Источник

XXIV. Истина открывается тем, кто смиренно ее ищет

«Я не подозревал, чтобы отвлеченные вопросы или сомнения можно удалить иначе, как рассмотрев их последовательно один за другим, и, ответив на каждый в отдельности; при этом ответы должны всегда удовлетворять заинтересованное лицо. Не так были встречены мои затруднения и мои сомнения: они просто исчезли сами собой, когда я поверил в Распятого и принял Его... Когда сердце убеждено, то и весь человек изменяется, ум, обновившись, очищается от злобных сомнений и рассуждений»130.

Для меня истина – главенствующий принцип, включающий множество других принципов. Эта истина есть правдивость не только в словах, но и в мыслях, не только относительная истина наших понятий, но и абсолютная Истина, вечный принцип, то есть Бог. Имеется бесконечно много определений Бога, ибо проявления Его бесчисленны. Они наполняют нас удивлением и благоговейным трепетом и на какое-то время ошеломляют. Но я покланяюсь Богу только как Истине. Я еще не нашел его, но ищу. Я готов в своих исканиях пожертвовать всем самым дорогим для меня. Если понадобится жертва, я отдам даже жизнь, думаю, что я готов к этому. Все же до тех пор, пока я не познал эту абсолютную Истину, я должен придерживаться относительной истины в своем понимании Ее. Эта относительная истина должна быть маяком и щитом. Хотя путь этот прям и узок, как острие бритвы, для меня он был самым быстрым и легким. Даже мои колоссальные промахи показались мне ничтожными, благодаря тому, что я строго держался этого пути.

Этот путь спас меня от печали, и я продвигался вперед, руководствуясь внутренним светом. Часто на этом пути я видел слабые проблески абсолютной Истины, Бога, и с каждым днем во мне росло убеждение, что только Он один реален, а все остальное нереально.

Ищущий Истину должен быть смиреннее праха. Мир попирает прах, но ищущий Истину должен настолько смириться, чтобы даже прах мог попрать его. «Смирение рождается от ведения, а ведение рождается от искушений... Ибо через многие искушения и терпение их человек делается опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию»131.

Господь избирает ничтожных, немудрых, незнатных, чтобы сделать их по причастию к Себе великими.

Дары не по достоинству, не по заслугам человеку вручаются, а по его любви к Богу и по послушанию человека слову Божию – воли Божией.

* * *

130

Морро Филипп. Автобиография. СПб., 1909. С. 12,13.

131

Сщмч. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 2 М., 1874. С. 56. Смирение есть величайшая «из всех добродетелей, в которой обитает Дух Святой. Она есть дверь царства, то есть бесстрастия. Вошедший ею идет к Богу, и без нее напрасен труд и многоскорбен путь» (Там же. С. 55).


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle