Рассуждение о древности и важности так называемых Апостольских правил
в коем начало оных Правил с общим их употреблением и уважительностью выводится из первых веков Христианства
Писано в Губернском городе Туле Преосвященным Мефодием, Епископом Тульским и Белевским, и Ордена Св.Анны I-го класса Кавалером
О Тимофее! Предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума. – 1Тим. 6:20.
Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити. – 2Тим.2:1, 2.
Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, пли посланием нашим. 2Сол2:15.
Св. Златоуст, в 4-й беседе на сие послание к Солуняном, делает следующее заключение: «Отсюда явствует, что (Апостоли) не все посланием, а многое и без писания предали; но и то и другое также достоверно. Почему и предание Церкви почитаем достойным вероятия. Предание; ничего больше не требуй».
Церковь Христова и во время самых Апостолов, богодухновенно управлявших ею, не могла без того быть, чтоб в ней, между сынами ее, не возникли некоторые самоугодливые или легкомысленные и буйствующие люди1. Почему и тогда еще, как выходили некоторые бесчиния между Христианами, так и верховным правителям Церкви, святым Апостолам, належала нужда промышлять о средствах, служащих к отвращению всякого неустройства, нарушающего благосостояние Христианского общества2. Между таковыми спасительными средствами, Апостольскою, или паче рещи, Божиею мудростию промышленными, должны почитаемы быть не токмо заключающиеся в писании Послания Св. Апостолов, но и предания оных изустные, каковые Церкви – начальникам, избранным по благочестию мужам, вверены были. Апостол Павел, пиша к Тимофею, Ефесскому Епископу, вот что говорит: Ты убо, чадо мое, возмогай, во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и нных научити3. А сие изречение Павлово и есть неоспоримым доказательством, что Св. Апостоли, благоучреждая Христову Церковь, не все полезное оной вместили в своих писаниях, но некоторые Правила словесным преданием утверждали в сердцах верных, – в таких сердцах, которые надежно сохраняли истину, нежели хартия и чернило.
Отсюда берем мы первое основание нашего положения, что во времена первенствующей Церкви были предания Апостольские, до церковного правления и благочиния относящиеся. Остается токмо сказать: какие именно суть оные предания? – Если кто везде ищет осязать истину, таковой никаким на сей вопрос ответом удовольствован быть не может. Но мы, верные, последуя свету веры и разума, освещающему предлежащий нам путь, не требуем здесь очевидных доводов, а утверждаемся на доверии к почтенной древности Христианской. И потому с достоверностью полагаем, что Правила, обычно Апостольскими нарицаемые, хотя не слово в слово написаны Апостолами; но начало и главную силу свою получили от изустного предания и непосредственного учреждения великих оных Учителей, самим Богом наставленных на всякую истину4.
А в дальнейшее объяснение и подтверждение всего того, да послужит нам следующее рассуждение!
Во-первых, здесь приметим, что некоторые Соборы были и во времена еще5 Апостольские. – Таков, например, есть Собор Иерусалимский, в коем самолично присутствовали Апостолы и, по общему совещанию с верными, постановили некоторые Правила, которые, между прочим, относятся к благочинию и спокойствию Церкви6. Были также Соборы, в коих хотя и не присутствовали сами Апостолы, но заседали мужи, водимые духом Апостольским, благоустроившим Божию Церковь. – Павел Апостол, пиша к Коринфянам, повелевает: «О имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати такового (блудившего с мачихою) сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа7. – И как по сему Апостольскому повелению, Коринфяне собравшись, действительно предали сатане кровосмесившего любодея; то сие самое и служит доказательством великого Апостольского доверия к Церкви. Здесь мы уже видим, что Апостолы и самую личную, свыше им данную, власть сообщали своим последователям толь действенно, что глас сих был гласом Апостольским. – И сие происходило в первом от Рожд. Хр. столетии.
А во втором столетии, по свидетельству Евсевиеву, было несколько Соборов, в коих присутствовали хотя уже не сами Апостолы, но ближайшие их преемники, утвердившие Правила, коих предметом именно было благочиние Церковное8. В оных Соборах заседавшие Отцы, конечно, руководствуемы были не своим каким изобретением, но проповеданною им во всей полноте и свято хранимою ими истиною Апостольского предания. Ибо в сем-то разуме и назвал Апостол Церковь Христову столпом и утверждением истины. Да и кто может поверить, якобы Отцы второго века могли или забыть, или пренебречь изустные предания Апостольские, Апостолом Павлом упоминаемые, или, вместо оных, своевымышленные Правила ввести в Церковь?9
И так из Апостольских изустных преданий, Отцами первенствующей Церкви сохраненных и к состоянию Христиан примененных, и произошли те Правила, которые называем мы Апостольскими.
Следует теперь показать, что оные Правила, под сим ли или под другим наименованием, известны были и в древней Церкви, которая содержала их в великом почтении.
Отцы и писатели Церковные, жившие в первом, втором, третьем, четвертом и пятом от Рождества Христова столетиях, часто упоминают об Апостольском предании; кольми паче весьма не редко, да и с почтительным отзывом, ссылаются на древние некоторые Церковные правила: а те предание и правила не иное что суть, как разве Правила Апостольские.
Евсевий Памфилов, Церк. Ист. в кн. 3, в глав 56-й повествует, что Св. Игнатий, второй по Апостоле Петре Епископ Антиохийской Церкви, беседуя к Церквам, увещевал, дабы оные крепко держались Апостольского предания; каковое он охраняя, и письменно изобразить почел за нужное. – Тот же Евсевий, Церк. Ист. в кн. 5-й, в гл. 20-й, описывая послание Св. Иринея к Флорину, уклонявшемуся в неправые толки, приводит Иринеево о себе повествование, как-то сей второго столетия Св. Отец имел обращение с Св. Поликарпом, учеником Апостольским; как-то он еще в детстве слышал о многом беседующего Св. Поликарпа, и твердо помнит и образ жизни и телесной вид Поликарпов; при каковом повествовании своем Св. Ириней говорит тому Флорину: »Таковые догматы ниже сущие вне Церкви еретики произнести когда-либо дерзнули; таковых догматов, бывшие прежде нас Пресвитеры (старцы), бывшие и соучениками Апостольскими, тебе не предали». – 10 Также вышеупомянутый Св. Ириней, против ересей Валентиновых и подобных, в кн. 3-й, в гл. 3-й, говорит: «Предание Апостольское, во всем мире провозвещенное, в Церкви можно усмотреть всем, коиб только хотели слышать истину; мы можем изчислить тех, кои от Апостолов поставлены Епископами в Церквах, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили и (ничего такого) не признавали, каково есть сих (еретиков) буесловие». И он же Св. Ириней, в конце той третьей главы, к вышесказанному присовокупляете и сие: «Есть же и послание Поликарпово, к Филипписием писанное, совершеннейшее, из коего и образ веры его и проповедь истины могут узнать желающие и ищущие своего спасения. Но и Ефесская Церковь, Павлом основанная, а Иоанну пребывающу у них даже до Траяновых времен, истинный есть свидетель Апостольского предания». – Далее, в четвертой главе помянутой книги, Св. Ириней о предании Апостольском предлагает следующее: »Когда убо таковые суть показания, не должно еще у других искать истины, которую удобно можно заимствовать от Церкви; понеже Апостолы, яко в хранилище богатом, достаточнейшим образом во оной поместили все то, что принадлежит к истине, дабы всяк желающий почерпал из нея питие жизни». – Тертуллиан, второго века писатель, пиша против Маркиона, в первой книге, в главе двадцать первой упоминает об Апостольском предании, прибавляя, что за таковое предание признать должно не иное, как разве то, кое наблюдается в Церквах, основанных Апостолами.
Седьмым Апостольским Правилом заповедано, дабы никто святой день Пасхи не праздновал в одно время с Иудеями. С таковым Правилом о праздновании Св. Пасхи согласное обыкновение древней Церкви описывает в Церковной Истории своей Евсевий, утверждая, что то обыкновение произошло от Апостольского предания; в подтверждение чего были-де и Соборы и сношения Епископов. – Правило 6-е и 81-е воспрещают Епископу, или Пресвитеру или Диакону принимать на себя мирские попечения. Какое запрещение, как Св. Киприан говорит, еще-де издревле от предместников наших положено на Соборе Епископов. – Тоже должно сказать и о Правиле 52–м, которое повелевает падших и кающихся принимать в Церковь. Сие, как свидетельствует тот же Св. Киприан, многими прежними Епископами, во едино собравшимися, узаконено. – Св. Афанасий, Архиепископ Александрийский говорит: «Не недавним и не новым делом есть устав Правил Церковных, но от Отцев предан и основан в Церквах; и не ныне только началась вера, но от самого Господа чрез учеников (Его) дошла до нашего времени. И таким образом даже до наших веков сохраненное в Церквах да не погибнет в нынешние времена, и вверенное нам да не будет от нас взыскано; подвигнитеся, братие, и проч». – А из сих слов Св. Афанасия и явствует, что в его времена содержаны были Церковью некоторые Правила, издревле вместе с верою преданные.
Не много спустя времени после Никейского Собора, Св. Афанасий Великий клеветно обвиняем был от Ариан в убийстве некоего Арсения; но сей, раскаявшись в ереси и в своем поступке против Афанасия, возвратился из побега и явился жив, да и писало к Афанасию послание, кое Св. Афанасий прилагает к своей Апологии, или оправданию. Арсений в сем послании своем объявляет, что он покоряется Церковному правилу по древнему закону и обещает, впредь совсем не сообщаться с еретиками и с теми, которые не в мире суть с Кафолическою Церковью, и прибавляет: «Без воли твоей Епископо-Митрополической никакого не полагаю спределения о Епископах, или о другом общем Церковном догмате; но повинуюсь всем предначертанным Правилам». – А кроме Апостольских, здесь никаких других Правил и разуметь не можно. –
К сему отнести должно и свидетельство Св. Василия Великого, которой в третием Правиле послания своего к Амфилохию, Епископу Иконийскому, говорит: »Диакон, по Диаконстве соблудивый, извержен Диаконства да будет; в число же простолюдимов отвержен будучи, от сообщения да не удержится: ибо древнее есть Правило, что падшие со степени сему (токмо) единому роду наказания подвергаются». – Здесь чрез древнее Правило разумеется Правило Апостольское 25-е, которое оригинально11 гласит тако: «Епископ, или Пресвитер, или Диакон, в блуде, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличившийся, да извержется; но (купно) да не отлучится; глаголет бо Писание: не отмстиши дважды за едино (преступление)». – Такожде и прочие причетники». – Тож сказать должно о 12-ом Правиле сего славного Отца; оно говорит: "Двоеженцев Правило от священнослужения вовсе отвергло». Здесь чрез Правило, Василий Великий разумеет Апостольское 17-ть, которое по оригиналу есть следующего содержания: «Двумя12 браками связавшийся по крещении, или наложницу (у себя) держащий, не может быть Епископом, или Пресвитером, или Диаконом, или в другом каком-либо чине священного причта». – Александр, Александрийской Церкви Епископ, в послании своем к Александру, Константинопольской Церкви Епископу, (прежде еще Никейского Собора писанном) уведомляет оного Александра Константинопольского, что он Ария и его единомышленников в Александрии отлучил от сообщения, и что они другими Епископами в Церковь приняты против Правила Апостольского. В оном послании Александр Александрийский, упомянув о сплетаемых Арианами хитрых выражениях, и что они Ариане выпрашивают у других одобрительные себе письма, говорит потом следующее: «Почему и случается, что некоторые, полагаясь на те письма их, приемлют их в Церковь, величайшему, как я мню, поношению належащу дерзающим сие сослужителям; понеже и Апостольское Правило сему быть не позволяет». – Которыми словами явно означается Апостольское Правило, по оригинальному тексту следующее: »Аще который причетник, пли мирский человек, отлученный или недостойный приятия, отшед, в другом граде принят будет без письменного свидетельства; да отлучится и приявший и приятый». –
В 594-м году был собран в Константинополе Поместный Собор, для решения спорного дела между13 Вагадием и Агапием, из коих и тот и другой присвоил себе Востренское Епископство. А именно: Вагадий был сужден заочно, и вслед за тем свержен с Епископства Востренского двумя Епископами; на место же его возведен был Агапий. Вагадий дело перенес в Константинопольский Собор, где Отцами и было рассуждаемо: справедливо ли обвиняемый в преступлении Епископ лишается сана своего, двумя Епископами? А по рассуждении о сем, Нектарий Константинопольский и бывший при нем Собор, положили таковое Правило: «Не должно впредь ни трем, не токмо двум Епископам извергать осуждаемого Епископа; но разве по определению большего Собора и всех областных Епископов, так как и Правила Апостольския то узаконили». А отсюда и видно, что Правила Апостольские всем бывшим на сем Соборе Отцам и знаменитым Епископам были известны; как-то: Нектарию Константинопольскому, Феофилу Александрийскому, Флавиану Антиохийскому, Палладию Кесарии Каппадокийския, Геласию Кесарии Палестинския, Григорию Нисскому, Амфилохию Иконийскому и другим великим, из всего востока собравшимся мужам; да и не токмо известны им были Апостольские Правила, но при решении споров и уважены, яко Церковный закон.
Собор Ефесской, из Вселенских третий, бывший в 431-м году по Рождестве Христове, также упоминает о Правилах Апостольских. Ибо в седьмом деянии оного Собора Регин Епископ, от имени прочих Кипрского острова Епископов, письменно приносил Отцам, присутствовавшим на том Соборе, жалобу, что Епископ и причет Церкви Антиохийской желали подчинить себе Епископов острова Кипра, противу Правил Апостольских и Правил Святейшего Собора Никейского. – Остров Кипр никогда не был подчинен Церкви Антиохийской; но Антиохийский Епископ присвоил себе власть, посвящать в оном острове. – Регин и прочие с ним Кипрские Епископы утверждали, что то присвоение противно Правилами Апостольским и Правилу Никейского Собора. – Здесь упомянуто прежде о Правилах Апостольских, а потом о Никейском; чего Отцы того Собора никогда бы не сделали, если бы они не были уверены, что тогда существовали Апостольские Правила. Они притом не только приняли то доказательство Кипрских Епископов, но и о нововведении том изрекли тако: "Дело, против Церковных уставов и Правил Св. Отцев нововводимое и касающееся свободы всех у возвестил Боголюбивейший Соепископ Регин». – Приметить должно, что здесь во всяком Греческом издании, вместо слова, Отцев, на поле отмечается: «должно читать; Апостолов». А хотяб положить, что в подлинном Соборном изречении стоят слова: противу уставов Церковных и Правил Святых Отцев; однак чрез Правила Святых Отцев видимо должно разуметь Правила Никейского Собора, а чрез Церковные уставы, Правила Апостольския. И сие тем достовернее: понеже как в том изречении Соборном почитается за противное Правилам Апостольским, вводить в Церковь ту новость; так и самым делом то явно запрещается Правилом Апостольским 35-м, которое в оригинале есть такого содержания: "Епископу не дерзать вне своих пределов, рукополагать (кого) во градех и селах, ему неподвластных». Преступающих же сие установление, повелевает отлучать. – И так, что Епископы Кипрского острова и Ефесский Собор, взяв в основание приведенное Апостольское Правило, осудили поступок Антиохийского Епископа; то тем самим уже и о важности Правил Апостольских довольно откровенно нам засвидетельствовали.
И таковых свидетельств, доказывающих древность и важность Правил Апостольских, можно из Церковной Истории привести множество; но и приведенных уже, кажется, довольно. Повторим токмо вкратце все сказанное. – Апостолы оставили Церкви некоторые изустные предания, касающиеся до благочиния и правления Церковного. А таковые предания не могли быть забыты, или совсем остаться в пренебрежении; но, без нарушения главной их силы, благочестивыми первенствующие Церкви Отцами сохранены, к состоянию Христиан применены и приведены в Правила, кои потому и названы Апостольскими. А что оные Правила не в новые времена появились, но известны были в самой древней Церкви, и сия содержала их в великом почтении, а не редко и прямо именовала Апостольскими; то сие доказывают, 1.е) первого, второго, третияго, четвертого и пятого столетий Церковные Отцы и писатели, упоминающие с почтительным отзывом о древних некоторых Правилах, под сим ли, или под другим названием; а Правил14 они не могли разуметь других, как токмо Апостольския; ибо упоминаемыя Правила относят они к первым временам Христианския Церкви, а притом некоторые Отцы и прямо именуют Апостольскими. 2.е) Поместные и Вселенские Соборы, кои Правила свои утверждали древними некими Правилами и, без сомнения, Апостольскими; ибо других Правил они разуметь не могли тем паче, что иногда те древние Правила и прямо они именовали Апостольскими; и приложим 3. е) то, что приводимые под именем Апостольских Правила и самыми соперниками приводивших те в утверждение своих положений, были принимаемы безотрицательно; чего б никак не могло быть, если б те Правила не были обще всеми почитаемы за древние и Апостольские.
Сего уверения для нас, Правоверные, довольно: если ж кто инако о том мыслит; таковой пусть докажет, что никаких не было Апостольских преданий, до благочиния и правления Церковного относящихся, или, допустив оныя, пусть обличит Церковь, якобы в пренебрежении оных и в дерзостном введении своевымышленных Правил, и пусть притом опорочит, акибы в ложном свидетельстве, Отцев и писателей первого, второго, третьего, четвертого и пятого столетий, а паче заседавших в Соборах в великом множестве Епископов; кои все единогласно утверждали, что есть некоторые Правила, от самой древности Христианства сохраняемые в Церкви.
* * *
Там же 3:3.
Издатель Мелетиевой Истории на Греческом языке, в первом томе, на странице 174-й, в первом примечании своем приводит многие Соборы Апостольские, ссылаясь в том на места Св. Писания и на Исторические свидетельства.
Церк. Истор. кн. 5, гл. 23.
Тертуллиан в книге против Валентинианов, в главе пятой говорит, что Ириней всех учений есть любопытнейший изыскатель.
В Кормчей книге нашей Правила Апостольские изображены сокращенные, а не оригинальные; как можно видеть то в Пандектах Беверегия, особливо из Аристинова Толкования на седмьдесят пятое Правило Апостольское.
Иноверные мудрователи Апостольскому изречению: Подобает Епископу быти единыя жены мужу, весьма неправый дают толк; акибы Апостол запрещает здесь многоженство, а не второбрачие. Заблуждение или пристрастие таковых мудрователей тотчас обличается и тем одним, что тот же Апостол и в том же послании, в пятой главе, говоря о вдовицах, предписывает: «Вдовица же да причитается не меньши лет шестидесяти, бывши единому мужу жена. – Когда и шестидесяти лет вдовицу не удостаивает Апостол причислить к последнему Церковному сословию, если ли она не за одним, а за двумя мужами была в супружестве; – не удостаивает ее, не взирая ни на старость, ни на другие достоинства ее, ниже на то, что она не призывается в дело Священства: то чтож должно сказать о священнослужителях таин Христовых? Уже ли они меньше обязаны к хранению целомудрия и к подаванию собою примера сей добродетели? – Ерасм Ротердамский, столько похваляемый и самыми Протестантами, весьма далек был от суеверия; но и Ерасм, много писавший против монашества, в Толковании своем приведенного Апостольского о Епископе места, вот что говорит: «Deinde, quoniam in Epifcopo pudicitia magnam habet commendationem; fi non continget, qui voluptatem hanc in totum contemnat, illud certe frectandum, ut fuerit, aut fit unius uxoris maritus. Primum matrimonium gignendae proli datum videri poteft; at repetitum conjugium non caret etiam apud Ethnicos intemperantis animi fufpicione». Т.е. «Притом, поскольку целомудрие великим есть достоинством в Епископе; то если не случится такой, которой бы сие сладострастие вовсе презирал, по крайней мере наблюдать должно, дабы (желающий Епископства) напредь сего был, или бы оставался единые жены мужем. Первый брак чадородию уступленным может казаться; но второбрачие даже и у язычников подлежит зазрению в невоздержании». – А в древней Христианской Церкви если, когда и были женатые Епископы; то не иные, как только кои, быв мирскими еще людьми, вступили в брак, а после по случаю или, лучше сказать, по нужде в них, призваны были и в сан Епископский. Но и таковых однак примеров так мало было, что почти и считать нечего; многоженство же вовсе не было в употреблении даже и между простыми Христианами, как и ныне того не слышно. А потому Апостол и не имел причины, запрещать многоженства.
Вместо Вагадий в Кормчей книге нашей стоит: Гавадий. Смотр. после Поместного Собора Карфагенского, сотворшееся в Константине граде о Агапии и Гавадии и проч.
И предания суть правила; поскольку словом предание, называется то, что от одного другому предано в наставление, в память и в хранение или ко исполнению. В подобной силе должно разуметь Правила и под другими названиями, выражающими определения или постановления.