуется, чтобы этот день был 6-й в неделе, и 23-е число марта, когда был создан первый Адам, и когда сей же Адам был воссоздан от второго Адама. Но это редко может совпасть. Также и високосные месяцы, вводимые для уравнения времени, производят неравенство относительно времени Пасхи. Для времени спасительного страдания Господня нам преимущественно нужно, как мы сказали, чтобы 14-й день луны был после равноденствия: ибо если полнолуние хотя немного не достигнет означенного дня, то закон церковный повелевает совсем оставить такой месяц и переходить к 14-му дню луны следующего месяца, и, кроме сего, совершать Пасху в воскресный день, и еще – не праздновать вместе с иудеями. Поэтому, если случится и иудейская Пасха в воскресный день, мы свою перенесем на следующее воскресенье, дабы она была чиста и свободна от празднования иудейского. Итак, по этим причинам неравенства времени относительно дня Пасхи, мы наибольшею частию не попадаем на точный день Господней Пасхи. Господь претерпел спасительное страдание по наступлении 5539-го года от сотворения мира.338 когда солнце проходило 23-й круг, а луна 10-й. Иудеи в тот год имели Пасху в последний день седмицы, как говорят Евангелисты, называя этот день великим днем субботы (Иоан. 19, 31), что было 24-го марта; в следующий день (воскресный), который особенно отделяется для солнца и падает на 25-е число марта, вечное Солнце правды возсияло от гроба. Итак, как иудейская Пасха совершается, как мы сказали, в 14-й день луны после равноденствия, что обыкновенно простирается от 21-го марта до 18-го апреля включительно, наша же Пасха полагается в следующее за тем воскресенье, а правитель дней и седмиц есть солнце: то, исчисляя и сводя круги того и другого светила, потребный для нас день отыскиваем весьма удобно. Для луны положено 19 кругов, а для солнца 28. Лунные круги, по закону природы, начинаются с января так же, как и основание луны; круги же солнца начинаются с началом месяца октября. Небесполезно, думаю, исследовать причины такого порядка.

Почему кругов луны считается 19?

Круги луны восходят до 19-ти. Лунный месяц круглым числом считается в 29 дней с половиною. 12 лунных месяцев в год составляют 354 дня. Поэтому, против солнечного года, состоящего из 365 дней с четвертью, в лунном не достает в год 11-ти дней и одной четверти дня. Девятнадцать раз обратившийся солнечный год делает 69939 дней и три четверти дня, лунных же месяцев в 19 лет будет 228, которые составят 6726 дней. Но к сему должно приложить излишние дни каждого солнечного года против лунного, т.е. 11 дней с четвертью, которые в 19 лет делают еще 7 месяцев лунных, составляющих 206 дней с половиною. Однако же и засим от солнечных лет остается еще 7 дней с четвертью: эти дни включаются сами собою в целое 19-летие, как будет показано. По вычислению Птоломея,339 лунный месяц состоит не из 29-ти дней и 30-ти первых лепт только, или половины дня, но еще из одной лепты, и половины, и трети, т.е. из одной лепты первой и 50-ти вторых,340 и это доказывается посредством вычислений времени от ущерба до ущерба целых месяцев. Эти же, говорю, одна лепта, половина и треть, в сказанных выше 235 кругообращениях луны, быв сложены вместе, делают 430 первых лепт и 50 вторых, а все они, разделенные по порядку, дают: а) 420 лепт дают 7 дней; б) остальные же 10 лепт первых и 50 вторых не делают 14 дня, потому что к сему не достает четырех первых лепт и 10-ти вторых. Но так и быть должно: потому что, как доказал Птоломей, в каждом 19-летии не достает 3 лепт первых и 37 вторых. Но так как и после сего для составления полной четверти дня еще не достает одной лепты первой и 27-ми вторых, то и это не без причины: потому что полный годичный солнечный круг довершает не полная четверть дня, а без трехсотой части дня, как мы сказали в другом месте. Итак, лунный круг по необходимости дознается только в 19 годах; потому что только в 19 годах излишнее в каждом годе от 12 лунных кругообращений возводится в полные и точные периоды, и все вышепоказанные 235 лун этот же круг делает совершенно полным, без всякого недостатка и без убытка. А это и есть цель сего круга. Продолжение этого времени называют периодическим, потому что оно сводит разности движений обоих светил к одному первоначальному исходному началу.

Почему кругов солнечных двадцать восемь?

Течение солнца возвращается к прежнему пункту через 28 кругов по следующему порядку: 365 дней с четвертью, составляющие солнечный год, дают 52 седмицы и 1 день, а в четвертый год и еще 1 день. Посему, желая по движению солнца найти день недели, мы в каждом круге солнца прибавляем 1 день, а в четвертый год как високосный, и еще день, и таким образом в данном годе находим искомый день. Излишние эти дни года не могут составить полных седмиц, так, чтобы с окончанием года оканчивалась и седмица, никогда, а токмо в 28 круге солнца; потому что 28 дней составляют четыре седмицы, и 28 четвертей дня составляют седмицу; а это случается только в 28-м круге солнца, или в дважды 28-м, или в трижды 28-м и так далее. Если захотим простирать исчисление далее 19 кругов лунных или 28 кругов солнечных, то искомое находиться будет в тех дальнейших кругах, таким же образом, как находится в круге первом, втором, третьем и так далее.

Почему круги луны и основания начинаются с января?

Круг луны и основание начинаем считать с января месяца таким образом: солнце и луна зиждительным словом приведены в бытие в четвертый день; в 15-й же день марта (лунного) они в первый раз воссияли, и луна показалась тотчас 15 дневною и совершенною (Бог не хотел вначале создать ничего несовершенным), так что после захождения солнца, с утра восшедшего и данный ему во власть целый день осветившего, и луна облистала целую подчиненную ей ночь. С 15-го же марта по декабрь включительно считается 9 12 месяцев солнечных, которые имеют не одинаковое число дней; но и лунных месяцев, которые всегда бывают в 29 12 дней, в это время столько же, и даже со включением 11 дней излишних; потому что январь и февраль, взятые вместе, составляют ровно два лунных месяца. Итак, как к 1 числу января ясно обнаруживается излишнее 11-дневное число, равно и полный круг луны оканчивается совершенно, то и необходимо с января начинается круг ее и счет излишних дней, которые и составляют и называются основание – дней для следующего круга ее.

Почему круги солнца начинаются с октября?

Говорим, что периоды кругов солнечных начинаются с октября, по следующей причине: от 15 марта, когда впервые воссияло солнце, до октября дни месяцев идут переменно и несогласно с днями седмицы; в 1 же число октября оказывается и тот самый первый день седмицы, с которого начинаем исчисление первого месяца. Ибо ни в какой другой месяц, кроме октября, не совпадает 1 число месяца с первым днем седмицы первого солнечного периода. Итак, начиная отсюда счет и из каждого месяца опуская 28 дней, составляющих полные седмицы, мы берем в счет только остающиеся за теми дни, до тех пор, как придем к тому дню, который отыскиваем. А что действительно так случилось в первый от создания круг солнца, это можно легко вычислить: от 15 марта, когда получило бытие солнце, до сентября включительно, вместе с 3-мя днями мира, бывшими прежде солнца, считается 203 дня. Дни эти составляют 29 седмиц, потому что 29, умноженные на 7, дают 203. Следовательно 1 число октября было (в) первый день седмицы.

Как находить круг луны?

Когда хочешь найти круг луны, то возьми на счет данный год. Пусть, например, дан будет настоящий 6843 год. Как число 19, составляющее счет круга луны, соизмеримо с 190 и 1900: то из числа 6843 исключи сперва трижды 1900; останется 1103; отняв из сих шесть раз 190, будешь иметь в остатке 3, каковое число и есть круг луны. А если хочешь, можешь взять меньший счет годов, т.е. 43. Приложи к ним 17, оставшихся от тысяч и сотен, что составит 60; раздели это на 19; остаток 3 покажет ясно круг луны.

Как находить основание луны?

Основание луны будешь иметь точное, если данный круг луны умножишь на 11, и, прибавив к сему еще 3 дня, всю сумму разделишь на 30; оставшееся после разделения число дает тебе основание. Три дня прилагаются потому, что в 19 лет, как сказано выше, не восстанавливаются кругообращения луны с точностию, но без 3-х шестидесятых первых частей дня и без 37 шестидесятых вторых, так что в 394 года круг луны уменьшается почти на 1 день. До 5929 года мира (421 по Р. Хр.) не прибавлялось ни одного дня (при умножении данного круга луны на 11); но с сего времени, в 6233 (в 725 г. по Р. Хр.) году прибавлен 1 день, в 6537 (в 1029 по Р. Хр.) году 2 дня, в 6841 (в 1333 по Р. Хр.) году 3 дня. Затем далее, в показанное выше пространство времени (в 304 года) прибавлено будет 4 дня. Впрочем, и в настоящее время к 17, 18 и 19 кругам луны надлежит по умножению на 11 прибавлять 4 дня. Это видно будет из следующего вычисления: к 29 12 дням лунного месяца, по исчислению Властаря, надобно прибавлять 1 лепту № 1-го и 50 лепт № 2-го. Поэтому будет:

Круги луны Лепты придаточные

 №1№2

1150

2340

3530

4720

5910

611–

71250

81440

91630

101820

112010

1222–

132350

142540

152730

162920

173110

1833–

193450

См. Прав. Собес. 1859 г. кн. 2, стр. 291. Примечание. Сим способом можешь найти число дней основания для данного круга луны.

Как находить круг солнца?

Равным образом находим и круг солнца: возьми, например, текущий 6843 год. Так как число 28 соизмеримо с числами 280 и 2800, то исключи из 6843 сперва дважды 2800; останется 1243. Отними и из сего числа четырежды 28; останется 11; это число и есть круг солнца.

Иначе:

Возьми меньшие числа настоящего столетия, т.е. 43; приложи к ним 24, оставшиеся от тысячелетий и столетий (от 6800 лет), и, сложив с предыдущим числом, т.е. с 43, что составит 67, раздели это число на 28; оставшееся число 11 и есть круг солнца.

Ещё иначе:

Но не пренебрегай и другого способа, которым весьма легко можешь найти искомый круг и соотношения обоих светил: 19 кругов луны и 28 кругов солнца, умноженные одни на другие, дают число 532. Число это называется αlfa потому что в буквах сего слова, переведенных на числа, заключается то же число, т.е. 532341 В этом числе вполне заключаются все 19-ть кругов луны и все 28-м кругов солнца, во всех их соотношениях. Это пространство времени названо периодическим, потому что оно восстановляет неравномерные течения обоих светил к одному началу. Итак, раздели годы от сотворения мира на 532; именно: 12-ть, умноженные на 500, дают 6000; умноженные на 30, дают 360; умноженные на 2, дают 24; все это, сложное вместе, дает 6384. К настоящему 6845-му году здесь не достает 461. Теперь, если хочешь найти круги луны, то раздели 461 на 19, – так: 20, умноженные на 10, дают 200; 20 на 9 – дают 180; 4, умноженные на 10, дают 40; 4 на 9, дают 36-ть; все это, сложное вместе, делает 456-ть; недостающие за тем 5-ть и составляют круг луны. Круг же солнца найдешь так: 10 раз 20-ть –200; 10 раз 8 – 80; еще 6 раз 20 – 120; 6 раз 8 – 48; а все это вместе – 448. Недостающие затем 13 показывают круг солнца.

Как находить индикт?

Поступай так же и по отношению к индикту: дели годы мира на 15; или же возьми последние меньшие числа года, прибавь к ним 5 и опять дели на 15. Хотя римляне ввели этот счет по подражанию эллинам для расписки налогов, по той причине, что в столько лет явно изменяется возраст людей: то они не знали, что сим споспешествуют истине и согласуются с временами от создания мира, описанными Моисеем.

Как находить день иудейской Пасхи?

Отыскивая день иудейской Пасхи, умножь текущий круг луны на 11; прибавь к сему 6 дней (которые составляются: а) из показанных выше лепт – одной, половины и трети, которые имеет, как показано выше, лунный месяц сверх 29 дней с половиною, и которые составляют 3 дня; б) из других 3-х дней, следующих в дополнение к 50); от 17-го же до 19-го круга луны прибавляй 7 дней, потому что в эти круги требуется большее число дней. Потом, сложив все вместе, раздели на 30, и остаток, который должен быть меньше 30, удержи. К этому остатку прибавь из марта месяца столько дней, чтобы составилось 50. Если же и все числа марта не наполнят 50, возьми из апреля; тогда число, дополняющее 50, покажет день иудейской Пасхи.

Иначе:

Если угодно, считай иначе: приложи к найденному 1 января основанию луны 3 эпакты (от 17-го до 19-го круга луны прилагай 4 эпакты). Если число будет более 30, исключи 30, к остальным же прилагай числа с 1-го марта, доколе наполнишь число 50. Если все числа марта не наполняют 50, возьми недостающее число из апреля, и тогда знай, что число, дополняющее 50, есть день иудейской Пасхи.

Иначе:

Если хочешь, считай и так: возьми найденное 1 января основание лунного месяца; приложи к нему из марта столько дней, чтобы вышло 47; если же не достает чисел марта, дополни из апреля (только от 17-го по 19-й круг луны считай 48 дней): число, дополняющее 47, покажет день иудейской Пасхи. Но если основание будет более 26 дней, то из марта возьми только один день, остальные же до 47 дополняй из апреля.

Должно знать и то, что полнолуние для Пасхи иудейской отыскивает только на пространстве 45 дней; потому что из сколького числа дней состоят полтора лунных месяца. Равным образом, и по сказанным выше двум способам вычисления, луна начинает убывать на пространстве не 50 дней, а 47 или 48. Неравенство же ее, как сказано, требует приложения еще двух или трех дней. Поэтому, последний способ отыскивания иудейской Пасхи дает 47 или 48 дней, а два первые – 50.

Как находить день христианской Пасхи?

Если тебе надобно узнать, в какой день седмицы приходится эта Пасха, чтобы, идя отсюда к воскресенью и заметив, какое это будет число месяца, узнать день Пасхи христианской, то возьми круг солнца, приложи к нему так называемые эпакты, т.е. один день лишний после каждых четырех лет, называемых високосом. Потом возьми 11 дней четырехмесячия, т.е. от октября по январь; от месяца, имеющего 30 дней (ноября), возьми 2 дня, а от имеющих 31 день (октября, декабря и января) возьми по три. (От февраля не бери, потому что он имеет полные четыре седмицы; да и Пасха иудейская не бывает ранее марта). От марта возьми столько дней, сколько их будет до Пасхи. Если же Пасха будет в апреле, то возьми из марта только три дня, и с 1 апреля столько дней, сколько их будет до иудейской Пасхи. Сложи все это вместе и раздели на 7. Если в остатке будет 1 день – значит – то воскресение; если 2 – понедельник; если 3 – вторник, и так далее до 7-ми. От каждого из сих дней иди к воскресенью, и тот день месяца, в который будет воскресенье, считай днем христианской Пасхи.

Как находить мясопуст?

После того как найдешь, в который день месяца будет христианская Пасха, приложи к сему числу еще три дня, а если високосный год, – четыре, и, сложив их вместе, ищи мясопуст в одинаковом числе января, если Пасха будет в марте; а если Пасха будет в апреле – мясопуст ищи в одинаковом числе февраля. Можно вычислять и так: возьми настоящее основание луны и продолжи до 50 начиная с 1-го января и далее. Число месяца, на котором окончится счет 50, какой бы то ни был день седмицы, покажет, что в следующее воскресенье безопасно можно совершать мясопуст. Однако, если основание дойдет до 26 и далее, то из января возьми только 1 день, а прочие бери из февраля. Узнав, когда будет мясопуст, поэтому можешь узнать, когда будет Пасха (разумею христианскую): если мясопуст в январе, то Пасха непременно будет в марте; а если мясопуст будет в феврале, то Пасха будет в апреле. Только здесь надобно отбрасывать дни, которые ты приложил, т.е. 3 дня если год простой; а если високосный – то 4. Таким же способом можно находить и ветхозаконную Пасху, потому что она всегда падает на тот же день седмицы, на какой падает 50-е число, показывающее мясопуст, только с отнятием 3-х дней, если год простой, и 4-х, если високосный.

О Пасхе иудейской и о разногласии касательно полнолуния

Св. отцы составили канон (таблицу), расположенный в столбцах и изображающий круги обоих светил, солнца и луны. В круге луны показана почти в точности ветхозаконная Пасха; а в круге солнца Пасха христианская, на той же прямой линии, где положена законная Пасха. Не представляют ли светила сии ясный образ вещей? Не проповедуют ли ясно различие обоих Заветов? Ибо луна, изображая Моисеев закон, тускло освещающий в ночи заблуждения многобожного истину богопознания, таинство для наибольшей части людей неизреченное, и как бы во мраке скрывающий совершенный свет Трисвятого Божества, – не без основания показывает ветхозаконную Пасху. Напротив, солнце, приятное всем для зрения, изображая светлое благодати озарение, простирающее ясный и открытый луч истины, как бы в поддень, изображая Солнце правды, открывающее для всех познание Троицы, – справедливо показывает истинную (христианскую) Пасху. Но как закон обыкновенно именует месяцем полное кругообращение луны и повелевает совершать Пасху в 15 день 1-го такового месяца; между тем мы считаем месяцы по римскому счислению: то очень полезно изложен особый канон – таблица, показывающий, в каком числе месяца, по римскому счислению, случится полный вид луны 1-го месяца и при том в какой именно день седмицы, чтобы мы, идя отселе к 1-му дню седмицы и зная при том, в какое число месяца будет этот день, основательно могли праздновать нашу Пасху.

О том, что для Пасхи положены четыре ограничения

Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненапи-санного предания. Первое – мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, -отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений. Составлен же ими этот канон так: начиная с 6233-го (т.е. с 725 г. по Р.Хр.) по 6251-й год от сотворения мира они взяли 19 лет и вычислили в каждый из них первое после весеннего равноденствия полнолуние. Изданные собственно у нас таблицы показывают ясно, что когда отцы делали это вычисление, солнце стояло в знаке равноденствия 21-го марта. Отцы обозначили также, в какой день марта или апреля случалось быть каждому из полнолуний. Составленное ими таким образом вычисление лет и полнолуний, в продолжении тех 19 лет, они положили на одну таблицу, имеющую два столбца. Далее, отцы, заметив, что в продолжении 300 лет дни полнолуний первого после равноденствия месяца совпадают в те же дни, во все следующие 19-летия кругообращения луны, предали нам к употреблению этот составленный ими канон. Однако, по истечении 300 лет, канон единственно по причине неравенства движения луны укажет законную Пасху не в полнолуние 1-го месяца, но спустя 1 день, а через другие 300 лет – спустя 2 дня. Отчего должно будет случаться, что 4-е ограничение относительно Пасхи иногда не соблюдается, т.е. когда, по приложении двух дней избыточествующих, случится полнолуние в воскресенье, и когда поэтому сие воскресенье надобно будет миновать, и назначить его для вербного воскресенья, спасительную Пасху должно будет совершать в следующее воскресенье. Это недавно у нас и случилось и привело многих в смущение от того, как бы нарушен был какой-либо догмат непреложный, которого пренебрегать не следовало. Однако же, как прежде случалось это потому, что так следовало быть, так и ныне мнимая погрешность безопасна, как сейчас будет сказано. Ибо не укрылось это от древних именитых отцов и допущено не от незнания звездосозерцательного искусства, а от неравенства движения светил, как сказано. А как это случилось, сейчас скажу: годовое движение совершается в 365 дней почти с четвертью. Но средние кругообращения луны не вполне восстановляются в продолжении целых 19 лет, считаемых с приложением 14 дня, но без 3-х лепт шестидесятых первых, и без 37 вторых целого дня. И потому в продолжении 304-х лет, и опять не полных, но умаляемых на 57 лепт первых и на 52 вторых дня, т.е. почти на целый день менее, совершается сказанное восстановление кругообращений. Возьмем 17-е 19-летие, т.е. то, которое началось после 304-х лет от того года, с которого начали свое исчисление отцы и которое начинается 6537-м годом, и начнем вычислять полнолуние после весеннего равноденствия: находим, что каждое полнолуние сего периода было ранее одним днем против предшествовавшего периода 19-летий, как изложено в изданной нами таблице.342 Равным образом, если начнем и последующее 16-кратное 19-летие, начинающееся равным расстоянием лет, т.е. от 6841 года: опять найдем, что полнолуния будут случаться еще одним днем ранее против прежних соответствующих кругов луны. И в последующих за сим годах, отстоящих всякий раз на таковое же расстояние, будем находить в каждом 16-кратном 19-летии различие счета почти на один день. По сей-то причине оказывается ныне, что при отыскании полнолуния для ветхозаконной Пасхи прилагаются два дня после полнолуния: это потому, что после каждых 304-х лет полнолуние не может падать на определенный отцами день месяца, а отстает каждый раз почти на один день. Итак, вот что значит погрешность, какую делает время относительно пасхального канона.

О весеннем равноденствии

Но и равноденствие не бывает всегда в один день. Собственное движение по эклиптике, по знакам Зодиака, солнце совершает медленно, так что один круг его составляет целый год; но вокруг вселенной оно обтекает столь быстро, что одним обращением делает почти ночь-день. Итак, когда оно будет на взаимных пресечениях параллелей, т.е. своей собственной и должайшей (экватора), то, по необходимости, при своем равном кругообращении, делает день равным ночи. Так как должайший параллельный круг имеет равные части как над землею, так и под землею: то, когда солнце обращается вокруг всего сущего на сем круге, по необходимости употребляет время равное как под землею, так и над землею; ибо то, что равномерно движется, в равное время проходит и равные расстояния. Итак, по причине такового равенства ночи с днем на сем круге называют его кругом равноденственным, общие же знаки и сего крута и Зодиака, в котором бывают нощеденные равенства, равноденственными, а равноденствием называют тот час, в который центр солнца бывает на общем пресечении сказанных обоих кругов, а равноденственных знаков два: осенний, находящийся в начале «весов», в котором солнце от северной части земли переходит на южную, и весенний, зримый в начале «овна», когда центр солнца, движущегося с юга на север, приходит на этот пункт. И этот-то час времени называется равноденствием, после которого церковный закон повелевает совершать Пасху. В рассуждении природы всего сущего равноденствие всегда бывает в одно время по причине всегдашнего равенства протяжения годичного времени: но от неодинаковых расположений тел небесных относительно земли в различные годы в момент равноденствия и от измерения дней и месяцев счетом римским, который мы употребляем, – происходит, что равноденствию не доводится бывать всегда в тот же час и в тот же день. А именно: так как годичный круг составляют 365 дней с четвертью, то, ежели равноденствие в настоящем году было около полудня, в следующем оно будет около захождения солнца, а еще в следующем оно будет около полуночи, и так навсегда. По сей-то причине в каждый 4-й год прибавляется день високоса. Но так как излишек сверх 365-ти дней не составляет целой четверти дня, а без трехсотой доли, между тем мы, употребляя счет дней и месяцев римский, по которому принимается наращение в году ровно на 14 дня, а потому в четвертый год прибавляем к 365 дням целый день: то и происходит по необходимости, что через 300 лет равноденствие бывает уже днем ранее. Например, в наше время равноденствие 18-го марта, через 300 лет будет 17-го числа, еще через 300 лет – 16. и так далее. В 4156-м343 году от сотворения мира, по нашему вычислению, равноденствие было 27-го марта, около полудня, по меридиану Александрии; затем, через каждые 300 лет, равноденствию надлежало быть днем ранее, как предложено в настоящей таблице:

Годы от создания мираРавноденствие в марте

415627

445626

475625

505624

535623

565622

595621

625620

655619

685618

Если же хочешь знать яснейшие знамения времени, то вот точные показания: во время Набонассара равноденствие было 25-го марта, около полудня; во время Филиппа Аридея около полудня 24-го числа; в те же дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть, равноденствие было 23-го числа, при окончании его, около полуночи; а когда отцы составляли пасхальный канон, равноденствие было 21-го числа; ныне же у нас равноденствие вообще 18-го марта. Такое-то неравенство рождает малейший недочет времени (трехсотая часть дня) в движении светил, возрастающий понемногу, который и производит то, что светила как бы отодвигаются назад. Впрочем, ради этой причины неприлично изменять канон отцов; да и не можно составить другого, который бы столь же ясно показывал сказанные выше относительно Пасхи ограничения. Даже если бы мы и захотели это сделать, как некоторые думают, убавив канон двумя днями и начав это с 6841-го года: то невозможно было бы переубедить всех христиан во вселенной, чтобы они приняли новый канон. Притом, так как после каждых 304-х лет всякий раз опять будет возвращаться та же погрешность, ради которой каждый раз снова понадобится изменять канон: то лучше не предпринимать такого нововведения; потому что оно, кроме того, что не может, как сказали, не впадать снова в ту же погрешность, может быть еще поводом к важному смущению в Церкви. Кроме сего, ныне, при соблюдении канона отцов, главнейшее, что нужно соблюдать относительно Пасхи, соблюдается, – а именно, Пасха совершается после равноденствия и после равноденственной луны, всеми в одно время и в один день, без смущений. Сказать должно и то, что если бы новый периодический канон и был правилен по всему, нам случилось бы часто праздновать Пасху тотчас после иудейской, в следующий день;344 ныне же наша Пасха совершается по меньшей мере спустя три дня после Пасхи иудейской. А это еще более согласуется с Апостольским правилом, определяющим не праздновать Пасху вместе с иудеями. Таким образом, привходящая относительно Пасхи погрешность как бы нарочно производит то, что настоящий закон еще лучше соблюдается. Но не безвременно, думаю, воспомянуть уже и об относящихся сюда узаконениях.

1-е правило Антиохийского собора говорит, что первый Никейский собор в присутствии благочестивого царя Константина произнес определение: не совершать праздника Пасхи христианам вместе с иудеями; потому что, отделившись от них законами и образом мыслей, прилично отдалиться от них и днями праздника. Того же, кто из клира дерзнет нарушить это правило и будет учить тому народ, собор наказывает лишением священства. А тех, кто дерзнет иметь общение с ними после извержения, правило наказывает не только запрещением священнослужения, но лишает и всякой чести вне алтаря, например, в кафедре и в другом. Ибо лишенные священства за какое-нибудь небольшое погрешение не лишаются внешней части.345

66-е правило VI Собора повелевает – от дня воскресенья до новой недели праздновать «во псалмех и пениих и песнех духовных, отказываться от конских ристалищ и народных зрелищ, и чаще собираться к священнослужениям», за то, что мы освобождаемся от рабства диаволу: истинному христианину, надлежит быть почти всегда готовым к принятию божественных Таин; ибо таким образом мы совоскреснем Христу от жизни дольной и земной, и вознесемся к премирному и духовному житию. Ищи еще в 1-й гл. буквы Q 61-е (72-е) правило Карфагенского собора.

