Михаил (Десницкий), митрополит Новгородский
Рождение будущего митрополита произошло при самых тяжелых и грустных семейных обстоятельствах: отец его, бедный пономарь села Топоркова Богородского уезда Московской губернии, лежал на смертном одре, а старший брат был болен оспою; и вот в тот день, когда над умирающим отцом было совершено таинство елеосвящения, 8 ноября 1761 г., родился будущий первосвятитель русской церкви. Через несколько дней отец, а за ним и брат скончались. Убитая горем мать не могла кормить младенца; от неминуемой смерти новорожденный был спасен добрыми людьми, пожертвовавшими для вскормления его козу; бедственное же положение семьи было несколько облегчено закреплением отцовского места за новорожденным младенцем Матвеем. Таким образом, младенец Матвей в пеленках уже был опорою и кормильцем матери.
Обучившись грамоте у дяди своего, Десницкий в 1773 г. поступил в московскую Троицкую Лаврскую семинарию, а с 1782 г. продолжал свое образование во вновь открытой в Москве Дружеским Ученым Обществом филологической семинарии, затем в Московском университете и в духовной академии. В университете он получил ученую степень, открывавшую ему широкий путь по гражданской службе, но, склонный к уединенной жизни, Десницкий хотел поступить в монастырь и только по просьбе матери женился и в 1785 г. был рукоположен во священника в московской церкви Св. Иоанна Воинственника, что в Якиманской части, близ Калужских ворот. Это был образцовый священник по усердию к богослужению, по готовности исполнять христианские требы по первому зову и особенно по своим проповедям, привлекавшим в церковь многочисленных богомольцев. Рассказывают, что Государь Император Павел Петрович в 1797 г. случайно услыхал в Москве проповедь о. Матвея и так был тронут, что призвал его к себе и проповедь оставил для того, чтобы ежедневно утром прочитывать. В 1797 г. о. Десницкий перемещен был в Петербург к церкви Зимнего дворца Его Императорского Величества. После смерти жены и троих детей о. Десницкий 27 ноября 1799 г., «по имянному Его Императорскаго Величества высочайшему соизволению и по самопроизвольному желанию, в придворной Гатчинскаго дворца церкви, при Высочайшем Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств присутствии, пострижен в монашество и наречен Михаилом», с назначением быть придворным иеромонахом. 29-го ноября 1799 г. он уже был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, членом Св. Синода и законоучителем 1-го кадетского корпуса в С.-Петербурге. Хотя обязанности службы задерживали его в столице, но 22 ноября 1801 г. архимандрит Михаил с Высочайшего соизволения был уволен на 20 дней во вверенный ему Юрьев монастырь; по его же представлению в 1802 г. отпущено 8930 рублей на ремонт соборной церкви и келлий монастыря. В Петербурге архимандрит Михаил проповедовал при всех выдающихся событиях: известно его слово в июне 1801 г. при освящении церкви греко-российского исповедания в капитуле державного ордена св. Иоанна Иерусалимского, слово по случаю торжества о благополучно совершившемся в Москве священном короновании и слово в 1802 г. при освящении Исаакиевского собора. 5 июля 1802 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Михаила епископом Старорусским, викарием Новгородским, 11 июля было наречение, а 20-го – хиротония.
17 июня 1803 г. он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, при следующем Высочайшем рескрипте:
«Известное Мне отличное прохождение служения Вашего и вновь подъемлемые труды, в преподавании пастырскаго народу учения, словом и примером жития, в неослабном назидании духовных правлений и церковнослужителей и в неопустительном исполнении всех сопряженных с званием Вашим должностей, требуют справедливаго воздаяния и Моей признательности, во изъявление чего… и т. д.».
И действительно, деятельность его в Новгороде вполне заслуживала награды: в короткое время он успел обозреть большую часть епархии, неопустительно священнодействовал и постоянно говорил проповеди. 18-го декабря 1803 г. преосвященный Михаил был назначен епископом Черниговским и Нежинским. Первое обозрение епархии он производил в 1805 г. с 24 января по 11 марта, в 1806 г. посетил города Остру и Козелец и, с Высочайшего соизволения, заехал в Киев на поклонение св. угодникам. 18 ноября 1806 г. возведен в сан архиепископа. Неустройства Черниговской епархии требовали больших трудов от вновь назначенного архиепископа. Преосвященный Михаил энергично взялся за дело: он завел строгие экзамены ставленникам; выстроил 2-этажный каменный корпус в семинарии, позаботился о лучшей постановке учебного дела; увещевал духовенство воздерживаться от ссор и жить в мире; многие из раскольников под влиянием его увещаний примирились с церковию, и вообще все в Черниговской епархии приняло иной вид. 4 декабря 1813 г. архиепископ Михаил был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде, и 22 января 1814 г. велено было производить ему «членское» жалованье по 1795 р. 55 коп. в год. В том же 1814 г. он сначала был временно приглашен в комиссию духовных училищ, а 30-го августа назначен постоянным ее членом и членом Св. Синода; в то же время получил звание члена Российской академии и человеколюбивого Общества и вице-президента Библейского Общества. 20 ноября 1816 г. преосвященный Михаил был уволен на 4 месяца для обозрения своей епархии. Это было последнее посещение им Черниговской епархии. 26 марта 1818 г. он был назначен митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским и Святотроицкой Александро-Невской лавры архимандритом. 25 июня 1818 г. ему велено быть «купно и митрополитом Новгородским», и 26 июня назначено ему жалованье, как первенствующему члену Св. Синода. Высочайший рескрипт при назначении преосвященного Михаила митрополитом гласил следующее:
«Преосвященный митрополит С.-Петербургский Михаил! Заслуги Ваши, церкви оказанныя, примерное благочестие и украшающия душу Вашу качества, обращали всегда на Вас Мое внимание. При введении Вас ныне в важнейшее прежняго служение, приятно для Меня изъявить Вам особенное уважение Мое, пожалованием Вам белаго клобука с крестом из драгоценных камней. Я молю Господа, да пошлет Он Вам умножение сил свыше к прохождению новаго поприща, во славу и распространение царствия Христа Спасителя, да насаждаете паче и паче слово Его в сердцах духовной паствы, Вам вверяемой, да совершая воистине дело обширнейшаго пастырскаго звания Вашего, соделаетесь образом стаду и, явльшуся Пастыреначальнику, приимиите неувядаемый славы венец.
Пребываю Вам всегда благосклонный.
Александр
Варшава. 26 марта 1818 года».
Новый митрополит был уже знаком с Новгородом и Новгородскою епархиею, как архимандрит и как бывший викарий. Несмотря на многочисленные занятия по Св. Синоду, Комиссии Духовных Училищ и Библейскому Обществу, митрополит успел обозреть и Новгородскую епархию. В мае 1819 г. ему дозволено было отлучиться в Новгород и другие места епархии для обозрения «на столько времени, сколько настоящая надобность укажет». В том же году он выхлопотал более 11,5 тысяч рублей на исправление Сыркова женского монастыря и до 10 тысяч рублей на исправление Десятинского женского монастыря в Новгороде. В 1821 г. увеличил штат монашествующих в Воскресенском Горицком монастыре; не оставил без внимания и Новгородскую семинарию, увеличив в ней число казеннокоштных воспитанников. При нем же возникло и крупное дело «о незаконной отдаче в аренду Новгородского архиерейского подворья в Москве».
14 января 1820 г. митрополит доносил Св. Синоду: «По вступлении моем в настоящую должность, обязанность моя была войти в обозрение всех принадлежащих митрополичьим домам имений. И вследствие того по Новгородской епархии открылось, что в Москве находится пожалованное Государями из давних времен Новгородскому митрополитскому дому подворье, которое прежними преосвященными отдавалось в содержание разным людям. В 1812 г. при нашествии неприятеля то подворье, заключающееся в казенных зданиях и церкви, было сожжено. В окончании того же 1812 г. ноября 25-го и декабря 16, по приказанию предместника моего митрополита Амвросия и по указу Новгородской духовной консистории, с уполномоченным от оной архимандритом Гедеоном заключены контракты с купцами Екимовым и Аверкиевым сроком на 22 года, с таким условием, чтобы им то подворье выстроить и поправить новым материалом, с употреблением и стараго, где переделкою вновь, а где можно – поправкою, но чтоб строение было не хуже стараго, пред сим бывшаго, а улучшить, каким пожелают расположением, есть их собственная воля, но никогда улучшеннаго не доводить до упадка. Чрез четыре года произвести оффициальную оценку зданий и от арендаторов взять залог и поручительство в исправном содержании зданий. За наем получать ежегодно (22 года) с Екимова по 5000 руб., а с Аверкиева по 4000 рублей. (Контракт с Екимовым, по желанию, может простираться и на 42 года). При обозрении моем оставшихся после митрополита Амвросия дел открылось, что после назначенных в контрактах 4-х лет освидетельствования и оценки зданий произведено не было. Я распорядился произвести оценку. Оказалось:
а) несгораемый материал зданий с землею стоит 251898 р. 50 к.;
б) все строение подворья (негораемое и сгораемое) с землею 301904 р. 75 к.;
в) сломка каменных стен и сводов Екимовым
18496 р.;
г) постройка новых таких же
26030 р.;
д) постройка всего строения в прочном и безопасном виде 78276 р.;
е) сломка старых и постройка новых Аверкиевым
3001 р.;
ж) вся обстройка Екимову обошлась
26366 р. 25 к.;
л) вся обстройка Аверкиеву обошлась
30754 р. 50 к.;
Екимов, сверх взноса в думу 6%, имеет ежегодно доходу
42550 р.;
Аверкиев, кроме занимаемых им покоев, получает ежегодно
17583 р.;
Оба, за исключением расходов, получают доходу ежегодно 60133 р.;
Все подворье оценено, в случае залога
600000 р.
Соображая все сие, заключить могу, что назначенная в контрактах ежегодная плата по 9000 р. весьма не соразмерна получаемому с наемщиков 60000-ному доходу, и умаляется противу онаго менее шестой части, и проч.»
Дело это тянулось до 1824 г. и вызвало два циркулярных указа Св. Синода: а) от 23 января 1821 г. о заключении контрактов не далее 12-летнего срока и б) от 30 июня 1824 г. о том же, с присовокуплением – нарушить контракт, произвести окончательный расчет с арендаторами и получить Новгородскому архиерейскому дому отстроенное здание вместо обгорелого. Такова была хотя и кратковременная, но многополезная деятельность митрополита Михаила по Новгородской епархии. В Петербурге деятельность митрополита Михаила была гораздо сложнее. В то время было господство религиозного мистицизма и масонства. «Сам митрополит Михаил по природному внутреннему настроению был склонен к мистицизму. Пребывание в Новиковском кружке (Москов. Дружеск. Учен. Общ.) укрепило в нем еще более это настроение. Но это был не тот мистицизм, среди которого и против которого пришлось ему действовать в Петербурге. Мистицизм у преосвященного Михаила был тихим религиозным созерцанием, устремлением верующей души к Богу и сосредоточенностью в молитве и любви Божией. Напротив, у мистиков последней половины царствования Александра мистицизм имел характер какого-то дикого исступления, соединен был с различными внешними способами возбуждения религиозного экстаза и превращался в духовидение. Борьба была трудна, потому что во главе этого направления стоял министр духовных дел – князь А.Н. Голицын.
Митрополит Михаил при каждом своем служении говорил проповеди, слушать которые собиралось множество народа. Князь Голицын также ездил слушать его, но не удовлетворялся их содержанием и направлением и наклонял его к проповеданию в мистическом духе. Снисходя к таким настояниям могущественного вельможи и щадя немощную совесть, митрополит Михаил приспособлял свои проповеди к его разумению, но приносил жертву напрасную. Сердце князя или, по крайней мере, слух и внимание его тяготели к проповедям двух модных проповедников Линдля и Госнера. Вопрос о проповедничестве серьезно занимал митрополита Михаила: Св. Синодом, по его настоянию, был издан указ об усилении проповеднического дела в России. Но силы в этой борьбе были далеко не равны...
Не мало было трудов митрополиту Михаилу и по Комиссии духовных училищ, так как в то время продолжалось преобразование московского, киевского и казанского академических округов. Текущие дела по двум епархиям отнимали много времени. Но главная беда была в том, что все эти усиленные многотрудные и разнообразные занятия пересыпаны были постоянными пререканиями и неприятностями. Один раз он возвратился из Св. Синода до того расстроенный, что его должны были вынести из кареты: в заседании было сильное столкновение митрополита с князем Голицыным. Последствием неприятностей была болезнь митрополита, начавшаяся в декабре 1820 г. и продолжавшаяся три месяца: она то усиливалась, то ослабевала, а в конце концов все-таки привела его к могиле. За две недели до кончины, но уже в предчувствии ее близости, митрополит Михаил написал к Государю письмо, в котором откровенно изобразил все опасности, которым подвергается церковь, и в заключение говорил: «Государь, когда дойдет до Вас сие писание, меня уже не будет на свете. Ничего, кроме истины, не вещал я людям; наипаче же теперь, когда в деяниях своих готовлюсь дать отчет Вышнему Судии». Изнемогши в борьбе с «слепотствующим министром просвещения», митрополит Михаил «по немаловременной внутренней болезни» скончался 24 марта 1821 г. в начале 6 часа пополудни. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Св. Духа, которая им же была начата постройкою.
«Кончина его мирная, – писал архиепископ Филарет (Дроздов), – память его благословляема, пустота и сиротство им оставленное велико. За несколько дней до кончины его некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом: сон, по-моему мнению, очень справедливый. Ради блага многих, помолитесь с нами, чтобы Господь даровал нам человека с духом и силою Илииною, ибо надобно проповедовать покаяние и суд, и с любовию и терпением Христовым, ибо надобно миловать и утешать, без надежды собственнаго утешения».
«Заслуживает внимания и то обстоятельство, – говорит Чистович, – что назначение преемника митрополиту Михаилу откладывалось до возвращения Государя, между тем как назначение преосвященного Михаила состоялось вслед за получением Государем известия о кончине митрополита Амвросия, также в отсутствие Государя из Петербурга. Из этого можно заключить, что в выборе преемника митрополиту Михаилу происходили колебания, разрешившияся с возвращением Государя переводом 19 июня Московскаго митрополита Серафима в Петербург». Тот же архиепископ Филарет по этому поводу заметил: «Поскольку имели нужду призвать его (митрополита Серафима) к тому, в чем, очевидно, он имел нужду, то он может действовать свободнее».
Сочинения митрополита Михаила, его многочисленные беседы, письма и трактаты религиозного содержания изданы были в 10 томах еще при жизни автора, второе издание их при пособии от Государя было в 1824 г.; третье издание было в Москве в 1854–1857 годах.
Новгородским викарием при митрополите Михаиле был епископ Старорусский Дамаскин (Россов) в 1819–1821 гг. При вступлении на митрополию преосвященный Михаил застал в викариях еще епископа Амвросия (Орнатского), но в январе 1819 г. представил его кандидатом на кафедру в Оренбург. Благодаря заступничеству графа Аракчеева, назначение не состоялось, но все-таки в том же году преосвященный Амвросий был назначен в Пензу. 17 ноября 1817 г. митрополит Михаил уже испросил Высочайшее соизволение на отправление в Новгород С.-Петербургского викария епископа Ревельского Владимира (Ужинского), «дабы не произошло некоторого затруднения в производстве дел, особливо в посвящении ставленников по Новгородской епархии, с предположением пробыть ему там до избрания и посвящения другаго в Новгород викария».
Преосвященный Владимир (в миру – Василий Ужинский) обучался в Новгородской семинарии. С 1800 г. был в ней учителем; в 1807 г. пострижен; в 1812 г. – ректор Новгородской семинарии; в 1816 г. 1 марта переведен в Иверский монастырь; с 1819 г. 11 мая – епископ Ревельский; с 1822 г. 12 апреля – епископ Курский; с 1831 г. 23 марта – архиепископ Черниговский; с 1835 г. 19 сентября – архиепископ Казанский; 1848 г. 1 марта уволен на покой в Свияжский Новгородский монастырь; скончался 16 декабря 1855 г.
Дамаскин (в миру – Димитрий Россов), «природою великороссиян», сын диакона, родился в 1778 г. 1 января 1793 г. он поступил в московскую Троицкую лаврскую семинарию, потом перешел в Вифанскую семинарию, где и кончил курс. 7 августа 1807 г. поступил учителем в Перервинскую семинарию и там 10 мая 1809 г. принял пострижение в монашество с именем Дамаскина, 16 мая рукоположен в иеродиакона. 15 августа 1809 г. он назначен был проповедником в Московскую духовную академию и в следующем году 12 августа рукоположен в иеромонаха. В 1812 г., при занятии Москвы французами, о. Дамаскин выбыл в Вологду и жил там без всякого дела. Митрополит Амвросий указал на него Св. Синоду, и о. Дамаскин 18 ноября 1812 г. был причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры и назначен законоучителем С.-Петербургского коммерческого училища. 5-го сентября 1814 г. он произведен был в архимандриты Серпуховского Высоцкого монастыря и в 1816 г. вызван в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди Слова Божия. В этом же году, в бытность в Петербурге, архимандрит Дамаскин получил два перемещения: 30 марта он был назначен настоятелем московского Данилова монастыря, но не успел там побывать, как 3 июля перемещен был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Следующим местом служения его был новгородский Юрьев монастырь, куда он был назначен настоятелем 27 мая 1819 г., а 29 ноября того же года состоялся Высочайший указ об избрании его в епископа Старорусского, викария Новгородского; 8 декабря было наречение и 14 декабря 1819 г. – хиротония. При преосвященном Дамаскине скончался митрополит Михаил, и он один с 24 марта до 19 июня в 1821 г. управлял Новгородской епархией. В том же 1821 г. 6 ноября преосвященный Дамаскин получил назначение на самостоятельную епископскую кафедру, Тульскую и Белевскую, где прослужил 30 лет и проявил пастырскую заботливость по воспитанию сирот духовного звания. В 1843 г. он был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а в 1850 г. возведен в сан архиепископа и 19 декабря назначен архиепископом Олонецким и Петрозаводским. Но вместо того, чтобы ехать в Петрозаводск, архиепископ Дамаскин из Тулы же прислал прошение об увольнении на покой по преклонности лет (73) и по болезни («тяжкие гемороид. припадки с головокружением и сильными спазматическими болями в животе»). Увольнение его состоялось 7 февраля 1851 г.: ему была назначена тысячерублевая пенсия и дана в управление Белевская Введенская Жабынская пустынь Тульской епархии, о восстановлении которой из совершенного почти разорения в последнее время епископства он особенно заботился. Но недолго пожил преосвященный на покое. Болезни его усиливались и заставляли его серьезно лечиться. Поездки его в 1852 г. в Москву и в 1854 г. в Киев были вызваны отчасти желанием поклониться св. угодникам, а отчасти и необходимостью посоветоваться с врачами. 31 июля 1855 г. архиепископ Дамаскин скончался и погребен в той же Белевской пустыни, которая находилась в его управлении.