Матвей Васильевич Барсов

22–35 ст. 13-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ. Иисус на пути в Иерусалим

Речь по поводу вопроса о числе спасающихся

(Лк. 13:22–30)

После праздника обновления Иисус проходил города и селения галилейские, везде уча и исцеляя. Теперь Он снова направил Свой путь в Иерусалим. Путешествие это происходило весьма медленно, так как Иисус во всех местах, чрез которые проходил, проповедовал Евангелие. Он проходил чрез Самарию (Лк. 17:11). Евангелист Иоанн не упоминает об этом путешествии. Из этого повествования вытекает, что Христос после праздника кущей не выходил из Иерусалима, но оставался до праздника обновления храма. Однако молчание его об этом нисколько не противоречит ясному и обстоятельному повествованию Луки.

Один из сопровождавших Его учеников спросил Его: «Господи! Неужели мало спасающихся?» Из повествования евангелиста не видно исторического повода, по какому был предложен этот вопрос.

Можно думать, что этот вопрос вызван был результатами, какими сопровождались первые опыты проповеди двенадцати (или семидесяти). Они немного обрели в Израиле сынов мира, принявших приветствие и проповедь их; большею частью им приходилось отрясать прах от ног своих. И под свежим впечатлением этих опытов естественно мог родиться вопрос, которым начинается этот отдел. Быть может, также вопрос этот был высказан вследствие строгих требований, какие Иисус в последних Своих беседах представлял Своим истинным последователям. Вопрошавший сомневался, многие ли в состоянии исполнить эти требования.

Вопрошавший не был какой-нибудь легкомысленный насмешник, потому что Иисус в Своем ответе почитает его способным к подвигу. Но он не был также из числа людей, серьезно заботившихся о спасении, потому что Иисус отвечал ему строго и резко. Это, как кажется, был человек поверхностный, довольный другими и самим собой. Поэтому Иисус отвечал ему и прочим ученикам: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Этими словами Он направлял их от бесполезных вопросов к подвигу о спасении своей души. Недостаточно желать только спасения, необходим строгий подвиг, то есть сосредоточение всех мыслей, напряжение всех сил к одной цели и устойчивость до конца.

Мысли свт. Феофана

(Лк. 13:24–30)

«Мысли на каждый день года»

Подвизайтеся внити сквозь тесная врата. Тесные врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в Царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словесами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие.

Иисус Христос продолжал: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи, Господи, отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобой, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Те, которые могут хвалиться только внешним обращением с Ним, что они принадлежат к одному с Ним народу, часто находились вблизи Его и даже следовали за Ним, но в сердце оставались чуждыми Ему, будут исключены из Царствия Божия. Напротив, даже язычники из всех стран света будут участвовать в Царстве Божием. Вообще будет иначе, чем изображают это себе люди. Те, которых считали последними, будут первыми, и те, которые считали себя первыми, в Царстве Божием будут последними, или совершенно будут исключены из него («и приидут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними»).

Вопрос и ответ св. Василия Великого к стихам 26–27 гл. 13-й Евангелия от Луки

Творения свв. отцов. Тв. св. Василия Великого

Кто те, которые говорят: ядохом пред Тобою и пихом, и получают в ответ не вем вас (Лк. 13:26–27)?

Может быть, те, которых описал апостол, применительно к собственному своему лицу сказав: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими и пр. и аще имам весь разум, и всю веру, и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть (1Кор. 13:1–3). Научен же сему апостол от Господа, Который сказал о некоторых: Творят, яко да видимы будут человеки: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6:1–2). Ибо делаемое не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за богочестие, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за упорство, или зависть, или за какую подобную вину. Поэтому Господь все подобное называет делом неправды, когда сказавшим: Ядохом пред Тобою и пр. говорит: Отступите от Мене вси делатели неправды. И как же не делатели неправды те, которые злоупотребляют дарами Божиими на снискание своих собственных удовольствий? Таковы, например, были те, о которых апостол говорит: Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедающии слово Божие (2Кор. 2:17); и еще: Непщующих приобретение быти благочестие (1Тим. 6:5), и многое сему подсобное. От всего этого чистым себя показал тот же апостол, когда говорит: Не аки человекам угождающе, но Богу искушающему сердца наша. Никогда же бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте: ниже в вине лихоимания, Бог свидетель: ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от инех (1Фес. 2:4–6).

Ответ сказавшим Иисусу Христу о злоумышлениях против Него Ирода и скорбь об Иерусалиме

(Лк. 13:31–35)

В тот же день некоторые фарисеи под видом дружбы пришли к Иисусу и сказали Ему: «Выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя». Иисус много причинял беспокойств и забот правителю Галилеи и Переи, так как впечатление, производимое Иисусом на народ, было очень велико. Боясь народа, Ирод не решился наложить рук на Иисуса и убить Его и намеренно распустил слух, что хочет схватить Иисуса, чтобы этим устрашить Его и заставить уйти из Галилеи. Фарисеи, которые также желали удаления Иисуса, охотно сделались орудиями коварного царя. Под видом лицемерной службы они воспользовались этим слухом, чтобы избавиться от тягостного присутствия врага своего.

Что Ирод действительно был виновником этой молвы, а не сами фарисеи сочинили ее, видно из того, что Иисус называет Ирода хитрою лисицею. А что фарисеи не из дружбы к Господу принесли Ему это известие, доказывает строгая, обличительная к ним речь Иисуса.

Иисус дал им царский, но вместе и горестный для Иерусалима ответ. Они должны были пойти назад к хитрому, лицемерному Ироду и сказать ему, что Он не удалится, но будет продолжать Свои чудесные исцеления, пока наступит Его час, который уже близок. Он, конечно, спустя несколько времени уйдет отсюда, до не из страха пред Иродом, которого Он нисколько ни боится, потому что Он примет смерть не от Ирода, но в Иерусалиме, который один имеет печальное преимущество убивать пророков. «Пойдите, скажите этой лисице: се изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу. А впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима».

Слова эти могут показаться странными, так как не все пророки действительно умерщвлены были в Иерусалиме. Даже Иоанн Креститель, которого Христос называет величайшим между пророками, нашел смерть в другом месте. Этими словами Иисус хотел изобразить страсть господствующей партии и развращенной столицы к преследованию свидетелей истины. Здесь все преследования против пророков имели свое истинное начало, хотя приводились к концу и в других местах. Сам Иоанн Креститель потерпел смерть не столько от ненависти к нему Иродиады, сколько от господствующей партии, которая только действовала чрез Иродиаду на царя. Последние слова отзываются жгучей иронией против глубоко развращенного города. Но вместе с тем и горькая печаль отверженной любви высказывается в этих словах и тотчас переходит в грустный голос, при строгих угрозах, хотя и с утешительными обещаниями.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!»

Мысли свт. Феофана на стих 35 13-й гл. Евангелия от Луки

«Мысли на каждый день года»

Се оставляется дом ваш пуст, – сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра, но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может явиться таким же и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же они могут остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец – а ему прийти неизбежно, – куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собой, в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтобы не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтобы никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтобы всякий поостерегся попасть туда.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия / М.В. Барсов. – Том 2. – М.: Лепта Книга, 2006. – 832 с. / Третья Пасха. 3-377 с. ISBN 5-91173-019-7

Комментарии для сайта Cackle