89-е правило VI собора повелевает верным проводить дни страданий Спасителя в посте и молитве и сокрушении сердца; в средние же часы ночи по субботам прекращать пост, потому что евангелисты – Матфей и Лука, изречениями: позде в субботу (Мф. 28, 1) и: в глубокое утро (Лк. 24, 1), изобразили нам позднюю ночь. Итак, до 6-го часа ночи субботней надлежит поститься, но с 7-го часа пост оставлять; потому что веруем, что тогда Господь уже воскрес, а во дни Господние запрещено поститься.

Согласно сему и святый Дионисий Александрийский повелевает (в 1-м правиле) около тех же часов прекращать пост постившимся до Пасхи, из коих одни пребывают без пищи целую седмицу, иные два, три или четыре дня. Он говорит: выражение: «позде в субботу», сказанное Матфеем, означает не вечер, но глубокую ночь, потому что слово: «позде» показывает умедление и долгое время. Почему и прибавил: свитающу дню во едину от суббот. Иоанн же говорит: заутра, еще сущей тем; а Лука: во едину от суббот, утру глубоку сущу; Марк же: зело заутра, во едину от суббот, приидоша жены на гроб воссиявшу солнцу. Но «зело заутра» значит то же, что «утру глубоку».

О тридневном воскресении

Еще до света ночью жены пошли ко гробу и сидели при гробе до восхождения солнца. Хотя начало дня есть восхождение солнца, а начало ночи – захождение его: но закон гражданский и те, кто упражняется в искусстве звездосозерцания, полагают началом дня 7-й час ночи, а началом ночи – 7-й час дня. Поэтому и в священную ночь воскресенья Христова, так как тогда было весеннее равноденствие, выражения Евангелистов: «утру глубоку»... «зело заутра возсиявшу солнцу»... «еще сущей тме»... «позде в субботу»... «во едину от суббот»... изображают время после 6-го часа ночи, которое есть начало воскресного дня. Посему воскресение Господне именуем тридневным, по неложному Его Самого благовестию: потому что Он почил животворящею смертию в пяток, – это первый день; второй день – суббота; но почитие Господне коснулось и 7-го часа ночи, что уже есть начало воскресения, как сказано выше; итак воскресенье по счету есть уже третий день.

А «Ограда Церкви», «Книга разумения Евангельской истины», т.е. божественный Златоуст говорит: «воскреснуть ранее обещания причины нет, позднее – исполнило бы подозрения: уплачивающего долг ранее определенного срока разумный человек не повинит». Божественные Евангелисты описали ясно прихождения благоговейных жен и различные видения, какие оне видели относительно воскресения, – описали так, как сохранили в памяти, или, лучше, как внушило им божественное вдохновение. Впрочем, истинный час воскресения, был ли то седьмой или осьмой, ведом единому Воскресшему Богу.

Правила 34-е (43-е) и 73-е (84-е) Карфагенского собора повелевают объявлять, когда будет день Пасхи, на ежегодных соборах; день же собора определяют прежде десяти календ сентября, т.е. 21-го августа; потому что календами называются первые числа месяца. Если пред ними отнимешь 10 чисел, останется 21-го августа, потому что месяц этот имеет 31 день.

14-е правило Лаодикийского собора почитает неприличным во время Пасхи рассылать святые дары, как бы ради благословения, из прихода в приход. Это отцы праведно запретили как обычай неприличный и неблагообразный. Но это и ныне делают латины: во время Пасхи они раздают опресноки, по освящении, всему народу.

Закон

В первый день Пасхи, если не дано царского повеления в отмену, должны быть освобождены все заключенные в темницах, кроме святотатя, прелюбодея, похитителя дев, гробокопателя, чародея, отравителя, убийцы, отцеубийцы, или если найдется какой злоумышленник против царя или города.

Глава 8-я – о патриархе

Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делами и словами, в себе самом живописующий истину.

Патриарху должно заботиться, во-первых, чтобы сохранить в благочестии и честности тех, кого он принял от Бога, а потом и всех еретиков, по возможности для него, обратить к православию и единению церковному (а еретиками законами и канонами называются и те, которые не имеют общения с Церковию); а также и неверных посредством увлечения светлым и чудным своим деянием сделать подражателями веры, дабы и их, видящих его дела, соделать служителями Всесвятой и Единосущной Троицы, насколько для него возможно.346

Цель у патриарха состоит в том, чтобы спасать вверенные ему души, жить во Христе и распинаться миру.

Патриарху свойственно: быть учительным, ко всем относиться одинаково, как к высоким, так и смиренным, быть кротким по отношению к занимающимся учением, а по отношению к непокоряющимся быть обличительным, а за истину и в защиту догматов и о соблюдении правды и благочестия говорить пред царями и не стыдиться.

Величайшие и необходимейшие части государства, составляемого, подобно человеку, из частей и частиц – суть царь и патриарх; посему мир и счастие подчиненных и по душе и по телу заключается в единомыслии и согласии во всем власти царской и патриаршей.

Престол Константинополя, украшенный царскою властию, провозглашен первым соборными определениями;347 им последуя, божественные законы повелевают возникающие в других престолах сомнения представлять на его расследование и суд.

Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также и суд и предание суду и освобождение от суда принадлежит местному патриарху; а Константинопольскому председателю позволительно не только посылать ставропигии в епархиях и других престолов, но и наблюдать и исправлять бывающие и в других престолах сомнения и полагать конец судам; равным образом, сам он и один только поставлен посредником и судьею покаяния и обращения от грехов и ересей.

Глава 9-я – о периодевтах, или экзархах

Ищи в 30-й главе буквы Ε 57-е правило Лаодикийского Собора.

Глава 10-я – о вере православной

Ищи сию главу пред буквою Α.

Глава 11-я – о любостяжании и хищении

Ищи 12-ю главу буквы Α.

А великий Григорий Нисский в 6-м правиле говорит: «вид идолослужения», ибо так великий Апостол наименовал любостяжание348 «Не знаю, как опустили отцы наши без указания врачевания, сие зло мнится быть болезнию души в трояком отношении: ибо разум, погрешая в суждении о добре, мечтает, аки бы добро находилось в веществе, и не взирает к красоте невещественной: вожделение стремится долу, отпадая от истинно вожделенного: и сварливое и раздражительное расположение души многие для себя случаи приемлет от сего греха. И вообще можно рещи, яко таковая болезнь соответствует Апостольскому описанию любостяжания. Ибо божественный Апостол признал оную не токмо идолослужением, но и корнем всех зол.349 Но однако сей вид греха опущен без особого рассмотрения и врачевания: от чего недуг сей умножается в церквах, и никто не испытывает приемлемых в клир, не осквернились ли они сим видом идолослужения. Впрочем, поскольку отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевати сие, колико можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некия болезни от избытка благ, очищати».

Глава 12-я – о том, как должно духовным отцам устроять исповедающихся им

Ищи буквы Μ главы: 5-ю, 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю.

Глава 13-я – о том, что не должно есть удавленных животных

63-е правило святых Апостол, к тому же и 67-е (пр.) VI Собора почитает жестоким и крайне безрассудным прикасаться к мясу бессловесных животных, не выпустив прежде заклания кровь их; возбранено также есть и звероядину или мертвечину, а также «ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовлять в снедь»: ибо хотя после потопа Бог и дозволил людям употреблять в пищу бессловесных животных так же, как овощи, но ясти мясо в крови души воспретил (Быт. 9, 4): кровь заключает силу жизни в бессловесных. Посему и Апостолы в Деяниях заповедали верным воздерживаться, вместе с идоложертвенным и блудом, и от удавленины (Деян. 15, 29). А пренебрегающим сею заповедию полагают (правила) в наказание: клирикам – извержение, а мирянам отлучение. А латиняне, невзирая и на сии священные правила, безбоязненно едят удавленину.

Закон

А 58-я новелла императора Льва определяет: тех, которые продают или едят в каком бы то ни было виде соединенное с кровию, – подвергая телесному наказанию, лишать имения и подвергать бесчестию посредством острижения волос на теле и осуждать на всегдашнее изгнание; а начальников, не преследующих сего, подвергать взысканию в десять литр золота.

Глава 14-я – о наказаниях

Ищи в 12-й главе буквы Σ 5-е правило антиохийского Собора.

Закон

Никакую жену за денежный долг казенный, или частный, или за какое бы то ни было преступление, не позволяем ни ввергать в темницу, ни быть ей под стражею у мужчин, дабы вследствие таковых причин не потерпела бесчестия относительно целомудрия; а если преступление, в котором обвиняется, будет тягчайшим, в таком случае должна быть ввергаема в монастырь или предаваема женам, так чтобы безопасно была соблюдаема до тех пор, пока дело не обнаружится.

Если царь назначит наказание кому-либо, – осужденный не тотчас должен быть подвергаем наказанию, но назначенное ему наказание должно быть отлагаемо на 30 дней: ибо, может быть, получит снисхождение.

Ни отцовские грехи не причиняют вреда ни в чем не согрешившим детям, ни преступления детей – родителям: ибо грехи следуют за головою.

Новелла запрещает отсекать обе руки или ноги.

Наказание ссылкою в рудники состоит в том, когда кто-либо осужден на работу в каменоломнях или серных копях.

Ищи еще в 9-й гл. буквы Μ, и в 9-й гл. буквы Δ 50-е (59-е) пр. Карфагенского собора.

Глава 15-я – о блуде

Ищи в 14-й гл. буквы Μ 4-е пр. великого Григория Нисского, который повелевает блудников подвергать епитимии на 9 лет.

А Великий Василий в 59-м правиле на седмилетие отлучает блудника от общения: ибо хотя в 22-м правиле, которое ищи в 13-й гл. буквы Α, по-видимому, после четырехлетия разрешает таковым епитимию, но он ввел не свое мнение, а мнение прежде его бывших отцов; семилетнюю же епитимию таковым определил своим судом, наказывая блуд строже, чем прежде его бывшие (отцы) – как и многие другие страсти.

Относительно мужа, сожительствующего с законною женою и блудодействующего, ищи в 16-й главе буквы Γ 21-е правило Великого Василия.

Относительно того, кто насильно растлил жену-деву, ищи 30-ю главу буквы Γ.

А в 25-м правиле Василий Великий говорит: растливший деву необрученную и после растления сожительствующий с ней как с супругою, должен подвергаться епитимии за растление, жены же, согласившейся на сожительство с ним, не должен быть лишаем, если, конечно, согласятся и родители ее, когда она еще подвластна; а в случае их несогласия растливший должен быть подвергнут наказанию по гражданским законам, которые и ищи в сказанной 30-й главе буквы Γ.

Учинивший растление и растленная подвергаются трехлетней епитимии, по изложенным в 8-й гл. буквы Γ правилам сего святого отца,350 который согласно с 7-м (67-м) Апостольским правилом, которое ищи в той же 30-й главе буквы Γ, определяет, чтобы растливший деву сочетался с нею законным образом: ибо если она, может быть, не сочетается с ним, то останется бесчестною, так как никто не захочет взять ее в брак.

А в 26-м (пр.) говорит (св. Вас. Вел.): «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше есть разлучати, аще возможно», потому что основание такого брака порочно и противозаконно. Если же оба упорно держатся сожития, то должны понести епитимию блуда; но да будет им дозволено сожительствовать, дабы не случилось чего-нибудь худшего: ибо или женщина, выйдя за другого, увлечется в прелюбодеяние, тайно совокупляясь с первым, или оба, горячо любя друг друга и встречая препятствие к сожитию, умертвят себя, не вынося, по причине сильной любви, разлучения друг с другом. Ищи еще 80-е правило сего св. отца в 4-й главе буквы Γ.

Закон

Закон повелевает принуждать имеющего наложницею целомудренную женщину взять ее в законный брак; а ту, которая совокупляется и с другими лицами, а не довольствуется одним лицом, изгоняет из дома блудника.

О женах, по насилию впадающих в блуд, Великий Василий говорит в 49-м правиле: «Растления, бывающие насилием, да не подвергаются обвинению. Посему и раба, аще насилована господином своим, должна быть неповинна», – как и насилованная посредством похищения, или захваченная врагами и от них потерпевшая растление; таковую ради растления не должно подвергать епитимии; а если то будет диаконисса, – должна оставить диаконское служение. Но потерпевшая растление от таковых или от кого бы то ни было другого не должна совокупляться браком с имеющим принять посвящение.

А 1-е (2-е) правило св. Григория Чудотворца говорит: если и прежняя жизнь жены, потерпевшей насилие от варваров, была зазорна, так что любодейное расположение ее не бесподозрительно и во время пленения, то таковых «не вскоре должно допускати к общению в молитвах. Аще же некая, жившая в совершенном целомудрии и показавшая прежнее житие изъятым от всякого подозрения, ныне подверглась поруганию по насилию и принуждению», то справедливой таковой скорее оказать сострадание, нежели обвинять, по примеру в книге Второзакония с отроковицею, которую человек обрел на поле и насиловал: отроковице, – глаголет закон, – ничто же сотворите: несть деве греха смертного, якоже аще бы кто восстал на ближнего своего и убил его, тако сие дело: возопи отроковица, и не бе помогай ей» (Втор. 22, 26, 27). Впрочем, и сии должны быть подвергнуты умеренной епитимии, как и те, которые вкусили по принуждению запрещенных снедей.

О клириках, впавших в блуд, в правилах содержится следующее

1-е правило Неокесарийского собора – сочетавшегося законным, конечно, браком по принятии священства, лишает священства; а учинившего блуд или прелюбодеяние совершенно удаляет от Церкви и ставит в разряд кающихся; но таковой епитимии соблудившему священнику не полагается ни Апостольскими351, ни отеческими правилами352, которые и ищи в 10-й главе буквы Δ.

И 3-е правило Великого Василия – лишает диаконства диакона, учинившего блуд, и низводит в разряд мирян, но не удаляет от приобщения Таин, – во-первых, говорит (св. отец), на основании древнего закона, который говорит: не отмстиши дважды за едино (Наум. 1, 9), – а во-вторых, потому что не имеет уже надежды на восстановление в прежней степени: ибо мирянин ниспавший, по прошествии установленного срока покаяния, возвращается на то место, которого лишился; а сей подвергся наказанию извержения раз – навсегда, а поскольку истинное врачевание для такого и приготовление к причащению святых Таин есть удаление от греха, с сокрушением сердца и удручением плоти, то, если он не перестает блудодействовать, должен быть удален не только от приобщения, но и от молитвенного участия с верными и должен быть подвергнут епитимиям, как миряне.

А 44-е (правило св. В.В.) диакониссу, учинившую блуд с язычником, лишает достоинства, но общения в стоянии и молитвах с мирянами не возбраняет; приобщения же Св. Таин повелевает удостаивать в седьмое лето, если будет жить в чистоте и целомудрии; а язычнику, обратившемуся к вере и желающему взять ее в брак, не позволяет отдавать ее, почитая, очевидно, святотатством обращать в плотское употребление тело, однажды посвященное Богу. Для здравомыслящих отсюда очевидно, что не позволительно ни клирикам, слагающим сан, или монахам – сочетаваться браком с женами, ни женам священников, сделавшимся одним телом с ними через совокупление, вступать во второй брак.353

Ищи еще 25-ю гл. буквы C, в 4-й глав. буквы Γ 17-е и 18-е пр. св. Апостолов и 61-е (Апостольское) в 14-й гл. буквы Μ, в 9-й гл. буквы Γ 27-е правило Василия Великого и 26-е пр. VI Собора и в 15-й гл. той же буквы 69-е правило Василия Великого.

О монахах, учинивших блуд, ищи еще 15-ю главу буквы Μ.

Глава 16-я – о том, кто имел пожелание учинить блуд, но не привел пожелания в дело

По древнему обычаю зла, страсти не сразу и не с первого нападения овладевают нами, но с некоторым искусством и лукавой хитростию мало-помалу роют под нами пропасть погибели; посему к помыслам – кротко настроенным оно (зло) незаметно примешивает прежде всего так называемый «прилог» обольстительным представлением являемого образа, коварно замышляя растлить их и убеждая безбоязненно принять начала удовольствий, как простые мысли и не имеющие в себе никакого вреда: ибо зло прикрывает греховную уду приманкою удовольствия для того, чтобы проглотивших ее уязвить ею и потом, взявши их (т.е. помыслы) в свое распоряжение, пользоваться ими, как и слугами. О, если бы ты хотя не брал в союзники против своей души тех, которым поручено управлять (ею) и охранять ее; ибо если зло, неистовствующее против нас, будет лишено помощи от помыслов, то тщетны будут его козни и коварства: одно оно само по себе не может образовать страсти и привести в дело; это поистине водяной пузырь, погибающий и уничтожающийся тотчас после своего появления; проще сказать: нечто мертвое и несуществующее в действительности; но, заимствуя свое бытие и жизнь от наших помыслов, оно умерщвляет (их,) дающих ему жизнь, ибо таковы начинания злых страстей. Посему самый прилог, как менее всего зависящий от нашего произволения, не может быть поставлен нам в вину. Вторым следует «сочетание», которое тихо и постепенно вырождается обыкновенно от частого повторения прилога, когда страстно или даже и бесстрастно помысл беседует с приложившимся (образом). Кто может утверждать, что в этом нет вреда для разумной души, когда помыслы ее таковые занятия ставят выше размышления о Боге? Третьим наступает «соизволение», свидетельствующее о склонении души к приятной страсти; за соизволением, имеющим значение как бы тайной расписки, следует тотчас по пятам, в четвертых, «пленение», которое портит самое лучшее наше состояние, победивши уже и сердце и убеждая сорвать обольстительный плод воображения, а если эта порча войдет и во время молитвы, то от последней не бывает никакой пользы, и особенно для тех, которые привыкли вращаться среди лукавых помышлений. Итак, уразумевши, как мы предаемся злу, постараемся через борьбу победить того, кто старается попрать нас, и – одно из двух: или, сильнее воодушевившись, при божественной помощи, явимся победителями, или, ослабевши и обратившись в тыл, будем пленены; таким образом духи злобы, пробывшие долгое время в душе и обративши ее в свое владение, наконец, как бы трофей или памятник, водружают в сердце так называемую «страсть», которая, будучи питаема памятью и соблюдаема привычкой, приготовляет душу к совершению во всяком деле всякого непотребства.

Посему и четвертое правило Неокесарийского собора утверждает, что пожелавший жены и решившийся переспать с нею, когда намерение его не приведено в действие, избавлен благодатию; впрочем, было бы хорошо и сие очищать умеренной епитимией по 70-му правилу Великого Василия, ибо он говорит: диакон, осквернившийся и исповедавшийся, что он согрешил только страстным поцелуем, должен воздержаться на время от священнослужения, но «причащатися Святых Таин с диаконами да сподобится». Так же и пресвитер. «Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет: то, в котором бы ни был степени, – да будет извержен».

С сим правилом согласуются и 9-е и 10-е правила того же Неокесарийского собора, которые говорят, что грехи, предшествующие любодеянию, проявляющиеся в прикосновении, поцелуях и подобных им, разрешаются, как многие сказуют, рукоположением, если же пресвитер или диакон впал в блуд до рукоположения и, укоряемый своею совестию, исповедует учиненный до рукоположения грех, в таком случае ему должно быть запрещено священнодействовать; прочих же преимуществ священства, если он усерден к добродетели, он не должен быть лишен, если же сам не исповедует и не изобличает явно, то должно ему предоставить власть или престать (от священнослужения), если согрешил, или действовать, если ничего не сознает за собою. А если будет обличен пятью свидетелями, подтвердившими клятвою свое обвинение, в таком случае вместе с извержением должен быть лишен и преимуществ священства и удален на место мирянина.

А Феофил Александрийский в 5-м (6-м) правиле говорит: чтецу, обвиненному в блуде, если, по тщательном исследовании будет явно изобличен, должен быть извергнутым из клира, а если не будет обличен, то должно оставаться в клире: ибо не должно обращать внимания на суетные клеветы, ибо и закон говорит: лучше оставлять грехи безнаказанными, чем безвинно наказывать кого-либо.

Глава 17-я – о содержателях блудниц

86-е правило VI Собора тех, которые на пагубу душ собирают и содержат блудниц, – клириков извергает и к тому же повелевает и отлучать, налагая им двойное наказание; а мирян отлучать.

Законы

Кто знает, что его жена блудодействует, и молчит, есть сводник.

Рожденные от блуда наследуют не только матери, но и родственникам по матери, а сии наследуют тем. А жена знатного происхождения, имеющая детей законных и рожденных от блуда, ничего не может дать от блуда рожденным ни при жизни, ни при смерти.

Рожденному от блуда не подобает наследовать родственникам по отцу, ибо обыкновенно говорят, что у него нет отца, – а матери своей и единоутробном братьям. А гражданские законы о браках и церковные правила признают родство и от блуда; и родственников от блуда, сочетающихся между собою законным браком, как впадших в кровосмешение, подвергают наказаниям.

Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий этот открыто, по-видимому, имеет ее как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом.

Глава 18-я – о привилегиях и преимуществах, которые имеют архиереи и Церкви, и об областях их

Ищи 11-ю главу буквы Ε.

Глава 19-я – о правах, которые имеют пресвитеры

Ищи 9-ю главу буквы Μ.

Глава 20-я – о приданом

Законы

Оцененное приданое отдается на страх мужа: если подохнут животные и если жена износит одежду, он дает цену их; а приумножение и уменьшение приданого неоцененного касается жены. Она получает поколение рабов своих; а плоды и приплод скота получает муж.

Обещанное в приданое, если не представляют в продолжении двух лет, требуется с процентами по 13 сотенного роста (т.е. по 4%).

Когда муж оказывается несостоятельным в заключенном браке, жена может удерживать его имущество в свое приданое, предпочтительно пред всяким заимодавцем и тем, кто имеет залог. Впрочем, она не может отчуждать того, чем владеет, поскольку должна на это кормить себя саму, мужа и детей своих.

Жена не связывается обязательствами мужа, хотя и поручится за него; имущество женино не обращается в казну и в том даже случае, когда муж лишается прав состояния; и иное ее имущество, (которое она может иметь) помимо приданного, не подлежит в удовлетворение государственных повинностей мужа.

Муж, хотя он и беден, отвечает за целость всего приданого.

Тесть от зятя и жена от мужа отбирающие назад отданное приданое осуждаются по мере их имущества.

Если муж заключит с женою договор, чтобы, в случае ее смерти, наследовать ее имущество, – договор не имеет силы; а если будет изначала заключен договор, что, если умрет прежде жена, – приданое ее останется у мужа, то, хотя бы приданое было дано отцом, – договор имеет силу, и отец устраняется (от наследования дочери).

Если отец столь порочен, что есть опасение, как бы не растратил приданого, в таком случае он лишается права распоряжения им, и как о нем, так и о дочери имеет попечение судья.

Если оставшийся (вдовым) после смерти своей супруги имеет детей и пожелает не вступать в другой брак, отделиться от сожития со своими детьми, – в таком случае, кроме всего своего имущества, ему следует взять и часть одного детища, соразмерно числу детей, как ради воспитания детей, так и ради сохранившегося у него уважения к первому браку и (ради) чести.

Что муж издержал на больную свою жену, – после ее смерти не может требовать от своего тестя, которому должно быть возвращено приданое его дочери, но должен положиться на его расположение; а что издержал на погребение, – отдает отец, которому возвращено приданое.

Отец подвластного сына женившегося принуждается кормить и его и его жену: ибо на него ложится бремя брака его сына. Ищи 2-ю главу буквы Δ.

Глава 21-я – о предателях

9-е (8-е по кн. пр.) правило святого Григория Чудотворца говорит: все те, которые были пленены варварами и, увлекшись их злочестием, сделались столь причастны его, что даже забыли, что они христиане и убивали некоторых из единоплеменников или древом, или удавлением, такожде указывали неведающим варварам пути, или домы, таковые должны быть извергнуты и из разряда слушающих, «доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый».

Закон

Возбуждающий врагов или предающий врагам римлян наказывается смертною казнию. А которые занимаются грабежом вместе с разбойниками на суше или на море, те наказываются строже, чем явные враги, насколько тайное злоумышление преступнее открытой войны.

Тех из римлян, которые перебегают к врагам, следует беспрепятственно убивать как врагов.

Злоумысливший или покусившийся на жизнь царя или против благосостояния государства убивается и имущество его отбирается в казну.

Те, которые перебегают к неприятелям и передают им наши планы военных действий, казнятся через повешение. Ищи еще 11-ю главу буквы Σ.

* * *

334

т. е. в 1335-м году.

335

Эру Набонассара считают с 26-го февраля 347-го года до Р. Хр. Aera Nabonassari означает введение нового календаря в Вавилоне, которым прежний постоянный лунный год заменен подвижным солнечным.

336

Этот Филипп, вероятно, есть царь Македонский, второй сего имени, живший за 300 лет до Р. Хр., прежде бывший полководец Александра Великого и по смерти Иердикки сделавшийся правителем государства, но в 319-м г. лишенный власти Антигоном.

337

– от «перехожу» – жертвы прехождения, т.е. Пасхи, ибо с еврейского «Пасха» значит прехождение (Правосл. Собеседник, 1859).

338

Мы считаем от сотворения мира до Р. Хр. лет. Жития Христова на земле полагаем: 30 лет жизни частной и 3 12 года общественного служения, запечатленного крестною смертию. Итак, по нашему счету, следовало бы смерть Иисуса Христа полагать в 5543 г. Властарь или жития Христова полагает всего 30-ть лет, или от сотворения мира считает 5505 лет.

339

Клавдия Птоломея, знаменитого географа, математика и астронома, современника Антонина Пия. – До нас дошли, между другими, следующие его сочинения: 1) 8 книг – математическая география; 2) 13 книг – главный астрономический труд его, обнимающий учение о движении звезд и всего небесного свода; 3) описание восхождения и захождения звезд, с метеорологическими наблюдениями, – которое, между прочим, считается некоторыми подложным; 4) – о солнечных часах (Словарь класс. древност. по Любкеру, стр. 1127–1128).

340

Лепты Птоломеевы, которые принимает здесь Властарь, составляют на наш счет: лепта № 1-й – 24 минуты, лепта № 2 – 24 секунды. (См. Правосл. Собес. 1859 г. ч. II, стр. 178. Примечание).

341

Именно, α­1, λ­30, θ­500, α­1 что в общем и составляет 532.

342

См. у Беверегия и в Афинской Синтагме. Rhalli et Potli, т. VI.

343

Вероятно, Властарь под сим годом разумел год первого совершения Пасхи Моисеем и израильтянами в Египте, накануне исшествия из него.

344

Как было бы, например, и в 1887-м году.

345

Добавление – из Вальсамона.

346

Добавления нет в подлиннике.

347

II-го Вс. 3-е правило; IV Вс. 28; VI Всел. 36.

348

Колос, 3, 5.

350

Правила: 38-е и 40-е.

351

См. Апостольское правило 25-е.

352

Карфагенского 36-е; Василия Великого 32-е, 3-е.

353

Изъяснение на правило согласно с толкованием и Вальсамона на 44-е правило св. Василия Великого.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle