Матфей Властарь

Алфавитная Синтагма

Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Y Φ Χ Ψ Ω

 

 

1 Предисловие. О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

2 НАЧАЛО БУКВЫ Α 2.1 Глава 1-я. Об отрекшихся от сей непорочной Христианской веры, и как должно принимать тех из них, которые раскаиваются 2.2 Глава 2-я. О еретиках и как должно принимать обращающихся от ересей 2.3 Глава 3-я. Как должно устроять так называемые вечери любви, или пиршества? 2.4 Глава 4-я. – о купле и продаже 2.5 Глава 5-я. – о смесившихся с бессловесными животными, или скотоложниках 2.6 Глава 6-я. – о чтецах 2.7 Глава 7-я. – об анафеме 2.8 Глава 8-я. – об антиминсах 2.9 Глава 9-я. – об отлучке епископов и клириков 2.10 Глава 10-я. – об увольнительных грамотах 2.11 Глава 11-я. – о епископах, похищающих церкви, им не принадлежащие 2.12 Глава 12-я. – о тех, которые разбойнически похищают чужое 2.13 Глава 13-я. – о тех, которые похищают жен для брака 2.14 Глава 14-я. – о мужеложстве 2.15 Глава 15-я. – о начальниках, каковы они должны быть 2.16 Глава 16-я. – о женщинах, находящихся в очищении 2.17 Глава 17-я. – о несовершеннолетних 2.18 Глава 18-я. – об отлучении 3 НАЧАЛО БУКВЫ Β 3.1 Глава 1-я. – о святом крещении 3.2 Глава 2-я. – о младенцах сомнительных, крещены ли они 3.3 Глава 3-я. – о крещаемых младенцах агарянских 3.4 Глава 4-я. – о крещаемых из иудеев 3.5 Глава 5-я. – о царе 3.6 Глава 6-я. – когда царь входит во святый алтарь 3.7 Глава 7-я. – о том, что царю досаждать не должно 3.8 Глава 8-я. – о брачных степенях 3.9 Глава 9-я. – о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим 3.10 Глава 10-я. – о насилии и захвате 3.11 Глава 11-я. – о книгах Божественного Писания подлинных и подложных 3.12 Глава 12-я. – об умерших насильственно, или самоубийцах 3.13 Глава 13-я. – о високосе 4 НАЧАЛО БУКВЫ Γ 4.1 Глава 1-я. – о брачных степенях 4.2 Глава 2-я. – о браках дозволенных и запрещенных 4.3 Глава 3-я. о гнушающихся законными браками 4.4 Глава 4-я. – о мужах и женах, вступающих во второй, третий и многие браки, и о (лицах) посвященных, вступающих во второй брак 4.5 Глава 5-я. – о жене, желающей вступить во второй брак, когда муж ее пропал без вести в путешествии или на войне 4.6 Глава 6-я. – о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему (брак) 4.7 Глава 7-я. – о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм 4.8 Глава 8-я. – о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак 4.9 Глава 9-я. – о противозаконных и недозволенных родственных браках 4.10 Глава 10-я. – о тех, кои похищают жен для брака 4.11 Глава 11-я. – о тех, которые берут в брак посвященных Богу 4.12 Глава 12-я. – о том, что не должно заключать браков с еретиками 4.13 Глава 13-я. – по каким причинам расторгается брак 4.14 Глава 14-я. – о диакониссах и вдовах 4.15 Глава 15-я. – о женах обрученных; здесь же и об обручении 4.16 Глава 16-я. – о клириках, изгоняющих жен своих под предлогом благочестия 4.17 Глава 17-я. – о том, что епископы должны разлучаться со своими женами 4.18 Глава 18-я. – о том, посвященным должно воздерживаться от своих жен, когда намереваются священнодействовать 4.19 Глава 19-я. – о епископах или клириках, которые имеют сожительствующих жен 4.20 Глава 20-я. – о тех, которые моются вместе с женщинами 4.21 Глава 21-я. – о том, что жены пресвитеров не должны быть пресвитеридами 4.22 Глава 22-я. – о том, что женщинам не должно входить в святой алтарь 4.23 Глава 23-я. – о том, что женам в церкви должно молчать 4.24 Глава 24-я. – о том, что не должно женщинам одеваться в мужскую одежду 4.25 Глава 25-я. – о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты 4.26 Глава 26-я. – о том, кто имеет жену беснующуюся 4.27 Глава 27-я. – о женщинах, находящихся в очищении 4.28 Глава 28-я. – о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода 4.29 Глава 29-я. – о жене, нерадящей о (ново)рожденном или покидающей (его) 4.30 Глава 30-я. – о тех, которые насилуют жен-девственниц 4.31 Глава 31-я. – о чародействе 5 НАЧАЛО БУКВЫ Δ 5.1 Глава 1-я. – о беснующихся или притворяющихся беснующимися 5.2 Глава 2-я. – о заимодавцах, займе и закладах 5.3 Глава 3-я. – о расторжении (брака) 5.4 Глава 4-я. – о завещании 5.5 Глава 5-я. – о диаконах 5.6 Глава 6-я. – о второбрачных 5.7 Глава 7-я. – как епископам и пресвитерам должно учить народ 5.8 Глава 6-я (8-я). – о правде 5.9 Глава 7-я (9-я). – о судилищах и о клириках и мирянах, имеющих тяжбы 5.10 Глава 8-я (10-я). – о епископах и клириках, подсудимых за свои преступления 5.11 Глава 9-я (11-я). – о том, что не должно дважды наказывать за одно и то же 5.12 Глава 10-я (12-я). – о тех, которые преследуют кого-либо за благочестие 5.13 Глава 11-я. – об освобождении рабов и принятии в клир 5.14 Глава 13-я. – о дарах 6 НАЧАЛО БУКВЫ Ε 6.1 Глава 1-я. – О поручительстве 6.2 Глава 2-я. – об обычаях церковных неписанных 6.3 Глава 3-я. – об обычаях эллинских 6.4 Глава 4-я. – об обычаях гражданских 6.5 Глава 5-я. – о мирных грамотах 6.6 Глава 6-я. – о святых иконах 6.7 Глава 7-я. – о поджоге 6.8 Глава 8-я. – об отдаче имущества в аренду 6.9 Глава 9-я. – об одеждах приличных посвященным 6.10 Глава 10-я. – о залогах 6.11 Глава 11-я. – о привилегиях и преимуществах, которые имеют Церкви и епископы 6.12 Глава 12-я. – о построении и освящении церквей 6.13 Глава 13-я. – о прибегающих в церковь 6.14 Глава 14-я. о том, что одному клирику не должно быть в церквах двух городов 6.15 Глава 15-я. – о том, что не должно внутри церкви бывать так называемым «вечерям любви», ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 6.16 Глава 16-я. о том, что церковное имущество должно быть неотчуждаемо, и как епископам должно распоряжаться им 6.17 Глава 17-я. – о епископах 6.18 Глава 18-я. – о том, что епископы должны разлучаться от своих жен 6.19 Глава 19-я. – о епископах, получающих Церковь по ходатайству начальников 6.20 Глава 20-я. – о епископе, рукоположенном и не хотящем отойти в назначенную ему Церковь, или отшедшем и не принятом, или о не имевшем возможности отойти по той причине, что Церковь занята язычниками 6.21 Глава 21-я. – о епископиях, обращаемых в митрополии, и о том, что в одной области не должно быть двум митрополитам 6.22 Глава 22-я. – о том, что епископы должны восстановлять епископии и монастыри, если они сделались обыкновенными жилищами 6.23 Глава 23-я. – о собственном имении епископа и как он должен распоряжаться имением церковным 6.24 Глава 24-я. – о том, что епископу должно иметь и эконома (для) церковного имущества 6.25 Глава 25-я. – о том, что не должно епископу созидать монастыря в ущерб имуществу своей церкви 6.26 Глава 26-я. – о том, что епископ из церковного имущества должен подавать нуждающимся из клириков 6.27 Глава 27-я. – о том, что по смерти епископа имущество его не должно быть похищаемо клириками его или митрополитом, но должно быть сохраняемо тому, кто будет рукоположен после него 6.28 Глава 28-я. – о том, что не должно епископу нисходить на степень пресвитера 6.29 Глава 29-я. – о том, что епископ, постригшийся в монахи, лишается священства 6.30 Глава 30-я. – о том, что не должно быть епископу в малом городе или деревне 6.31 Глава 31-я. – о хорепископах 6.32 Глава 32-я. – о клятвопреступлении 6.33 Глава 33-я. – об опекунах и попечителях 6.34 Глава 34-я. – о скопцах 6.35 Глава 35-я. – о благочинии молитв 6.36 Глава 36-я. – о заклинателях 7 НАЧАЛО БУКВЫ Ζ 7.1 Глава 1-я. – о теплой воде, вливаемой в Божественные Тайны 7.2 Глава 2-я. – о живописании, причиняющем вред душам посредством нечистаго удовольствия 7.3 Глава 3-я. – о скотоложниках и обессловесившихся 8 НАЧАЛО БУКВЫ Η 8.1 Глава 1-я. – об игуменах 8.2 Глава 2-я. – о возрасте рукополагаемых клириков 8.3 Глава 3-я. – о долготе дня 9 НАЧАЛО БУКВЫ Θ 9.1 Глава 1-я. – о зрелищах и различных театральных играх 9.2 Глава 2-я. – о Богословии и православной вере 9.3 Глава 3-я. – о святом Богоявлении 9.4 Глава 4-я. – о клириках, устрояющих алтари против воли своих епископов 9.5 Глава 5-я. о том, что во святый алтарь, беспрепятственно могут входить только посвященные, что входят также и цари, когда намерены принести дары к божественной трапезе, и что мирянам или женщинам входить (в алтарь) запрещено 10 НАЧАЛО БУКВЫ Ι 10.1 Глава 1-я. – о священных сосудах и святотатстве 10.2 Глава 2-я. – о том, что внутри священных оград не должно устроять так называемых «вечерей любви», ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 10.3 Глава 3-я. – о божественном священнодействии 10.4 Глава 4-я. – об иудеях и о том, что отнюдь не должно иметь с ними общения 11 НАЧАЛО БУКВЫ Κ 11.1 Глава 1-я. – о епископах и клириках уже изверженных и сколькими епископами они извергаются 11.2 Глава 2-я. – о церквах или городах, обновляемых царями 11.3 Глава 3-я. – о новых постройках 11.4 Глава 4-я. – о календах и ворожбах 11.5 Глава 5-я. – о правилах церковных, и какие правила должно соблюдать 11.6 Глава 6-я. – о ставленной пошлине 11.7 Глава 7-я. – о том, что клирику не должно входить в корчемницу 11.8 Глава 8-я. – о плодоприношении в божественные храмы 11.9 Глава 9-я. – об обвинении епископов и клириков, и кто к обвинению допускается и кто не допускается 11.10 Глава 10-я. – об оглашенных 11.11 Глава 11-я. – кому должно наследовать собственность епископа 11.12 Глава 12-я. – о наследстве и лишаемых наследства сыновьях или родителях 11.13 Глава 13-я. – о том, что должны быть причисляемы к клиру и не происходящие из священнического рода, если будут достойны 11.14 Глава 14-я. – о том, что не должно клирикам перемещаться 11.15 Глава 15-я. – о том, что нуждающимся клирикам должно подавать из церковного имущества 11.16 Глава 16-я. – о том, что не должно клирикам похищать имущество умершего епископа 11.17 Глава 17-я. – о том, что не должно одному клирику быть в двух городах, или в одном городе служить в двух церквах 11.18 Глава 18-я. – о том, что не должно клирикам делать что-либо без воли (своего) епископа 11.19 Глава 19-я. – о том, что и клирики не рукополагались отрешенно 11.20 Глава 20-я. – о том, что клирикам церквей и монастырей должно состоять под властию епископа 11.21 Глава 21-я. – о том, что клирик за прегрешение, если впадает в него, извергается, но не подвергается и отлучению (вместе с извержением) 11.22 Глава 22-я. – о том, что клирики, не покоряющиеся занять высшую степень, лишаются и той, которую занимают 11.23 Глава 23-я. – о краже 11.24 Глава 24-я. – о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения 11.25 Глава 25-я. – о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня 11.26 Глава 26-я. – о том, что не должно давать причащение телам умерших 11.27 Глава 27-я. – о том, что имеющему причаститься не должно приступать к своей жене 11.28 Глава 28-я. – о том, когда причащается осквернившийся во сне 11.29 Глава 29-я. – о том, что за божественное причащение не должно брать что-либо 11.30 Глава 30-я. – о тех, которые сомневаются причащаться от пресвитера женатого 11.31 Глава 31-я. – о благочинии в причащении пресвитеров и мирян 11.32 Глава 32-я. – о том, что не должно принимать мирских попечений ни клирикам, ни монашествующим, разве по царскому повелению 11.33 Глава 33-я. – о попечителях 11.34 Глава 34-я. – о судилищах, где должны быть судимы клирики и монахи, и об избранных судьях 11.35 Глава 35-я. – о тех, которые предаются игре и пьянству 11.36 Глава 36-я. – о том, что в день Господень преимущественно епископам должно учить народ 11.37 Глава 37-я. – о том, что в день Господень не должно поститься, ни преклонять колен, ни работать, ни бывать зрелищам 11.38 Глава 38-я. – о кодикелле 12 НАЧАЛО БУКВЫ Λ 12.1 Глава 1-я. – о епископах, производимых из мирян 12.2 Глава 2-я. – о вступающих в мирский чин епископах, или клириках, или монахах 12.3 Глава 3-я. – о том, что мирянам учить в церкви не должно. 12.4 Глава 4-я. – о божественной литургии 12.5 Глава 5-я. – о латинянах 12.6 Глава 6-я. – о разбойниках кающихся 12.7 Глава 7-я. – об убивающих разбойников 12.8 Глава 8-я. – о тех, которые разбойнически похищают чужую собственность 12.9 Глава 9-я. – о том, что не должно мыться мужчинам вместе с женщинами 12.10 Глава 10-я. – о рождении Пречистой Богородицы 12.11 Глава 11-я. – о расторжении брака 13 НАЧАЛО БУКВЫ Μ 13.1 Глава 1-я. – о волхвах, числогадателях и волшебниках, а также и об астрологах, чародеях и к тому же о колдовствах, отравах и амулетах 13.2 Глава 2-я. – о малакии 13.3 Глава 3-я. – о пьянствующих 13.4 Глава 4-я. – о перемещении и перехождении епископов или клириков 13.5 Глава 5-я. – о том, что кающихся не должно отвергать 13.6 Глава 6-я. – о местах покаяния 13.7 Глава 7-я. – о том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимии кающимся, смотря по их расположению 13.8 Глава 8-я. о том, что кающиеся – при наступлении кончины должны быть удостоиваемы божественного причащения; а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него 13.9 Глава 9-я. – о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам 13.10 Глава 10-я. – о скверноядших 13.11 Глава 11-я. – о смехотворцах и позорищных 13.12 Глава 12-я. – о найме 13.13 Глава 13-я. – об обручении 13.14 Глава 14-я. – о прелюбодеянии 13.15 Глава 15-я. – о монастырях и монахах 13.16 Глава 16-я. – о святом мире 14 НАЧАЛО БУКВЫ Ν 14.1 Глава 1-я. – о построении и освящении храмов 14.2 Глава 2-я. – о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою 14.3 Глава 3-я. – о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они 14.4 Глава 4-я. – о посте 14.5 Глава 5-я. – о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни 14.6 Глава 6-я. – о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами 14.7 Глава 7-я. – о законе 14.8 Глава 8-я. – о владении 15 НАЧАЛО БУКВЫ Ξ 15.1 Глава 1-я. – о истреблении идолов 15.2 Глава 2-я. – о том, что чужих клириков должно принимать 16 НАЧАЛО БУКВЫ Ο 16.1 Глава 1-я. – о том, что эконома должно иметь епископу и игумену 16.2 Глава 2-я. – о птицегаданиях 16.3 Глава 3-я. – об осквернившемся во сне 16.4 Глава 4-я. – о клятвах 17 НАЧАЛО БУКВЫ Π 17.1 Глава 1-я. – об играх позорищных 17.2 Глава 2-я. – о клириках, ядущих в гостинице. 17.3 Глава 3-я. – об отречении епископов. 17.4 Глава 4-я. – о женах, избравших девство. 17.5 Глава 5-я. – о посте в пяток. 17.6 Глава 6-я. – о доверении 17.7 Глава 7-я. – о Святой Пасхе 17.8 Глава 8-я. – о патриархе 17.9 Глава 9-я. – о периодевтах, или экзархах 17.10 Глава 10-я. – о вере православной 17.11 Глава 11-я. – о любостяжании и хищении 17.12 Глава 12-я. – о том, как должно духовным отцам устроять исповедающихся им 17.13 Глава 13-я. – о том, что не должно есть удавленных животных 17.14 Глава 14-я. – о наказаниях 17.15 Глава 15-я. – о блуде 17.16 Глава 16-я. – о том, кто имел пожелание учинить блуд, но не привел пожелания в дело 17.17 Глава 17-я. – о содержателях блудниц 17.18 Глава 18-я. – о привилегиях и преимуществах, которые имеют архиереи и Церкви, и об областях их 17.19 Глава 19-я. – о правах, которые имеют пресвитеры 17.20 Глава 20-я. – о приданом 17.21 Глава 21-я. – о предателях 18 НАЧАЛО БУКВЫ Ρ 18.1 Глава 1-я. – о мужах и женах, находящихся в непроизвольном истечении 19 НАЧАЛО БУКВЫ Σ 19.1 Глава 1-я. – о том, что по субботам не должно поститься 19.2 Глава 2-я. – о позорищных 19.3 Глава 3-я. – о том, что креста на земле изображать не должно, а изображенные кресты должно разметать 19.4 Глава 4-я. – о договорах и условиях 19.5 Глава 5-я. – о пиршествах 19.6 Глава 6-я. – о тех, которые удаляются от священных собраний 19.7 Глава 7-я. – о клириках, имеющих привведенных жен 19.8 Глава 8-я. – о тех, которые прикосновенны к грехам клириков и не исповедуют (их) 19.9 Глава 9-я. – о соборах, ежегодно бывающих 19.10 Глава 10-я. – о представительных грамотах 19.11 Глава 11-я. – о тех, которые учиняют соумышления (заговоры), или скопища, или восстания 19.12 Глава 12-я. – о раскольниках 20 НАЧАЛО БУКВЫ Τ 20.1 Глава 1-я. – о чине клириков 20.2 Глава 2-я. – о погребении 20.3 Глава 3-я. – о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их 20.4 Глава 4-я. – о детях клириков 20.5 Глава 5-я. – о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях 20.6 Глава 6-я. – о посте в среду 20.7 Глава 7-я. – о том, что лихву брать воспрещено всякому клирику, и о лихве 20.8 Глава 8-я. – о Трисвятой песни 20.9 Глава 9-я. – о том, что волосы на голове не должно украшать 20.10 Глава 10-я. – о гробокопателях 20.11 Глава 11-я. – о том, что бить клирикам не дозволяется 21 НАЧАЛО БУКВЫ Y 21.1 Глава 1-я. – об обидах 21.2 Глава 2-я. – об идропарастатах – еретиках 21.3 Глава 3-я. – о усыновлении 21.4 Глава 4-я. – о служителях или иподиаконах 21.5 Глава 5-я. – о дарении по случаю брака 22 НАЧАЛО БУКВЫ Φ 22.1 Глава 1-я. – о Фалкидии 22.2 Глава 2-я. – об отравителях и магах 22.3 Глава 3-я. – о растлении дев 22.4 Глава 4-я. – о сребролюбии 22.5 Глава 5-я. – об убийствах вольных и невольных 22.6 Глава 6-я. – о самоубийцах 22.7 Глава 7-я. – об убийствах на войне и о тех, которые убивают разбойников 22.8 Глава 8-я. – о женах, убивающих посредством отравы зачатый в утробе плод 22.9 Глава 9-я. – о том, что не должно делать амулетов 22.10 Глава 10-я. – об осужденных на заключение в темнице 23 НАЧАЛО БУКВЫ Χ 23.1 Глава 1-я. – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии 23.2 Глава 2-я. – о том, что избрания рукополагаемых не должны быть производимы ни мирскими начальниками, ни народом 23.3 Глава 3-я. – о сроке, в течение которого должно рукополагать епископов 23.4 Глава 4-я. – каковым должно быть рукополагаемым во епископов и что (им) прежде всего должно знать 23.5 Глава 5-я. – сколько епископов рукополагают епископов и прочих клириков 23.6 Глава 6-я. – о том, что имеющему быть рукоположенным во епископа должно прежде разлучиться с своею женою 23.7 Глава 7-я. – о возрасте рукополагаемых 23.8 Глава 8-я. – о том, что умирающему епископу не должно поставлять другого вместо себя 23.9 Глава 9-я. – о том, что не прежде должно поставлять кого-либо в епископа, или во пресвитера, или во диакона, разве когда всех в доме своем сделает христианами 23.10 Глава 10-я. – о том, что не должно вдруг рукополагать во епископа мирянина, ни новопросвещенного, и по каким причинам клирик лишается священства 23.11 Глава 11-я. – когда евнух или иначе поврежденный в теле рукополагается во епископа или клирика 23.12 Глава 12-я. – о том, что не должно рукополагать епископа в Церковь, епископ которой еще жив 23.13 Глава 13-я. – о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню 23.14 Глава 14-я. – о рукоположении хорепископов 23.15 Глава 15-я. – о епископе, который, по рукоположении, не хочет отойти в назначенную ему Церковь 23.16 Глава 16-я. – о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных 23.17 Глава 17-я. – о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии 23.18 Глава 18-я. – кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви 23.19 Глава 19-я. – о том, что рукополагается в клирика происходящий и не из священнического рода 23.20 Глава 20-я. – когда рукополагаются рабы 23.21 Глава 21-я. – о производстве чтецов 23.22 Глава 22-я. – о том, что клирики не рукополагались отрешенно 23.23 Глава 23-я. – о том, что рукополагается и тот, кто, находясь в состоянии оглашения, прежде крещения идоложертвовал 23.24 Глава 24-я. – о том, что перепоставлений не должно быть 23.25 Глава 25-я. – о том, кто повинен грехам и рукоположен 23.26 Глава 26-я. – о том, что не должно рукополагать того, кто просвещен крещением в болезни 23.27 Глава 27-я. – о тех, которые дают клятву не принимать хиротонии 23.28 Глава 28-я. – о рукополагаемых за деньги 23.29 Глава 29-я. – о вдовых женах 23.30 Глава 30-я. – о тех, которые глумятся над болезненными 23.31 Глава 31-я. – о святом мире и о том, какие из еретиков, приходящих к Церкви, только миропомазуются 23.32 Глава 32-я. – о христианстве 23.33 Глава 33-я. – о хорепископах 24 НАЧАЛО БУКВЫ Ψ 24.1 Глава 1-я. – как подобает петь и молиться 24.2 Глава 2-я. – о певцах и чтецах 24.3 Глава 3-я. – о том, что к лжемученикам еретическим не должно отходить 24.4 Глава 4-я. – как происходят избрания имеющих принять рукоположение 25 НАЧАЛО БУКВЫ Ω 25.1 Глава 1-я. – кому должно носить орарь  

 

Предисловие О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

Вознамерившись распределить по буквам предметы священных канонов, мы рассудили сократить их, на сколько возможно, дабы ищущим удобнее было находить известный предмет; но, задавшись такою целью, мы сочли за необходимое на первом месте поставить богодухновенные каноны, утверждающие православную веру; ибо тем (только), кои непоколебимо стоят на ее основании, не бесполезно предложить содержание и прочих правил, а отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов какое могут иметь внимание к священным правилам? Посему и правила первой важности не должно полагать после тех, которые получили первенство по числу и порядку букв. Как закон природы побуждает тех (только), кои причастны жизни, принимать пищу (хотя мы и знаем некоторых из божественных мужей, долгое время не принимавших ее), а для лишившихся жизни, с уничтожением способности желать и принимать, пища, думаю, излишня и бесполезна, – так некоторые, как негде говорится и как повествуют истории деяний, спаслись верою, а упражняющиеся в делах, когда им не предшествует вера, столько же пользы получают от них, сколько и слепцы от солнечного света.

Итак, первое правило святаго и Вселенского второго Собора определяет, что господствующая только та вера, которую провозвестили Никейские триста восемнадцать богоносных отцов, – как составленная из здравых догматов, – а все ереси, мыслящие иначе, чем она, с презрением предает анафеме.

А 5-е правило того же Собора хвалит отцов, собравшихся в Сардике, за то, что они утвердили символ веры Никейских отцов.

А святый и Вселенский третий Собор в шестом и седьмом правилах – тех, кои доходят до такой дерзости, чтобы сочинять другой символ, кроме священного символа, составленного в Никее, и к тому же допускают нечестивые мнения Нестория и покушаются таким образом учить приходящих к Церкви, – клириков изгоняет из клира, а мирян предает анафеме.

И святый и Вселенский шестой Собор в первом правиле заповедует хранить неприкосновенною нововведениям преданную нам от священных Апостолов веру; к тому же – не преступать учения, утвержденного на первом Соборе, отцы которого, провозвестившие всем единосущее в трех Ипостасях Богоначального естества.1, последователей богомерзкого Ария, не соглашающихся с их мнением, совершенно изгоняют (из Церкви); повелевает также, чтобы было покланяемо и то, что определено на втором Соборе: ибо сей Собор, отвергший духоборца Македония и осудивший анафемою единомысленных с ним, предал, что Дух Святой равночестен Отцу и Сыну, как истинный Бог, и вместе с тем, осудивши безумного Аполлинария, утвердил догмат, что Господь принял плоть умную и одушевленную; также потщился утвердить и то, что определил третий Собор, – ибо он утвердил догмат, что Христос, Сын Божий, по воплощении есть един, и исповедал, что безсеменно и сверхъестественно родившая Его Приснодева-отроковица есть собственно и истинно Богородица, а безумного Нестория, разделяющего единого Христа на двух сынов, с его лжеучением предает вечной анафеме, утверждает священные догматы и отцов четвертого Собора, которые, отгнав от порогов церковных богомерзкое слияние Евтихия и Диоскора, изложили учение о едином Христе, состоящем из двух естеств и в двух естествах и по соединении созерцаемом, ибо сих, держащихся противоположного Несториеву злочестия и думающих, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, – Нестория за злочестивое разделение, а Диоскора и Евтихия, – за злочестивейшее слиянное соединение – отцы, справедливо возненавидев, отвергают далеко от Бога; повелевает также держаться догматического учения, изложенного по вдохновению божественного Духа пятым Собором и удаляться осужденных прежде него2 пагубных пустословий Оригена и его сообщников; также и сей Собор, запечатлевший и утвердивший определения прежде него бывших Соборов, т. есть шестой, в сем сказанном 1-м правиле – утвердив догмат о двух волях и двух естественных действиях во едином Господе нашем, объявляет отверженными (от Церкви) сообщников Пирра и Сергия, безрассудно проповедывавших одну волю в Господе; благочестиво постановил, чтобы вера славных благочестием мужей была соблюдаема твердо до скончания века и почитает достойными анафемы тех, которые прибавляют или убавляют что-либо в преданной нам правой и здравой вере.

Согласно с сими и Карфагенский Собор в первом и втором своих правилах повелевает особенно почитать догматическое учение о единосущии покланяемой и святой Троицы и о нашей вере в Нее, утвержденное на первом Соборе божественными отцами, священный символ веры которых буквально излагается.

Законы

А гражданские законы определяют буквально так: христианин тот, кто верует, что едино есть Божество, в равной власти, Отца и Сына и Святаго Духа; а кто мыслит вопреки сказанному – еретик.

* * *

1

Из пр. 1-го св. Григория Нисского.

2

Из пр. 2-го.

Вам может быть интересно:

1. Полемические сочинения монах Давид Дисипат

2. Сокращенное изложение Божественных догматов блаженный Феодорит Кирский

3. Во святую Велиикую субботу, поучение святого отца Григория Антиохийского святитель Григорий Антиохийский

4. О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего епископ Феодор Карский

5. Фрагменты преподобный Аммон Оксиринхский

6. Тайноводственные поучения святитель Кирилл Иерусалимский

7. Апология мученик Аполлоний Римский

8. Похвальное слово Пресвятой Богородице (фрагмент) святитель Феофан III, митрополит Никейский

9. Указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей блаженный Диадох, епископ Фотики

10. Древние иноческие уставы – 3. Преподобного Орсисия аввы Тавеннисиотского наставления святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle