Источник

Послание к Ефесеям

Основание церкви Ефесской

Вот как повествует книга «Деяний Апостольских» об основании церкви Ефесской. Около 54-го года по Р. Х. Св. Ап. Павел возвращался из второго своего благовестнического путешествия. Оставляя Коринф, где пробыл целые полтора года, он «простился с братиями и отплыл в Сирию, и ним Акила и Прискилла83, остригши голову в Кехреях84, по обету85. Достигши Ефеса86, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с иудеями (конечно о пришествии обетованного Мессии). Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме, к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу; и отправился из Ефеса, Акила же и Прискилла остались в Ефесе» (Деян. 18:18–21). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской верой из уст Св. Ап. Павла и сотрудников его Акилы и Прискиллы. Об успешности сего оглашения можно судить уже потому, что Апостола просили там остаться подольше, только недосуг помешал сему. На помощь Акиле и Прискилле, по удалении Апостола из Ефеса, вскоре пришел Аполлос, ученый иудей из Александрии, которому Акила и Прискилла пдробно изложили учение Господне, так как он первоначально знал только Иоанново крещение (Деян. 18:24–28). Судя по учености и знакомству с Писанием, а главное по ревности к делу Господню сего мужа, можно полагать, что он не мало содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но ему вскоре пришлось отправиться в Ахаию и отплыть в Коринф, не дождавшись возвращения Павлова. Главная проповедническая деятельность Св. Павла в Ефесе произошла в третье его апостольское путешествие, и повествование о ней составляет исключительное содержание XIX-й главы Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе – так повествует книга Деяний – Павел, «прошедши верхние страны, прибыл в Ефес». Обращенных тогда ко Христу Иисусу проповедью Св. Павла было около двенадцати мужей, крещенных в Иоанново крещение. Павел сказал им: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой? Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». После сего Св. Павел начал проповедовать в синагоге иудейской. «Он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего тирана87. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудей, так и еллины. Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует… Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм (на 62. 500 руб. сер.). С такой силой возрастало и возмогало слово Господне!» К сожалению, народное восстание, возбужденное в Ефесе против Павла Дмитрием Среброковачем, заставило его оставить Ефес раньше, чем он предполагал. Дмитрий, делавший серебряные идолы Артемиды, собрал ремесленников, подобных себе, и сказал: «друзья!.. этот Павел… совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная! Выслушав это, они исполнились ярости и закричали: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением». Но городской начальник успел утишить народ благоразумными убеждениями. По прекращении мятежа Павел удалился из Ефеса и даже и Асии в европейские страны (Деян. 19:1–40; 20:1). В книге Деяний записано и еще событие, относящееся к истории основания Ефесской церкви – именно трогательная сцена прощания Св. Ап. Павла с Ефесскими пресвитерами и последние наставления, излившиеся из уст Апостола, когда он возвращался из Европы и плыл неподалеку от Ефеса. Это было при Милете, немного южнее Ефеса. При всем желании снова посетить церковь Ефесскую, он не мог этого сделать, так как на праздник Пятидесятницы ему непременно нужно было поспеть в Иерусалим. Посему он ограничился только тем, что вызвал к себе в Милет из Ефеса пресвитеров тамошней церкви. «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию, – между прочим сказал он им на прощание, – итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти церковь Господа и Бога, которую он приобрел Себе кровью своей. Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» и проч. (Деян. 20:27–31). После прощальных слов своих и наставлений Св. Павел «преклонил колена свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (Деян. 20:36–38). Так кончились личные сношения Св. Ап. Павла с церковью Ефесской, над основанием которой он столь много и долго потрудился!88

Побуждения к написанию послания

В самом послании довольно ясно обозначаются побуждения к написанию его. 1). Первым таковым побуждением могло быть особенное усердие и ревность христиан Ефесских по вере в Иисуса Христа и любовь ко всем святым, возбудившие в сердце Апостола радость и благодарение к Богу (Еф. 1:15–17). 2). Могла также расположить Апостола к написанию послания нужда утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, постигших духовного отца их и учителя веры. «Посему прошу вас, – пишет он им, – не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава» (Еф. 3:13). 3). Желание предохранить учеников своих от влияния людей, говорящих превратно, дабы увлечь учеников за собой, могло также расположить Апостола писать в Ефес, тем более что он сам пророчески предупреждал о появлении тех зловредных людей (Деян. 20:30), – колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения… Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 4:14, 5:6). 4). Наконец, желал, как видно, Апостол утвердить своих Ефесских учеников из иудеев и язычников во взаимной любви и согласии и побудить их достойно проходить свое высокое христианское звание, а потому и пишет он им: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4:1–6)89.

Время и место написания послания

Местом написания послания, как видно из предыдущего, должно полагать Рим, а временем написания первые римские узы, т. е. 62-й или 63-й годы по Р. Х. Что Апостол был узником, пиша послание в Ефес, – об этом неоднократно упоминает он сам в своем послании (Еф. 3:1, 4:1, 6:20). А что это были первые, а не вторые узы, видно из того, что Апостол надеется еще смело проповедовать евангелие и просить Ефесян молиться о нем «дабы ему дано было слово, устами его открыто с дерзновением – возвещать тайну благовествования… дабы он смело проповедовал, как ему должно» (Еф. 6:19–20). Тогда как во вторых узах он уже пророчествует о предстоящей для него близкой смерти: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим. 4:6–7).

Разделение на части и последовательный экзегетический анализ послания к Ефесеям

При обозрении послания, в нем усматриваются следующие части.

После надписания и приветствия (Еф. 1:1–2) идет догматическая часть.

I. Догматическая часть

В которой раскрывается величие домостроительства спасения нашего во Христе Иисусе и по его основаниям и по его действиям в мире (Еф. 1:3–3:21).

Раскрытие этого главного предмета идет с такой постепенностью:

а) Сначала Св. Апостол делает общее обозрение домостроительства спасения и великих благ его, молитвенно желая, чтобы уразумели их Ефесяне (Еф. 1:3–19).

б) Затем, углубляя свои рассуждения, выясняет основание величия домостроительства нашего спасения в возвеличении самого Начальника Своершителя нашего спасения (Еф. 1:20–23).

в) Потом раскрывает действия сего величия, явленные в возвеличении из крайнего унижения и всех верующих в Него (Еф. 2:1–10).

г) Далее идет особенное указание действий домостроительства в приложении к Ефесеям и всем язычникам, которые прежде были далеко, а теперь сделались близкими (Еф. 2:11–22).

д) Сверх сего Св. Апостол делает частнейшее указание на сокровенность тайны призвания язычников, которая лишь ныне является, и он, Павел, есть ее служитель (Еф. 3:1–13).

е) В заключение Св. Ап. Павел молится об Ефесеях, дабы они, верою и любовью причащаясь благ спасения, еще более возвысились в разумении величия тайны спасения (Еф. 3:14–21).

II. Нравоучительная часть послания

Изложив учение о великой сокровенной тайне искупления и предызбрания людей ко спасению, Апостол излагает христианские обязанности, вытекающие из сего учения, в следующей постепенности.

А) Сначала излагает он общие обязанности христиан, как им «поступать достойно звания, в которое они призваны», и в этом отделении речь свою направляет:

а) Сначала ко всем верующим (Еф. 4:1–16).

б) Потом к христианам из язычников (Еф. 4:17–32).

в) Затем объединяет те и другие назидания свои общими рассуждениями о побуждениях к христианской любви и чистоте взаимных отношений с ближними (Еф. 5:1–20).

Б) Раскрывши общие обязанности христианские, Св. Ап. Павел предлагает потом и частные обязанности, которыми определяются взаимные отношения:

а) Мужа и жены (тайна христианского брака Еф. 5:21–33).

б) Родителей и детей (Еф. 6:1–4).

в) Рабов и господ (Еф. 6:5–9).

г) В заключение нравственной части Апостол представляет описание всеоружия христианского против козней дьявольских (Еф. 6:10–18).

III. Послание завершает особым заключением (Еф. 6:19–24)

* * *

83

Христианские супруги, по происхождению Понтийские иудеи, у которых Св. Ап. Павел нашел радушный прием и гостеприимство в Коринфе.

84

Кенхрея была пристань на восточном берегу Коринфского перешейка, со множеством жителей отдельной и христианской общиной.

85

Т. е. по обету назорейства. Дабы всем быть вся, Св. Павел соблюдал иногда для иудеев некоторые их обряды.

86

Приморский город в Малой Азии с знаменитым храмом Дианы богини. Тогдашняя метрополия Проконсульской Азийской провинции.

87

Это был, конечно, какой-либо софист, или народный учитель, каковых в греческих городах было весьма много.

88

С именем Ефеса связываются еще следующие исторические воспоминания: отсюда Св. Павел написал два послания – к Галатам и 1-е к Коринфянам. Здесь занимал епископскую кафедру преданнейший ученик Св. Павла Тимофей – до самой смерти своей. Здесь же пребывал впоследствии и управлял отсюда Малоазийскими церквами Св. Иоанн Богослов. Пресвятая Богородица по преданию жила Ефесе довольное время. Здесь Св. Евангелист Иоанн написал свое евангелие и послания. Здесь же впоследствии (431 г.) проходил 3-й вселенский собор.

89

Как и откуда узнал Св. Ап. Павел о настроении своих учеников, оставленных им в Ефесе? Они нарочно, как предполагают, посылали к нему Тихика для выражения своего сочувствия, когда услышали о заключении его в узы в Риме. Он-то и изложил Апостолу подробно о всем происходившим в Ефесе. Когда же оный Тихик собался в обратный путь, то Св. Павел и отправил с ним послание свое с живыми известиями о своих римских обстоятельствах, дабы успокоились об нем утешились сердцем ученики его в Ефесе. «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, – пишет он в послании к ним, – обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и посылал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас, и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф. 6:21–22).


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle