Источник

Приложения

Письмо священника М. Ф. Бурцева М. П. Погодину от 12 февраля 1874 г.49

Мы живем в такое время, когда нигилизм, материализм и разные другие заблуждения начали глубоко пускать свои корни в сердца молодых, еще неопытных юношей, прельщающихся всякою новизною мнений, как бы модою платья. Зло начинает ныне стремительным потоком врываться даже в средние и нижние слои провинциального общества, благодаря более всего той подпольной литературе, которая проповедует мнимо новые идеи и стремится к подрыву главных основ государства и семейной жизни, и тому, что щегольство нигилизмом ныне вошло в провинциях в моду и, по мнению молодежи, есть будто бы признак современности и образованности.

Встретить вольнодумца в той или другой семье ныне стало делом очень обыкновенным: не только университанты и ученики высших классов гимназии, но даже ученики III, IV и V классов гимназии бредят новомодными идеями, схваченными ими с лету, и самоуверенно высказывают их своим сверстникам во время каникул, видясь с ними. Родители не знают, что делать со своими детьми при виде их вольнодумства, начинают их вразумлять, как умеют, но слышат от них всегда один и тот же ответ: «Ты, батюшка, судишь обо всем по-своему, по-старинному, а наука говорит совсем не то, что натолковали тебе попы. Ты – человек отсталый и не знаешь того, до чего дошел прогресс, что открыла наука. Возьми-ка вот почитай эту книгу и увидишь тогда, что все произошло само собою, при действии сил природы, что человек-то вовсе не сотворен из земли, а произошел от обезьяны, что души-то у него вовсе никакой нет, а есть лишь мозг и нервы... Это все положительно дознано и доказано наукою».

Что тут делать бедному отцу, который часто сам учился на медные гроши! Читать книгу или продолжать свое вразумление? Но вразумлений сын и слышать не хочет и все твердит о своей книжке и науке. Остается читать книгу. Отец читает ее, не понимает и задумывается: в книге действительно обо всем говорится не так, как он доселе думал и как научен был думать о Боге, человеке и природе – главных предметах человеческого знания, и все, по-видимому, подтверждается ссылкою на авторитеты науки. Он чувствует, что это несогласно с учением Веры, но не в силах спорить с сыном и разубедить его в том, что в этой книге много неправды. Что после этого остается делать – молчать и скорбеть? Да. И отец, точно, молчит, избегает споров с сыном и лишь изредка ему замечает, что не всякой-то книжке должно верить смело; а сын, между тем, думает, что он доказал отцу его отсталость и свое пред ним превосходство, и начинает еще смелее высказывать в семье свои новомодные идеи, взятые напрокат, чтобы показать себя человеком современным. И зло своим чередом растет и растет в семье: от брата и сестра начинает кружиться, заражается его идеями, начинает толковать о свободном труде и своем собственном куске хлеба, свободе чувств и т. д. От сестры заражается другая, от этой другой – ее подруга и т. д. Молодежь, служащая в разных провинциальных присутственных местах, состоящая преимущественно из недоучек, исключенных из низших учебных заведений, и всегда старающаяся казаться современною, если не передовою, с жадностью бросается на все новомодные идеи, хватая их с лету, со слуха, и рассеивает их в тех семьях, где принимают молодежь и ухаживают за нею, если в семье есть девушки-невесты... А господа юнкера и молоденькие офицеры идут в этом отношении еще далее приказных: они готовы подчас на все, лишь бы увлечь бедную девушку...

Таково у нас в провинциях положение дела! Так легко здесь распространяются пагубные идеи нигилизма: стоит только появиться одному нигилисту, и около него как раз соберется целое стадо. И где то средство, которое могло бы остановить дальнейшее распространение пагубных идей среди бессмысленной, недоучившейся и своевольной толпы? Чем можно помочь горю? Скажут, церковною проповедью? Конечно, проповедь церковная всегда была и доселе есть первая обличительница нравственных недугов общества; но кто ее слушает и кто ей внемлет, и в силах ли проповедник в провинции громить неверующих и вольнодумцев с церковной кафедры? Его слушают в церкви старые да малые, которым нужно говорить об истинах веры самым простым языком, приспособленным к их понятиям и нравственным нуждам; молодежь же, щеголяющая новомодными идеями, вовсе не ходит в церковь или же является в нее только за тем, чтобы себя показать и других посмотреть, и вы никогда не заставите ее выслушать проповедь.

Конечно, за пастырем Церкви и после этого еще остается возможность обличить заблуждающегося наедине или в доме его родителей; но, прежде всего, приходской священник не в силах спорить в доме с людьми, которые не хотят ни слушать, ни говорить спокойно, и всегда лишь твердят одно: «Ты, батюшка – поп, человек отсталый, не знаешь современного состояния наук естественных, проповедуешь старину, гниль и суеверие. Ты тут преследуешь свои собственные интересы, потому что религия кормит тебя как своего жреца: ты питаешься за счет тех грошей, которые собираешь с людей суеверных, с невежественной толпы, погибающей во мраке старинных предрассудков. Поди ты от меня! Я не глупее тебя: тебя еще поучу» и т. д.

Можно ли после этого приходскому священнику успешно бороться с распространением нравственной заразы в семьях его прихожан, когда молодежь, зараженная пагубными идеями, смотрит на него как на обскуранта, врага прогресса и грошесобирателя, который будто бы из личных своих интересов поддерживает предания старины глубокой и морочит глупую толпу? Ему остается только смотреть и скорбеть, молчать и ждать того случая, когда вольнодумец заболеет и пред смертию вздумает покаяться; но этого не скоро можно дождаться, и нелегко видеть, как зло все более и более распространяется между его пасомыми, и он не может пресечь его.

За проповедью следует школа как место воспитания детей и развития их смысла и нравственности. Но здесь-то именно юноши и набираются новомодных идей частию потому, что некоторые наставники не стыдятся и не боятся Бога высказывать детям свои собственные заблуждения, выдавая их за чистую истину, за последнее слово науки, и более всего потому, что тут-то юноши находят себе благоприятелей, снабжающих их книгами Фейербаха, Бюхнера, Циммермана, Молешотта и их последователей из наших писателей, кружащих головы молодежи, тут-то они тайком читают эту подпольную литературу, оставаясь вне возможности проверить прочитанное со взглядами благонамеренных людей, и всё слепо принимают за истину.

Остается еще наша литература; но духовной литературы дети не читают частию потому, что ее нет в библиотеках светских учебных заведений, низших и средних, частию по предубеждению, а частию и по незнанию в том потребности, если бы и могли добывать книги духовного содержания где-либо; а светская литература в рассказах толкует больше о кошечках, собачках, охоте и т. п. мелочах, в повестях и романах толкует о житейских дрязгах и подчас о новомодных идеях, будто бы благодетельных для человечества, но всего более и всего усерднее занимается описанием любовных похождений волокит и кокеток, а в библиографическом отделе больше занимается руганью и насмешками над людьми религиозными, чем дельными разборами литературных произведений. А эти-то рассказы, повести, романы и критические обзоры Писарева и др. молодежь читает всего более, и отсюда она еще более набирается новомодных идей!

Итак, дело плохо: зло усиливается, а остановить его распространение некому и нечем. Как же быть? Неужели сидеть всем сложа руки и ждать нехорошей развязки распространения ложных идей, как этого дождалась Франция со своими коммунами? Ответ на этот вопрос весьма великой важности вы, Михаил Петрович, дали России своей книгою «Простая речь о мудреных вещах». Я уже не раз задумывался над тем, как помочь этому общественному горю, и всегда приходил к тому заключению, что при настоящем положении вещей простое задушевное слово светского человека и, всего более, слово заслуженного ученого может скорее подействовать на нашу молодежь, чем тысяча сказанных с кафедры проповедей, если бы они и были ею выслушаны, и что вследствие этого долг человеколюбия и гражданственности ныне призывает всякого честного и полезного деятеля науки протянуть руку помощи служителям церкви, разъясняя молодым людям истинное значение естественных наук и опровергая ложные идеи нигилизма, материализма и других заблуждений.

И вот теперь раздалось это задушевное простое слово светского человека в вашей «Простой речи о мудреных вещах». С каким удовольствием я должен был прочесть это задушевное слово! Мне казалось, будто господа Киреевский и Хомяков снова выступили на поприще проповедников истины, и я тысячу раз сказал вам русское задушевное спасибо за ваше истинно христианское дело. Несмотря на то, что книга ваша есть только сборник сырого материала, ждущего специальной разработки опытного пера, она весьма благодетельно подействует на молодых людей, нужно только, чтобы они прочли ее с толком. Но мне кажется, что на этом еще нельзя остановиться, но следует идти далее в деле служения истине и добру. Ваша «Простая речь» будет прочтена учеными и взрослыми, а что же для детей-то, не могущих питаться твердою пищею и нуждающихся в молоке? Как помочь молодежи, учащейся и недоучившейся? Я полагаю, что тут должна явиться на помощь литература, всегда имеющая большое влияние на образование вашего ума и сердца. Было бы, кажется, весьма полезно основать общедоступный светский журнал с целью противоборствовать распространению ложных идей, распространять между детьми истинно полезные знания, вкоренять в них добрые начала нравственности. Ведь Жюль Берн в своих книгах «Дети капитана Гранта», «80 000 верст под водою», «Приключения капитана Гатраса» сумел же сообщить детям полезные знания из географии и естественной истории и заинтересовать детей так, что они с увлечением читают эти книги, а капитан Марриет в своем «Малом дикаре» сумел даже провести высоконравственные идеи. Отчего же у нас в России нет подобных сочинений? Отчего у нас в журнале для детей старшего возраста не открыть такой беллетристический отдел, где бы в рассказах и повестях описывались не любовные похождения, но полезная деятельность героев, проводились не лживые идеи, а истинно-христианские правила нравственности, и указывалось истинное значение исследований Дарвина, Циммермана и многих других, ныне кружащих головы молодежи, и где бы с важностию содержания соединялась занимательность рассказа? Повесть подобного содержания действовала бы на юношей лучше всякой проповеди с кафедры; а писателей в этом роде нашлось бы немало между наставниками учебных заведений и даже между священниками. Прошу вас обратить свое просвещенное внимание на эту мысль и, если она покажется вам здравою, сообщить ее ревнующим о благе общественном.

Краткий биографический словарь

Авраам (библ.) – первый из трех патриархов, живших после всемирного потопа. Сын Фарры. Потомок Евера, правнука Сима, старшего сына Ноя. Родоначальник многих народов.

Ампер Андре-Мари (1775–1836) – выдающийся французский физик, математик и естествоиспытатель. Некоторые его исследования относятся к ботанике, а также к философии («Наброски по философии науки»).

Антонин Пий (86–161) – римский император, правивший (с 138 г.) под именем Тит Элий Адриан Антонин.

Аран (библ.) – рано умерший брат Авраама.

Арфаксад (библ.) – третий сын Сима, отец Каинана, дед Евера.

Бальби Адриано (1782–1848) – итальянский географ. В 1826 г. опубликовал в Париже «Этнографический атлас мира, или классификация древних и современных народов по их языкам».

Бастиан Адольф (1826–1905) – немецкий этнограф, путешественник и философ. В 1860 г. издал свой труд «Человек в истории» (3 тома), в которой отстаивал идею о существовании уже на уровне первобытных культур определенных «элементарных мыслей», которые разнятся у различных народов совершенно незначительно и из которых со временем развилась человеческая культура. Из их различий возникли и различия между разными культурами. Выступал против теории эволюции Ч. Дарвина.

Бауэр Бруно (1809–1882) – немецкий теолог, философ-гегельянец, историк. С 1839 г. примкнул к младогегельянцам и в отрицательно-критическом духе этой школы написал «Критику евангельской истории синоптиков». Вслед за Давидом Штраусом подверг критике подлинность Евангелия от Иоанна из-за философского изложения, напоминающего концепцию Филона Александрийского (идея Логоса). В дальнейшем подверг критике авторство посланий апостола Павла и высказал мысль, что христианство более эллинизировано, чем прежде считалось.

Бедан см. Бёдан Франсуа Сюлышс

Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) – литературный критик и историк русской литературы.

Беросс (ок. 350/340 – 280/270 до Р.Х.) – вавилонский историк. Прославился написанным на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии «Вавилонская (халдейская) история» (сохранилась до нашего времени лишь в отдельных отрывках и цитатах, воспроизведенных рядом античных авторов). Представляет собой развернутую картину исторического развития Месопотамии от сотворения мира до владычества Ахеменидов (IV в. до Р.Х.).

Бёдан Франсуа Сюлышс (1787–1850) – французский геолог и минералог.

Био Жан-Батист (1774–1862) – французский ученый, физик, геодезист и астроном.

Бонне Шарль (1720–1793) – швейцарский натуралист и философ.

Бурдон Луи (1779–1854) – французский математик.

Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – языковед, фольклорист, историк литературы и искусства.

Бюффон Жорж-Луи Леклерк де (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель.

Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ; стоял на позициях механического материализма. Его главный труд «Сила и материя» выдержал в России до 1905 г. 17 изданий.

Василий Великий, святитель (ок. 330–379) – архиепископ Кесарии Каппадокийской. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов.

Вольтер (наст, имя: Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) – французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.

Галилей Галилео (1564–1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики; заложил фундамент классической механики.

Гартман Эдуард фон (1842–1906) – немецкий философ.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – крупнейший немецкий философ.

Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Сильнейшее воздействие на него оказали дарвиновские идеи. В 1874 г. опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека» (рус. перевод вышел в 1919 г.) – первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека.

Голубинский Феодор Александрович, прот. (1797–1854) – русский философ, богослов и педагог; профессор Московской духовной академии.

Григорий Богослов, святитель (329–389) – архиепископ Константинопольский. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Близкий друг и сподвижник святителя Василия Великого.

Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Миткевич; 1807–1881). Родился 14 мая 1807 г. в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

С 23 июля 1838 г. – инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 г. возведен в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 г. – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1844 г. – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нём с глубокой симпатией. Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организованностью. 9 декабря 1851 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. И на архиерейской кафедре он «прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников». Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых, был неумолимо строг к курильщикам. При нём открыты приходские школы и женское епархиальное училище. Архиепископ Григорий содействовал изданию «Калужских епархиальных ведомостей», учредил братство святого Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками. Будучи сам строгим подвижником, архиепископ Григорий любил и ценил подвижничество. При нём прославилась подвижниками Оптина пустынь и восстала из развалин Тихонова пустынь. 20 апреля 1869 г. возведён в сан архиепископа. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора П. В. Знаменского, владыка Григорий «при незаурядной учёности и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьёзным, крепким и властным характером, невольно заставлявшими подчиняться ему всех, администратор по призванию». Архиепископ Григорий состоял почётным членом Русского археологического общества Казанской духовной академии, членом попечительного комитета о раненых и больных воинах, вице-президентом калужского попечительного Комитета о тюрьмах. Скончался 13 апреля 1881 г., в день Святой Пасхи.

Гумбольдт Александр фон (1769–1859) – немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник.

Дамаскин (в миру: Дмитрий Россов или Русин; 1778–1855) – архиепископ Тульский и Белевский (с 1821 г.). На Тульской кафедре прослужил 30 лет. В 1850 г. был возведен в сан архиепископа и назначен в Петрозаводск, но от назначения отказался и, согласно прошению, был уволен на покой. В феврале 1851 г. получил в управление Белевскую Введенскую Жабынскую пустынь Тульской епархии.

Дарвин Чарлз (1809–1882) – английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В своей теории, развернутое изложение которой было опубликовано в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», основным механизмом эволюции назвал естественный отбор. В 1871 г. появился труд Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин попытался доказать естественное происхождение человека от животных (обезьяноподобных предков).

Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ.

Дюальд Жан-Батист (1674–1743) – французский историк-востоковед, монах ордена иезуитов. Один из наиболее влиятельных и авторитетных китаеведов XVIII в., редактор и составитель фундаментального «Описания Китайской империи».

Дюпюи Шарль Франсуа (1742–1809) – французский ученый и философ; политический деятель.

Евер (библ.) – правнук Сима, сын Сала, отец Фалека и Иоктана.

Екатерина II Алексеевна Великая (урожд. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская; 1729–1796) – императрица Всероссийская (с 1762 г.).

Елагин Николай Алексеевич (1822–1876) – сын А. П. Елагиной от ее второго брака. Предводитель дворянства Белевского уезда (с 1873 г.).

Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова, в первом браке Киреевская; 1789–1877) – хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик. Мать славянофилов Ивана и Петра Киреевских.

Енос (библ.) – третий патриарх, начиная от Адама; сын Сифа, отец Каинана. Согласно Библии, Енос прожил 905 лет.

Енох (библ.) – седьмой патриарх, начиная от Адама. Сын Иареда и отец Мафусаила, прадед Ноя. Согласно Библии, в возрасте 365 лет за благочестие был взят на Небо живым.

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Иаред (библ.) – старший сын Малелеила, отец Еноха. Умер в возрасте 962 лет (больше прожил лишь его внук Мафусаил).

Иоанн Златоуст, святитель (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов и великий проповедник.

Иустин Философ, святой (ок. 100–165) – раннехристианский мученик и апологет.

Каинан (библ.) – правнук Адама и Евы, внук Сифа, старший сын Еноса, отец Малелеила.

Каспари Отто (1841–1917) – немецкий историк и философ. Автор среди прочих книги «Предыстория человечества» (1873).

Клапрот Юлиус (1783–1835) – немецкий востоковед, путешественник и полиглот.

Ключарев Алексий Иосифович (Осипович), протоиерей, впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский – известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди. Родился 17 марта 1820 года в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 г. окончил Переславское духовное училище. В 1834–1840 гг. учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую духовную академию на казенный кошт. В 1844 г. окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844–1848 гг. – преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 г. утвержден в звании профессора. В том же году женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 г. принял священный сан и был определен на священническое место в Московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 г. скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место – в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 г. основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860–1866 гт. В первой половине 1860-х гг. приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 г. в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году. Первый сборник его проповедей вышел в свет в Москве в 1873 г. («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева»). В сборник вошло двадцать четыре проповеди, произнесенные с 1864 по 1872 г. Эта книга была встречена восторженными рецензиями. Например, известный гомилет, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. И. Барсов считал ее одним из лучших проповеднических сборников XIX в. Еще в 1860 г скончалась супруга отца Алексия. С тех пор святитель Филарет (Дроздов) и его преемник на Московской кафедре святитель Иннокентий (Вениаминов) неоднократно предлагали Ключареву принять монашество, но он отказывался. Лишь 7 ноября 1877 г. протоиерей Алексий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита, а 15 января 1878 г. года рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения повсюду, где должен был присутствовать сам Московский митрополит. Став епископом, он продолжал произносить пламенные проповеди, которые нередко имели широкий общественный резонанс. С 31 марта по 8 апреля 1879 г. и с 9 по 27 июня 1882 г. временно управлял Московской епархией. 22 сентября 1882 г. преосвященный Амвросий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. На этой кафедре он проходил свое архипастырское служение до самой смерти. В 1884 г. по его инициативе «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в богословский журнал «Вера и разум». Также была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме. В 1883 г. участвовал в освящении Храма Христа Спасителя. В 1892 г. после перенесенной болезни у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди. Тем не менее по поводу особо значимых торжеств он все же писал проповеди, которые поручал прочитывать с амвона протоиерею Тимофею Буткевичу. В 1898 г. император Николай II пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке. Скончался 3 сентября 1901 г. на архиерейской даче близ г. Харькова на 83-м году от рождения, после кратковременной тяжелой болезни и был похоронен в Покровском монастыре г. Харькова. Находясь на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий предпринял работу по осмыслению своего проповеднического опыта. Им была написана книга «Живое слово», посвященная теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала «Вера и разум» (в 1884–1885 гг.). Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX в. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из своей собственной жизни. Можно сказать, что «Живое слово» предвосхитило начавшееся в начале XX в. преодоление схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.

Конфуций (ок. 551 – 479 до Р.Х.) – древнекитайский философ.

Коперник Николай (1473–1543) – польский астроном, математик, механик, экономист. Автор гелиоцентрической системы мира.

Корнелий Непот (ок. 100 – ок. 25 г. до Р.Х.) – римский историк и писатель.

Кронеберг Иван Яковлевич (1788–1838) – русский эстетик, переводчик, литературный критик, педагог, знаток классической филологии, профессор. Наибольшую известность ему принес латинско-русский словарь, выдержавший 8 изданий в XIX в.

Ку (Ди Ку; Гао Синь) – один из пяти легендарных императоров древнего Китая. Предположительные годы правления: 2412–2343 до Р.Х.

Кювье Жорж Леопольд (1769–1832) – французский естествоиспытатель. Основатель сравнительной анатомии и палеонтологии.

Лаббок Джон, 1-й барон Авебери (1834–1913) – британский банкир, политик; энциклопедист, археолог, биолог; писатель-моралист. Ввел понятия «неолит» и «палеолит». Автор, среди многих прочих, книги «Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей» (1870).

Лактанций (ок. 250 – ок. 325) – раннехристианский апологет. Ритор из Африки, ученик Арнобия. В 303 г. принял христианство. За образованность и красноречие заслужил впоследствии (в эпоху Возрождения) почетное звание «христианского Цицерона».

Ламех (библ.) – восьмой потомок в поколении Сифа, сын Мафусаила, отец Ноя.

Леббок см. Лаббок Джон, 1-й барон Авебери.

Либрехт Феликс (1812–1890) – немецкий фольклорист.

Линней Карл (1707–1778) – шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. Создатель единой системы классификации растительного и животного мира.

Малелеил (библ.) – старший сын Каинана, отец Иареда.

Марк Туллий Цицерон (106–43 до Р. X. ) – древнеримский политический деятель; оратор и философ.

Марриет Фредерик (Марриэт; 1792–1848) – английский писатель, автор приключенческих романов.

Марсель-де-Серреэ см. Серр Марсель де

Мафусаил (библ.) – сын Еноха и отцом Ламеха. Прожил 969 лет: его имя стало нарицательным для обозначения долгожителя («мафусаилов век»).

Мин-ди I (28–75) – второй император империи Восточная Хань (с 57 г.).

Моисей (XIII в. до Р.Х.) – великий пророк и законодатель. По преданию, автор Пятикнижия (первых 5 книг Ветхого Завета).

Молешотт Якоб (1822–1893) – итальянский физиолог и философ нидерландского происхождения. Его сочинения пользовались большою популярностью в России в 1860-х гг., тогда же большинство их было переведено на русский язык. Вместе с Л. Бюхнером сильно содействовал выработке и распространению материалистического мировоззрения.

Мюллер Иоганн (1752–1809) – известный швейцарский историк.

Навиль Эрнст (Навилль; 1816–1909) – швейцарский протестантский богослов, философ, преподаватель, духовный писатель и издатель.

Нахор (библ.) – сын Серуха, отец Фарры, дед Авраама.

Никола Опост (1807–1888) – французский духовный писатель, апологет.

Ной (библ.) – последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха, внук Мафусаила; отец Сима, Хама и Иафета.

Ньютон Исаак (1642–1727) – английский физик, математик, механик и астроном; один из создателей классической физики.

Павел I (1754–1801) – император Всероссийский (с 1796 г.).

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) – публицист и литературный критик; революционный демократ.

Пифагор (ок. 570 – ок. 490 г. до Р.Х.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Платон (428–348 гг. до Р. X.) – крупнейший древнегреческий философ; ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – русский историк, коллекционер; журналист и публицист, писатель-беллетрист; издатель.

Ренан Эрнест (1823–1892) – французский философ и писатель; историк религии; семитолог.

Роулинсон Генри (1810–1895) – английский археолог, ассириолог, лингвист и дипломат. Получил известность как дешифровщик персидской клинописи.

Сала (библ.) – сын Арфаксада, внук Сима.

Серр Марсель де (Серр де Меспле Пьер Туссен Марсель де; 1780–1862) – французский геолог и натуралист.

Серух (библ.) – сын Рагава, отец Нахора, прадед Авраама.

Сеченов Иван Михайлович (1829–1905) – создатель первой всероссийской физиологической научной школы.

Сим (библ.) – старший сын Ноя; родоначальник семитских народов.

Смит Джордж (1840–1876) – английский ассириолог и археолог. В 1872 г. получил мировую известность благодаря своему переводу халдейского текста о Великом потопе, который он зачитал перед Обществом библейской археологии. Это произведение в настоящее время известно как последняя глава «Эпоса о Гильгамеше», открывателем полного текста которого он стал впоследствии.

Тайлор Эдуард Бернетт (1832–1917) – английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии.

Тиберий (Тиверий; Тиберий Юлий Цезарь Август; 42 до Р.Х. – 37 по Р.Х.) – римский император (с 14 г. по Р.Х.).

Ти-Ко см. Ку

Траян (Марк Ульпий Нерва Траян; 53–117) – римский император (с 98 г.).

Троицкий Михаил Иванович, протоиерей – благочинный церквей г. Тулы.

Тэйлор Эдуард Бернетт – см. Тайлор Эдуард Бернетт

Фарра (Фара; библ.) – сын Нахора, отец Авраама.

Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872) – немецкий философ-материалист.

Феофан Затворник, святитель (1815–1894) – епископ Тамбовский и Шацкий (с 1859 г.), Владимирский и Суздальский (1863–1866). С 1866 г., согласно поданному прошению, на покое. Проживал в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, с 1872 г. в затворе. Духовный писатель, переводчик аскетической литературы, богослов, публицист-проповедник

Ферюссак Аидре-Этьен (1786–1836) – французский геолог и зоолог.

Фогт см. Фохт Карл

Фома – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа.

Фо-хи см. Фу-Си

Фохт Карл (Фогт; 1817–1895) – немецкий естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог, врач; философ, представитель вульгарного материализма.

Фу-Си (Тайхао по прозвищу Фэн) – легендарный первый император Китая. Был первым, кто научил людей ловить рыбу, охотиться, разводить скот. Изобрел знаменитые 8 триграмм, ставшие впоследствии основой «Книги Перемен» (И-цзин). Предположительные годы правления: 2852–2737 до Р.Х.

Хуан Ди (Хуань-тие, или «Желтый император») – легендарный правитель Китая. Считается основателем даосизма и первопредком всех китайцев. Предположительные годы правления: 2699–2588 до Р.Х.

Цебрикова Мария Константиновна (1835–1917) – писательница, литературный критик; занималась просветительской деятельности и борьбой за равноправие женщин.

Циммерман Эберхард Август Вильгельм фон (1743–1815) – немецкий естествоиспытатель; географ, биолог и философ.

Цицерон см. Марк Туллий Цицерон

Чжуань Сюй (Чу-Ань-Ю) – также известен как Гао-ян; внук Хуан Ди. Один из пяти легендарных правителей древнего Китая, почитается как первопредок всех китайцев. Предположительные годы правления: 2490–2413 до Р.Х.

Шампольон Жан-Франсуа (Шамполион; 1790–1832) – французский востоковед, основатель египтологии. В 1822 г. расшифровал текст на Розеттском камне, благодаря чему стало возможным чтение египетских иероглифов.

Шао Хао (Шой-хоу) – сын Хуан Ди. Согласно памятным табличкам в храме Древних Императоров, один из пяти легендарных правителей древнего Китая. Предположительные годы правления: 2587–2491 до Р.Х.

Шунь (Ю Юй) – наследник Яо. Последний из пяти легендарных правителей древнего Китая. Считается реформатором музыки и календаря, символом сыновней любви, преданности и почтительности. Предположительные годы правления: 2233–2184 до Р. X.

Ю Юй см. Шунь

Яо (Фан Сюнь) – четвертый из пяти легендарных правителей древнего Китая. Считается в Китае (вместе с императором Шунем) образцом справедливого правления. Предположительные годы правления: 2333–2234 до Р. X.

Словарь

Алтынник – корыстный человек, мелочный и низкий взяточник.

Антрополатрия – обожествление людей, поклонение им.

Аспид – ядовитая змея, родственная кобре, ехидне.

Аэростат – летательный аппарат, для полета которого используется подъемная сила заключенного в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха.

Баронет – наследственный дворянский титул в Англии.

Беспопречный (хлеб) – здесь: скромный, заработанный своим трудом.

Богородицкая (богородская) трава, или Тимьян, или Чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темыѧнъ, болгарское тимян, сербохорватское тамjан, из греч. Θυμίαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus seipyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или же мази (обычно на меду) тимьян «очищает лёгкие», он способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболеваниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, при спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая в окрестностях города Богородицка Тульской области и перекликающаяся по названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена на герб, указывая на название города.

Бонза – буддийский монах.

Брачный контракт – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 м, до реформы XVIII в. – 1066,781 м). Упоминается в литературных источниках с XI в.

Верх – 1. Верхняя оконечность, самая высокая часть чего-нибудь. Самая высокая часть жилого помещения, верхние этажи. 2. Подъемная складная крыша пролетки, экипажа. 3. только ед. Наружная сторона платья (в отличие от подкладки) или меховой шубы, покрытая сукном или другой материей. 4. Течение реки близ истока; то же, что верховье (устар.). 5. только ед. Высшая степень, крайний предел чего-нибудь (книжн.). Верх совершенства. 6. только ед. Превосходство в чем-нибудь, победа. Одержать верх. Взять над кем-нибудь верх. 7. только ед. Верховая езда (спец.). Лошадь, выезженная под верх. 8. только мн. Высшие слои общества (книжн.). Верхи и низы русской интеллигенции. 9. только мн. Внешние малосущественные стороны явления (разг.). Скользить по верхам. 10. только мн. Высокие звуки в голосе и музыкальных инструментах.

Войлок – плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух.

Восьмушка (разг.) – восьмая доля, часть.

Выгон – земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.

Высудить – посулить, предложить.

Гаметь, поднимать гам – нестройный шум голосов; громко говорить, шумно, кричать.

Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома, а также служащая гостиниц (уборщица).

Градский голова – городской голова: выборная должность в Российской империи, глава городского общественного управления. Должность учреждена императрицей Екатериной II в 1767 г.

Гребень, гребень-чесало – специальное приспособление для очистки от мусора, для разбора и расчесывания шерсти перед прядением.

Гримаса – это искаженное выражение лица человека, связанное с выражением какого-то чувства (испуга, боли, насмешки и т. п.).

Двугривенный – русская монета номиналом в 20 коп.; выпускалась в России из серебра с 1764 г.

Демонолатрия – поклонение злым духам.

Дилемма – полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего.

Донце – это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы донца вешали на стену, как картину.

Древодел – плотник, столяр.

Жалейка – старинный русский народный музыкальный инструмент: деревянная или тростниковая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жид – еврей, иудей.

Заливные луга – располагаются в поймах рек, т. е. в наиболее молодых и динамичных участках речных долин, ежегодно или периодически заливаемых во время половодья паводковыми водами.

Замашка – мужское растение конопли с тонким стеблем, посконь, из которого получают волокно; пряжа и домотканый холст из волокон поскони.

Зоолатрия – обожествление животных, зверей и даже гадов.

Извозчик – лицо, занимающееся извозным промыслом; кучер наемного экипажа, перевозящий седоков и грузы за плату.

Камелия – здесь: содержанка.

Кичка – головной убор замужних женщин в южных областях России – шапочка из проклеенного холста с твёрдой передней частью в форме рогов или лопатки; сверху покрывалась нарядным тканевым чехлом.

Кляуза – жен., нем. придирка, крючек; или мн. ябеда, сплетни, дрязги. Кляуза – лживая, клеветническая жалоба, оговор, навет. Кляузное дело, запутанное, дряэгливое, нечистое. Кляуэить, кляузничать, крючкотворить, сплетничать, сочинять дрязги. Кляузник, -ница, крючкотвор; сплетник, дрязгун. Кляузничий, им свойственный.

Кондиция (устар.) – временное пребывание где-либо в качестве домашнего учителя, репетитора.

Консистория – в Русской православной церкви – учреждение при епископе по управлению епархией.

Кормчая – книга, иначе Номоканон, свод церковных правил. От кормчий, ст.-слав. кръмьчии κυβερνήτης, букв, «книга кормчего, рулевого» – калька греч. «πηδάλιον» – кормило, руль.

Крючкодей (устар.) – крючкотворец: тот, кто создает помехи, затруднения (обычно в судебных делах).

Кура – в некоторых говорах: непрерывный снегопад с сильным ветром; метель, пурга.

Кутеиэм – происходит от слова кутья; кутьей прокислою дразнили лиц духовного сословия; отсюда «кутеизм – все то, чему учат попы» (см. с. 22 настоящего издания).

Кутья – поминальное блюдо: каша, сваренная из целых зерен пшеницы (реже ячменя или других круп) и политая медом, иногда с добавлением изюма, орехов и молока.

Куш, кушик – добыча, неожиданный доход.

Леший – дух и хранитель и хозяин леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе.

Лингвистика – наука, изучающая языки.

Лихоманка, лихорадка, трясавица – заболевание, которое сопровождается очень высокой температурой и сильным ознобом. В славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар. Лог – форма рельефа, небольшая сухая долина.

Метаморфоза – глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов), происходящее в ходе индивидуального развития.

Метрические книги (устар.) – реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII в. (православные метрические книги – не ранее 1722 г.) по 1918 г.

Налепка – налепленная вещь; напр., малые восковые свечи, налепляемые на большую, или их огарки с потоками.

Начало – здесь: надзор.

Невежда – необразованный или несведущий в чем-то человек.

Неурочный – не положенный, не установленный, не обусловленный.

Нигилист (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В западной философской мысли термин «Н.» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г Якоби. Это понятие использовали мн. философы. С. Кьеркегор источником Н. считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под Н. осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер Н. называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдегтер рассматривал Н. как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

Новина – здесь: новый урожай.

Обскурант – враг просвещения и науки, реакционер, мракобес.

Осетить – поймать в сеть.

Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Пастушные – плата пастуху за выпас скота.

Педант – 1) устар. придирчивый учитель, наставник, требующий неукоснительного соблюдения установленных правил; 2) человек, отличающийся мелочной точностью, приверженностью к устоявшимся привычкам, соблюдению внешнего порядка; формалист.

Пенька – волокна стеблей конопли. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде.

Пирожные сухари – вероятно, печенье.

Писцовые книги – поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV до середины XVII в. Содержали сведения об имущественном положении служилых людей, а также подробное описание условий хозяйствования вотчин, сел, монастырей.

Планисфера – изображение небесной сферы на плоскости.

Поверенный – лицо, уполномоченное другим лицом или учреждением действовать от их имени; агент, посредник.

Погост – кладбище, обычно сельское.

Подать – простейшая форма прямого налога, собираемого в одном размере независимо от дохода или имущества налогоплательщика.

Пожить на кондиции – временно пребывать где-либо в качестве домашнего учителя, репетитора.

Полозья – скользящая часть саней или лыж в виде гладкой загнутой спереди пластины или бруса такой формы.

Понёва {понёва, понява, поня, понька – вероятно от «понять» в значении «обнять») – элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Её одевали во время свадебного обряда и носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Ещё в конце XIX – начале XX в. была распространена в южно-великорусских и белорусских областях. Существовал обряд – одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в Х-ХШ вв. До XIV в. дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

Пономарь – церковнослужитель, который звонит в колокола, поет на клиросе и прислуживает при богослужении.

Попрядать, попрясть. Девка у нас также попрядает вечерами, насколько досугу есть. Попряди-ка с мое, так узнаешь, где твои плеча. Попрядуха, -душка, жен., супрядки, посиделки, вечорки, помочь на пряжу; супрядки, посиделки, вечорки, помочь на пряжу.

Приложенице – здесь: взятка.

Притон – место, где регулярно собираются люди с преступными или другими неблаговидными целями.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель: общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанности – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех богослужениях. До 1869 г. на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой храма.

Профан – 1. человек, несведущий в какой-либо области; 2. Тот, кто своим невежеством, оскорбительным отношением, обращением может опошлить кого-либо, что-либо.

Прядево – волокно, приготовленное для прядения.

Прялка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Родимчик – болезненный припадок у маленьких детей, сопровождающийся судорогами и потерей сознания.

Рожок – музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом.

Ростовщик – это человек, который предоставляет деньги в долг, как правило, под проценты.

Сабеизм – разновидность астролатрии, звездного культа; поклонение звездам, обоготворение небесных светил. В древнее время был особенно распространен в Вавилоне и Ассирии (где храмы одновременно служили обсерваториями), Аравии, Сирии, Малой Азии и т. д. Кроме некоторых неподвижных звезд, в особенности были предметом поклонения планеты, которым приписывалось влияние на все земное, на природу и людей.

Саня – зимняя повозка без колёс, на полозьях.

Силлогизм – рассуждение мысли, состоящее из трех простых высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на большую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения).

Скаредность – стремление избегать всяческих трат, расходов; скупость.

Софт – ученик-послушник в мусульманском медресе.

«С походцем» – с излишком.

Ссудить – дать в долг кому-нибудь что-нибудь.

Ссылка под начал – в документах конца XVIII – начала XX в. именуется также «епитимия», и осуществлялось через отправление духовного или светского лица в отдаленную обитель на определенный срок для исправления посредством выполнения тяжелых работ под надзором монастырского начальства. В формулировках указов зачастую сообщалось о цели и форме ссылки в монастыри: «для усмотрения и исправления», «под начало», «на смирение», «на церковное покаяние», «на черные труды» и другие. Сослать «под начало» фактически означало определить провинившееся лицо под особый надзор кого-либо из числа братии монастыря.

Ставленая грамота – документ, который выдается священнослужителю после рукоположения и который служит свидетельством законности рукоположения.

Столоначальник – в дореволюционной России (с 1811 г.) должностное лицо, возглавлявшее «стол» – низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений.

Сутяга, сутяжник – вздорный, неправедный истец, охотник до придирчивых тяжб, исков. Сутяжничество выражается также в борьбе за свои права и ущемлённые интересы, зачастую мнимые или преувеличенные.

Трилемма – вид силлогизма, когда условная посылка предусматривает зависимость от основания не одного, а трех выводов, исключающих друг друга.

Фауна – исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области.

Фетишизм – культ неодушевленных вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

Фиаско – сокрушительная и унизительная неудача, провал.

Флора – исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространенных на конкретной территории или на территории с определенными условиями.

Фунт – старинная единица измерения массы. В России 1 фунт – 0,454 кг.

Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью.

Химера – монстры и мутанты всех возможных и невозможных видов, а также неосуществимые мечты и фантазии; слово используется для обозначения невозможного, несочетаемого; ложная идея, пустой вымысел.

Хрия – термин риторики. Частная комбинация одного из 24 так называемых топосов – «общих мест», присутствующих в любом литературном сочинении.

Царский молебен – молебен, совершаемый в день восшествия императора на престол, в день коронования и Священного Миропомазания императора и императрицы, в дни рождений и тезоименитств императора и императрицы, наследника Цесаревича, их Высочеств и прочих членов Царствующего дома. В эти дни литургии и молебны служились архиереями и настоятелями монастырей с собором духовенства. Городское духовенство для совершения молебна должно было являться в местный собор.

Цинизм – откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности.

Чемер – головная боль; боль в животе, иногда с поносом и рвотой; либо острая поясничная боль; боль, болезнь, смерть.

Штоф – единица измерения объема жидкости, применявшаяся на территории России до введения метрической системы мер. Использовалась, как правило, при измерении количества вино-водочных напитков (1 штоф – ок. 1,23 л). Так же назывался сосуд для крепких спиртных напитков емкостью в один штоф. Обычно они изготовлялись из зеленого стекла и имели приземистую, четырехгранную форму с коротким горлышком, которое закрывалось пробкой.

Юс (устар. шутл., бран.) – законник, крючок, знаток судебно-полицейской процедуры, см. также: Крючкотворец.

Ябеда (др. рус. – судья, должностное лицо) – так называют человека, способного наговорить, оклеветать, очернить, оболгать, насплетничать, наушничать на кого-то. Ябедничество – отрицательная черта личности, основанная на нелюбви к человеку, нежелании мира, эгоизме личных устремлений, зависти. По мелочи ябедничество возникает в детском возрасте и нередко из желания говорить правду, но о других, а не себе. Распространение ябедничества приводит к ссорам, постоянным выяснениям отношений, оно разрушает дружбу и даже любовь. Слово «ябеда» древнего происхождения; до Ярослава Мудрого оно было безобидным и означало «служитель», «должностное лицо», чиновника.

* * *

49

Письмо было опубликовано под названием «Письмо городского священника к издателю» в кн.: Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. Изд. второе, исправленное и дополненное. М., 1874. С. 149–154.


Источник: Рассказы / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белев : Изд. Белевской еп., 2017. - 329, [2] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle