Источник

Последовательный экзегетический анализ послания

I. Догматическая часть

а) Общее обозрение домостроительства спасения (Еф. 1:3–19)

Вознесши славословие «Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, благословившему нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», Святой апостол Павел рассматривает «наше избрание (в смысле призвания к христианству) в Нем (т. е. в Иисусе Христе) прежде создания мира» (Еф. 1:4).

1)

Во-первых, по отношению к плодам его избрания (Еф. 1:4–9), которые для истинных христиан суть: святость и непорочность пред Ним в любви (Еф. 1:4), усыновление Богу (Еф. 1:5), облагодатствование в Возлюбленном Сыне Его, искупление и прощение грехов кровью Его (Еф. 1:6, 7), и еще – дарование премудрости и разумения тайны воли Божией, т. е. тайны домостроительства нашего спасения (Еф. 1:8, 9).

2)

Во-вторых, по отношению к главной и общей цели избрания (Еф. 1:10), которая есть соединение прежде разъединенных грехом человеческим существ небесных и земных под одним главою Христом («возглавити всяческое о Христе»).

3)

В-третьих, по отношению в лицам избираемым (Еф.1:11–14), которые, сделавшись наследниками царства Христова (Еф. 1:11), должны все – и ранее уповавшие на Христа (т. е. иудеи, ставшие христианами) и только что уверовавшие в Него язычники – все должны послужить «к похвале» или возвеличению «славы Его» (Еф. 1:12), быв «запечатлены обетованным Святым Духом» в крещении (Еф. 1:13), в залог несомненности нашего наследия (Еф. 1:14).

4)

В частности по отношению к Ефесеям (Еф. 1:15–19), за любовь и веру которых Апостол непрестанно благодарит в молитвах своих Бога (Еф. 1:15–16). Но он и еще молит, дабы «Отец славы дал им Духа премудрости и просветил очи сердца их» к полному разумению того, «в чем состоит надежда призвания» христианского, «и как безмерно величие могущества Божия», открывшегося и еще имеющего открыться в верующих христианах (Еф. 1:17–19).

Достойны нарочитого примечания сии благожелательные и молитвенные слова Св. Ап. Павла об Ефесеях в богослужебном отношении. Они, как известно, положены для апостольского чтения на молебном пении «при начатии учения отроков». Выбрав и узаконив такое чтение на все подобные случаи, Христова Церковь, наша всеобщая воспитательница и учительница, хочет выразить ту мысль, что самой высокой и последней целью всякого обучения должно быть познание Господа Бога, приближение к Нему и устремление духа человеческого в ту неземную область, где ждет его истинно разумная и блаженная жизнь в общении с источником всякого ведения, Господом Богом, в Троице славивом. Все иные цели суть низшие и служебные. А ту науку и то обучение, которое забывало бы эту высшую цель свою, Церковь не благословляет и отнюдь не берет под свое покровительство.

б) Величие домостроительства спасения людей в возвеличении их Спасителя (Еф. 1:20–23)

Воскресение, одесную Бога Отца седение на небесах превыше всех чинов Ангельских, покорение всего под ноги Ему и восприятие главенства над всей Церковью – вот моменты славы Христовой, на которые указывает Апостол.

Еф. 1:20–21. «Воскресив (Христа) от мертвых, (Бог Отец) посадил Его одесную себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (т. е. не только в видимом мире, но и невидимом, и не только во времени, но и в вечности). Из сих апостольских слов открывается, что ангельский мир подчинен естеству человеческому в Иисусе Христе, и что Господь Иисус Христос, даже и как человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и человеков.

Вот до какой высоты поднята в лице Христа Спасителя наша человеческая природа!

Еф. 1:22–23. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Темноватость некоторая примечается в последних словах Апостола, но она находит свое объяснение в том именно уподоблении тела и главы его, которое употребляет Апостол для выражения отношений между Христом и Церковью Его. Как в теле нет места, которое лишено было бы живой связи с управляющей главой, или как все члены нашего тела составляют один полный и живой организм, видимый и управляемый головой, так и Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали божественные силы Христовы. «Она полна Христом. Он ее наполняет всю» (Еп. Феофан). Святой Златоуст, с свойственной ему проницательностью, объясняет даже, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только телом Христовым, а Христа ее главою. «Чтобы ты, услышав слово главу, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т. е. Церковь есть полнота) наполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название главы для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу».

б) Величие действий домостроительства Божия в возвеличении спасенных людей из крайнего уничижения (Еф. 2:1–10)

Еф. 2:1–6. Сие величие, по Апостолу, открылось в том, что человечество, «мертвое по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1), «некогда жившее по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе (т. е. дьявола, Еф. 2:2), бывшее «по природе чадами гнева» (Еф. 2:3), Бог, «богатый милостью, оживотворил со Христом, воскресил с Ним, и посадил на небесах» (Еф. 2:4–6), т. е. дал несомненный залог всего этого в однородном с нами и прославленном человечестве Иисуса Христа.

Еф. 2:7–9. Сие притом же без всяких заслуг человеческих, а единственно «по преизобильному богатству благодати Своей в благости к нам» чрез веру во Христа, которая, впрочем, тоже «не от нас, а Божий дар», … «чтобы (от дел) никто не хвалился».

Еф. 2:10. «Ибо мы Его творение, – прибавляет Апостол, – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Т. е. потому и нельзя никому хвалиться, как своей собственностью, добрыми делами, хотя в них и есть наше естественное Богом указанное назначение, что и дела эти в сущности принадлежат не нам, а благодати же Божией, пересоздающей и перерождающей нас в такой степени, что мы являемся как бы новым творением Божиим (сравнить 2Кор. 5:17. Обличения древнему пелагианству и современному католичеству). Блаж. Феодорит пишет: «Апостол сказал здесь “созданы”, разумея возрождение (в крещении)».

Примечание. Почему дьявол называется князем власти воздушной, или властительным князем воздушным (Еф. 2:2)? Не потому, конечно, чтобы воздух был его родной стихией в том смысле, в каком, например, народная фантазия отводит для жилища некоторых духов водяную область (водяные), для других леса (лешие) и проч.; духовная природа дьяволов, как таковая, не имеет общности и существенной связи ни с чем вещественным. Воздух, облегчающий и проникающий со всех сторон населяемую родом человеческим землю, берет Св. Апостол лишь для наглядного изображения обширности и распространенности дьявольской власти. Как нет места на поверхности земной, куда бы не проникал воздух, так нет места, куда бы можно было укрыться от дьявольского влияния живя на земле, и куда бы власть дьявольская не простиралась. Таким образом, дьявольскую область Апостол называет воздушной в том же, очевидно, смысле, в каком ниже самих дьяволов называет духами злобы поднебесными, т. е. всюду рассеянным в поднебесной (Еф. 6:12). Св. Златоуст говорит: «По князю власти воздушные – это говорит Апостол с тем, чтобы показать, что дьявол обитает в поднебесной».

г) Особенное указание действий домостроительства Божия в приложении к Ефесеям, как язычникам (Еф. 2:11–22)

Так как, на основании данных патриархам обетований, иудеи только себя считали избранным народом Божиим, то их крайне соблазняло беспрепятственное (без обрезания) участие язычников в наследии обетований Божиих. Посему Апостол счел нужным раскрыть нарочито для Ефесеев тайну их признания и соединения их вместе с иудеями в одну Церковь Христову.

Еф. 2:11–12. Сначала Апостол указует Ефесеям, сколь они были далеко: «помните, говорит, что вы, некогда (необрезанные) язычники по плоти … были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды (на спасение) и были безбожники в мире (ибо Диана и Юпитер не боги)».

Еф. 2:13–18. Затем – каким образом стали близко. «А теперь во Христе Иисусе» язычники «стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13), т. е. в Церкви Христовой получили одинаковые права с иудеями, ибо Христос «соделал из обоих одно», соединивши тех и других в одну Церковь и отменивши своею смертью закон обрядовый, который служил средостением ограды между иудеями и язычниками. Таким образом, в себе Христос как бы вновь сотворил человечество (Еф. 2:14–15), «примирив обоих (иудея и язычника) с Богом посредством креста, убив вражду на нем (т. е. вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа вследствие их греховности). И сей мир «благовествовал дальним и близким (т. е. язычникам и иудеям), так что и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:17–18).

Далее насколько стали близки язычники. Стали сожителями святых, своими домашними Богу, даже больше – стали жилищем Божиим. Какой еще большей желать и ожидать близости? (Еп. Феофан). Три сравнения употребляет Апостол для объяснения, сколь стали близко язычники (он же).

Еф. 2:19. Первое сравнение: стали близко, как близки между собой и с князем своим сограждане. Это сравнение слышится в словах Апостола (Еф. 2:19): «Итак вы уже не чужие (т. е. иудеям) и не пришельцы (не прозелиты, как это было в ветхозаветной церкви), но сограждане святым (т. е. избранным чадам Авраама, Исаака и проч.).

Второе сравнение: стали близко, как близки члены одного семейства и между собою и с главою. Это сравнение слышится в словах Апостола (Еф. 2:19): «вы … свои Богу», т. е. как бы домашние, к одному семейству принадлежащие.

Еф. 2:20–22. Третье сравнение: стали близко, как близки части здания и друг к другу и к живущему в нем. Это сравнение проводит Апостол, говоря об язычниках; вы уже не чужие «быв утверждены на основании апостолов и пророков, имя Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание (церкви), слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Т. е. вы спасаетесь так же верой апостольской и пророческой, имеете того же начальника и правителя Иисуса Христа, от которого все верующие получают силу и освящение, все таинства и дары Св. Духа, и возрастают в храм и в жилище Божие.

Нарочитого примечания в этом отделении заслуживают апостольские слова:

«Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф. 2:15). Какой закон заповедей и каким учением упразднил Господь? Закон ветхозаветный с его многочисленными заповедями упразднил Господь своим новозаветным учением «о спасающей вере». Сие упразднение нужно понимать, однако же, не в смысле разорения – ибо не разорить, а исполнить закон приходил Господь, – а в смысле заменения его высшим и лучшим законом, который не повелевать только умел и предписывать разные заповеди, но и силы благодатные сообщал к исполнению (Златоуст, Феофилакт). Здесь следует припомнить слова евангелия, что если закон дан чрез Моисея, то благодать и истина чрез Иисуса Христа (Ин. 1:17).

«Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20).

Уместно здесь заметить, что если Христос есть краеугольный камень, на котором создана Церковь, то было бы великим заблуждением провозглашать таковым камнем какие-либо другие личности – как это делают, например, римские католики – по отношению к личности Св. Ап. Петра.

д) Сокровенность тайны призвания язычников (Еф. 3:1–13)

Еф. 3:1–7. О сей сокровенности апостольское внушение для Ефесеев можно изложить вкратце его же словами так. Тайну «домостроительства благодати Божией» о язычниках, «данной мне для вас» (Еф. 3:2), и «мне через откровение возвещенную» (Еф. 3:3), о которой «я и выше писал кратко» (т. е. в 1-й и 2-й главах), за которую «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф. 3:1), вы «можете усмотреть читая» мое послание, и из моих слов теперь уразуметь (Еф. 3:4). Но тайна сия «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» и проч. (Еф. 3:4–7).

Еф. 3:8–13. А «мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, и открыть всем» (Еф. 3:8–9). «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе» (Еф. 3:10–12). Т. е. тайна сей премудрости столь славна, что откровением ее Церковь делается величайшим зрелищем для самых высших ангелов. Так что, – прибавляет Апостол, – «прошу вас не унывать при моих ради вас (т. е. ради возвещения вам сей тайны) скорбях, которые суть ваша слава» (Еф. 3:13).

Можно задаться вопросом, куда ведет всю эту речь свою Св. Ап. Павел, и для чего распространяется о сокровенности тайны призвания язычников, теперь только открытой? Для того, чтобы сильнее расположить Ефесеев к крепкому памятованию о сей драгоценной для них тайне; почему и в начале речи о ней сказал: «помните» (Еф. 2:11). С этой же целью выставляет еще и ту особенность, что проповедь о сей тайне вверена преимущественно ему – Павлу, и ради ее он страдает и терпит узы (Еф. 3:1). Отсюда выходило? Господь пострадал, чтобы разорить средостение и приблизить вас, и тот, кто призвал вас к участию в сем, находится в узах, – а вы останетесь ли невнимательны к сему, и ужели не будете помнить о том? Таково содержание и значение первых 13-ти стихов III-й главы (Еп. Феофан).

е) Молитва Св. Ап. Павла об Ефесеях (Еф. 3:14–21)

Сия молитва есть повторение или продолжение прерванной выше молитвы Апостола об Ефесеях (Еф. 1:16–19). Св. Златоуст говорит по сему поводу: «о чем молился Св. Апостол в начале, того просит и теперь. В начале молился: “да даст вам Бог… Отец … Духа премудрости и откровения в познание Его”. И теперь говорит тоже: «да возможете разумети со всеми святыми». Но в начале умы Ефесян возвысил к высочайшей тайне, теперь сердца их возвышает к бесконечной любви Христовой».

Еф. 3:14–15. «Преклоняя (за Ефесян) колена пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа», Святой Павел говорит, между прочим, что «от Него именуется всякое отечество на небесах и на земле». Это значит, что Отец Небесный есть источник всякой отеческой власти и силы, и что у Него все творения, носящие Его образ – и ангелы и человек – составляют как бы один великий дом или семейство.

Еф. 3:16–17. Сущность же молитвы апостольской в том, чтобы Бог дал Ефесянам крепко утвердиться Духом во внутреннем человеке», т. е. все способности свои покорить вере и воле Божией, и «верою вселиться Христу в сердца их», т. е. чтобы не умом только приняли они веру Христову, но чтобы и сердцем восчувствовали и возлюбили Христа.

Еф. 3:18. И еще: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота» (подразумевается: тайны искупления, т. е. всю неизмеримость ее).

Еф. 3:19. «И дабы» – по уразумении превосходящей разумение любви Христовой – «вам исполниться всею полнотою Божиею», т. е. всеми дарами Божиими.

Еф. 3:20–21. В заключительном славословии Апостол возглашает вечную «славу в Церкви во Христе Иисусе»… Тому, кто действующей в нас силой (т. е. которую мы знаем опытно) может сделать несравненно больше всего, что мы просим, или о чем помышляем.

II. Нравоучительная часть послания

А) Общие основания христианской жизни

1) Правила для всех верующих вообще.

Еф. 4:2–3. Апостол заповедует им: смиренномудрие, кротость, долготерпение, любви исполненную снисходительность друг к другу и единство духа в союзе мира. Далее следуют основания для сего, именно.

а) Еф. 4:4–6. Так как христиане, имея одну надежду спасения, одну веру, одного Бога Отца и одного Господа–Спасителя, составляют одно тело. «Едино тело, един дух, якоже и звании бысте» и проч.

б) Еф. 4:7–10. И так как каждому из верующих, как отдельному члену в организме, для общего и стройного его возрастания, дается особая благодать или дар от умершего, воскресшего и прославенного Христа. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» и проч.

в) Еф. 4:11–13. Для сего-то, т. е. для мирного и любовного созидания и возрастания тела Церкви своей «к совершению святых, на дело служения», Христос и поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями90 (богоучрежденность иерархии – обличение лютеранам!), доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13).

Еф. 4:14–16. Случающуюся рознь и враждебное разномыслие между членами Церкви относя к «хитрому искусству обольщения» от дьявола и лукавых человеков, а самых враждующих изображая людьми неразвитыми и мелкими, Апостол убеждает: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения; но чтобы истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос», и при сем снова приводит в назидание пример живого организма, который, только «при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

2) Внушения христианам из язычников.

Еф. 4:17–20. Апостол заклинает их Господом, чтобы они, как познавшие Христа, более не поступали, как поступают язычники, которые «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией» передались распутству «так что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Еф. 4:21–24. Между тем обратившимся язычником должно быть хорошо известно, что «истина во Иисусе» или учение Его в том и состоит, чтобы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Быть же и стать новыми людьми, по Апостолу, значит:

Быть правдивыми (Еф. 4:25): «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу».

Быть не гневливыми (Еф. 4:26–27). «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».

Быть честным и трудолюбивыми (Еф. 4:28). «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».

Быть скромным и назидательным в разговорах (Еф. 4:29). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Не оскорблять вообще в поведении своем Святого Духа Божия (Еф. 4:30), «которым вы запечатлены в день искупления (т. е. в крещении)».

Быть чуждыми (Ея. 4:31–32) «ярости, и гнева, и крика, и злоречия со всякою злобою», но быть «друг ко другу добрыми, сострадательными и прощать друг друга».

3) Общехристианские побуждения обновить себя для доброты, сострадательности и чистоты взаимных отношений с ближними.

Сии побуждения суть:

Подражание Богу и любовь Христа (Еф. 5:1–2), который «возлюбил нас» до смерти крестной, и «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».

Лишение грешников царствия Божия (Еф. 5:3–7) и гнев Божий карающий их. «Блуд и всякая нечистота» и проч. «не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. … Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый … не имеет наследия в Царстве Христа … За это приходит гнев Божий на сынов противления».

Звание христиан (Еф. 5:8–10), которые «как чада света, должны приносить плоды Духа со всякой благости, праведности и истине, испытывая, что только благоугодно Богу».

Бесплотность и гнусность дел тьмы (Еф. 5:11–14), которые не скрывать, а напротив, выводить нужно на свет обличения и пробуждать спящих во тьме пороков. «Посему» – т. е. потому, что и самым великим и мрачным грешниками возможно проснуться от сна греховного и воскреснуть для новой жизни, – «посему и сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».91

Необходимость благоразумного пользования настоящего дорогим временем (Еф. 5:15–20), которое неуловимо течет (дни лукавы), и в силу этого нужда углубляться в познание того, «что есть воля Божия»; а не упиваться вином, от которого бывает распутство, «наипаче же, исполняться Духа, назидая себя псалмами и славословиями… благодаря за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, и повинуясь друг другу в страхе Божием». Здесь слышится Апостольское указание на разгул языческих оргий. Православная же церковь, полагая чтение сего места из послания к Ефесеям на благодарных молебнах «о получении прошения», хочется внушить, каков должен быть характер христианского веселья, и в чем ему приличнее всего выражаться. Так как во всех радостных случаях и обстоятельствах своей жизни человек склонен бывает выражать свое веселье наружным образом, и по поводу таковых случаев устрояются обыкновенно пиры и торжества, то церковь словами Ап. Павла и возглашает торжествующим, что они как во всех, так и в радостных случаях своей жизни должны яко чада света ходить, не якоже не мудри, но якоже премудри, и не упиваться вином, в нем же есть блуд и проч.

Б) Частные обязанности христианские

1) Мужа и жены (тайна христианского брака, Еф. 5:22–23).

Жены должны повиноваться своим мужьям (Еф. 5:22–24) – «как Господу» (ради Господа. Св. Златоуст). Так как «муж есть глава жены (Быт. 3:16), как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (церкви своей)», то «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (т. е. во всем добром). Итак, какого рода повиновение заповедуется христианским женам? Не рабское и принужденное, а якоже Господу, т. е. искреннее и сердечное, вытекающее из благоговения к самому Господу Богу, установившему такие именно, а не иные супружеские отношения, и указавшему при брачном сочетании жене второе место после мужа.

А как должно быть понимаемо главенство мужа в христианском браке? Только как первенство, неизбежное при всяких союзах и обществах, состоящих их нескольких лиц, а не как властительство, или преобладание в правах, тяготеющее над подчиненными. Муж является естественным главой или первенствующим членом в супружеском союзе потому, что на нем лежит главная тяжесть супружеских обязанностей, которых не может понести жена при относительной нежности своей природы и слабости своих физических сил. Идею такого попечительного и любовного главенства мужчина очень ясно дает понять Св. Ап. Павел. Будучи главою тела Церкви своей, чем еще Христос для него? Он же и спаситель сего тела. Так и муж потому и глава жены, что есть обязательный попечитель ее. Так что с ее стороны не только неосновательно, но прямо нерасчетливо было бы искать равенства с мужем, ибо в этом случае поровну с мужем отяготели бы и не ее плечах непосильные житейские тяжести. Таким образом, в апостольских словах о главенстве мужа над женой слышится не умаление прав женщины, а напротив, ограждение их и защита; для мужчин же слышится внушение их обязанностей, вытекающих из их главенства.

Мужья должны любить своих жен: (Еф. 5:25), во-первых, с верностью, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

Еф. 5:26–27. Во-вторых, должны любить не плотским только образом, а с целью святой, «как и Христос возлюбил свою Церковь, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (произносимого при погружении в крещении: во имя Отца и Сына и Св. Духа. – Св. Златоуст, Феодорит), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна» и проч. По сему примеру и мужья должны заботиться о внутренних достоинствах и нравственной чистоте своих супруг.

Еф. 5:28–30. В-третьих, должны любовь свою выражать в попечительности о жене, как о своем теле – «питать и греть ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». Сим, между прочим, Апостол напоминает всем мужьям библейское основание для любви их к женам, ибо жена «от тела мужа своего взята есть», «плоть от плоти его и кость от костей его» (Быт. 2:23).

Еф. 5:31–32. Степень любви мужа к жене должна простираться до полного единства с ней, на основании древнего закона: «сего ради оставит человек отца своего и метерь» и проч. «Сего ради», т. е. чего ради? Ради того закона, который изречен нашим прародителям еще в раю, т. е. ради того крепкого единения, которое установил Господь между мужем и женой, сотворивши женщину из плоти мужчины, и устремивши одного к другому крепким естественным влечением их природы. На основании сего-то влечения и установился вышеозначенный закон, в первый раз изреченный нашим прародителем, и в силу сего-то закона оставить человек отца своего и матерь свою и проч. Можно спросить, с какой целью Апостол приводит сей закон, говоря о браке? Очевидно, он хочет внушить уважение к сему первому закону, данному по сотворении жены и внедренному в естестве человеческом, дабы расположить брачных людей к крепкому союзу между собой и показать, как ненатуральны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы.

Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь (Еф. 5:32). Что же именно есть таинственного в браке? Сие так изъясняет Св. Златоуст: «Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык, сочетавается с той, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего и предпочитает ее всему. … Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость!»

«Я говорю по отношению ко Христу и у Церкви». Сим прибавлением Св. Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. «Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женой, – как бы так говорил Апостол, – но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковы брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное». Каков же союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение, чтобы не утратить своего возвышенного смысла и священно-духовного значения. Где же и как подаются силы к такому единению? Невидимо и таинственно в христианском браке, когда супруги стоят под венцом у алтаря Господня.92

Еф. 5:33. «Так (т. е. по образу союза Христа с Церковью) каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». Сими словами Апостол делает как бы свод, или общее заключение об изложенных выше супружеских отношениях. Самые характерные черты сих отношений суть: любовь со стороны главенствующего мужа, повиновение и страх со стороны жены. Можно здесь спросить: а повиноваться женам должны ли сколько-нибудь мужья? Если и не супругам, а всем вообще Св. Апостол заповедует «повинуйтесь друг другу в страже Божием» (выше Еф. 5:21); то, конечно, разумные советы и желания жены должны иметь обязательную силу для любящих мужей. Точно также и заповедуя женам повиновение, не его только одно иметь в виду Апостол, как бы исключая любовь жен к мужьям. Напротив, у супругов все должно быть взаимно. Но поскольку в настоящем положении вещей жены наиболее склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья наиболее склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то Апостол и заповедует по преимуществу то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: женам заповедует повиновение, как главную их супружескую добродетель, а мужьям – любовь, как главное основание их прав и обязанностей по отношению к женам.

Еще вопрос: как понимать страх, заповедуемый Св. Апостолом жен по отношению к мужу? Это отнюдь не есть безответная и раболепная боязнь пред властью мужа, а есть нечто иное, как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы чем-нибудь не оскорбить его и не уменьшить любви его. Апостольское слово «да боится» жена – Блаж. Иероним переводит словом «да чтит» жена своего мужа. Конечно и мужу в одинаковой мере должно быть присуще опасение, как бы не потерять любви жены своей, и следовательно своего рода страх относительно ее; но это страх любви же, ничуть не унизительный для мужа и не мешающий его главенству. Вообще же говоря, если уже кому-либо из двух лиц супружеского союза должно принадлежать, по существу дела, первенство и главенство; то по отношению к нему как-то не пристала бы заповедь о повиновении и страхе, что бы ни понималось под этим страшливым и опасливым чувством. Между тем по отношению к лицу не главенствующему, а лишь содействующему и помогающему, т. е. к жене, это выходит весьма натуральным, а потому и Апостол относится к ней с своим назиданием, как к лицу повинующемуся.

2) Обязанности детей и родителей.

Дети (Еф. 6:1–3) должны повиноваться родителям «в Господе», т. е. согласно с волей Господней; тем более, что от сего повиновения зависит благо детей и благословение божие на всю их жизнь, как говорится в заповеди десятословия.

Родители, (Еф. 6:4) «не раздражайте детей своих», т. е. без излишней суровости, должны «воспитывать из в учении и наставлении Господнем».

3) Обязанности рабов и господ.

Рабы (Еф. 6:5–8), должны повиноваться господам своим «в простоте сердца, … не с видимою только услужливостью, … но как рабы Христовы, … от души, … зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный». Мысль Апостола та, что самое униженное звание и положение на земле, каково рабское, может быть путем ко Христу. Политического или социального вопроса о законности или незаконности рабства Апостол здесь не касается.

Господа (Еф. 6:9) должны обходиться со слугами справедливо и снисходительно, «зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия», т. е. на суде у которого внешние и земные преимущества ничего не значат.

4) Заключение нравственной части: всеоружие христианское.

В этом отделении Св. Ап. Павел:

(Еф. 6:10). Во-первых, указует христовым воинам, где источник их силы. Сей источник есть Христос Господь, дарующий верующим власть на змею и скорпию и на всю силу вражью. Посему Апостол говорит: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».

(Еф. 6:11–12). Во-вторых, говорит о характере врагов нашего спасения и их силе: «наша брань не против крови и плоти», т. е. не против людей, по природе своей все же немощных, как бы ни были они злы и хитры (Блаж. Феодор.), – «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Мироправителями называются поднебесные (т. е. повсюдные во вселенной) духи злобы в смысле их зловредности и развратительности в грешном мире, во зле лежащем (Ин. 5:19). Рассеевая зло в людях, они подчиняют их себе, как раборв, и затем властвуют над грешниками, как над своими подданными.

(Еф. 6:13–18). В-третьих, Св. Апостол под разными метафорическими образами описывает всеоружие христианское для брани с духами злобы (броня правды, щиты веры, шлем спасения и проч.), показывая, что способ успешного ведения сей брани состоит в «молитве во всякое время духом» (т. е. в непрерывном бодрствовании).

III. Заключение

(Еф. 6:19–24). В заключении своего послания Апостол просит, во-первых, молиттв о себе, «дабы ему дано было слово … открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Во-вторых, говорит о посольстве к Ефесеям Тихика, дабы он возвестил им «об обстоятельствах и делах его, и тем утешил сердца их. Наконец, посылает мир, любовь и благодать братиям со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа».

* * *

90

Замечательно, что пастырство и учительство Апостол неразрывно соединяет вместе, как бы внушая, что тот и не пастырь, кто не может быть учителем.

91

Сие изречение нигде в Писании не находится в том виде, как приводит его Апостол; и потому полагают, что оно есть свободное изложение в устах апостольских мысли, заимствованной из пророка Исайи… «восстань светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… и проч. (Ис. 60:1)… Еще указывают на Ис. 26:19. «Оживут мертвые твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте» и проч.

92

Что много и часто случается дурных браков в христианстве, это должно смущать никого, точно также, как и то, что много вообще есть недостойных и дурных христиан, хотя в крещении всем подаются силы и возможность быть хорошими христианами. Апостол рассуждает о том, что такое есть христианский брак по существу своему, и каков он должен быть по своей идее, не касаясь того, каким он бывает иногда у христиан на самом деле.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle