Глава VI
Положение Новгорода после татарского нашествия. – Нападение шведов. – Ярл Биргер. – Поход 1240 года. – Образ действий Александра. – Небесная помощь. – Невская победа и ее значение
Радуйся, доблественный в защиту веры и Церкве воителю.
Радуйся, мира безпомощных сильный оградителю.
Радуйся, воинства Свейскаго на брегах Невских славный победителю.
(Акаф., ик 5)
Радуйся, велехвальнаго краля победивый пособием Божиим.
(Канон св. благоверному вел. кн. Александру Невскому)
Тяжело было положение молодого новгородского князя после погромов Батыя. Хотя Новгород и уцелел, но зато он был предоставлен собственным силам и средствам в борьбе с многочисленными врагами, без всякой надежды на помощь из других областей. В прежние годы Ярослав Всеволодович, защищая Новгород, приводил с собою суздальские полки; следовательно, новгородцы сражались не одни94. Теперь Ярославу Всеволодовичу было не до Новгорода... Враги новгородцев – шведы, ливонские немцы и литовцы, спешили воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами. Покорность русских князей татарам, как ни была унизительна и горька сама по себе, однако не приносила бесчестья: русский народ на себе испытал страшную силу татар и ясно видел всю бесполезность какого бы то ни было сопротивления. Можно ли было укорять князей за то, что они подчинялись неотразимой необходимости? Но как оправдать покорность пред врагами, которых неоднократно побеждали русские раньше? Отступить пред шведами, немцами и литовцами, покориться им, – не значило ли это навсегда опозорить себя? Да и в одном ли бесславии заключалась беда? Можно ли было забыть, что за этими ближайшими врагами двигалась страшная сила всего Запада, возбуждаемого непрестанными буллами и энергическими посланиями римского папы? Оставалось одно – положиться на Бога и взяться за оружие. Александр Ярославич во всем объеме сознавал всю опасность, всю ответственность своего положения. Он знал, что он должен быть щитом, прикрывающим родину, уже обессиленную татарами, от других более опасных врагов. Прежние князья, не имея недостатка в военной силе, грудью отражали врагов. Но при изменившихся обстоятельствах, при малочисленности наличных сил одного Новгорода, пришлось подумать о другого рода защите. И вот новгородский князь, едва окончив свадебное торжество, спешит постройкой укреплений на западных границах новгородской земли с целью оградить себя от внезапных нападений95. В то же время, подобно древнему Святославу, Александр Ярославич старается набрать дружину отважных бойцов, людей беззаветной удали, которых среди новгородцев можно было найти скорее чем где-нибудь. «У князя Александра бе множество храбрых, яко же древле у Давыда царя; бяху бо сердца их аки сердца львов». Про него также можно было сказать: каков сам, такова и дружина. Не долго пришлось ему оставаться без дела...
В 1240 году в Новгороде было получено известие, что на Неве появились шведы96.
У новгородцев и прежде не раз были столкновения со шведами из-за Финляндии. Распространяя свое владычество и католическую веру в Финляндии, шведы становились все более и более опасными для Новгорода. Царствовавший в то время в Швеции король Эрих Эрихсон мало занимался делами, и все управление страной находилось в руках знаменитого Биргера. Он происходил из древней могущественной фамилии Фольконунгов. Близкое родство с царствующими домами Швеции и Норвегии давали этой фамилии огромное влияние и несметные богатства. Высшие должности в государстве – ярла, лагмана и др. принадлежали исключительно роду Фольконунгов. Ненасытное честолюбие и жадность были главными чертами этой фамилии. Биргер был женат на сестре короля и за его бездетностью сам рассчитывал занять престол. Его выдающиеся способности позволяли ему питать столь гордые надежды. Со временем ему действительно удалось оказать своему отечеству бессмертные заслуги. Он обеспечил спокойствие в стране, сокрушив силу рода Фольконунгов, производивших междоусобия, и отразив внешних врагов, главным образом пиратов. С необыкновенною предусмотрительностью угадал он место для столицы и основал Стокгольм на острове, лежавшем при входе в Меларское озеро, улучшил законы, исправил судопроизводство, не оставив без внимания даже нравы и домашний быт шведов. Отличаясь железною волей, не отступавшей пред злодеянием и коварством, он сокрушал все препятствия на пути своих реформ. Ненасытный честолюбец, великий герой и мудрый законодатель, он входил решительно во всё и был во многих отношениях истинным благодетелем и преобразователем своего отечества. Но то был век, когда слава и популярность приобретались главным образом громкими военными подвигами. Биргер получил руку Ингерды за боевые услуги против сильного и честолюбивого Фольконунга Кнута Иогансона Долгого, похитившего было престол. За другой более славный подвиг, доставивший его отечеству большие торговые выгоды – за освобождение Любека от нападений датского короля, он был облечен высоким званием ярла и получил бразды правления. Но для достижения конечной цели его честолюбивых стремлений ему нужно было прославиться каким-нибудь выдающимся предприятием. То был, как сказано выше, век крестовых походов. Совершить славный крестовый поход, приобрести славу героя веры и в то же время расширить пределы государства сделалось мечтою ярда. На восточных границах Финляндии происходили смуты по случаю насильственных поступков абоского епископа Томаса. Назначенный главою новообращенных финнов, родом англичанин, он довел финский народ до крайней степени озлобления своей алчностью и жестокостью. Подстрекаемые новгородцами финны-язычники вступили в истребительную борьбу против епископа и совершали страшные неистовства. Они хватали миссионеров, выкалывали им глаза, забивали в голову гвозди, заливали горло растопленным свинцом, бросали в пропасти и на съеденье зверям. Тогда папа повелел архиепископу упсальскому буллою от 9 декабря 1237 года возвестить крестовый поход против язычников-финнов и русских. Закипели сборы в давно желанный поход. Папа Григорий IX именем Всевышнего обещал прощение грехов всем участникам похода, а падшим в бою – вечное блаженство. Приготовления продолжались с лишком два года. В храмах раздавались горячие проповеди, призывавшие к участию в походе. Священники указывали народу на яркую комету, явившуюся на востоке от Швеции, как на указание свыше. «Туда спешите, братья! Вот вам небесная путеводительница к славе, к вечному блаженству!». Призыв не пропал даром. Собралось многочисленное ополчение, к которому присоединилось множество искателей приключений и добычи. Шведы захватили с собою норвежцев и подчинившихся им финнов. Войско сопровождали «честные бискупы», множество духовенства, а во главе ополчения, «пыхая духом ратным», стал сам знаменитый ярл. Точно на турок во Святую землю, с пением священных гимнов, с крестом впереди, ополчение взошло на корабли. Переезд чрез Балтийское море до Або и от Або к устью Невы совершился вполне благополучно. Нева стояла полною в своих зеленых берегах, благодаря весенним дождям, и неприятельский флот гордо вступил в ее воды. Надеясь на многочисленность войска, Биргер рассчитывал прежде всего напасть на Ладогу и, ставши здесь твердой ногой, ударить на Новгород. Покорение новгородской земли и обращение русских в латинство было конечною целью похода. Остановившись при устье Ижор*, Биргер, «загордевся», послал сказать Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю»97... Но этот надменный вызов не смутил юного героя. Богатырские силы проснулись в нем. Он «разгорелся сердцем»98. Вот он – великий подвиг, на который зовет его священный долг. Враги идут терзать дорогую родину и искоренять веру. Их много, но они – грабители, лишь прикрывающие свою алчность священным знаменем служения Богу. Многие из них сами не верят в правоту своего дела, а нечистая совесть – плохой союзник. Своих новгородцев он позовет на защиту родины и святой веры. Это даст им необоримое мужество, это вызовет единодушный порыв на святую брань. Александр Ярославич быстро сообразил все это и не долго предавался скорби по случаю малочисленности своей дружины99. Внезапному нападению следовало противопоставить внезапность отпора и хорошо рассчитанную быстроту действий. Медлить было не время. Враги не за горами, всего в каких-нибудь ста верстах от Новгорода. Все равно – ждать помощи неоткуда. С горстью отборных воинов он ударит на врага и, уповая на Св. Троицу, сокрушит его...
«Жалостно и слышати, – пишет летописец, – яко отец его честный князь Ярослав Всеволодович не бе ведал такового встании на сына своего милаго»100.
Отдав необходимые приказания наличным силам быть готовыми к походу, Александр поспешил в соборный храм св. Софии. Там святитель, окруженный смятенным и плачущим народом, умолял Бога даровать помощь правому делу. Упав на колена пред алтарем, Александр излил свею душу в горячей молитве.
«Боже хвальный и праведный! Боже великий и крепкий! Боже превечный! Сотворивый небо и землю и поставивый пределы языком, и жити повелевый, не преступая в чужия части... И ныне Владыко прещедрый! слыши словеса гордого варвара сего, похваляющась разорити святую веру православную и пролита хотяща кровь христианскую, призри с небесе и виждь и посети нас винограда своего и суди обидящих мя, и возбрани борющимся со мною, и прийми оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш и на Тя уповаем»101!
Принеся теплую молитву Всевышнему, Александр Ярославич принял благословение от владыки Спиридона и, утирая слезы, но с одушевленным и бодрым видом, вышел к своей дружине. Кратко, но исполнено силы и веры было слово, с которым юный герой обратился к дружине.
«Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии во оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог»102!
Настроение всех быстро изменилось. Святое одушевление князя передалось народу и войску. У всех явилась уверенность в торжестве правого дела. Бог не оставит Своей помощью благочестивого князя, возложившего на Него все упование. Горькое разочарование постигнет дерзких врагов, всуе будет их труд103!
Между тем неприятели, не ожидая близкого отпора, бросили якори у устья Ижоры и предались отдыху после плавания. О нападении со стороны Александра они, очевидно, менее всего помышляли, как вдруг 15 июля 1240 года, в день памяти св. князя Владимира, просветившего русскую землю св. крещением, Александр Ярославич явился близ места стоянки неприятелей104.
Не забудем упомянуть, что князь с своей стороны принял все меры предосторожности. По его распоряжению за врагами наблюдал верный слуга Новгорода, начальник приморской стражи, ижорский старшина Пелгусий, названный во св. крещении Филиппом. Это был человек, со всем усердием принявший христианскую веру. Живя среди своих соплеменников, грубых язычников (ижоры – народ чудского племени), он свято исполнял заветы своей новой веры105. Ему удалось высмотреть все расположение неприятельского войска и вовремя сообщить свои сведения Александру. Но Пелгусий имел открыть князю нечто, еще более важное...
«Всю ночь провел я без сна, наблюдая за врагами, – так говорил Пелгусий, удалившись несколько в сторону с Александром. – На восходе солнца я услыхал на воде «шум страшен» и один насад с гребцами. Посреди насада стояли, положив на рамена друг другу руки, святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в насаде, были «яко мьглою одеянии». И рече Борис: «брате Глебе! вели грести, да поможем сроднику своему вел. кн. Александру Ярославичу». Увидав дивное видение и услыхав свв. мучеников, я стоял «трепетом в ужасе», пока насад ушел «от очию»106.
Радостно забилось сердце героя при этом рассказе. В глубоком умилении, проникаясь уверенностью в Божией помощи, Александр тихо проговорил Пелгусию: «Не говори никому об этом, пока не увидим славы Божия»107.
Это было утром 15 июля108. Туман, с восходом солнца, понемногу рассеялся, и наступил день яркий и знойный. Враги ничего не подозревали... Их шнеки лениво покачивались на волнах, привязанные бичевами к берегу. По всему побережью ярко белели многочисленные шатры, и среди всех высоко подымался златоверхий шатер самого Биргера. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и... увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу, – «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи109. Русская дружина прошла, избивая смятенных неприятелей, через весь стан. Вражеское полчище бросилось к берегу и спешило укрыться на корабли. Однако лучшая часть ополчения успела оправиться от внезапного удара, и в разных концах обширного лагеря закипел упорный бой, продолжавшийся до ночи. Но дело врагов было уже проиграно безвозвратно. Новгородцы овладели боем. Искусно распоряжался молодой вождь, среди увлечения боем умевший сохранить ясность соображения, направляя отряды своей дружины; звучно раздавался его голос, наводя ужас на врагов. Храбрейшие из них были избиты. Оставшиеся в живых с наступлением ночи поспешили убрать с поля битвы наиболее знаменитых павших и, наполнивши ими три корабля, с рассветом бежали. На другой день на месте побоища виднелись разорванные шатры, разбросанные трупы и наскоро вырытые ямы, наполненные убитыми, которых, очевидно, пытались предать погребению.
Победа русских была столь неожиданна и решительна, что они, в чувстве смирения, не осмеливались приписать ее своей храбрости и были уверены, что вместе с ними ангелы Божии поражали неприятелей. С удивлением видели они на другой день множество неприятельских трупов на противоположном берегу Ижоры110.
– Кто ж избил их там? – с недоумением спрашивали новгородцы. – Нас там не было...
При возвращении в Новгород Александр Ярославич радостно встречен был ликующим народом, но он прежде всего спешил во храм воздать горячую благодарность Богу.
«Благодарю Тебя, Владыко преблагий, славлю пресвятое Имя Твое, яко не оставил мя еси раба Твоего, и от враг наших избавил ны еси. Ти с пяти быша и падоша, мы восстахом и исправихомся!..»
Как истинный христианин, Александр Ярославич скромно умалчивал о своих подвигах, но, как вождь, он спешил вознаградить своих подвижников. Ничто не ускользнуло от его зоркого взгляда. Лично распоряжаясь боем, он имел возможность видеть подвиги каждого, и сам охотно рассказывал о них, чтобы добрая слава его богатырей не умерла в потомстве. Летописец, рассказавши все ему известное о ходе сражения, прибавляет: «вся слышах от господина своего вел. кн. Александра и от инех, иже в то время обретошася в той сечи»111. «Уважая память Александра и желая почтить память его сподвижников, которых он сам признал достойными этой памяти, – справедливо говорит историк, – мы считаем непременною обязанностью привести этот рассказ теми почти словами, какими он передан в летописи, и тем более находим это необходимым, что рассказ сей, заключающий в себе частью разговор Александра, частью свидетельство других участников Невского боя, превосходно характеризует дух того времени». «Здесь явились в полку великого князя Александра Ярославича шесть мужей храбрых, которые крепко мужествовали с князем. Первый был именем Гаврило Олексич, он наехал на шнеку, и видя, что несут королевича под руки, взъехал до самого корабля по той же доске, по которой несли королевича, и когда, оттолкнувши лодку, сбросили его в море вместе с конем, то он снова бросился к кораблю и вступил в бой с самим воеводою и так крепко бился, что убил и воеводу и бискупа. Другой был новгородец Сбыслав Якунович; этот много раз въезжал в самые густые полчища неприятелей с одним только топором, и так бесстрашно рассекал толпы противников, что все дивились его силе и храбрости. Третий Яков Полочанин, ловчий князя, с своим мечом один ударил на целый полк неприятелей и так мужественно и крепко поражал их, что сам князь похвалил его. Четвертый новгородец, именем Миша, собрав дружину соратников, пеший бросился в море и погубил три корабля шведов. Пятый был некто из младших воинов, по имени Сава, он наехал на большой златоверхний шатер королев и уронил его, подсекши столп, и тем возвестил победу полкам Александровым, которые, видя падение шатра неприятельского, возрадовались. Шестый мужественный воитель был слуга Александров Ратмир, сей пеший бился и погиб от ран, врубившись в толпу шведов»112.
Потери новгородцев были весьма незначительны, всего с ладожанами двадцать человек113. Так недорого обошлась славная победа! Нам невероятными представляются эти известия, «да и не мудрено, – замечает историк, – им дивились современники и даже очевидцы»114. Но чего не может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к родине, одушевленная надеждой на Небесную помощь! Успех русских много зависел от быстроты, неожиданности нападения. В страшном замешательстве и переполохе разноплеменные враги, обманувшись в своей надежде на богатую добычу и раздраженные неудачей, может быть, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою и на другом берегу Ижоры. Но более всего, без сомнения, победа зависела от личных достоинств вождя, который «бе побеждая везде, а непобедим николиже». Недаром современники и потомство дали Александру Ярославичу славное имя Невского. Его орлиный взгляд, его мудрая сообразительность, его юный энтузиазм и распорядительность во время боя, его геройская отвага и разумно принятые меры предосторожности, а главное – Небесное содействие ему всего вернее обеспечили успех дела. Он сумел воодушевить войско и народ. Самая личность его производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до славной Невской победы в Новгород приходил магистр ливонский Андрей Вельвен, «хотя видети мужество и дивный возраст блаженного Александра, якоже древле царица южская прииде к Соломону видети премудрость его. Подобно тому и сей Андрияш, яко узре святого великого князя Александра, зело удивился красоте лица его и чудному возрасту, наипаче же видя Богом дарованную ему премудрость и непременный разум, и не ведяше како нарещи его и в велице недоумении бысть. Егда же возвратился от него, и прииде восвояси, и начать о нем поведати со удивлением. Прошел, рече, многи страны и языки, и видех много цари и князи, и нигде же такова красотою и мужеством не обретох ни в царех царя, ни в князех князя, яко же великий князь Александр»115. Для объяснения тайны этого обаяния недостаточно указания только на отвагу и предусмотрительность. Одновременно с этими качествами в нем было нечто высшее, что неотразимо влекло к нему: на челе его сияла печать гения. Как яркий светильник, горел в нем явно для всех дар Божий. Этим-то даром Божиим все любовались в нем. Прибавим к этому его искреннее благочестие. Подобно слову Божию о Немвроде, он также был воин «пред Господом». Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Всего ярче отражается светлый образ невского героя в летописях, писанных большею частию современниками. Каким теплым чувством, каким, можно сказать, благоговением дышат их безыскусственные рассказы! «Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!»116 – восклицают они. Изображая его подвиги, они сравнивают его с Александром Великим, с Ахиллом, с Веспасианом – царем, пленившим землю иудейскую, с Сампсоном, с Давидом, по мудрости с Соломоном. Это – не риторическая прикраса. Все это подсказано глубоко искренним чувством. Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на святой Руси... И он нашел все это в лице Александра Ярославича. Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утехой и гордостью117. Притом он был еще так молод, так много предстояло ему еще впереди...
Римляне побеждены и посрамлены! – радостно восклицали новгородцы, – не свея, мурмане, сумь и емь – римляне118!!. В этом выражении, в этом названии побежденных врагов римлянами народный инстинкт верно угадал смысл нашествия. Народ прозревал здесь посягательство Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь.
* * *
Беляев. Великий князь Александр Ярославич Невский, 5–6.
«Александр Ярославич с Новгородци сруби город в Шелони». Соф. 1, 247. Новг. 1, 52.
«Приде весть, яко свеи идут к Ладозе». Архивск. 260. Новг. 1, 53. Соф. 1, 251.
Ижора – небольшая речка Петербургской губернии, берет начало из Гатчинских озер. Берега ее круты, течение извилисто. Вероятно, в старину при устье ее было большое селение. Ганзейские корабли, приходя с моря, здесь, по всей вероятности, останавливались для перегрузки товаров, чтобы чрез Ладожское озеро идти далее в Волхов, к Новгороду.
Соф. 1, 251. Лавр. 205. «Богомерзкий краль части римския, иже от полунощныя страны – ведяше окаянный тогда отъинуду пленение в Руси – хотя оставшую Русь поглотити». Архивск. 260.
Там же. Сказание, 5.
«Возскорбе во уме своем, яко человек, понеже по случаю некоего Божия промысла воинство Александрово в Новегороде в то время мало обретеся; яко всем воям Новгородским по многим градом и селом живущим незапно нападение». Рук. жит.
Соф. 1, 252. Лавр. 205.
Степен. кн. 1, 359. Лавр. 205. Соф. 1, 251. Архивск. 261 и на обороте. В сказании: «Паде на колено пред олтарем», 5.
Там же. В сказании: «Идя ис церкви, утирая слезы», 5.
Степен. кн. 1, 358. Новг. 1, 53. Новг. IV, 35.
Гиэрн относит битву к 1245 году, но, по нашим летописям, она происходила в 1240 году. Hiarn. Lifland. Chronic. in monument. Livoniae, p. 123.
«Всприят святое крещение, и живяше посреде рода своего погана суща... живяше же богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчьбе». Соф. 1, 252. В сказании: «Поручена бысть ему стража утреничная морская». 6.
Лавр. 205–206. Пск. II, 3. Соф. 1, 252–253. Сказание, 6: «Бы-ста руки своя держаща на рамех».
Там же.
Соф. 1. 252–253. Новг. 1, 53. Сказание, 8. «Восходящу солнцу сступишась».
Лавр. 206. Новг. IV, 35. Степен. кн. 1, 360. «Бысть бой силен зело ужасен и страшен». Архивск. 263.
Интересно рассуждение жизнеописателя: «Бысть же в то время чудо дивно, яко в древняя дени при Езекии цари, егда прииде Санахирим царь Асурийскый на Ерусалим, хотя пленити святый град, и внезапу прииде Ангел Господен и изби от полка Асурийска 100 и 80 и 5 тысящь, и вставше утро и обргтоша вся трупия мертвых; такоже и при победе великого князя Александра Ярославича, егда победи короля об он пол реки Ижеры, иде же и не проходно полку великого князя Александра Ярославича, и тамо обретошася много множество избиеных от Ангел Божиих, обретохом много трупия избиеных мертвых лежаще». Соф. 1, 254. Лавр. 206.
Лавр. 206.
Беляев. Великий князь Александр Ярославич Невский, 9–10.
Новг. 1, 53. Архивск. 264 и оборот.
Беляев. Великий князь Александр Ярославич Невский, 10.
Нам неизвестны ни причина, побудившая магистра ливонских рыцарей побывать в Новгороде, ни сущность переговоров, веденных им с Александром. Вероятно, дело шло об улажении каких-нибудь споров новгородцев с ливонцами. Наши летописи передают далее, что магистр донес славу о доблестях Александра до «Короля части римския» и побудил его к войне с Александром. Лавр. 205. Пск. II, 3. Новг. 1, 53. Соф. 1. 250. Степен. кн. 1, 358. Пролог 23 ноября. Архивск. 259–260. «Услышати приятно», замечают жизнеописатели, говоря об отзыве магистра Арндт: Der Liefland. Chronik. II, 42, 45. Бонель. Russisch-Liwlandisch. Chronographie, I, 5. 58, 2, 73, 76. Мы знаем другой подобный же случай из русской истории: в 1610 году шведский полководец Делагарди, рыдая над гробом безвременно погибшего князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, говорил русским: «Московские люди, не только на Руси вашей, но и в землях моего государя не видать мне такого человека!»
Соф. 1, 249. Лавр. 204. Пск. II, 2.
Лавр. 204–207. Новг. 1, 51–54. Степен. кн. 1, 357–363. Пск. II, 2–4. Фрибе. «Handbuch der Geschichte L.E. и К. 163: «In Russland stand jetzt ein Held auf, dessen Name noch jetzt bei dieser Nation ehrwurdig ist. Dies war Alexander Newsky». «Оттоле же обыче зватися св. Александр Невский». Архивск. 265.
«Изби множество безчисленое Римлян». Соф. 1, 253. Архивск. 264, на обороте.