Алфавитная Синтагма

Источник

Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Y Φ Χ Ψ Ω

 

 

1 Предисловие. О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

2 НАЧАЛО БУКВЫ Α 2.1 Глава 1-я. Об отрекшихся от сей непорочной Христианской веры, и как должно принимать тех из них, которые раскаиваются 2.2 Глава 2-я. О еретиках и как должно принимать обращающихся от ересей 2.3 Глава 3-я. Как должно устроять так называемые вечери любви, или пиршества? 2.4 Глава 4-я. – о купле и продаже 2.5 Глава 5-я. – о смесившихся с бессловесными животными, или скотоложниках 2.6 Глава 6-я. – о чтецах 2.7 Глава 7-я. – об анафеме 2.8 Глава 8-я. – об антиминсах 2.9 Глава 9-я. – об отлучке епископов и клириков 2.10 Глава 10-я. – об увольнительных грамотах 2.11 Глава 11-я. – о епископах, похищающих церкви, им не принадлежащие 2.12 Глава 12-я. – о тех, которые разбойнически похищают чужое 2.13 Глава 13-я. – о тех, которые похищают жен для брака 2.14 Глава 14-я. – о мужеложстве 2.15 Глава 15-я. – о начальниках, каковы они должны быть 2.16 Глава 16-я. – о женщинах, находящихся в очищении 2.17 Глава 17-я. – о несовершеннолетних 2.18 Глава 18-я. – об отлучении 3 НАЧАЛО БУКВЫ Β 3.1 Глава 1-я. – о святом крещении 3.2 Глава 2-я. – о младенцах сомнительных, крещены ли они 3.3 Глава 3-я. – о крещаемых младенцах агарянских 3.4 Глава 4-я. – о крещаемых из иудеев 3.5 Глава 5-я. – о царе 3.6 Глава 6-я. – когда царь входит во святый алтарь 3.7 Глава 7-я. – о том, что царю досаждать не должно 3.8 Глава 8-я. – о брачных степенях 3.9 Глава 9-я. – о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим 3.10 Глава 10-я. – о насилии и захвате 3.11 Глава 11-я. – о книгах Божественного Писания подлинных и подложных 3.12 Глава 12-я. – об умерших насильственно, или самоубийцах 3.13 Глава 13-я. – о високосе 4 НАЧАЛО БУКВЫ Γ 4.1 Глава 1-я. – о брачных степенях 4.2 Глава 2-я. – о браках дозволенных и запрещенных 4.3 Глава 3-я. о гнушающихся законными браками 4.4 Глава 4-я. – о мужах и женах, вступающих во второй, третий и многие браки, и о (лицах) посвященных, вступающих во второй брак 4.5 Глава 5-я. – о жене, желающей вступить во второй брак, когда муж ее пропал без вести в путешествии или на войне 4.6 Глава 6-я. – о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему (брак) 4.7 Глава 7-я. – о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм 4.8 Глава 8-я. – о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак 4.9 Глава 9-я. – о противозаконных и недозволенных родственных браках 4.10 Глава 10-я. – о тех, кои похищают жен для брака 4.11 Глава 11-я. – о тех, которые берут в брак посвященных Богу 4.12 Глава 12-я. – о том, что не должно заключать браков с еретиками 4.13 Глава 13-я. – по каким причинам расторгается брак 4.14 Глава 14-я. – о диакониссах и вдовах 4.15 Глава 15-я. – о женах обрученных; здесь же и об обручении 4.16 Глава 16-я. – о клириках, изгоняющих жен своих под предлогом благочестия 4.17 Глава 17-я. – о том, что епископы должны разлучаться со своими женами 4.18 Глава 18-я. – о том, посвященным должно воздерживаться от своих жен, когда намереваются священнодействовать 4.19 Глава 19-я. – о епископах или клириках, которые имеют сожительствующих жен 4.20 Глава 20-я. – о тех, которые моются вместе с женщинами 4.21 Глава 21-я. – о том, что жены пресвитеров не должны быть пресвитеридами 4.22 Глава 22-я. – о том, что женщинам не должно входить в святой алтарь 4.23 Глава 23-я. – о том, что женам в церкви должно молчать 4.24 Глава 24-я. – о том, что не должно женщинам одеваться в мужскую одежду 4.25 Глава 25-я. – о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты 4.26 Глава 26-я. – о том, кто имеет жену беснующуюся 4.27 Глава 27-я. – о женщинах, находящихся в очищении 4.28 Глава 28-я. – о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода 4.29 Глава 29-я. – о жене, нерадящей о (ново)рожденном или покидающей (его) 4.30 Глава 30-я. – о тех, которые насилуют жен-девственниц 4.31 Глава 31-я. – о чародействе 5 НАЧАЛО БУКВЫ Δ 5.1 Глава 1-я. – о беснующихся или притворяющихся беснующимися 5.2 Глава 2-я. – о заимодавцах, займе и закладах 5.3 Глава 3-я. – о расторжении (брака) 5.4 Глава 4-я. – о завещании 5.5 Глава 5-я. – о диаконах 5.6 Глава 6-я. – о второбрачных 5.7 Глава 7-я. – как епископам и пресвитерам должно учить народ 5.8 Глава 6-я (8-я). – о правде 5.9 Глава 7-я (9-я). – о судилищах и о клириках и мирянах, имеющих тяжбы 5.10 Глава 8-я (10-я). – о епископах и клириках, подсудимых за свои преступления 5.11 Глава 9-я (11-я). – о том, что не должно дважды наказывать за одно и то же 5.12 Глава 10-я (12-я). – о тех, которые преследуют кого-либо за благочестие 5.13 Глава 11-я. – об освобождении рабов и принятии в клир 5.14 Глава 13-я. – о дарах 6 НАЧАЛО БУКВЫ Ε 6.1 Глава 1-я. – О поручительстве 6.2 Глава 2-я. – об обычаях церковных неписанных 6.3 Глава 3-я. – об обычаях эллинских 6.4 Глава 4-я. – об обычаях гражданских 6.5 Глава 5-я. – о мирных грамотах 6.6 Глава 6-я. – о святых иконах 6.7 Глава 7-я. – о поджоге 6.8 Глава 8-я. – об отдаче имущества в аренду 6.9 Глава 9-я. – об одеждах приличных посвященным 6.10 Глава 10-я. – о залогах 6.11 Глава 11-я. – о привилегиях и преимуществах, которые имеют Церкви и епископы 6.12 Глава 12-я. – о построении и освящении церквей 6.13 Глава 13-я. – о прибегающих в церковь 6.14 Глава 14-я. о том, что одному клирику не должно быть в церквах двух городов 6.15 Глава 15-я. – о том, что не должно внутри церкви бывать так называемым «вечерям любви», ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 6.16 Глава 16-я. о том, что церковное имущество должно быть неотчуждаемо, и как епископам должно распоряжаться им 6.17 Глава 17-я. – о епископах 6.18 Глава 18-я. – о том, что епископы должны разлучаться от своих жен 6.19 Глава 19-я. – о епископах, получающих Церковь по ходатайству начальников 6.20 Глава 20-я. – о епископе, рукоположенном и не хотящем отойти в назначенную ему Церковь, или отшедшем и не принятом, или о не имевшем возможности отойти по той причине, что Церковь занята язычниками 6.21 Глава 21-я. – о епископиях, обращаемых в митрополии, и о том, что в одной области не должно быть двум митрополитам 6.22 Глава 22-я. – о том, что епископы должны восстановлять епископии и монастыри, если они сделались обыкновенными жилищами 6.23 Глава 23-я. – о собственном имении епископа и как он должен распоряжаться имением церковным 6.24 Глава 24-я. – о том, что епископу должно иметь и эконома (для) церковного имущества 6.25 Глава 25-я. – о том, что не должно епископу созидать монастыря в ущерб имуществу своей церкви 6.26 Глава 26-я. – о том, что епископ из церковного имущества должен подавать нуждающимся из клириков 6.27 Глава 27-я. – о том, что по смерти епископа имущество его не должно быть похищаемо клириками его или митрополитом, но должно быть сохраняемо тому, кто будет рукоположен после него 6.28 Глава 28-я. – о том, что не должно епископу нисходить на степень пресвитера 6.29 Глава 29-я. – о том, что епископ, постригшийся в монахи, лишается священства 6.30 Глава 30-я. – о том, что не должно быть епископу в малом городе или деревне 6.31 Глава 31-я. – о хорепископах 6.32 Глава 32-я. – о клятвопреступлении 6.33 Глава 33-я. – об опекунах и попечителях 6.34 Глава 34-я. – о скопцах 6.35 Глава 35-я. – о благочинии молитв 6.36 Глава 36-я. – о заклинателях 7 НАЧАЛО БУКВЫ Ζ 7.1 Глава 1-я. – о теплой воде, вливаемой в Божественные Тайны 7.2 Глава 2-я. – о живописании, причиняющем вред душам посредством нечистаго удовольствия 7.3 Глава 3-я. – о скотоложниках и обессловесившихся 8 НАЧАЛО БУКВЫ Η 8.1 Глава 1-я. – об игуменах 8.2 Глава 2-я. – о возрасте рукополагаемых клириков 8.3 Глава 3-я. – о долготе дня 9 НАЧАЛО БУКВЫ Θ 9.1 Глава 1-я. – о зрелищах и различных театральных играх 9.2 Глава 2-я. – о Богословии и православной вере 9.3 Глава 3-я. – о святом Богоявлении 9.4 Глава 4-я. – о клириках, устрояющих алтари против воли своих епископов 9.5 Глава 5-я. о том, что во святый алтарь, беспрепятственно могут входить только посвященные, что входят также и цари, когда намерены принести дары к божественной трапезе, и что мирянам или женщинам входить (в алтарь) запрещено 10 НАЧАЛО БУКВЫ Ι 10.1 Глава 1-я. – о священных сосудах и святотатстве 10.2 Глава 2-я. – о том, что внутри священных оград не должно устроять так называемых «вечерей любви», ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 10.3 Глава 3-я. – о божественном священнодействии 10.4 Глава 4-я. – об иудеях и о том, что отнюдь не должно иметь с ними общения 11 НАЧАЛО БУКВЫ Κ 11.1 Глава 1-я. – о епископах и клириках уже изверженных и сколькими епископами они извергаются 11.2 Глава 2-я. – о церквах или городах, обновляемых царями 11.3 Глава 3-я. – о новых постройках 11.4 Глава 4-я. – о календах и ворожбах 11.5 Глава 5-я. – о правилах церковных, и какие правила должно соблюдать 11.6 Глава 6-я. – о ставленной пошлине 11.7 Глава 7-я. – о том, что клирику не должно входить в корчемницу 11.8 Глава 8-я. – о плодоприношении в божественные храмы 11.9 Глава 9-я. – об обвинении епископов и клириков, и кто к обвинению допускается и кто не допускается 11.10 Глава 10-я. – об оглашенных 11.11 Глава 11-я. – кому должно наследовать собственность епископа 11.12 Глава 12-я. – о наследстве и лишаемых наследства сыновьях или родителях 11.13 Глава 13-я. – о том, что должны быть причисляемы к клиру и не происходящие из священнического рода, если будут достойны 11.14 Глава 14-я. – о том, что не должно клирикам перемещаться 11.15 Глава 15-я. – о том, что нуждающимся клирикам должно подавать из церковного имущества 11.16 Глава 16-я. – о том, что не должно клирикам похищать имущество умершего епископа 11.17 Глава 17-я. – о том, что не должно одному клирику быть в двух городах, или в одном городе служить в двух церквах 11.18 Глава 18-я. – о том, что не должно клирикам делать что-либо без воли (своего) епископа 11.19 Глава 19-я. – о том, что и клирики не рукополагались отрешенно 11.20 Глава 20-я. – о том, что клирикам церквей и монастырей должно состоять под властию епископа 11.21 Глава 21-я. – о том, что клирик за прегрешение, если впадает в него, извергается, но не подвергается и отлучению (вместе с извержением) 11.22 Глава 22-я. – о том, что клирики, не покоряющиеся занять высшую степень, лишаются и той, которую занимают 11.23 Глава 23-я. – о краже 11.24 Глава 24-я. – о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения 11.25 Глава 25-я. – о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня 11.26 Глава 26-я. – о том, что не должно давать причащение телам умерших 11.27 Глава 27-я. – о том, что имеющему причаститься не должно приступать к своей жене 11.28 Глава 28-я. – о том, когда причащается осквернившийся во сне 11.29 Глава 29-я. – о том, что за божественное причащение не должно брать что-либо 11.30 Глава 30-я. – о тех, которые сомневаются причащаться от пресвитера женатого 11.31 Глава 31-я. – о благочинии в причащении пресвитеров и мирян 11.32 Глава 32-я. – о том, что не должно принимать мирских попечений ни клирикам, ни монашествующим, разве по царскому повелению 11.33 Глава 33-я. – о попечителях 11.34 Глава 34-я. – о судилищах, где должны быть судимы клирики и монахи, и об избранных судьях 11.35 Глава 35-я. – о тех, которые предаются игре и пьянству 11.36 Глава 36-я. – о том, что в день Господень преимущественно епископам должно учить народ 11.37 Глава 37-я. – о том, что в день Господень не должно поститься, ни преклонять колен, ни работать, ни бывать зрелищам 11.38 Глава 38-я. – о кодикелле 12 НАЧАЛО БУКВЫ Λ 12.1 Глава 1-я. – о епископах, производимых из мирян 12.2 Глава 2-я. – о вступающих в мирский чин епископах, или клириках, или монахах 12.3 Глава 3-я. – о том, что мирянам учить в церкви не должно. 12.4 Глава 4-я. – о божественной литургии 12.5 Глава 5-я. – о латинянах 12.6 Глава 6-я. – о разбойниках кающихся 12.7 Глава 7-я. – об убивающих разбойников 12.8 Глава 8-я. – о тех, которые разбойнически похищают чужую собственность 12.9 Глава 9-я. – о том, что не должно мыться мужчинам вместе с женщинами 12.10 Глава 10-я. – о рождении Пречистой Богородицы 12.11 Глава 11-я. – о расторжении брака 13 НАЧАЛО БУКВЫ Μ 13.1 Глава 1-я. – о волхвах, числогадателях и волшебниках, а также и об астрологах, чародеях и к тому же о колдовствах, отравах и амулетах 13.2 Глава 2-я. – о малакии 13.3 Глава 3-я. – о пьянствующих 13.4 Глава 4-я. – о перемещении и перехождении епископов или клириков 13.5 Глава 5-я. – о том, что кающихся не должно отвергать 13.6 Глава 6-я. – о местах покаяния 13.7 Глава 7-я. – о том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимии кающимся, смотря по их расположению 13.8 Глава 8-я. о том, что кающиеся – при наступлении кончины должны быть удостоиваемы божественного причащения; а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него 13.9 Глава 9-я. – о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам 13.10 Глава 10-я. – о скверноядших 13.11 Глава 11-я. – о смехотворцах и позорищных 13.12 Глава 12-я. – о найме 13.13 Глава 13-я. – об обручении 13.14 Глава 14-я. – о прелюбодеянии 13.15 Глава 15-я. – о монастырях и монахах 13.16 Глава 16-я. – о святом мире 14 НАЧАЛО БУКВЫ Ν 14.1 Глава 1-я. – о построении и освящении храмов 14.2 Глава 2-я. – о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 14.3 Глава 3-я. – о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они 14.4 Глава 4-я. – о посте 14.5 Глава 5-я. – о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни 14.6 Глава 6-я. – о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами 14.7 Глава 7-я. – о законе 14.8 Глава 8-я. – о владении 15 НАЧАЛО БУКВЫ Ξ 15.1 Глава 1-я. – о истреблении идолов 15.2 Глава 2-я. – о том, что чужих клириков должно принимать 16 НАЧАЛО БУКВЫ Ο 16.1 Глава 1-я. – о том, что эконома должно иметь епископу и игумену 16.2 Глава 2-я. – о птицегаданиях 16.3 Глава 3-я. – об осквернившемся во сне 16.4 Глава 4-я. – о клятвах 17 НАЧАЛО БУКВЫ Π 17.1 Глава 1-я. – об играх позорищных 17.2 Глава 2-я. – о клириках, ядущих в гостинице. 17.3 Глава 3-я. – об отречении епископов. 17.4 Глава 4-я. – о женах, избравших девство. 17.5 Глава 5-я. – о посте в пяток. 17.6 Глава 6-я. – о доверении 17.7 Глава 7-я. – о Святой Пасхе 17.8 Глава 8-я. – о патриархе 17.9 Глава 9-я. – о периодевтах, или экзархах 17.10 Глава 10-я. – о вере православной 17.11 Глава 11-я. – о любостяжании и хищении 17.12 Глава 12-я. – о том, как должно духовным отцам устроять исповедающихся им 17.13 Глава 13-я. – о том, что не должно есть удавленных животных 17.14 Глава 14-я. – о наказаниях 17.15 Глава 15-я. – о блуде 17.16 Глава 16-я. – о том, кто имел пожелание учинить блуд, но не привел пожелания в дело 17.17 Глава 17-я. – о содержателях блудниц 17.18 Глава 18-я. – о привилегиях и преимуществах, которые имеют архиереи и Церкви, и об областях их 17.19 Глава 19-я. – о правах, которые имеют пресвитеры 17.20 Глава 20-я. – о приданом 17.21 Глава 21-я. – о предателях 18 НАЧАЛО БУКВЫ Ρ 18.1 Глава 1-я. – о мужах и женах, находящихся в непроизвольном истечении 19 НАЧАЛО БУКВЫ Σ 19.1 Глава 1-я. – о том, что по субботам не должно поститься 19.2 Глава 2-я. – о позорищных 19.3 Глава 3-я. – о том, что креста на земле изображать не должно, а изображенные кресты должно разметать 19.4 Глава 4-я. – о договорах и условиях 19.5 Глава 5-я. – о пиршествах 19.6 Глава 6-я. – о тех, которые удаляются от священных собраний 19.7 Глава 7-я. – о клириках, имеющих привведенных жен 19.8 Глава 8-я. – о тех, которые прикосновенны к грехам клириков и не исповедуют (их) 19.9 Глава 9-я. – о соборах, ежегодно бывающих 19.10 Глава 10-я. – о представительных грамотах 19.11 Глава 11-я. – о тех, которые учиняют соумышления (заговоры), или скопища, или восстания 19.12 Глава 12-я. – о раскольниках 20 НАЧАЛО БУКВЫ Τ 20.1 Глава 1-я. – о чине клириков 20.2 Глава 2-я. – о погребении 20.3 Глава 3-я. – о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их 20.4 Глава 4-я. – о детях клириков 20.5 Глава 5-я. – о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях 20.6 Глава 6-я. – о посте в среду 20.7 Глава 7-я. – о том, что лихву брать воспрещено всякому клирику, и о лихве 20.8 Глава 8-я. – о Трисвятой песни 20.9 Глава 9-я. – о том, что волосы на голове не должно украшать 20.10 Глава 10-я. – о гробокопателях 20.11 Глава 11-я. – о том, что бить клирикам не дозволяется 21 НАЧАЛО БУКВЫ Y 21.1 Глава 1-я. – об обидах 21.2 Глава 2-я. – об идропарастатах – еретиках 21.3 Глава 3-я. – о усыновлении 21.4 Глава 4-я. – о служителях или иподиаконах 21.5 Глава 5-я. – о дарении по случаю брака 22 НАЧАЛО БУКВЫ Φ 22.1 Глава 1-я. – о Фалкидии 22.2 Глава 2-я. – об отравителях и магах 22.3 Глава 3-я. – о растлении дев 22.4 Глава 4-я. – о сребролюбии 22.5 Глава 5-я. – об убийствах вольных и невольных 22.6 Глава 6-я. – о самоубийцах 22.7 Глава 7-я. – об убийствах на войне и о тех, которые убивают разбойников 22.8 Глава 8-я. – о женах, убивающих посредством отравы зачатый в утробе плод 22.9 Глава 9-я. – о том, что не должно делать амулетов 22.10 Глава 10-я. – об осужденных на заключение в темнице 23 НАЧАЛО БУКВЫ Χ 23.1 Глава 1-я. – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии 23.2 Глава 2-я. – о том, что избрания рукополагаемых не должны быть производимы ни мирскими начальниками, ни народом 23.3 Глава 3-я. – о сроке, в течение которого должно рукополагать епископов 23.4 Глава 4-я. – каковым должно быть рукополагаемым во епископов и что (им) прежде всего должно знать 23.5 Глава 5-я. – сколько епископов рукополагают епископов и прочих клириков 23.6 Глава 6-я. – о том, что имеющему быть рукоположенным во епископа должно прежде разлучиться с своею женою 23.7 Глава 7-я. – о возрасте рукополагаемых 23.8 Глава 8-я. – о том, что умирающему епископу не должно поставлять другого вместо себя 23.9 Глава 9-я. – о том, что не прежде должно поставлять кого-либо в епископа, или во пресвитера, или во диакона, разве когда всех в доме своем сделает христианами 23.10 Глава 10-я. – о том, что не должно вдруг рукополагать во епископа мирянина, ни новопросвещенного, и по каким причинам клирик лишается священства 23.11 Глава 11-я. – когда евнух или иначе поврежденный в теле рукополагается во епископа или клирика 23.12 Глава 12-я. – о том, что не должно рукополагать епископа в Церковь, епископ которой еще жив 23.13 Глава 13-я. – о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню 23.14 Глава 14-я. – о рукоположении хорепископов 23.15 Глава 15-я. – о епископе, который, по рукоположении, не хочет отойти в назначенную ему Церковь 23.16 Глава 16-я. – о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных 23.17 Глава 17-я. – о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии 23.18 Глава 18-я. – кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви 23.19 Глава 19-я. – о том, что рукополагается в клирика происходящий и не из священнического рода 23.20 Глава 20-я. – когда рукополагаются рабы 23.21 Глава 21-я. – о производстве чтецов 23.22 Глава 22-я. – о том, что клирики не рукополагались отрешенно 23.23 Глава 23-я. – о том, что рукополагается и тот, кто, находясь в состоянии оглашения, прежде крещения идоложертвовал 23.24 Глава 24-я. – о том, что перепоставлений не должно быть 23.25 Глава 25-я. – о том, кто повинен грехам и рукоположен 23.26 Глава 26-я. – о том, что не должно рукополагать того, кто просвещен крещением в болезни 23.27 Глава 27-я. – о тех, которые дают клятву не принимать хиротонии 23.28 Глава 28-я. – о рукополагаемых за деньги 23.29 Глава 29-я. – о вдовых женах 23.30 Глава 30-я. – о тех, которые глумятся над болезненными 23.31 Глава 31-я. – о святом мире и о том, какие из еретиков, приходящих к Церкви, только миропомазуются 23.32 Глава 32-я. – о христианстве 23.33 Глава 33-я. – о хорепископах 24 НАЧАЛО БУКВЫ Ψ 24.1 Глава 1-я. – как подобает петь и молиться 24.2 Глава 2-я. – о певцах и чтецах 24.3 Глава 3-я. – о том, что к лжемученикам еретическим не должно отходить 24.4 Глава 4-я. – как происходят избрания имеющих принять рукоположение 25 НАЧАЛО БУКВЫ Ω 25.1 Глава 1-я. – кому должно носить орарь  

 

Предисловие О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

Вознамерившись распределить по буквам предметы священных канонов, мы рассудили сократить их, на сколько возможно, дабы ищущим удобнее было находить известный предмет; но, задавшись такою целью, мы сочли за необходимое на первом месте поставить богодухновенные каноны, утверждающие православную веру; ибо тем (только), кои непоколебимо стоят на ее основании, не бесполезно предложить содержание и прочих правил, а отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов какое могут иметь внимание к священным правилам? Посему и правила первой важности не должно полагать после тех, которые получили первенство по числу и порядку букв. Как закон природы побуждает тех (только), кои причастны жизни, принимать пищу (хотя мы и знаем некоторых из божественных мужей, долгое время не принимавших ее), а для лишившихся жизни, с уничтожением способности желать и принимать, пища, думаю, излишня и бесполезна, – так некоторые, как негде говорится и как повествуют истории деяний, спаслись верою, а упражняющиеся в делах, когда им не предшествует вера, столько же пользы получают от них, сколько и слепцы от солнечного света.

Итак, первое правило святаго и Вселенского второго Собора определяет, что господствующая только та вера, которую провозвестили Никейские триста восемнадцать богоносных отцов, – как составленная из здравых догматов, – а все ереси, мыслящие иначе, чем она, с презрением предает анафеме.

А 5-е правило того же Собора хвалит отцов, собравшихся в Сардике, за то, что они утвердили символ веры Никейских отцов.

А святый и Вселенский третий Собор в шестом и седьмом правилах – тех, кои доходят до такой дерзости, чтобы сочинять другой символ, кроме священного символа, составленного в Никее, и к тому же допускают нечестивые мнения Нестория и покушаются таким образом учить приходящих к Церкви, – клириков изгоняет из клира, а мирян предает анафеме.

И святый и Вселенский шестой Собор в первом правиле заповедует хранить неприкосновенною нововведениям преданную нам от священных Апостолов веру; к тому же – не преступать учения, утвержденного на первом Соборе, отцы которого, провозвестившие всем единосущее в трех Ипостасях Богоначального естества.1, последователей богомерзкого Ария, не соглашающихся с их мнением, совершенно изгоняют (из Церкви); повелевает также, чтобы было покланяемо и то, что определено на втором Соборе: ибо сей Собор, отвергший духоборца Македония и осудивший анафемою единомысленных с ним, предал, что Дух Святой равночестен Отцу и Сыну, как истинный Бог, и вместе с тем, осудивши безумного Аполлинария, утвердил догмат, что Господь принял плоть умную и одушевленную; также потщился утвердить и то, что определил третий Собор, – ибо он утвердил догмат, что Христос, Сын Божий, по воплощении есть един, и исповедал, что безсеменно и сверхъестественно родившая Его Приснодева-отроковица есть собственно и истинно Богородица, а безумного Нестория, разделяющего единого Христа на двух сынов, с его лжеучением предает вечной анафеме, утверждает священные догматы и отцов четвертого Собора, которые, отгнав от порогов церковных богомерзкое слияние Евтихия и Диоскора, изложили учение о едином Христе, состоящем из двух естеств и в двух естествах и по соединении созерцаемом, ибо сих, держащихся противоположного Несториеву злочестия и думающих, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, – Нестория за злочестивое разделение, а Диоскора и Евтихия, – за злочестивейшее слиянное соединение – отцы, справедливо возненавидев, отвергают далеко от Бога; повелевает также держаться догматического учения, изложенного по вдохновению божественного Духа пятым Собором и удаляться осужденных прежде него2 пагубных пустословий Оригена и его сообщников; также и сей Собор, запечатлевший и утвердивший определения прежде него бывших Соборов, т. есть шестой, в сем сказанном 1-м правиле – утвердив догмат о двух волях и двух естественных действиях во едином Господе нашем, объявляет отверженными (от Церкви) сообщников Пирра и Сергия, безрассудно проповедывавших одну волю в Господе; благочестиво постановил, чтобы вера славных благочестием мужей была соблюдаема твердо до скончания века и почитает достойными анафемы тех, которые прибавляют или убавляют что-либо в преданной нам правой и здравой вере.

Согласно с сими и Карфагенский Собор в первом и втором своих правилах повелевает особенно почитать догматическое учение о единосущии покланяемой и святой Троицы и о нашей вере в Нее, утвержденное на первом Соборе божественными отцами, священный символ веры которых буквально излагается.

Законы

А гражданские законы определяют буквально так: христианин тот, кто верует, что едино есть Божество, в равной власти, Отца и Сына и Святаго Духа; а кто мыслит вопреки сказанному – еретик.

* * *

1

Из пр. 1-го св. Григория Нисского.

2

Из пр. 2-го.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle