Источник

О святости и почитании храмов Божиих

«Святилище Мое чтите: Я Господь“ (Лев. 19: 30).

«Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем“ (Мф. 23: 21).

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (Мр. 11: 17).

«Храмом Божиим,“ или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом,» Его «жилищем“, местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием“.

I

Сектант: Не нужно никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо

каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы“ (1Кор. 3: 16). «Вы храм Бога живаго“ (2Кор. 6: 16–18. См. еще: 1Петр. 2: 5. Ефес. 2: 21 и Евр. 3: 6).

Объяснения православного: В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа (1Кор. 7: 40) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостоивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3: 1), шли вместе в храм в час молитвы девятый“. «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его“ (то есть Христа). (Деян. 22: 17–18). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим“ в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас“, а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана“ (Иоан. 13: 27).

Что касается места из второго послания к Коринфянам (гл. 6: 16–18), то дальнейшее чтение его само достаточно опровергает заблуждение сектантов, говоря: «вы храм Бога живаго“, св. Апостол поясняет: «как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом“ (Лев. 26: 12). Слова «вселюсь в них» относятся к Израильскому народу, к ветхозавеным людям, которых, Апостол, очевидно, тоже называет «храмами“, однако и у них был свой вещественный рукотворенный храм в Иерусалиме. Следовательно, как ветхозаветные, так и новозаветные люди, называются в Писании «храмами“ в смысле духовном, чем вовсе не отрицается возможность и необходимость существования у них храмов рукотворенных.

Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божиими“, то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» (Ефес.2: 22) и «домом“ (Евр. 3: 6), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью“ и «светом“: «Вы соль земли»... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель (Мф. 5: 13–14); но кто же из сектантов, на основании этих слов откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами“, отвергать рукотворенные храмы.

2) Сектант: Излишне строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18: 20).

Объяснения православного: Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божиих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос.

Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати“ (Деян. 1: 14–16). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум (Лук. 24: 33–32), или трем ученикам (Иоан. 21: 1–2), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Иоанн. 20: 19 и 26), и даже более, чем одиннадцати (Лук. 24: 33–51), «потом явился более, нежели пятистам братии“ (1Кор. 15: 6. См. еще Деян. 1: 15–16 и др.).

Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа Его не было, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“. В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божиих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает.

3) Сектант: Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу“ (Иоан. 4: 21),

Объяснения православного: Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Map. 11: 15–16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (ст. 13), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали Самаряне (Иоан. 4: 20), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев (Втор. 12: 13–14), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа, да у сектантов, врагов креста Христова.

4) Сектант: Не нужно xpaмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?“ (Деян. 7: 48. Иса. 66: 1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенны храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17: 24–25).

Объяснения православного: Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назорей разрушит место сие“ (Деян. 6: 13–14), το есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет“,. что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом (Пс. 138: 7–10), что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу“, то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки“ (Иез. 43: 5–7).

В словах же ап. Павла, сказанных язычникам – Афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах, и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище (Дан. 14: 6–11), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить Афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет“, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно.

Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище“ Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм который я построил имени Твоему“ (3Цар. 8: 27). Далее Соломон просит Господа, чтобы Он услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них“ (3 Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни“ (3Цар. 9: 1–3).

Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят.

Так и мы, православные христиане, верим что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потомуто и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет». И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их“ (Исх. 25: 8). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» (Лев. 26: 11). «Он (Соломон) построит дом имени Моему» (2Цар. 7: 13). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки“ (3Цар. 8: 13).

Сам Спаситель учил, что храм свят потому, что он – жилище Божие: «Горе вам, вожди слепые,которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые, что больше: золото или храм, освящающий золото?... Клянущийся храмом, клянется им и Живущим в нем“ (Мф. 23: 16–21).

5) Сектант: Не нужно xpaмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно“. (Мф. 6: 6).

Объяснения православного: Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную частную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь молиться, чтобы показатъся пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою“ (ст. 5).

Не только св. Апостолы, молившиеся в храме (Лук. 24: 53. Деян. 22: 17–18), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Map. 12: 44), и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь (Лук. 18: 10–14) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме.

6) Сектант: Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляли по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца «(Деян.2: 46).

Объяснения православного: Это неверно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы“, или «церкви“ (Деян. 1: 13–36 и 20; 8), где считалось неприличным есть и пить, как в обыкновенных домах (1Кор. 11: 22). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам“ по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском неверовавшие во Христа Иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме“ (см. еще 22: 17–18).

7) Сектант: Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господенъ“ (Иер. 7: 4).

Объяснения православного: Этими словами Господь не отвергает храма, который Он назвал «жилищем“ Своим, о котором Сам сказал, что Он «освятил“ его, чтобы пребывать имени Его там вовеки. Здесь Господь грозит Евреям тяжко наказать их за их грехи и предостерегает, чтобы они не надеялись, что Он пощадит их потому только, что у них есть святый храм Его: «Как! вы крадете, убиваете, прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говорите: «мы спасены“, чтобы впредь делать все эти мерзости... И ныне, так вы делаете все эти дела..., то Я так же поступлю с домом сим (то есть разрушу его), над которым наречено имя Мое“ (Иер. 7: 8–15).

И действительно, за грехи Израиля Господь привел в исполнение Свою угрозу: великолепный храм Соломонов до основания был разрушен Навуходоносором, царем Вавилонским, и народ был отведен в плен (4Цар. 25: 8–10. 2Пар. 36: 18–19), но потом Господь смиловался над Израилем: народ возвращен был из плена, и Ездрою был выстроен новый «дом Господа Бога Израилева“ (1 Ездры 1: 1–3. 5: 2), «дом Божий в Иерусалиме“ (5: 2). «И слава этого последнего храма была больше, нежели первого, ибо в него пришел Желаемый всеми народами“ (Агея 2: 6–9)

Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах пророка Иеремии Господь не отвергает храма Господня и почитания ero, а грозит Израильтянам лишить за их грехи величайшей их святыни, – храма Божия (Иер. 51: 11).

8) Сектант: Господь еще в Ветхом Завете предсказывал, что храм Иерусалимский, как не нужный, будет разрушен: ..Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» (3Цар. 9: 7–8).

Объяснения православного: Из предыдущего стиха (6-го) видно, в каком случае Господь грозил разрушить храм Иерусалимский: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то... храм отвергну“.

А из последующего (9-го) стиха еще яснее видно за что Господь мог бы разрушить храм Иерусалимский: «За то, что они (Израильтяне) оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им“.

Из пророчества же Иеремии мы видим, что храм был «любезен» для Господа и что Он наказал Вавилонян именно за разрушение храма Его: «острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтоб истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его“ (Иер. 51: 11).

9) Сектант: Сам Христос отверг храм, когда сказал о нем одному из Своих учеников при выходе из храма : «Видишь сии великия здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне“ (Марк.13: 1–2).

Объяснения православного: Не мог Христос отвергнуть тот храм, о котором Сам сказал: «дом Мой дом молитвы наречется для всех народов“ (Map. 11: 17). В приведенных словах Христа Спасителя высказано лишь пророчество о разрушении Иерусалимского храма за неверие еврейского народа в пришедшего Мессию, а вовсе не о всех будущих христианских храмах, ибо Христос ясно говорит, когда произойдет это разрушение: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей (это поколение), как все сие будет» (Map. 13: 30).

Как во время прор. Иеремии Господь грозил разрушить за неверие и грехи Израиля храм Соломонов, так теперь Господь снова грозит за еще большее неверие Иудеев, сделавших «дом Его вертепом разбойников», и за то, что Он «пришел к своим и свои Его не приняли“ (Иоан. 1: 11), разрушить и второй храм, созданный во имя Его Иезекией: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст“ (Мф. 23: 37–38), «ибо приидут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего“ (Лук. 19: 41–44).

Угроза и пророчество Христа исполнились: в 70 году по Рождестве Христовом римский полководец Веспасиан разрушил Иерусалим и сжег храм его; с храмом пропало и государство иудейское: Евреи разсеялись «по всем народам от края земли до края земли“ (Втор. 28: 64). Исполнились и слова Господа, сказанные чрез пророков Иеремию и Иезекииля: «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей, отдал в руки врагов его“ (Иер. 12: 7). «Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча“ (Иез. 24: 21. См. Пс. 73: 3–4. 78: 1–4).

Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа.

Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2: 1–4), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе“ (От. 13: 6), как хулят и теперь слуги его, сектанты, жилище Божие и живущих на небе святых угодников Божиих. Это обличающее сектантов место Св. Писания ясно показывает, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии вселенной.

10) Сектант: Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей“, предлагал Он иудеям (Иоан.2: 19).

Объяснения православного: Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну eго“. Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего“ (ст. 21-й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками (Лк. 19: 41), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом“ Его (Мр. 11: 15–17). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно“ (Мр. 14: 55–59), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский.

11) Сектант: Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения“ (1Тим. 2: 8).

Объяснения православного: В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде.

На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздевая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву“ (1: 11).

Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

II. Вопросы и ответы православного

1) Кто повелел людям строить храмы Богу?

Сам Бог: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения: от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их“ (Исх. 25: 1–8–9. 1Пар. 22: 19).

«Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет от чресл твоих, – он построит храм имени Моему“ (2Пар. 6: 8–9).

О новозаветных же храмах Сам Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Иоан. 4: 21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (Map. 11: 17), το есть все христианские народы должны иметь дома Господни, или храмы Божии для молитвы.

2) Как Св. Писание называет храм Божий?

Оно называет его: а) «церковью“, ибо в храме собирается живая церковь – верующие христиане: «Целый год собирались они (Св. Апостолы Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей“ (Деян. 11: 26). «Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?“ (1Кор. 11: 18–22 и 14: 34–35).

б) «храмом Бога“, созданным имени Его: «Сын твой, который произойдет от чресл твоих, – построит храм имени Моему“ (2Пар. 6: 9). «И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег завета Его в храме Его“ (Откр. 11: 19). «Какая совместимость храма Божия с идолами?“ (2Кор. 6: 16).

в) «престолом Божиим»: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня, и сказал мне: сын человеческий! Это – место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 5–7).

г) «жилищем Божиим»: «И поставлю жилище Мое среди вас“ (Лев. 26: 11). «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это – покой Мой на веке: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его“ (Пс. 131: 3–5 и 13–14. Пс. 77: 5. 2Пар. 29: 6. Иез. 37: 26–27).

д) «святилищем“: «И устроят они (Израильтяне) Мне святилище, и буду обитать посреди их“ (Исх. 25: 8. Пс. 95: 6).

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?“ (1Кор. 9: 13 и Пс. 73: 3. 77: 68–69. Иез. 5: 11, 12, 14. 37: 26–27).

е) «домом Божиим“ и «домом отца“: «Ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении“ (Аггей 1: 5–11 и Map. 11: 17. Аггей 2: 3–7). «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» (Иер. 12: 7).

ж) «святым», освящающим другие предметы: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины“ (Пс. 78: 1. Исх. 30: 1–29). «Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?“ (Мф. 23: 16–17).

з) «домом молитвы для всех народов“: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (Map. 11: 17).

3) Откуда еще видно, что храм – место святое, что его нужно чтить, поклоняться и молиться пред ним?

«Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92: 5). «И сказал ему (Соломону) Господь: Я услышал молитву твою, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни“ (3Цар. 9: 2–3. Исх. 40: 9. 2Пар. 7: 12–16).

«Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа“ (Пс. 133: 2. 3Цар. 8: 38).

«Святилище Мое чтите: Я Господь“ (Лев. 19: 30. 26: 2).

4) Откуда видно, что храм Божий чтили Христос и Апостолы?

Христос сказал, что храм принадлежит Отцу Его: «или вы не знали, что мне должно быть в том (в храме), что принадлежит Отцу Моему“ (Лк. 2:; 49). Иисус, вошед в храм, начал прогонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул. И не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников?“ (Map. 11: 15–17). Спаситель говорил, что храм Божий дороже всякого золота, ибо в нем живет Господь: «Безумные и слепые что больше золото или храм освящающий золото?.. Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем“ (Мф. 23: 17).

«И пребывали (Апостолы) всегда в храме, прославляя и благословляя Господа“ (Лук. 24: 53. Деян. 2: 46), «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его“ (Деян. 22: 17–18). «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения“ (Деян. 24: 11).

5) Откуда мы знаем, что искренние молитвы в храме спасительны?

«Да пошлет тебе помощь от святилища Своего и с Сиона да подкрепит тебя“ (Пс. 19: 3). «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь... Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой“ (Лук. 18: 10–14).

6) Откуда мы знаем, что в храме – особенное присутствие Бога, что Бог живет преимущественно в нем Своею благодатью?

«Это место престола Моего и место стопам ног Моих“ (Иез. 43: 5); самое любезное для души Моей“ (Иер. 12: 7). «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни“ (3Цар. 9: 2–3, Деян. 22: 17–18).

Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем“ (Мф. 23: 21). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его; Я живу на высоте небес и во святилище“ (Иса. 57: 15).

7) Где Писание учит, что нужно жертвовать на Храм?

«Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их“ (Исх. 25: 1–8. Мал. 3: 9–11).

О пожертвованиях на храм читаем в св. Писании следующее: «и взял священник Иодай ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его... и полагали туда все серебро, приносимое в дом Господень“ (4Цар. 12: 9–15). «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, как Он дал тебе“ (Вт. 16: 16–17).

«И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила болъше всех, клавших в сокровищницу: ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое“ (Марк. 12: 41–44).

8) За что Бог разрушил сперва храм, выстроенный Соломоном, а потом Езекией?

За нечестие Евреев и их невериие в пришедшего Мессию-Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется дом ваш пуст!» (Мф. 23: 37–38). «Ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего“ (Лук. 19: 41–44).

9) Что сказал Христос о дальнейшей судьбе храма среди христиан?

Сказал, что вместо разрушенного Иерусалимского храма будут везде выстроены у христиан для молитвы другие храмы Божии: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу“ (Иоан.4: 21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (Map. 11: 17). «И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и возсоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое“ (Деян. 15: 15–17).

10) До каких пор будут существовать у христиан храмы?

До конца мира и второго пришествия Христа, когда явится враг всего рода человеческого – антихрист, осквернитель храма Божия: «День тот (день второго пришествия Христа) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога“ (2Фес. 2: 3–4), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе“ (От. 13: 6).

Православный христианин! Твердо помни и не забывай, что только у неверующих во Христа и у несчастных сектантов, вагов креста Христова, нет храмов Божиих, ибо о храме Своем Сам Христос сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“ (Марк. 11: 17), а у них его нет.

Посещая храм Божий, вместе со св. Давидом смиренно молись: «Войду в Дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем“ (Пс. 5: 8).

«Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господнем, во дворах Бога нашего. Аллилуия!“ (Пс. 134: 1–2).

«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его“! (Пс. 26: 4).

III

1) Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в нем живой церкви, иногда называется в св. Писании «церковію“: Деян. 11: 26. I Кор. 11: 18–22 и 14: 34–35.

2) Строить храмы повелел Сам Бог еще в Beтхом Завете: Исх. 25: 1–9. 2Пар. 22: 19. 6: 8–9.

3) Господь живет в храме: 3Цар. 9: 2–З. Иса. 57: 15. Иез. 43: 5. Мф. 23: 21.

4) Поэтому храм великая святыня и ему усвояются священные названия. Он именуется: «храмом Бога“: 2Пар. 6: 9. От. 11: 19; «престолом Божиим»: Иез. 43: 5–7, «жилищем Божиим»: Лев. 26: 11. 2Пар. 29: 6. Пс. 77: 58. 131: 3–5 и 13–14. Иез. 37: 26–27; «святилищем»: Исх. 25: 8. Пс. 73: 3. 77; 95; 6: 68–69. Иез. 5: 11–12, 14. 37: 26–27: «домом Божиим и домом Отца“; Иер. 12: 7. Аггей 1: 5. 3: 1. Мр. 11: 17; «святым и освящающим“: Пс. 5: 8. 78: 1. Мф. 23: 16–17; «домом молитвы для всех народов»: Мр. 11: 17.

5) Пред храмом должно молиться и поклоняться: Пс. 5: 8. 133: 2. 3Цар. 8: 38.

6) Господь помогает и прощает грехи людям, молящимся в храме: Пс. 19: 3. Лк. 18: 10–14.

7) Ha храмы нужно жертвоватъ: Исх. 25: 1–8. Мал. 3: 9–11. Мр. 12: 41–44.

8) Господь разрушал храм в наказание за великие грехи Израильского народа: Мф. 23: 37–38. Лк. 19: 41–44.

9) Храм Божий чтили, в нем молились Сам Христос и Апостолы: Мр. 11: 17. Иоан. 2: 14–16. Лк. 24:53. Деян. 26 46. 22: 17–18. 24–11.

10) Христос и Апостолы учили, что храмы будут у всех христиан до конца мира: Иоан. 4: 21. Мр. 11: 17 и 2Фес. 2: 3–4.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle